«Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста»
статья по развитию речи (старшая группа)

Морозова Екатерина Валентиновна

Одной из самых актуальных проблем современности является именно развитие исследовательских умений и навыков дошкольников, их интеллектуально-творческого потенциала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_detskaya_zhurnalistika.docx85.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2

Проект

на тему

«Детская журналистика,

как средство формирования

исследовательских умений

и навыков у детей старшего

дошкольного возраста»

J:\фото занятия И.Л\SAM_0185.JPG                                             Разработала:

Морозова Е.В.

воспитатель

1 квалификационной

категории

г. Саров 2019 г.

Название проекта:

«Детская журналистика, как средство

формирования исследовательских умений и

навыков у детей старшего дошкольного

возраста».

Категория проекта:                      педагогический.

Вид проекта:                                  информационно-познавательный.

Срок реализации проекта:           долгосрочный (сентябрь – май)

1.Постановка проблемы

Знание только тогда знание,

когда оно приобретено усилием мысли, а не памятью.

Л.Н.Толстой

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно меняющемся мире, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.

Одной из самых актуальных проблем современности является именно развитие исследовательских умений и навыков дошкольников, их интеллектуально-творческого потенциала. Дошкольники затрудняются или не умеют:

  • ставить перед собой цели в соответствии с гипотезой;
  • формулировать гипотезы;
  • анализировать проблемные ситуации;
  • самостоятельно находить пути и способы решения проблемы;
  • действовать вместе с другими;
  • добиваться конечного результата и т.д.

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое - основа формирования этого качества.

В условиях реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий, направленных на формирование целевых ориентиров, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Одной из таких технологий является детская журналистика. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. В результате данной деятельности дошкольники учатся ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом. Детская журналистика способствует формированию исследовательских умений и навыков, основ научного мышления, деятельности, направленной на самостоятельное творческое познание, социальной уверенности.

Правильно организованная исследовательская журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Всё это является очень важным и необходимым для  успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся    социуме.                                                                

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

В.А.Сухомлинский

2. Цель проекта:

Формирование культурной, творческой, социально-активной личности, ориентированной на социально-значимую деятельность.

             3.Задачи:

Формировать, актуализировать и обогащать субъективный опыт дошкольников.

Целенаправленно развивать познавательные процессы, включающие в себя: умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий.

Научить раскрывать причинно-следственные связи между явлениями окружающей действительности.

Научить строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами.

Развивать способность к поисково-исследовательской деятельности, к экспериментированию и проведению различных опытов.

Использовать разнообразные формы общения, развивать монологическую и диалогическую речь, обогащать словарный запас.

Учить проявлять доверие и толерантность во взаимодействии; формировать организаторские способности, умения, навыки и действия работать по определённым игровым правилам, доводить начатое дело до конца.

Воспитывать умение работать в подгруппе и самостоятельно, координируя свои действия с действиями партнёров.

4. Этапы внедрения проекта:

Организационный этап:

  • определение цели и задач проекта, составление плана мероприятий;
  • предварительная работа по сбору информации;
  • подготовка анкетирования родителей.

Основной этап:

  • инновационная образовательная деятельность с детьми, педагогами и родителями;
  • исследовательская деятельность;
  • работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта;
  • организация кружковой деятельности.

Заключительный этап:

  • систематизация собранного материала по  теме;
  • анализ проведённой деятельности; организация пресс-центра и еженедельный выпуск газеты.

5. Календарь внедрения проекта

Организационный этап

  1. Просмотр презентаций, DVD – фильмов, открыток, фотографий о журналистике.
  2. Сбор материалов по данной теме.
  3. Круглый стол «Журналист – профессия творческая» (совместная встреча родителей и детей).
  4. Оформление родительского уголка: консультации, статьи, фотовыставка, игротеки.
  5. Анкетирование родителей с целью выявления знаний по теме проекта.

 Основной этап

Работа с детьми

Образовательная

область

Формы и методы работы

Сроки

Познание

  1. Проведение непосредственно образовательной деятельности по темам:
  • «Мы – журналисты»;
  • «Журналист – профессия творческая»;
  1. Беседы познавательного характера на темы:
  • «Что я знаю о профессии журналиста?»;
  • «О чем можно узнать по заголовку?»;
  • «Журналистика – целая наука»;
  • «Кто издаёт журнал?»;
  • «Интервью»
  • «Кто такой юнкор?»
  • Этикет телефонного разговора» и другие.
  1. Проведение экскурсий  в типографию, в редакции газеты «Колючий Саров».
  2. Создание фотовыставок в соответствии с тематикой репортажа.
  • «Саров - глазами журналистов: прошлое и настоящее»;
  • «Интересная профессия» и другие.
  1. Изготовление вспомогательных карточек по изучению данной темы.
  2. Работа с практическим материалом: DVD – дисками, фотографиями, иллюстрациями, газетами, журналами, открытками.
  3. Организация мини – музея «Журналистика – целая наука».

В течение года

В течение года

В течение года.

В течение года

Ноябрь

В течение года.

Май

Коммуникация

  1. Составление творческих рассказов по открыткам, фотографиям, из личного опыта, по представлению в соответствии с темой репортажа.  
  2. Проведение коммуникативных игр: «Продолжи предложение», «Измени слово», «Исправь ошибку», «Какой? Какая? Какие?», «Дай описание», «Подбери сравнение»,  «Скажи грамотно» и другие в соответствии с темой проекта.
  3. Интервью у родителей, педагогов и других работников ДОУ, интересных гостей города в соответствии с тематикой недели.

В течение года

Чтение художественной литературы

  1. Знакомство с разными журналами и газетами.
  2. Чтение произведений  поэтов и писателей, опубликованных в детских журналах.
  3. Знакомство с творчеством известных журналистов.
  4. Подбор книг об истории журналистики, создании разных журналов и газет.
  5. Заучивание стихотворений, загадок, крылатых высказываний.
  6. Конкурс чтецов с целью выявления лучшего диктора.
  7. Литературная викторина «Произведения, опубликованные в детских журналах».

В течение года

 

Март

Апрель

Социализация

  1. Дидактические игры на тему «Профессии»; «Что лишнее?» и т.д.
  2. Режиссёрские игры: «Я беру интервью», «Я - журналист», «Путешествие в прошлое», «Профессии города»  и др.
  3. Познавательные игры:

          «Посмотри на мир чужими            

глазами», «Тема одна –                  

           сюжетов много», «Угадай,

           о чём спросили», «Угадай    

            о ком я говорю» и другие.

        4.Творческая игра «Какие

           предметы делают жизнь

           журналиста удобной?

В течение года

Музыка

  1. Слушание музыкальных произведений о профессиях.
  2. Посещение концертов братских музыкальных  и танцевальных коллективов с целью написания репортажа.

В течение года

Апрель

Художественное

творчество

  1. Изготовление репортажей, газет в соответствии с темой недели.
  2. Рисование и аппликации в соответствии с темой репортажа.
  3. Изготовление атрибутов для режиссёрской и сюжетно-ролевой игр.
  4. Творческий конкурс на лучший репортаж.
  5. Оформление коллажа «Журналистика – целая наука».
  6. Участие в творческих городских и всероссийских конкурсах по теме проекта.
  7. Выставка – вернисаж «Лучшее оформление репортажа».

В течение года

Безопасность

Издание репортажей по правилам безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.

В течение года

Здоровье

Проведение пальчиковых, дыхательных, глазных гимнастик, массажей, релаксаций, коррекционных упражнений с учётом темы проекта.

В течение года

Труд

  1. Знакомство с профессиями журналист, оператор, звукорежиссёр, редактор и т.д.
  2. Встречи с представителями различных профессий.
  3. Проведение различных сюжетно-ролевых игр: «Фотосалон», «Салон красоты», «Звукооператор» и другие.
  4. Проведение трудовых десантов и издание репортажей.
  5. Экскурсии на предприятия города с целью написания репортажей.
  6. Наблюдения за работой специалистов в типографии, в редакции газеты «Вечерний Братск».

В течение года

Работа с родителями воспитанников

Формы и методы работы

Сроки

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Анкетирование родителей с целью выявления знаний по теме проекта.

Круглый стол «Журналист – профессия творческая» (совместная встреча родителей и детей).

Оформление родительского уголка: консультации, статьи, фотовыставка, игротеки (информация в течение года изменяется).

Участие в творческих городских и всероссийских конкурсах в соответствии с тематикой репортажа.

Творческий марафон семейных газет в рамках тематических недель.

Художественная мастерская: помощь в оформлении репортажей на темы «Правила пожарной безопасности», «Природа задыхается – опомнись человек!», «Город будущего» и другие.

Домашняя игротека «Игры по журналистике».

Встречи с представителями различных профессий.

Участие в сборе материалов для мини-музея.

Проведение праздника «Город – труженик» (совместно с детьми).

Режиссёрская  игра «Говорит и показывает Брусничка» (совместно с детьми).

Сентябрь

В течение года

 

В течение года.

Апрель

Май

Работа с педагогами

Формы и методы работы

Сроки

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Предоставление опыта работы «Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста»».

Викторина  «Журналистика – целая наука».

Сообщение из опыта работы «Исследовательские умения и навыки».

Открытый просмотр НОД «Мы – журналисты» в рамках городского конкурса методических разработок «Воспитатель ДОУ».

Консультации: «Профессия – журналист», «Роль детской журналистики в развитии ребёнка» и другие.

Семинар – практикум «Игры по журналистике».

Февраль

Ноябрь

Декабрь

Март

В течение года.

Апрель

              Заключительный этап

  1. Торжественное открытие мини-музея по журналистике.
  2. Проведение выставки для родителей, детей других детских садов и школ, педагогов на тему «Мы – журналисты!» (дети проводят сами).
  3. Организация пресс-центра в группе.

6. Предполагаемые результаты:

Детская журналистика вызывает большой интерес у дошкольников и может быть использована как средство повышения уровня речевой, познавательной и коммуникативной компетентности воспитанников ДОУ.

7. Механизм оценки результатов:

Для того, чтобы оценить  результаты работы по проекту будет проделана следующая работа:

  • Анализ работы по плану.
  • Самоанализ педагога.
  • Оценка практической значимости проекта.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".

Правильно организованная исследовательская журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоят...

Сообщение из опыта работы "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".

Изучая структуру современных инновационных технологий, я пришла к выводу, что одной из таких технологий является детская журналистика. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и вос...

Информационно-познавательный проект "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Одной из самых актуальных проблем современности является развитие исследовательских умений и навыков дошкольников, их  интеллектуально-творческого потенциала. Уникальность  проекта в том, чт...

Самообразование на тему: «Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста».

Расширение и повышение модели методической работы по повышению профессиональной компетенции в использовании педагогической технологии детская журналистика. ...

Детская журналистика, как средство формирования познавательной, речевой, коммуникативной деятельности детей подготовительной к школе группы.

В условиях реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий, направленных на фо...

«Детская журналистика как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Детская журналистика способствует формированию исследовательских умений и навыков, основ научного мышления, деятельности, направленной на самостоятельное творческое познание, социальной уверенности. В...

«Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитаннико...