Консультация для музыкальных руководителей «Развитие певческих способностей, навыков, умений детей старшего дошкольного возраста на занятиях вокально-хорового кружка детской христианской песни «Поющие сердечки»
консультация (старшая группа)

Елена Ивановна Розова

Описание работы по развитию певческих способностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_muzykalnyh_rukovoditeley.docx21.76 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад « Снежинка»

Консультация

«Развитие певческих способностей, навыков, умений

детей старшего дошкольного возраста на занятиях

вокально-хорового кружка детской христианской песни

«Поющие сердечки»

                                                             Подготовила: музыкальный руководитель

                                                                                  Розова Е.И.

г. Гагарин

2021г.

Пение -  показатель духовного здоровья.

«Пойте Господу песнь Новую!- восклицает Давид.

В последние годы ярко прослеживается тенденция возрождения духовных основ музыкального хорового творчества. Очень важно приобщить детей с ранних лет к духовной музыки как части христианской культуры. Она пробуждает личность ребенка, которая сама есть образ Божий, облагораживает его чувства, насыщает его жизнь яркими, интересными событиями. Музыкальное воспитание на духовной, народной классической музыке очищает душу, готовит её к принятию в дальнейшем духовных впечатлений. Ибо кто научился видеть красоту классической живописи, слышать духовную музыку, никогда не соблазнится извращенным искусством. Песня-это та сила, которая разрушает барьеры между людьми, различными культурами. На наших глазах сегодня происходит удивительное событие - рождение нового духовного движения в России, движения, связанного с христианской песней. Христианская песня – это Новая песня. Новое пение –пение глубинное, не задерживающееся на поверхности эмоционального переживания, а проникающее в душу. В этом пении задействованы все уровни человеческого существа, оно подобно «умной молитве», при которой ум погружен в сердце. Святитель Василий Великий советует петь так: «Пусть язык поёт, а ум прилежно размышляет над смыслом песнопений».

Исходя из своего музыкально-педагогического опыта, замечу, что христианские песни не только доступны пониманию малышей, но и весьма интересны им. Дети с удовольствием поют христианские песни, написанные  современными православными поэтами: И. Языковой, Э.Котляр, композиторами: Ю. Пастернаком, О. Степурко, В. Шишкарёвым,  В. Ерохиным. Христианская песня предполагает дать человеку не столько отдохновение или эстетическое наслаждение, сколько духовный импульс.

        В работе над формированием вокально -хоровых навыков у детей огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков. Навык артикуляции включает: выразительное выделение и грамотное произношение; постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных; умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном темпе и ритме.

Рассмотрим последовательность формирования гласных:

- гласные «о», «е» -с целью выработки округленного звучания;

- гласная «и»- с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора -  «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.

К слуховым навыкам можно отнести:

- слуховой контроль;

- слуховое внимание;

- дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;

- представление о певческом звуке и способах его образования.

Навык эмоционально-выразительного исполнения отражает музыкально- эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения. Он достигается:

-выразительностью мимики лица;

-выражением глаз;

- выразительностью движения и жестов;

-тембровой окраской голоса, динамическими оттенками и особенностью фразировки;

- наличием пуз, имеющих синтаксическое и логическое ( смысловое) значение.

Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Техника распределения дыхания состоит из трёх этапов:

- короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;

- опора дыхания - пауза или активное торможение выдоха ( необходимо задержать дыхание животом, зафиксировать его мышцами)- спокойное постепенное ( без толчков)  распределение выдоха при пении.

Для выработки навыка выразительной  дикции выполняем упражнения артикуляционной гимнастики:

- не очень сильно прикусить кончик языка;

-высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;

- сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;

- упереться языком в верхнюю губу, затем – в нижнюю, в правую щеку, в левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;

- пощелкать языком,  меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки более высокого и низкого звучания ( или в унисон);

- постукивая пальцами, сделать массаж лица;

- сделать вдох носом, вытянув щеки между губами (рот закрыт),  выдох –губы трубочкой.

Все упражнения выполняем по 4 раза.

С целью выработки дикции использую скороговорки, которые поём на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам.

Работая над вокально - хоровыми навыками детей, предварительно начинаю « распевать» воспитанников в определенных упражнениях в удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Упражнения подготавливают голосовой аппарат ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений.

Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза ( использую физкультминутку).

В основной части  работаю над содержанием произведения-  над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

В заключительной части провожу работу над выразительным исполнением песни.

1.Приемы разучивания песни провожу по трем этапам:

- знакомство с песней в целом ( если текст трудный, читаю его как стихотворение, пою без сопровождения);

- работаю над вокальными и хоровыми навыками;

- проверяю у детей усвоение песни.

2.Использую следующие приёмы, касающиеся одного произведения:

- споем песню полузакрытым ртом;

- слоговое пение («ля», «ли», «лё», « ми-ма-мо», «зи-у-и» и др.);

- хорошо выговаривать согласные в конце слова;

- произношение слов шепотом в ритме песни;

- настроиться перед началом пения ( тянуть один первый звук);

- задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;

- обращаю внимание на высоту звука, направление мелодии;

- использую элементы дирижирования;

- пение без сопровождения;

- зрительную, моторную наглядность.

3.Использую приемы  звуковедения:

- выразительный показ ( пение а капелла);

- образные упражнения;

- вопросы;

- оценка исполнения песни.

Музыкальный материал, используемый мною в работе:

Упражнения на дыхание и артикуляцию.

«Две собаки», «Веселый язычок», « Трубочка», «Лошадка», «Самолет»,

«Машина», «Конфета» , «Подуй на листочек» и др.

Слоговое пение:

«И-А-Э-О-У», « И-Е-А-О-У» , «И-Э-А-О-У»,«Ми-ма-мэ-мо-му», «Зи-И-Ю-У», «Зи-У-И-У-И»«Ли-ля-лё», «Ти-та», «Ква-ква-ква» и др.

Упражнения для распевания:

«Динь-Дон», «Аллилуйя», «Поезд», «Как под горкой», «Снегири», «Зима», «Колыбельная», «Три синички», «Осенняя гамма», «Дождь натягивает струны», «Про кошку», «Белка», «Вальс», «Пляшут зайцы»  и др.

                        

Литература

1.Е. В. Полянская. Духовно-нравственное образование и воспитание в православном детском саду, - М: Свиток, Смоленск, 2015

2.Н. Ветлугина. Музыкальный букварь.

3.М. А. Давыдова. Музыкальное воспитание в детском саду.- Москва, «Вако», 2006

4.М. Румер, Е. Домрина. Н.Куликова. Музыка. М., Музыка, 1974

5.Ю. Пастернак. « Маранафа». Современные христианские песни. М..1994

6.  «Поющие сердечки». Сборник детских христианских песен. «Источник жизни».

7. Музыкальный руководитель. №8, 2008

8.Т. М. Орлова, С. И. Бекман. Учите детей петь - Москва « Просвещение».

 

                        

                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект-занятие по развитию познавательных способностей и речи детей старшего дошкольного возраста "Имя твое бессмертно."

Знакомство детей с историей Ленинграда, с героизмом жителей блокадного Ленинграда....

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях ИЗО деятельностью в детском саду с использованием нетрадиционных техник рисования

Дoшкoльный вoзpacт – cтapтoвый пepиoд вceх жизнeнных нaчaл. В этo вpeмя зaклaдывaютcя ocнoвы  oбщeгo вcecтopoннeгo и гapмoничecкoгo paзвития peбeнкa. Peбeнoк пpeдcтaвляeт coбoй мaлeнькoгo и...

Развитие графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на занятиях учителя-дефектолога

Письмо - один из базовых школьных навыков, без эффективного владения которым будущее обучение затруднено или просто невозможно. Это сложный интегративный навык, объединяющий в единую структуру деятель...

Статья "Развитие музыкально – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе вокально – хорового пения"

Развитие музыкально – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе вокально – хорового пения...

Консультация для воспитателей «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Формирование социально-коммуникативных навыков есть процесс, связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений, форм специально усвоенного поведения...

Консультация для родителей "Развитие графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

К важному параметру школьной зрелости относится уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и лёгкость формирования навыка письма. Способность к рисованию и копированию даст ре...