Методическая разработка "Особенности развития вокально - хоровых навыков у старших дошкольников"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

основные направления и задачи  отраженные в данной  разработке

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОСОБЕННОСТИ  РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ  ДОШКОЛЬНИКОВ

В последние несколько лет возрос интерес к хоровому исполнительству. Это обосновано тем, что хор стал играть большую роль в разных жанрах  музыки.  Но, чтобы добиться необходимого высокого уровня вокального исполнения в хоре, необходима большая музыкальная педагогическая работа с певцами. Вокалистов необходимо воспитывать с самого раннего возраста, развивая у них необходимые вокально-хоровые навыки.

Вокальная работа в детском хоре имеет свою специфику по сравнению с работой во взрослом хоре. Эта специфика обусловлена, прежде всего, тем, что детский организм в отличие от взрослого находится в постоянном развитии, а, следовательно, изменении. Многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте не только не вредно, но и полезно. Речь идет о пении, правильном в вокальном отношении, что возможно при соблюдении определенных принципов. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильно проводимое пение укрепляет здоровье детей

В системе разнообразных хоровых коллективов значительное место занимают детские хоры. Воспитание вокально-хоровых навыков в хоре, состоящем из старших дошкольников,  задача весьма трудная. Это бывает сложно из-за того, что у детей часто не хватает не столько умений и навыков, сколько внимания и выдержки. Правильное певческое развитие, с учётом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса, способствует развитию здорового голосового аппарата. Для развития и воспитания детского голоса музыкальному руководителю  необходимо знать голосовые и певческие возможности ребёнка. У старших дошкольников происходит становление характерных качеств певческого голоса, поэтому тембры детских голосов должны постоянно находиться в центре внимания музыкального руководителя.

Воспитание вокально-хоровых навыков требует от хористов постоянного внимания, а значит, интереса и трудолюбия. Большинство специалистов  различными путями приходят к одной простой истине: детский голос, обладающий своеобразием тембров, находится в постоянном развитии и изменении в зависимости от роста организма ребенка.

Задача  развития детского голоса при коллективном обучении пению усложняется  тем, что кроме вокальных навыков необходимо заботиться  и о хоровых,  которые формируются параллельно и оказывают влияние друг на друга.  На начальном этапе работы первой хоровой задачей педагога является приведение хора к общему тону, т.е. выработка унисона. Вырабатывая полную слитность унисона, музыкальному руководителю придется следить и за точностью произношения гласных звуков, так как полный унисон — это верность интонирования на правильно произнесенном гласном звуке в его сочетаниях с согласными звуками.

Необходимо следить у детей за правильной певческой постановкой - это правильное положение корпуса при пении, от которого в большей степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

Стулья должны соответствовать росту детей. Разучивать песни с детьми надо сидя. Во время пения дети должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинкам стульев, так как в таком положении у них лучше работают дыхательные мышцы. Ноги стоят под прямым углом к полу. Руки лежат свободно между животом и коленями. Голову нужно держать прямо, без напряжений шейных мышц; не следует опускать или запрокидывать ее назад. Рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, "белого" звука. Нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны и упруги.

А уже разученные песни можно петь стоя, так как в таком положении дыхательные мышцы работают активнее и звучность пения заметно улучшается.

«Искусство пения - есть искусство дыхания». Певческое дыхание развивается медленно вместе с развитием всего организма. В работе с детьми следует пользоваться необходимыми принципами дыхания: спокойный, умеренный глубокий вдох, небольшая задержка перед началом звука, плавная подача дыхания и умение его распределить.

На первых порах музыкальному руководителю следует постепенно приучать ребёнка к основным приёмам дыхания, не вдаваясь в какие- либо физиологические и анатомические объяснения. Необходимо, чтобы дети с первых занятий усвоили, что самое важное в пении заключается не в том, чтобы набрать большое количество воздуха, а в том, чтобы расходовать его медленно, сдержанно и постепенно. В песни вдох и выдох зависят от содержания песни. Если песня затяжная, надо научиться расходовать воздух очень разумно, экономично, чтобы его хватило на всю фразу. Если песня быстрая и в ней нет пауз, надо успеть вздохнуть между фразами, взяв немного воздуха. Нельзя делать вдох посреди слова, так как это нарушает его смысл. Учитывая небольшую ёмкость детских лёгких, музыкальный руководитель должен добиться хорошего распределения дыхания в упражнениях и песнях.

При правильной постановке голоса нужно учитывать возрастные особенности детей. Развитие голоса ребенка тесно связано с его ростом. Каждая стадия этого развития имеет свои характерные особенности. Это необходимо учитывать руководителю детского хора для того, чтобы правильно подобрать репертуар, поставить в каждом случае соответствующие возрасту художественно-исполнительские задачи

. При выборе хорового репертуара нужно учитывать физиологические и психологические особенности детей. Произведение должно быть, прежде всего, доступным для исполнения. Доступность репертуара предполагает восприятие детьми образного строя произведений. Очень важно, чтобы детям было понятно и интересно то, о чем они поют. От того что будут петь дети зависит то, как они будут петь. Чтобы правильно подобрать репертуар педагог должен помнить о задачах, поставленных перед хором и выбранное произведение так же должно быть направлено на отработку некоторых навыков. Репертуар должен отвечать таким требования:

1) Носить воспитательный характер

2) Быть высокохудожественным

3) Соответствовать возрасту и пониманию детей

4) Соответствовать возможностям данного исполнительского коллектива

5) Быть разнообразным по характеру, содержанию

Брать сложные и объёмные произведения не следует. Для детей, которые будут петь это, может оказаться неразрешимой задачей, и это обязательно скажется на продуктивности в их работе, и может повлечь за собой утомление, безинтересность к делу которым он занимается, в некоторых случаях даже отчуждение от хорового пения вообще (зависит от характера) ребёнка. Но сложные произведения должны входить в репертуар,

их следует брать с осторожностью и с учётом всей последующей работы. В то же время большое количество легких произведений должны быть в репертуаре ограниченно, так как лёгкая программа не стимулирует профессиональный рост. А так же естественно он должен быть интересен детям, это даёт даже некоторое облегчение в работе, так как дети будут стремиться как можно лучше работать и прислушиваться к каждому слову руководителя.

Хорошее пение как искусство является результатом продолжительной работы. По ходу разучивания песни дети получают элементарные сведения о музыке, средствах музыкальной выразительности; при разборе содержания знакомятся с основными терминами, определяющими характер произведения, темп, динамику; исполнение упражнений или вокальных приемов должно быть осознанным детьми с точки зрения механизма звукообразования и целесообразности их использования. Совершенно ясно, что развитие певческого голоса детей может быть эффективным на основе правильного пения, в процессе которого должны формироваться основные вокально - хоровые навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дифференцированный подход в развитии вокально-хоровых навыков у дошкольников"

Данный материал можно использовать как на родительском собрании,так и в работе с педагогами ДОУ...

Статья на тему "Особенности развития вокально - хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста".

В статье рассматриваются особенности слуха и голоса детей 5 -7 лет, а также определяется последовательность формирования вокально - хоровых навыков....

методическая разработка «Особенности освоения упражнений с фитболами старших дошкольников с разным уровнем развития двигательных качеств»

Главная цель упражнений на фитболах — укрепление опорно-двига­тельного аппарата, создание мышечного корсета, улучшение по­движности в суставах, создание оптимальных условий для развития ...

Методическая разработка по развитию связной монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития

Особенности формирования речевой деятельности, процесса овладения языком и навыками связных высказываний у детей с ЗПР до сих пор остаются недостаточно хорошо изученными.В практике коррекционной педаг...

Методическая разработка "Развитие вокально-хоровых навыков у дошкольников"

Методическая разработка "Развитие вокально-хоровых навыков у дошкольников"...