Главные вкладки

    Проект "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".
    проект (старшая группа) по теме

    Молчанова Ирина Леонидовна

    Правильно организованная исследовательская журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Всё это является очень важным и необходимым для  успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся    социуме.        

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Российская Федерация

    Иркутская область

    город Братск

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад общеразвивающего вида № 105»

    муниципального образования города Братска

    Проект

    на тему

    «Детская журналистика,

    как средство формирования

    исследовательских умений

    и навыков у детей старшего

    дошкольного возраста»

    J:\фото занятия И.Л\SAM_0185.JPG                                             Разработала:

    Молчанова И.Л.

    воспитатель

    1 квалификационной

    Категории

    г. Братск 2014 г.

    Паспорт проекта

    Обоснование для разработки

    Знание только тогда знание,

    когда оно приобретено усилием мысли,

    а не памятью.

    Л.Н.Толстой

    Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно меняющемся мире, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.

    Одной из самых актуальных проблем современности является именно развитие исследовательских умений и навыков дошкольников, их интеллектуально-творческого потенциала. Дошкольники затрудняются или не умеют:

    • ставить перед собой цели в соответствии с гипотезой;
    • формулировать гипотезы;
    • анализировать проблемные ситуации;
    • самостоятельно находить пути и способы решения проблемы;
    • действовать вместе с другими;
    • добиваться конечного результата и т.д.

    Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое - основа формирования этого качества.

    В условиях реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий, направленных на формирование целевых ориентиров, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

    Одной из таких технологий является детская журналистика. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. В результате данной деятельности дошкольники учатся ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом. Детская журналистика способствует формированию исследовательских умений и навыков, основ научного мышления, деятельности, направленной на самостоятельное творческое познание, социальной уверенности.

    Правильно организованная исследовательская журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Всё это является очень важным и необходимым для  успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся    социуме.        

                        «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

    В.А.Сухомлинский

                                                                                                                                                                                                                              

    Инновационные

    идеи проекта

    Использование в образовательной деятельности инновационных технологий:

    Детская журналистика.

    Организация проектной деятельности.

    Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста.

    Мозговой штурм.

    Информационные компьютерные технологии.

    Потенциальные

    заказчики и потребители

    Дети

    Родители

    Разработчики проекта

    Воспитатель 1 квалификационной категории

    Молчанова  Ирина  Леонидовна

    Тема проекта

    Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.

    Цель

    Формирование культурной, творческой, социально-активной личности, ориентированной на социально-значимую деятельность.

    Задачи

    Формировать, актуализировать и обогащать субъективный опыт дошкольников.

    Целенаправленно развивать познавательные процессы, включающие в себя: умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий.

    Научить раскрывать причинно-следственные связи между явлениями окружающей действительности.

    Научить строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами.

    Развивать способность к поисково-исследовательской деятельности, к экспериментированию и проведению различных опытов.

    Использовать разнообразные формы общения, развивать монологическую и диалогическую речь, обогащать словарный запас.

    Учить проявлять доверие и толерантность во взаимодействии; формировать организаторские способности, умения, навыки и действия работать по определённым игровым правилам, доводить начатое дело до конца.

    Воспитывать умение работать в подгруппе и самостоятельно, координируя свои действия с действиями партнёров.

    Основные направления проекта

    Познавательный блок

    1.Подбор и переработка художественной, публицистической, познавательной литературы по изучению журналистики.

    2.Знакомство с профессиями: журналист, редактор, оператор и т.д.; с жанрами и понятиями журналистики через организацию исследовательской образовательной деятельности.

    3.Экскурсии в типографию, редакцию газеты, встреча с журналистами, фоторепортёрами, редакторами.

    4.Создание условий: организация пресс-центра в группе, мини-музея журналистики.

    5.Обучение проведению интервью с разными людьми, умению вести себя раскованно и свободно.

      Продуктивный блок

    Подготовка и выпуск репортажа

    Подготовка к выпуску газеты

    Определение темы, названия газеты, её рубрик, назначение  ответственных исполнителей за выпуск номера.

             Производство газеты

    Сбор и обработка материала, его оформление.

    Анализ вышедшего номера и составление плана выпуска следующего номера газеты

    Предполагаемые результаты

    (показатели)

    Детская журналистика вызывает большой интерес у дошкольников и может быть использована как средство повышения уровня речевой, познавательной и коммуникативной компетентности воспитанников ДОУ.

    Сроки и этапы

    реализации проекта

    Проект  долгосрочный.

    Организационный этап:

    • определение цели и задач проекта, составление плана мероприятий;
    • предварительная работа по сбору информации;
    • подготовка анкетирования родителей.

    Основной этап:

    • инновационная образовательная деятельность с детьми, педагогами и родителями;
    • исследовательская деятельность;
    • работа с родителями по взаимодействию в рамках

    проекта;

    • организация кружковой деятельности.

    Заключительный этап:

    • систематизация собранного материала по  теме;
    • анализ проведённой деятельности;
    • организация пресс-центра и еженедельный выпуск газеты.

    Мониторинг

    Для того  чтобы оценить  результаты работы по проекту будет проделана следующая работа:

    • Анализ работы по плану.
    • Самоанализ педагога.
    • Оценка практической значимости проекта.

    Название проекта:                     «Детская журналистика, как средство                

                                                           формирования исследовательских умений и        

                                                           навыков у детей старшего дошкольного  

                                                           возраста».

    Категория проекта:                      педагогический.

    Вид проекта:                                  информационно-познавательный.

    Срок реализации проекта:           долгосрочный (сентябрь – май)

    1.Постановка проблемы

    Знание только тогда знание,

    когда оно приобретено усилием мысли, а не памятью.

    Л.Н.Толстой

    Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно меняющемся мире, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.

    Одной из самых актуальных проблем современности является именно развитие исследовательских умений и навыков дошкольников, их интеллектуально-творческого потенциала. Дошкольники затрудняются или не умеют:

    • ставить перед собой цели в соответствии с гипотезой;
    • формулировать гипотезы;
    • анализировать проблемные ситуации;
    • самостоятельно находить пути и способы решения проблемы;
    • действовать вместе с другими;
    • добиваться конечного результата и т.д.

    Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое - основа формирования этого качества.

    В условиях реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий, направленных на формирование целевых ориентиров, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

    Одной из таких технологий является детская журналистика. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. В результате данной деятельности дошкольники учатся ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом. Детская журналистика способствует формированию исследовательских умений и навыков, основ научного мышления, деятельности, направленной на самостоятельное творческое познание, социальной уверенности.

    Правильно организованная исследовательская журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Всё это является очень важным и необходимым для  успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся    социуме.                                                                

    «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

    В.А.Сухомлинский

    2. Цель проекта:

    Формирование культурной, творческой, социально-активной личности, ориентированной на социально-значимую деятельность.

                 3.Задачи:

    Формировать, актуализировать и обогащать субъективный опыт дошкольников.

    Целенаправленно развивать познавательные процессы, включающие в себя: умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий.

    Научить раскрывать причинно-следственные связи между явлениями окружающей действительности.

    Научить строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами.

    Развивать способность к поисково-исследовательской деятельности, к экспериментированию и проведению различных опытов.

    Использовать разнообразные формы общения, развивать монологическую и диалогическую речь, обогащать словарный запас.

    Учить проявлять доверие и толерантность во взаимодействии; формировать организаторские способности, умения, навыки и действия работать по определённым игровым правилам, доводить начатое дело до конца.

    Воспитывать умение работать в подгруппе и самостоятельно, координируя свои действия с действиями партнёров.

    4. Этапы внедрения проекта:

    Организационный этап:

    • определение цели и задач проекта, составление плана мероприятий;
    • предварительная работа по сбору информации;
    • подготовка анкетирования родителей.

    Основной этап:

    • инновационная образовательная деятельность с детьми, педагогами и родителями;
    • исследовательская деятельность;
    • работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта;
    • организация кружковой деятельности.

    Заключительный этап:

    • систематизация собранного материала по  теме;
    • анализ проведённой деятельности; организация пресс-центра и еженедельный выпуск газеты.

    5. Календарь внедрения проекта

    Организационный этап

    1. Просмотр презентаций, DVD – фильмов, открыток, фотографий о журналистике.
    2. Сбор материалов по данной теме.
    3. Круглый стол «Журналист – профессия творческая» (совместная встреча родителей и детей).
    4. Оформление родительского уголка: консультации, статьи, фотовыставка, игротеки.
    5. Анкетирование родителей с целью выявления знаний по теме проекта.

     Основной этап

    Работа с детьми

    Образовательная

    область

    Формы и методы работы

    Сроки

    Познание

    1. Проведение непосредственно образовательной деятельности по темам:
    • «Мы – журналисты»;
    • «Журналист – профессия творческая»;
    • «Телестудия «Круглый год» и другие.
    1. Беседы познавательного характера на темы:
    • «Что я знаю о профессии журналиста?»;
    • «О чем можно узнать по заголовку?»;
    • «Журналистика – целая наука»;
    • «Кто издаёт журнал?»;
    • «Интервью»
    • «Кто такой юнкор?»
    • Этикет телефонного разговора» и другие.
    1. Проведение экскурсий  в типографию, в редакции газеты «Вечерний Братск», и телерадиокомпании «Братск».
    2. Создание фотовыставок в соответствии с тематикой репортажа.
    • «Братск - глазами журналистов: прошлое и настоящее»;
    • «Интересная профессия» и другие.
    1. Изготовление вспомогательных карточек по изучению данной темы.
    2. Работа с практическим материалом: DVD – дисками, фотографиями, иллюстрациями, газетами, журналами, открытками.
    3. Организация мини – музея «Журналистика – целая наука».

    В течение года

    В течение года

    В течение года.

    В течение года

    Ноябрь

    В течение года.

    Май

    Коммуникация

    1. Составление творческих рассказов по открыткам, фотографиям, из личного опыта, по представлению в соответствии с темой репортажа.  
    2. Проведение коммуникативных игр: «Продолжи предложение», «Измени слово», «Исправь ошибку», «Какой? Какая? Какие?», «Дай описание», «Подбери сравнение»,  «Скажи грамотно» и другие в соответствии с темой проекта.
    3. Интервью у родителей, педагогов и других работников ДОУ, интересных гостей города в соответствии с тематикой недели.

    В течение года

    Чтение художественной литературы

    1. Знакомство с разными журналами и газетами.
    2. Чтение произведений  поэтов и писателей, опубликованных в детских журналах.
    3. Знакомство с творчеством известных журналистов.
    4. Экскурсия в городскую библиотеку и библиотеку МОУ «СОШ № 14».
    5. Подбор книг об истории журналистики, создании разных журналов и газет.
    6. Заучивание стихотворений, загадок, крылатых высказываний.
    7. Конкурс чтецов с целью выявления лучшего диктора.
    8. Литературная викторина «Произведения, опубликованные в детских журналах».

    В течение года

     

    Март

    Апрель

    Социализация

    1. Дидактические игры на тему «Профессии»; «Что лишнее?» и т.д.
    2. Режиссёрские игры: «Я беру интервью», «Я - журналист», «Путешествие в прошлое», «Профессии города»  и др.
    3. Познавательные игры:

              «Посмотри на мир чужими            

    глазами», «Тема одна –                  

               сюжетов много», «Угадай,

               о чём спросили», «Угадай    

                о ком я говорю» и другие.

            4.Творческая игра «Какие

               предметы делают жизнь

               журналиста удобной?

    В течение года

    Музыка

    1. Слушание музыкальных произведений о профессиях.
    2. Экскурсии в Школу искусств № 3 для сбора материала и написания репортажа.
    3. Посещение концертов братских музыкальных  и танцевальных коллективов с целью написания репортажа.

    В течение года

    Апрель

    Художественное

    творчество

    1. Изготовление репортажей, газет в соответствии с темой недели.
    2. Рисование и аппликации в соответствии с темой репортажа.
    3. Изготовление атрибутов для режиссёрской и сюжетно-ролевой игр.
    4. Творческий конкурс на лучший репортаж.
    5. Оформление коллажа «Журналистика – целая наука».
    6. Участие в творческих городских и всероссийских конкурсах по теме проекта.
    7. Выставка – вернисаж «Лучшее оформление репортажа».

    В течение года

    Безопасность

    Издание репортажей по правилам безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.

    В течение года

    Здоровье

    Проведение пальчиковых, дыхательных, глазных гимнастик, массажей, релаксаций, коррекционных упражнений с учётом темы проекта.

    В течение года

    Труд

    1. Знакомство с профессиями журналист, оператор, звукорежиссёр, редактор и т.д.
    2. Встречи с представителями различных профессий.
    3. Проведение различных сюжетно-ролевых игр: «Фотосалон», «Салон красоты», «Звукооператор» и другие.
    4. Проведение трудовых десантов и издание репортажей.
    5. Экскурсии на предприятия города с целью написания репортажей.
    6. Наблюдения за работой специалистов в типографии, в редакции газеты «Вечерний Братск».

    В течение года

    Работа с родителями воспитанников

    Формы и методы работы

    Сроки

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    9.

    10.

    11.

    Анкетирование родителей с целью выявления знаний по теме проекта.

    Круглый стол «Журналист – профессия творческая» (совместная встреча родителей и детей).

    Оформление родительского уголка: консультации, статьи, фотовыставка, игротеки (информация в течение года изменяется).

    Участие в творческих городских и всероссийских конкурсах в соответствии с тематикой репортажа.

    Творческий марафон семейных газет в рамках тематических недель.

    Художественная мастерская: помощь в оформлении репортажей на темы «Правила пожарной безопасности», «Природа задыхается – опомнись человек!», «Город будущего» и другие.

    Домашняя игротека «Игры по журналистике».

    Встречи с представителями различных профессий.

    Участие в сборе материалов для мини-музея.

    Проведение праздника «Город – труженик» (совместно с детьми).

    Режиссёрская  игра «Говорит и показывает Брусничка» (совместно с детьми).

    Сентябрь

    В течение года

     

    В течение года.

    Апрель

    Май

    Работа с педагогами

    Формы и методы работы

    Сроки

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    Предоставление опыта работы «Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста»».

    Викторина  «Журналистика – целая наука».

    Сообщение из опыта работы «Исследовательские умения и навыки».

    Открытый просмотр НОД «Мы – журналисты» в рамках городского конкурса методических разработок «Воспитатель ДОУ».

    Консультации: «Профессия – журналист», «Роль детской журналистики в развитии ребёнка» и другие.

    Семинар – практикум «Игры по журналистике».

    Февраль

    Ноябрь

    Декабрь

    Март

    В течение года.

    Апрель

                  Заключительный этап

    1. Торжественное открытие мини-музея по журналистике.
    2. Проведение выставки для родителей, детей других детских садов и школ, педагогов на тему «Мы – журналисты!» (дети проводят сами).
    3. Организация пресс-центра в группе.
    4. Еженедельный выпуск газеты «В гостях у Бруснички».

    6. Предполагаемые результаты:

    Детская журналистика вызывает большой интерес у дошкольников и может быть использована как средство повышения уровня речевой, познавательной и коммуникативной компетентности воспитанников ДОУ.

    7. Механизм оценки результатов:

    Для того, чтобы оценить  результаты работы по проекту будет проделана следующая работа:

    • Анализ работы по плану.
    • Самоанализ педагога.
    • Оценка практической значимости проекта.

             

               8. Перспективы работы:

    Продолжить работу по изданию еженедельной газеты  «В гостях у Бруснички»;  пополнять мини-музей новыми экспонатами; организация кружка в рамках детского сада «Юный корреспондент».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Формирование исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством включения в проектную деятельность"

    Одной из оптимальных технологий, поддерживающих компетентно-ориентированный подход в образовании, можно считать метод проектов.Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию,...

    Сообщение из опыта работы "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".

    Изучая структуру современных инновационных технологий, я пришла к выводу, что одной из таких технологий является детская журналистика. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и вос...

    Формирование исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста

    расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира....

    Информационно-познавательный проект "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста"

    Одной из самых актуальных проблем современности является развитие исследовательских умений и навыков дошкольников, их  интеллектуально-творческого потенциала. Уникальность  проекта в том, чт...

    Самообразование на тему: «Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста».

    Расширение и повышение модели методической работы по повышению профессиональной компетенции в использовании педагогической технологии детская журналистика. ...

    «Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста»

    Одной из самых актуальных проблем современности является именно развитие исследовательских умений и навыков дошкольников, их интеллектуально-творческого потенциала....