Статья "Формирование исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством включения в проектную деятельность"
статья (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

Молчанова Ирина Леонидовна

Одной из оптимальных технологий, поддерживающих компетентно-ориентированный подход в образовании, можно считать метод проектов.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Таким образом, проблема формирования исследовательских умений и навыков детей старшего дошкольного возраста является актуальной проблемой современного дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида»

Сообщение

из опыта работы

 «Формирование исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством включения в проектную деятельность»

Составила: Молчанова И.Л.

Воспитатель 1кв. категории

                                                                                               

г. Братск 2013г.

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ
И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ ВКЛЮЧЕНИЯ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Молчанова Ирина Леонидовна

МБДОУ «ДСОВ № 105»

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.

Одной из самых актуальных проблем современности является именно развитие исследовательских умений и навыков дошкольников, их интеллектуально-творческого потенциала. Дошкольники затрудняются или не умеют:

  • ставить перед собой цели в соответствии с гипотезой;
  • формулировать гипотезы;
  • анализировать проблемные ситуации;
  • самостоятельно находить пути и способы решения проблемы;
  • действовать вместе с другими;
  • добиваться конечного результата;
  • выходить на следующую проблему и т.д.

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое - основа формирования этого качества.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Одной из оптимальных технологий, поддерживающей компетентно-ориентированный подход в образовании, можно считать метод проектов.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Сегодня метод проектов активно и весьма успешно развивается и приобретает все большую популярность, так как рационально сочетает теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Таким образом, проблема формирования исследовательских умений и навыков детей старшего дошкольного возраста является актуальной проблемой современного дошкольного образования.

Учитывая всё вышесказанное, я решила начать плодотворную работу по теме «Формирование исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством  включения в проектную деятельность».

Цель моей работы:  развитие у детей старшего дошкольного возраста исследовательских умений и навыков для совершенствования предпосылок учебной деятельности.

Задачи:

  • целенаправленно развивать познавательные процессы, включающие в себя: умение наблюдать и сравнивать, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий;
  • научить раскрывать   причинно - следственные связи между явлениями окружающей действительности; систематизировать и конкретизировать знания и умения детей в соответствии с темой проекта;
  • научить строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами;
  • развивать способность к поисковой деятельности, к экспериментированию и проведению различных опытов, монологическую и диалогическую речь;
  • воспитывать творческую, самостоятельную личность;  интерес к процессу познания, культуру умственного труда;  умение работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка.

В своей практике, используя технологию организации проектной деятельности, мы вместе с детьми организуем исследовательские, творческие проекты, как краткосрочные, так и долгосрочные.

Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общегосударственной задачей, имеющей межведомственный характер и требующей комплексного стратегического решения.

Поэтому я серьёзно отношусь к формированию знаний о безопасном поведении у моих воспитанников. Вместе с детьми мы организовали и провели проект «Уроки безопасности». В заключении  ребята подготовили викторину «Уроки безопасности в любимых сказках»  и театральное представление «Колобок на новый лад» для детей старших и подготовительных групп нашего дошкольного учреждения.

                   

К сожалению, дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, об особенностях русских традиций.  Результатом этого является равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.  

Именно по этому,  вместе с детьми мы успешно работали по долгосрочному проекту «Мой город Братск», который я представляла на Межрегиональном этапе 11 Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций и получила диплом лауреата.

                      

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется.

Посеять в душах благодать.

Увы, не каждый раз дается.

Но мы обязаны мечтать

О дивном времени, о веке,

Когда цветком прекрасным стать

Сумеет личность человека.

И мы обязаны творить,

Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить

Зачатки в жизни молодые.

Чтоб верный путь им указать,

Помочь в толпе не раствориться...

Нам не дано предугадать,

Но мы обязаны стремиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".

Правильно организованная исследовательская журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоят...

Сообщение из опыта работы "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".

Изучая структуру современных инновационных технологий, я пришла к выводу, что одной из таких технологий является детская журналистика. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и вос...

Формирование исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста

расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира....

Методическая разработка по теме «Развитие исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством метода проектов»

На сегодняшний день новая модель выпускника детского сада предполагает  изменение характера, и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Если вчера нужен был исполнитель, то сегодня –...

Информационно-познавательный проект "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Одной из самых актуальных проблем современности является развитие исследовательских умений и навыков дошкольников, их  интеллектуально-творческого потенциала. Уникальность  проекта в том, чт...

презентация «Формирование первоначальных учебных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности»

Организация исследовательской деятельности дошкольников,  как современной образовательной технологии, направлена на развитие творческого потенциала и способностей личности, формирование у дошколь...

"Формирование первоначальных учебных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной и последовательской деятельности".

Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира. Овладение способностями практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировозрение ребенка, его ли...