РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа)

Пение является самым доступным видом музыкального искусства, широко востребованным в практике музыкального образования. Многие исследователи в различных областях науки сходятся во мнении, что в процессе обучения пению развивается эстетический вкус, качества личности ребенка, его общие и музыкальные способности, а также происходит общее укрепление и оздоровление организма. В детской психологии раскрыты его воспитывающие и развивающие возможности. Дети, поющие в хорошем хоре, наряду с выполнением художественно - исполнительских задач, решают и очень важные для них жизненные задачи. Хоровое пение предусматривает коллективное исполнение художественных произведений. А это значит, что чувства, идеи, заложенные в словах и музыке, выражаются не одним человеком, а массой людей. Осознание ребенком того, что когда все поют вместе и дружно, то получается хорошо и красиво. Именно он участвует в этом исполнении и песня, исполненная хором, звучит выразительней и ярче.

 Способность к пению проявляется с двух лет. Звук детского голоса отличается мягкостью, "серебристостью", головным звучанием и ограниченностью силы звука. Дети имеют небольшой голосовой диапазон. Очень важно научить их пользоваться своим голосом правильно. Руководителю следует помнить, что у детей вокальные органы только начинают формироваться, он должен руководствоваться принципом «Не навреди!»

Данные рекомендации адресованы педагогам и музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vokalno-horovye.docx26 КБ

Предварительный просмотр:

1.  Формирование основных вокальных навыков

В основе хорового пения лежит правильная вокально-техническая культура исполнения. Поэтому именно работа над певческими навыками и есть тот стержень, вокруг которого разворачиваются все остальные элементы учебно-хоровой работы. Задачи руководителя хора во многом схожи с работой педагога по вокалу, но и усложняются тем, что хормейстер имеет дело с коллективом певцов.

Целью подготовительных вокально-хоровых упражнений является:

  • систематическое воспитание у певцов хора единых певческих навыков;
  • установление единого способа дыхания;
  • установление единого способа звук извлечения.

Задача педагога

  • развитие интереса к музыке и музыкальному творчеству;

        развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти музыкальности и артистизма;

        научить видеть «прекрасное»;

        формирование умений и навыков хорового исполнительства.

Необходимо помнить, что все вокальные навыки взаимосвязаны и не могут формироваться изолированно друг от друга. Поэтому педагогу следует с самого начала обучения обращать особое внимание на развитие основных вокальных навыков и на соблюдение детьми основных певческих правил.

1.1. Певческая установка

 Главное условие пения - это внутренняя полная физическая свобода исполнителей. Она достигается естественной позой певца.

Мышцы лица, шеи, плеч в спокойном состоянии. Этот момент руководитель должен контролировать постоянно, особенно на первых порах вокальной работы. Можно разнообразить положение корпуса: распевать стоя, разучивать репертуар сидя, готовый репертуар пропевать также стоя, проводить «физминутки» для раскрепощения мышечного тонуса. Нужно добиваться, чтобы процесс пения был таким же естественным и органичным, как процесс речи.

1.2. «Дыхание»

Важнейшим фактором голосообразования у певцов является дыхание. В широко известном афоризме - «школа пения - это школа дыхания» - очень правильно отмечается огромная роль дыхания как фундамента, на котором формируется певческий голос.

 Цель: укрепление физиологического дыхания, положительное влияние на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжение головного мозга.

Первое время участникам хора полезно держать руки на поясе и научиться вдыхать носом, а выдыхать ртом.

Приведу примеры нескольких упражнений на укрепление певческого дыхания, такими упражнениями в течение первого полугодия необходимо начинать буквально каждый урок.

-Упражнение Мягко, по руке, взяв глубокое дыхание (следить, чтобы плечи не поднимались, а живот несколько идёт вперёд), равномерно, медленно и беззвучно выдыхают воздух, произнося согласную «Ф», «С». Можно предложить поставить перед собой ладошку и ощутить мягкую воздушную волну или принести свечку и во время выдоха пронести

перед ребятами. Задача: пламя не должно потухнуть. -Упражнение «Осенние листочки»

Осенние листочки на дереве висят,

— подняв руки, поворачивают кисти,

Как только ветер дунет - они

произнося звук «Ш»

зашелестят.

— на продолжительном выдохе

А ветерок рассердится и дунет

произносят звук «Ф»

посильней,

— качают руками и глиссандируют

звук «А» то вверх, то вниз

И ветви закачаются быстрей,

— постепенно опускают руки вниз,

быстрей, быстрей!

четко произнося звук «П»

Потом начнется листопад.

Листочки на землю летят.

 Далее переходим к вокальным упражнениям, которые используем на каждом уроке для подготовки голосового аппарата к работе и формированию основных певческих навыков. Одной из важнейших особенностей является формирование навыка «автоматизма» исполнения упражнений, поэтому все они поются в определенной последовательности, в определенном диапазоне, исходя из примарной зоны ребенка. Через некоторое время, даже распеваясь без сопровождения, дети сами начинают петь с привычных нот, что, безусловно, говорит о сформированности у них слуховых ощущений. Первый навык, с которого следует начать вокальную работу в хоре- это освобождение мышц артикуляционного аппарата и овладение их работой. И первым этапом в этой работе является умение открывать рот. Нужно обратить внимание ребят на необходимость большого раскрытия рта при пении, но не за счёт растяжения губ в стороны, а только за счёт опускания нижней челюсти. Освобождению челюсти способствуют упражнения на слоги: «БАЙ», « ДАЙ», «МАЙ»

2 .        Пение с солистами.

Особое место в хоровой работе занимает воспитание унисона. Детям нужно объяснить само понятие «унисон». Можно сказать, что голоса при пении в унисон должны звучать одинаково, сливаться, как капельки сливаются в море. Упражнение «цепочка» - звук передаётся по цепочке на слог «лю» или «лё» педагогом одному из ребят, а он другому и так далее). Работу над унисоном целесообразно начинать с пения попевок на одной ноте: «Андрей-воробей», «Лётчиком буду», «Барашеньки», затем на двух: «Лиса», «Сорока», «Дон-дон», и так далее, постоянно расширяя диапазона.

Очень важным и эффективным методом на начальном этапе является показ педагога.

И педагог должен демонстрировать яркое и эмоциональное пение (обязательно готовиться к занятиям). Хормейстеру следует использовать не только метод подражания - «сделай как я», но также спрашивать наиболее активных, способных детей - тех, кто может служить примером для подражания. (Рекомендую играть в «солистов», выучить небольшие попевки с текстом от первого лица: «Птичка-синичка», «Здравствуй, Утёнок».

Огромное значение в работе хорового коллектива играет музыкальный материал. Репертуар - одно из основных условий формирования певческой деятельности, необходимо включать песни на спортивную, военную, героическую тематику, сюжеты из школьной жизни, лирику, юмор. Репертуар хора должен быть разноплановым, систематически подобранным по трудности, чтобы каждая песня закрепляла уже освоенные навыки.

3. Разучивание музыкального произведения

Следующий этап в работе над вокально - хоровыми навыками это разучивание музыкального произведения.

Вокально-хоровая работа над произведением условно состоит из следующих этапов: ознакомление с песней, освоение мелодии и текста, работа над выразительностью интерпретации, закрепление и повторение. Ознакомление начинается с показа произведения педагогом, цель которого -заинтересовать учащихся предлагаемой песней. Показ подразумевает краткую вступительную беседу, а также эмоциональное исполнение песни педагогом. После прослушивания целесообразно проанализировать средства музыкальной выразительности, выбранные композитором для раскрытия образа. Разучивание проводится по фразам. Показывая каждую фразу, мы обращаем внимание на характер мелодии, ритма, объясняем непонятные слова. В дирижировании используем «рабочий» жест, наглядно фиксирующий мелодические скачки и другие интонационные особенности.

Для индивидуального контроля над развитием певческих данных рекомендуется прием пения «по цепочке», когда дети «передают» друг другу мелодию, пропевая ее по фразе. Если песня написана в куплетной форме, разучивание лучше начинать с припева. Мелодию запева можно поручить солистам. Как правило, работа над произведением рассчитана на несколько уроков: на первом уроке дети знакомятся с песней и выучивают 1-й куплет, на втором - повторяют этот куплет и учат текст следующих куплетов, на третьем - выстраивают с педагогом исполнительский план всего произведения.

В работе с маленькими детьми можно активно использовать метод хоровой театрализации - это различные сценические приемы, движения, перестановки, помогающие донести до слушателя характер музыкальных образов и общую драматургию песни. С детьми не стоит разучивать сложные танцы, достаточно элементарных танцевальных движений -    пружинки, повороты, притопы, прихлопы. С младших хором мы часто используем передвижения и перестановки хоровых групп во время инструментальных вступлений, заключений и проигрышей. Нужно обратить внимание, что не следует слишком загромождать движением те фрагменты, где дети должны сконцентрировать свое внимание на вокальных задачах, которые мы ставим во главу угла в начальном этапе хоровой деятельности (свободное звуко-извлечение, чистое интонирование, ритмическая четкость, ясная дикция). Одновременное решение сразу и двигательных и вокально-хоровых задач может мешать и концентрации внимания и затруднить исполнение.

Руководителю хора необходимо помнить, что особенностью младшего возраста является стремление как можно быстрее продемонстрировать результаты своего труда. Основной целью хоровых занятий является концертная деятельность. Чем она активнее, тем более увлекательна и интересна жизнь хора.

С помощью хоровых концертов дети пропагандируют хоровое музыкальное искусство.

Предполагаемый результат вокально-хоровой работы:

Дети должны: - проявлять интерес к пению, исполнять песни различные по характеру, тематике, жанрам; - петь в удобном диапазоне, исполняя песни выразительно, правильно передавая мелодию; - уметь петь коллективно и индивидуально, с сопровождением и без него; - иметь сформированные базовые вокально-хоровые навыки (поют естественным голосом, чётко артикулируют все слова, удерживают на дыхании небольшую фразу); - петь слаженно, одновременно начиная и заканчивая исполнение каждого куплета; - осознанно контролировать слухом собственное пение.

Комплексный подход, интеграция содержания музыкального образования в различных видах детской деятельности, использование разнообразных методов и приёмов развития певческих и вокально-хоровых навыков, дифференцированный подход к детям, учёт возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, способствует достижению положительных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит  через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоцион...

Развитие социально-личностных навыков у детей старшего дошкольного возраста по средствам игры

Недостаточно развитые навыки игровой деятельности, являются причиной низкой социализации ребенка в обществе. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникаю...

Развитие вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке;  обогащаются переживания ребенка, эмоциональная отзывч...

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе...

Развитие музыкально-ритмических навыков у детей старшего дошкольного возраста

Методика развития музыкально-ритмических навыков у детей старшего дошкольного возраста...

Развитие вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Пение является важным средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребенка....

Авторский материал «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста».

Тема: «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»Тема: «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»Формирование социально-к...