Главные вкладки

    презентация «Формирование первоначальных учебных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности»
    презентация к уроку (старшая группа)

    Василенко Елена Геннадьевна

    Организация исследовательской деятельности дошкольников,  как современной образовательной технологии, направлена на развитие творческого потенциала и способностей личности, формирование у дошкольников умений и навыков исследовательской работы, воспитание самостоятельности и социальной активности. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    1 слайд МБДОУ «Филимоновский детский сад», Василенко Елена Геннадьевна, воспитатель

    «Формирование первоначальных учебных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности»

    2 слайд Современные документы, регламентирующие деятельность дошкольных образовательных учреждений, и, в частности, ФГТ и ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ, впервые обозначили целевые ориентиры  дошкольного образования, которые  выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. Результаты освоения образовательной программы ДОУ,  в виде целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования - это интегративные качества, которые соотносятся с личностным, интеллектуальным и физическим развитием: «подвижен, вынослив, проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, уверен в своих силах , умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно- следственными связями (как? почему? зачем?). Пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать, и т.п.  Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности», сформированными в рамках образовательной программы ДОУ.

    3 слайд  Актуальность 

    Важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. Исследовательская деятельность как нельзя лучше формирует эту потребность. Старшим дошкольникам  присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и исследовательская деятельность соответствует этим возрастным особенностям. Организация исследовательской деятельности дошкольников,  как современной образовательной технологии, направлена на развитие творческого потенциала и способностей личности, формирование у дошкольников умений и навыков исследовательской работы, воспитание самостоятельности и социальной активности. А самое главное дошкольники учатся применять полученные знания в реальной практической деятельности, имеющей социально-общественную значимость. Таким образом, в  дошкольном возрасте исследование является ведущим способом познания мира. 

    Новизна  заключается в том, что:

    1. определены  структурно-содержательные характеристики  исследовательской активности старших дошкольников;
    2. обоснованы педагогические условия, обеспечивающие развитие исследовательской активности старших дошкольников;
    3. разработана и реализована поэтапная педагогическая технология процесса развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании.

    4 слайд    Цель:

     Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, путем совершенствования его исследовательских способностей.

    Задачи:

    1.Обучить детей умениям и навыкам исследовательского деятельности.

    2. Развить умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни.

    3. Организовать предметно-развивающую среду.

    4.Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников   

        Формирование, каких умений и навыков  происходит при решении исследовательских задач. Умение видеть и ставить проблему, которую необходимо разрешить; Умение задавать вопросы; Умение давать определения понятиям; Умение классифицировать; Умение наблюдать; Умение и навыки проведения экспериментов; Умение структурировать полученный в ходе исследования материал; Умение делать выводы и умозаключения; Умение доказывать и защищать свои идеи.

    5 слайд Структура детского исследования     включает в себя следующие конкретные этапы: постановка проблемы; поиск путей решения проблемы; обсуждение увиденных полученных результатов; фиксация результатов.

     Свою работу по исследовательской деятельности с детьми строю по трём взаимосвязанным направлениям: живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);

    неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);

    человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства,       преобразование предметов и явлений и др.)   Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный).

    6 слайд

    Организация исследовательской  деятельности происходила поэтапно:

    На 1-м  подготовительном этапе я ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования и выявила необходимость в расширении поля деятельности в данном направлении, провела  мониторинг , с целью в течение года фиксировать личностный рост и объем полученных умений у детей. На  основе изученного  теоретического материала  и мониторинга  сформировала проблему, выделила  цели и задачи данной работы, ожидаемые результаты, разработала перспективный план по внедрению в практическую повседневную деятельность детей. Ознакомление детей с миром удивительной литературы познавательного характера (книги, наборы открыток, альбомы), беседы , просмотр презентаций, познавательных фильмов, м/ф,,  знакомство детей с оборудованием и материалами экспериментального мини-центра, их назначением было направлено на развитие познавательного интереса и активности.

    С целью выявления отношения родителей к исследовательской деятельности  детей я провела родительское собрание с анкетированием. Анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к детскому исследованию, но недопонимают его значимость в развитии ребенка и подготовке его к школе и готовы к дальнейшей работе в данном направлении. Родители помогли в организации центра экспериментальной деятельности, приняли  активное участие в пополнении полочки умных книг познавательной литературой и детскими энциклопедиями. Все это стало подготовкой к исследовательской работе.


    Виды и формы работы  при формировании  первоначальных учебных умений и навыков  старших дошкольников  

    1.Подготовительный этап

    Деятельность педагога

    Совместная деятельность педагога и детей

    Взаимодействие с семьей

    1.Изучение и подбор методической литературы

    2.Мониторинг 3.Формирование проблемы

    4.Определение целей и задач

    5. Составление перспективного плана работы

    1.Рассказы воспитателя

    2.Беседы

    3.Чтение худ.лит-ры

    4.Просмотр презентаций

    5.Просмотр познавательных фильмов, м/ф

     6.Знакомство с центром

    1.Родительское собрание

    2.Помощь в организации центра экспериментальной деятельности

    3.Помощь в оформлении  литературного центра

    7 слайд  

    Следующий этап (практический) – направлен на  по развитию у детей специальных умений и навыков исследовательского характера.

    Для этого организовывается  центр «Хочу все знать» (чтение художественной литературы, энциклопедий, эвристические беседы по изучаемым темам). Целью этих занятий является введение ребенка в исследовательскую деятельность. Здесь ребенок учится делать выбор интересующей его темы, строить план действий, общаться со сверстниками и взрослыми, искать и собирать информацию, систематизировать ее и выступать с докладом записанным в виде символов.  по схематичным изображениям. Одновременно планируются целевые прогулки, экскурсии, кратковременные и долгосрочные наблюдения за объектами живой и неживой природы. Еженедельно проводятся беседы, которые направлены на развитие детской любознательности, потребности в новых знаниях. Такая работа позволяет выявить детей активных, любознательных, способных на креативное мышление. Затем из группы таких детей создается  Клуб знатоков «Я познаю мир» «Знатоки» готовятся к  докладам, представлению презентаций (Постепенно группа  расширилась). Выступающие с «научным» докладом, дети надевают мантию и академический головной убор. Вся атрибутика создает атмосферу таинственности и важности всей проводимой работы, некоторое приобщение к миру взрослых. Ценность таких занятий состоит в увлекательном совместном приобретении детьми знаний путем собственных поисков необходимой информации по предложенной теме.

    Работая по исследовательской деятельности и понимая значение  детского экспериментирования для психологического развития ребенка, мы открыли в группе экспериментальный уголок «Юные исследователи». Оснастили ее материалами и специальным оборудованием, которое необходимо для реализации пространственных задач по познавательному развитию детей. Совместная деятельность с детьми в мине-центре проходит 1 раз в неделю по 25-30 мин.

    Включение родителей в процесс развития исследовательской деятельности детей реализовывался в следующих формах : Лектории для родителей, консультации, раздаточный материал  в виде памяток и рекомендаций, поиск информации и иллюстративного материала,обмен мнением и опытом через интернет. Дома родители продолжают проводить беседы, читают, просматривают познавательные фильмы, м/ф, наблюдают, составляют презентации, экспериментируют в домашних условиях. Организация такой работы помогла понять родителям их значимость и важность в формировании исследовательской культуры дошкольников.

    2.Практическая деятельность по исследовательской деятельности

    Деятельность педагога

    Совместная деятельность педагога и детей

    Самостоятельная деятельность детей

    Взаимодействие с семьей

    Совместная деятельность родителей и детей

    1.Организовать познавательно- исследовательскую и экспериментальную деятельность

    2.Следить за выполнением правил безопасности при проведение опытов

    1.Центр «Хочу все знать»

    2.Целевые прогулки и экскурсии

    3.НОД

    4.Клуб знатоков «Я познаю мир»

     

     1.Мини-центр «Юные исследователи» (экспериментальный уголок)                     2.Игры            3.Наблюдения

    4.Фиксация результатов

    1.Лектории для родителей

    2.Консультации

    5.Раздаточный материал  в виде памяток и рекомендаций

    6.Поиск информации и иллюстративного материала

    7.Обмен мнением и опытом через интернет.

    1. Беседы

    2.Чтение худ.лит-ры

    3.Просмотр познавательных фильмов, м/ф

    4.Прогулки-наблюдения

    5.Составление презентаций

    6.Экспериментирование в домашних условиях.

    8 слайд Заключительный этап предполагает подведение итогов работы по исследовательской деятельности. Ребенок доказывает педагогу при помощи исследований опытов, экспериментов разнообразные временные, последовательные, причинные связи, видит  проблему, умеет формулировать и задавать вопросы, делать выводы и умозаключения; доказывать и защищать свои идеи, самостоятельно действовать на этапах исследования. Анкетирование родителей показало их удовлетворенность, создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к исследовательской деятельности.

    3.Заключительный этап

    Деятельность педагога

    Совместная деятельность педагога и детей

    Самостоятельная деятельность детей

    Взаимодействие с семьей

    Совместная деятельность родителей и детей

    1.Подведение итогов работы по исследовательской деятельности

    Ребенок доказывает педагогу при помощи исследований опытов, экспериментов разнообразные временные, последовательные, причинные связи

    1.Ребенок видит  проблему;

    2. Умеет формулировать и задавать вопросы;

    4.Умеет делать выводы и умозаключения;

    5. Умеет доказывать и защищать свои идеи;

    6.Умеет самостоятельно действовать на этапах исследования.

    1.Анкетирование родителей

    2. Представление итогов работыпо исследовательской деятельности детей

    1.Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.

    9 слайд  

       Диаграмма

    Вся деятельность детей измерима. Перед вами диаграмма, которая показывает повышение роста освоения детьми экспериментальной деятельностью  в сравнении на начало и конец года. Количественные данные  позволяют мне проследить эффективность моей работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу.

    10 слайд

    Меня радует то, что воспитанники стали использовать результаты проведения опытов и экспериментов в игровой деятельности: очищение воды, в сюжетно – ролевых играх «Семья», «Детский сад», «Больница». В  подвижных играх   определяют направление ветра, рисуют на мокром песке, делают лабиринты в песочнице и др.

    Воспитателям детского сада представила семинар-практикум «Экспериментирование со старшими дошкольниками» (2013 г),  НОД с  использованием ИКТ «Волшебная капелька » (подг. группа), консультация для воспитателей « Экспериментальная деятельность и её место в непосредственно образовательной деятельности» (2014г). С целью распространения положительного педагогического опыта, разместила его описание на личном сайте.

    11 слайд

    Экспериментальная деятельность наряду с игровой является ведущей деятельностью ребёнка дошкольника, ведь недаром китайская пословица гласит:  

                    " Расскажи - и я забуду,

                      покажи - и я запомню,

                      дай попробовать - и я пойму ".

     Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тематический контроль «Формирование учебных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста»

    Тематический контроль  «Формирование учебных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста» Цель: Определить готовность к школе, сформированность учебных умений и навыков  у детей ...

    Статья "Формирование исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством включения в проектную деятельность"

    Одной из оптимальных технологий, поддерживающих компетентно-ориентированный подход в образовании, можно считать метод проектов.Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию,...

    Проект "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".

    Правильно организованная исследовательская журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоят...

    Сообщение из опыта работы "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".

    Изучая структуру современных инновационных технологий, я пришла к выводу, что одной из таких технологий является детская журналистика. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и вос...

    Методическая разработка по теме «Развитие исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством метода проектов»

    На сегодняшний день новая модель выпускника детского сада предполагает  изменение характера, и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Если вчера нужен был исполнитель, то сегодня –...

    Консультация для родителей "Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности".

    Эта информация поможет родителям понять смысл и необходимомть включения детей в театрализованную деятельность....