Статья на тему "Особенности развития вокально - хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста".
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Гвоздева Анастасия Евгеньевна

В статье рассматриваются особенности слуха и голоса детей 5 -7 лет, а также определяется последовательность формирования вокально - хоровых навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razvitiya_vokalno.docx26.59 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития вокально – хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Исследования взаимосвязи слуха и голоса ведутся многими учеными. Доктор Е. И. Алмазов, изучающий природу детского голоса подчеркивает особое значение развитого слуха для правильной вокальной интонации. Анализируя несовершенное качество детского пения, он называет причины (дефекты слуха, больное горло, отсутствие связи между слухом и голосом) и говорит о необходимости своевременных врачебных осмотров и лечения этих заболеваний. Слух совершенствуется, если обучение поставлено правильно.

Развитие у детей вокально – хоровых навыков связано с задачей очень осторожного развития детского голоса и сохранения его естественного звучания.

Детский голос обладает особыми качествами, отличными от качеств голоса взрослых. У детей дошкольного возраста голос еще не сформирован и слаб. Место голосовой мышцы занято соединительной тканью, железами, сосудами. Детские голосовые связки короткие и тонкие по сравнению со связками взрослых. Гортань с голосовыми связками в 2 – 2,5 раза меньше, чем у взрослого. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый. Он усиливается резонаторами. Различают верхний голосовой резонатор (полости глотки, рта и носа) и нижний, грудной (полости трахеи, бронхов).

У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому детский голос очень легкий, не сильный, но звонкий.

Резонаторы придают звуку разную окраску. При неправильном извлечении звука, например, при его форсировании, голос у детей приобретает неприятное низкое звучание. Легкие ребенка поют, как правило, фальцетом. Они малы по объему – отсюда естественная ограниченность детского голоса. Чрезмерно громкое пение гибельно отражается на голосовых связках детей. Малейшее форсирование, напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую легкость, приобретает неприятный горловой характер и переходит в крик.  

Понятие высоты и громкости звука неоднозначны. Звук кажется нам тем громче, чем он выше и чем больше содержит в своем спектре высоких призвуков. Мышечная сила детей дошкольного возраста еще очень слаба и при пении значительная ее часть затрачивается на преодоление инерции окружающего воздуха. Если требовать, чтобы ребенок пел громче, он вытягивает шею, причем гортань под напором воздуха поднимается, кровеносные сосуды на шее переполняются кровью, а сосуды, расположенные в голосовых связках, от напряжения могут даже лопнуть. Кровоизлияние в толщу голосовых связок влечет за собой неровности краев связок и длительную хрипоту. Громкое пение, крик не только портят голосовые связки, но и понижают слух.

Для пения дошкольников, голос которых находится в чисто детской стадии развития, характерно голосовое фальцетное звучание, лишенное какой-либо насыщенности (бестембровое). Невелик и диапазон детских голосов. Они лишены грудного звучания, которое обычно дает качество полноты и насыщенности.

Педагогу важно знать, что происходит с голосовым аппаратом ребенка при естественном звучании голоса (фальцетном) и при напряженном (грудном), чтобы не делать ошибок в работе. Установка высокого звука происходит при участии обеих групп мышц. При грудном регистре в большой степени имеет место сокращение вокальных мышц, и голосовые связки колеблются всей массой (вибрируют). Получается полное закрытие голосовой щели, т.е. плотное примыкание голосовых связок друг к другу. У дошкольников при этом задерживается дыхание, получается застой крови, шейные вены набухают, нарушается питание мозга.  

Иногда мы встречаемся с тем, что дети начинают петь взрослые песни, вызывая умиление родителей. Однако, исполняя песни взрослых, которые им технически недоступны, дети преодолевают трудности путем резкого нажима на различные отделы голосового аппарата. Они, вовлекая в работу всю мышечную массу голосового аппарата, поют громко, голоса от такого напряжения портятся, преждевременно изнашиваются. Возникают различные заболевания голосового аппарата.

Музыкальную деятельность по вокально – хоровой работе следует проводить в проветренных, не душных помещениях. Нежелательно заниматься с детьми в раннее время, когда голос еще «спит», или поздно вечером, когда наступает время легкого биологического сна. При заболеваниях голосового аппарата заниматься не рекомендуется, так как можно навредить здоровью ребенка. Заботясь о формировании певческого голоса ребенка, необходимо оберегать его от распространенной в последнее время эстрадной манеры пения, которая требует наличия определенных певческих навыков, которых еще нет у дошкольников в силу их возрастных особенностей.

Поэтому, первоочередная задача педагога, при организации вокально – хоровой работы, охрана голоса ребенка и создание спокойной обстановки при обучении. Очень важно, чтобы ребенок всегда говорил спокойно, без крика, пел естественным голосом.

В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности, поют интервалы, попевки. Слух ребенка все время контролирует правильность звучания. Примером всегда служит выразительное, правильное пение педагога и звучание хорошо настроенного инструмента. Ребенок слушает, затем поет вместе со взрослым, как бы «подравниваясь» к вокальной интонации. Постепенно вырабатывается устойчивость слухового внимания и впоследствии, развивается ладо – высотный слух.

Общее развитие ребенка старшего дошкольного возраста, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование его голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако, голосовой аппарат по прежнему отличается хрупкостью и ранимостью. Голос у детей 6-ти лет несильный, хотя порой и звонкий. Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала – репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей.

Правильному подбору репертуара помогает изучение диапазона звучания детского голоса. Певческий диапазон – это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.

У детей старшего дошкольного возраста диапазон достигает септимы (ре первой октавы – до второй октавы). Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, т.е. такие песни, в которых встречается больше высоких звуков, а низкие должны быть проходящими. Удобными (примарными) звуками для детей данного возраста чаще всего являются (ми) фа – си. Именно в этом диапазоне звучание наиболее легкое, естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, напряженно, поэтому его надо избегать.  Этот диапазон наиболее удобен для многих детей, но могут быть и индивидуальные особенности. В певческом диапазоне детей данного возраста отклонения значительны. В голосах проявляется напевность, звонкость, хотя сохраняется специфически детское несколько открытое звучание. В целом хор детей 5-7 лет звучит недостаточно устойчиво и стройно.

К пяти годам дети, как правило, уже имеют определенный фундамент музыкального развития, становятся активными на музыкальных занятиях, проявляют инициативу в самостоятельной музыкальной деятельности. Однако, уровень общего музыкального развития, в частности уровень развития мелодического звука, музыкальной памяти, певческих навыков, у детей старшего дошкольного возраста еще очень разнороден. Некоторые из них могут правильно интонировать мелодию в пределах 3 – 4 звуков, но есть еще и те, кто поет монотонно, низко или высоко, но фальшиво. Это усложняет работу педагога, который должен научить каждого ребенка петь достаточно чисто, чтобы все дети имели определенный объем устойчивых певческих умений. То есть, петь выразительно, без напряжения, плавно, легким звуком в диапазоне септимы. Брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню. Правильно передавать мелодию, петь меццо форте (умеренно громко) и пиано (тихо) в разных темпах самостоятельно (в сопровождении музыкального инструмента, с педагогом без музыкального сопровождения). Уметь исполнять сольно ранее выученную песню.   Педагог должен развить голос, формируя естественное детское звучание, укрепляя и расширяя певческий диапазон, преодолевая монотонное «гудение» у низко и неточно поющих детей.                      

В этом возрасте дети способны научиться, самостоятельно, различать звуки по длительности и по высоте, в пределах квинты. Отличать на слух правильное и неправильное пение, развивать творческую инициативу в самостоятельных поисках певческой интонации.

Итак, учитывая возрастные особенности певческого голоса детей старшего дошкольного возраста, педагогу, при организации вокально – хоровой работы, необходимо:

1.Удерживать детей от громкого пения и особенно от длительного громкого пения (прежде всего во время разучивания); негромкое пение – одно из важнейших условий, обеспечивающих нормальное звучание детских голосов, а следовательно, их нормальное развитие.

2.При выборе репертуара обращать внимание на звуковой диапазон песен, который должен соответствовать объему голоса детей; исполнение детьми трудных песен из репертуара взрослых и массовых школьных песен недопустимо.

3.Следить за тем, чтобы в повседневной жизни дети не кричали, не визжали, что плохо влияет на состояние их голоса.

4.Добиваться нормального, естественного тона в разговоре в любых условиях.

5.Не предлагать детям много песен для исполнения.

6.Не петь на улице при температуре воздуха ниже +18 градусов и влажности выше 60%.

7.Проводить соответствующую работу с родителями. Показывать им песни, которые они могут разучивать с детьми дома, объяснять им вред крикливого пения, громкого разговора детей и взрослых, особенно на улице в холодную, сырую погоду.

От правильно организованной вокально – хоровой работы во многом зависит вся последующая певческая деятельность ребенка – в быту, на праздниках, развлечениях, возникшая по его инициативе или по предложению взрослых.

Основные вокально - хоровые навыки и их развитие.

Для того, чтобы правильно проводить вокально – хоровую работу с детьми, необходимо соблюдать певческую установку.

Певческая установка – правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. Обязательно надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот во время пения. Стулья должны соответствовать росту детей. Во время пения, дети 5 – 7 лет должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинкам стульев, так как в таком положении у них лучше работают дыхательные мышцы. Ноги стоят под прямым углом к полу. Руки лежат свободно между животом и коленями.

Чтобы дети лучше слышали мелодию, инструмент надо ставить так, чтобы высокие регистры находились ближе к ним. Педагог сидит перед детьми на большом стуле в правильной позе. Он должен хорошо знать песенный материал, суметь им продирижировать.

В дошкольном учреждении, для успешной вокально – хоровой работы,  детей обучают простейшим певческим навыкам:

 - правильному звукообразованию;

 - правильному дыханию:

 - хорошей дикции;

 - чистоте интонации;

 - ансамблю – стройному, согласованному пению.

Звукообразование. Это способ извлечения звука. При правильной постановке голоса должно быть звонким и легким. Однако надо учитывать несовершенство  детского голоса, быструю его утомляемость. У дошкольников дыхание поверхностное и короткое. Поэтому они часто делают вдох в середине слова или музыкальной фразы, тем самым нарушая мелодию песни. Для развития протяжного звукообразования педагогу нужно подбирать соответствующие песни, например народные, так как для них характерно преобладание гласных звуков, способствующих большей протяжности звучания.  

Дети должны петь естественным высоким светлым звуком, без крика и напряжения. Очень важен пример: педагогу также следует петь высоко, поскольку дети начинают подражать ему и петь в более высоком регистре.

Дыхание. От правильного дыхания зависят чистота интонации, правильная фразировка, выразительность исполнения, слитность звучания. Важен наглядный показ педагогом, как надо дышать в процессе исполнения. Педагог следит, чтобы дети при вдохе не поднимали плечи, чтобы он был бесшумным, спокойным. Нужно подвести детей к медленному выдоху, умение брать дыхание в зависимости от строения фразы песни, предложения.

Чтобы помочь детям научиться брать дыхание, на первых порах исполняются песни с короткими музыкальными фразами. В старших и подготовительной к школе группах этому помогает пение песен по фразам (цепочкой).

Дикция. Выразительность исполнения песни зависит не только от интонационно точного пения мелодии, но и от правильности и ясности произношения слов (дикции). От дикции поющих часто зависит и качество звучания мелодии.

Задача педагога, научить детей певческой дикции, объяснить им, что надо так спеть песню, чтобы слушатели могли понять, о чем поется, показать, как произносить отдельные слова, фразы.

При произношении слов в пении особое значение имеет звучание гласных (а, о, у, э, и, ы) – протяжность пропевания их является основой пения. Но для ясности дикции надо следить также и за четким произношением согласных.

Исполнение текста должно быть четким, осмысленным выразительным. Надо уметь подчеркивать голосом логические ударения (в пении, как и в речи, ударные гласные сохраняют логическое ударение). Безударные гласные в пении тоже не изменяются, за исключением гласной «о», которая звучит как «а». Слово «корова» поем, как «карова», «моя» - «мая» и т.д.

Согласные выговариваются по возможности быстро и четко, чтобы как можно меньше препятствовать звучанию голоса на гласных. Согласные звуки, находящиеся в конце слова, надо обязательно произносить, а не тянуть или «проглатывать».  Некоторые согласные в конце слов меняют свое звучание. Например, пишется – «листопад», а поется – «листопат».

Условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Этому способствует выразительное чтение педагогом текста песни в процессе ее разучивания и коллективное пропевание текста нараспев, негромко, на высоком звучание, в умеренном темпе – так, чтобы все слова звучали ясно, выразительно. В старшем дошкольном возрасте рекомендуется прием коллективного произнесения текста шепотом на высоком звучании в ритме песни. Этот прием особенно полезен при разучивании песен, исполняемых в быстром темпе.

Вышеуказанными приемами следует пользоваться очень осторожно, чтобы уточнение и усвоение текста усиливало эмоциональное восприятие песни и углубляло музыкальный образ, а не превращалось в сухую формальную тренировку.

Чистота вокальной интонации. Это интонационно точное воспроизведение мелодии. Зависит от степени развитости музыкального слуха и объема слуховых представлений.

В любой группе встречаются дети, поющие фальшиво. Причины этого различны: у одних не в порядке голосовой аппарат, другие плохо слышат после перенесенных инфекционных заболеваний, третьи – застенчивы, четвертые не обладают устойчивым вниманием, некоторым мешает нарушение в артикуляционном аппарате, неумение извлечь звук. Таких детей следует размещать ближе к педагогу, чтобы они лучше слышали его исполнение, наблюдали за артикуляцией, слышали чисто поющих детей, сидящих сзади. Таких детей важно поощрять за каждое их  достижение.

Добиваясь чистоты интонации, педагог должен:

 - выбирать песни, удобные по диапазону, с короткими фразами, между которыми можно брать дыхание;

 - давать детям слушать песни в хорошем исполнении взрослых и детей;

 - систематически повторять с детьми разученные песни и при этом петь их без инструментального сопровождения;

 - петь детям не только всем, но и небольшими подгруппами и по одному, тогда дети лучше слышат себя и друг друга;

 - вырабатывать у детей умение себя слушать, осознавать качество своего исполнения;

Транспортировать мелодию в ту тональность, в которой детям удобно петь, и постепенно, по полутонам, довести ее до нужного уровня.

Для достижения более высокого звучания кроме репертуарных песен можно давать детям короткие упражнения на небольших интервалах (секунда, терция, кварта) в виде подражания пению кукушки («ку-ку»), крику гусей («га-га»), игре на дудочке («ду-ду»), и т.д.

В индивидуальной деятельности, педагог учитывает особенности каждого ребенка. Одному надо показать, как протянуть звук «потоньше», «повыше», другому – какое положение придать губам, третьему нужно предложить спеть погромче или, наоборот, мягче, тише.

Ансамбль. Это целостность, слитность звучания. Его основы – стройное, чистое, согласованное пение в унисон. В пении хором необходимо приучать детей слушать себя и других и сливаться с общим пением, следить, чтобы не один голос не выделялся. Этого можно достичь добросовестным и кропотливым разучиванием песен, слушанием хорошо поющих детей, вниманием педагога к тому, чтобы дети одновременно по его знаку вступали, выдерживали общий темп, вместе начинали и заканчивали пение фраз. Большое влияние на стройность и согласованность пения оказывает объединяющее детей настроение. Чувство ансамбля вырабатывается постепенно.

Начиная работать над ансамблем, педагогу необходимо перед началом пения сконцентрировать внимание детей. Если в песне есть фортепианное вступление, музыкальный руководитель подает знак – взмах рукой или кивок головой, чтобы дети начали петь одновременно, тотчас же, после сыгранного вступления. Если такого вступления нет, то рекомендуется проиграть начало песни (запев, первую музыкальную фразу), а иногда и всю песню. В некоторых случаях можно сконцентрировать внимание детей, сыграв первый интервал песни или ее первый звук. Дети пропевают его тихо на слог «ту» или с закрытым ртом, а затем начинают петь мелодию по знаку педагога. В практических случаях применяется и дирижирование детским хором, в тех случаях, когда пение проводится без инструментального сопровождения или в общем пении участвуют несколько групп детей. Однако дирижированием не следует злоупотреблять. Важно научить детей чувствовать характер музыкального произведения и передавать его без помощи дирижера.

Все певческие навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, чувство ансамбля) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно, с выделением, какого – либо одного навыка.