Формирование и развитие вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа) по теме

Тимошенко Елена Анатольевна

в результате изучения методического материала коллег и собственного опыта  предлагаю ознакомиться с материалом для работы с вокальной группой доу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл работа с вокальным кружком15.61 КБ
Файл vokal.docx15.44 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование и развитие вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста

Е.А.Тимошенко

музыкальный руководитель высшей категории

МБДОУ Д/с №80, г.Таганрог

«Запоют дети – запоет народ…»

 К.Д. Ушинский.

        Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают певческие умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребёнка: так называемые знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

Так как же научить детей правильно петь?  В первую очередь- необходимо, чтобы они обладали определенными умениями и навыками. Основные умения и навыки – это певческая установка, вокальные и хоровые навыки, звукообразование и дикция. Рассмотрим подробнее вокальные и хоровые умения и навыки.

Вокальные навыки – это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции. Вдох должен быть быстрым, глубоким и бесшумным, а выдох - медленным. Слова произносятся четко, ясно. При этом важно следить за правильным положением языка, губ, свободными движениями ни жней челюсти.

Хоровые навыки – это взаимодействие ансамбля и строя. Ансамбль в переводе с французского означает «слитность», то есть правильное соотношении силы и высоты хорового звучания, выработка унисона и тембра. Строй – это точное, чистое певческое интонирование.

От правильной постановки обучения пению на музыкальных занятиях во многом зависит вся последующая певческая деятельность ребенка — в быту, на праздниках и развлечениях, возникшая по его инициативе или по предложению взрослых в детском саду и семье, а затем и в школе.

Обучение вокально-хоровым навыкам детей дошкольного возраста имеет ряд особенностей и сложностей. Поэтому при подборе песенного репертуара учитывается следующее: содержание песен должно отражать круг интересов ребенка и соответствовать его возрастным особенностям, обладать художественными достоинствами и быть доступным для его восприятия.

Планируя работу, в песенный репертуар включаются: а) упражнения для развития певческого голоса и слуха; б) песни для различных видов музыкальной деятельности (слушание, хоровое и сольное пение, пение с движениями, игра на музыкальных инструментах с пением, музыкальная грамота, творчество).

Известно, что работа над песней состоит из трех этапов:

Ознакомление (1-2 занятия);

Разучивание (3-5 занятий);

Повторение, закрепление (2-3 занятия).

Певческими навыками дети овладевают на втором, самом продолжительном, этапе. Песни различны по степени сложности. Одни усваиваются легко и быстро путем их повторения, другие — постепенно, благодаря упражнениям, помогающим справиться с «трудными» звуками.

На музыкальных занятиях обучение пению проходит в различных формах. Например, в начале учебного года в самой младшей группе дети проходят адаптацию. Поэтому в течение сентября проводятся с ними музыкальные занятия-знакомства в их группе, чтобы обстановка, среда была для них более привычная. Используются различные игровые приемы и методы, чтобы заинтересовать детей музыкой: это и короткий рассказ, и выразительность, и наглядность. 

Очень большое внимание уделяет певческой установке. Среди всех певческих навыков особое внимание уделяет звукообразованию. Для формирования правильного звукообразования применяет такие методы и приемы, как образное слово, беседа о характере музыки, высоко-художественное выразительное исполнение, музыкально-игровой образ. Педагоги учат детей петь естественно — легко, звонко и напевно, светлым звуком, без напряжения и крика. Напевность достигается за счет протяжного пения гласных звуков — а, о, у, э, и; за счет разучивания песни в медленном темпе, пения мелодии без слов на слоги: «лу», «мо», «ля». Подвижному легкому звукообразованию способствуют упражнения, начинающиеся и заканчивающиеся согласными: «Чук-чук», «Динь-дан-дон» и др.

Строй (правильность и чистота мелодической интонации) является одним из самых важных хоровых певческих умений. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха, начиная с раннего возраста: от развития слухового сосредоточения к различению и воспроизведению звуков по высоте.

Много внимания уделяют ансамблю детского пения. С раннего возраста приучают детей слушать вступление, проигрыш, побуждаю к слуховому вниманию, слаженности звучания. На третьем году жизни дети с трудом поют в одном темпе: одни медленнее, другие слишком торопятся. Но постепенно к концу года выравниваются, приучаются к коллективному пению. Навык слаженного пения формируется путем постоянных упражнений в коллективном пении. 

Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением. При повторении надо подводить детей к осознанию не только положительных моментов в пении, но и ошибок, неправильностей, неточностей, допущенных при передаче мелодии и текста. От сознательного повторения знакомого материала зависит и прочность усвоения вокальных навыков.

Литература:

1. История белорусской музыки. Учебное пособие / общ. Ред. Г. Глущенко, - М., «Музыка», 1976;

2. Методика музыкального воспитания в детском саду / под. Ред. Н.А.Ветлугиной. – М, 1982;

3. Пралеска: программа дошкольного образования / Е. А. Панько [и др.]. – Минск: НИО, 2007. – 320 с.

4. Русская музыкальная литература / под. Ред. Э. Л. Фрид, М. О. Янковский. – М, 1961. – 267 с.

5. Юрьева Ю. П. Музыкальные занятия в детском саду: старшая группу / Ю. П. Юрьева. – Москва, 1996. -45 с.



Предварительный просмотр:

Формирование и развитие вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста

Е.А.Тимошенко

музыкальный руководитель высшей категории

МБДОУ Д/с №80, г.Таганрог

«Запоют дети – запоет народ…»

 К.Д. Ушинский.

        Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают певческие умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребёнка: так называемые знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

Так как же научить детей правильно петь?  В первую очередь- необходимо, чтобы они обладали определенными умениями и навыками. Основные умения и навыки – это певческая установка, вокальные и хоровые навыки, звукообразование и дикция. Рассмотрим подробнее вокальные и хоровые умения и навыки.

Вокальные навыки – это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции. Вдох должен быть быстрым, глубоким и бесшумным, а выдох - медленным. Слова произносятся четко, ясно. При этом важно следить за правильным положением языка, губ, свободными движениями ни жней челюсти.

Хоровые навыки – это взаимодействие ансамбля и строя. Ансамбль в переводе с французского означает «слитность», то есть правильное соотношении силы и высоты хорового звучания, выработка унисона и тембра. Строй – это точное, чистое певческое интонирование.

От правильной постановки обучения пению на музыкальных занятиях во многом зависит вся последующая певческая деятельность ребенка — в быту, на праздниках и развлечениях, возникшая по его инициативе или по предложению взрослых в детском саду и семье, а затем и в школе.

Обучение вокально-хоровым навыкам детей дошкольного возраста имеет ряд особенностей и сложностей. Поэтому при подборе песенного репертуара учитывается следующее: содержание песен должно отражать круг интересов ребенка и соответствовать его возрастным особенностям, обладать художественными достоинствами и быть доступным для его восприятия.

Планируя работу, в песенный репертуар включаются: а) упражнения для развития певческого голоса и слуха; б) песни для различных видов музыкальной деятельности (слушание, хоровое и сольное пение, пение с движениями, игра на музыкальных инструментах с пением, музыкальная грамота, творчество).

Известно, что работа над песней состоит из трех этапов:

Ознакомление (1-2 занятия);

Разучивание (3-5 занятий);

Повторение, закрепление (2-3 занятия).

Певческими навыками дети овладевают на втором, самом продолжительном, этапе. Песни различны по степени сложности. Одни усваиваются легко и быстро путем их повторения, другие — постепенно, благодаря упражнениям, помогающим справиться с «трудными» звуками.

На музыкальных занятиях обучение пению проходит в различных формах. Например, в начале учебного года в самой младшей группе дети проходят адаптацию. Поэтому в течение сентября проводятся с ними музыкальные занятия-знакомства в их группе, чтобы обстановка, среда была для них более привычная. Используются различные игровые приемы и методы, чтобы заинтересовать детей музыкой: это и короткий рассказ, и выразительность, и наглядность. 

Очень большое внимание уделяет певческой установке. Среди всех певческих навыков особое внимание уделяет звукообразованию. Для формирования правильного звукообразования применяет такие методы и приемы, как образное слово, беседа о характере музыки, высоко-художественное выразительное исполнение, музыкально-игровой образ. Педагоги учат детей петь естественно — легко, звонко и напевно, светлым звуком, без напряжения и крика. Напевность достигается за счет протяжного пения гласных звуков — а, о, у, э, и; за счет разучивания песни в медленном темпе, пения мелодии без слов на слоги: «лу», «мо», «ля». Подвижному легкому звукообразованию способствуют упражнения, начинающиеся и заканчивающиеся согласными: «Чук-чук», «Динь-дан-дон» и др.

Строй (правильность и чистота мелодической интонации) является одним из самых важных хоровых певческих умений. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха, начиная с раннего возраста: от развития слухового сосредоточения к различению и воспроизведению звуков по высоте.

Много внимания уделяют ансамблю детского пения. С раннего возраста приучают детей слушать вступление, проигрыш, побуждаю к слуховому вниманию, слаженности звучания. На третьем году жизни дети с трудом поют в одном темпе: одни медленнее, другие слишком торопятся. Но постепенно к концу года выравниваются, приучаются к коллективному пению. Навык слаженного пения формируется путем постоянных упражнений в коллективном пении. 

Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением. При повторении надо подводить детей к осознанию не только положительных моментов в пении, но и ошибок, неправильностей, неточностей, допущенных при передаче мелодии и текста. От сознательного повторения знакомого материала зависит и прочность усвоения вокальных навыков.

Литература:

1. Методика музыкального воспитания в детском саду / под. Ред. Н.А.Ветлугиной. – М, 1982;

2. Пралеска: программа дошкольного образования / Е. А. Панько [и др.]. – Минск: НИО, 2007. – 320 с.

3. Русская музыкальная литература / под. Ред. Э. Л. Фрид, М. О. Янковский. – М, 1961. – 267 с.

4. Юрьева Ю. П. Музыкальные занятия в детском саду: старшая группу / Ю. П. Юрьева. – Москва, 1996. -45 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит  через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоцион...

Развитие социально-личностных навыков у детей старшего дошкольного возраста по средствам игры

Недостаточно развитые навыки игровой деятельности, являются причиной низкой социализации ребенка в обществе. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникаю...

Развитие вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке;  обогащаются переживания ребенка, эмоциональная отзывч...

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе...

презентация «Формирование первоначальных учебных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности»

Организация исследовательской деятельности дошкольников,  как современной образовательной технологии, направлена на развитие творческого потенциала и способностей личности, формирование у дошколь...