Сообщение из опыта работы "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".
статья (старшая группа) по теме

Молчанова Ирина Леонидовна

Изучая структуру современных инновационных технологий, я пришла к выводу, что одной из таких технологий является детская журналистика. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. В результате данной деятельности дошкольники учатся ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_iz_opyta_raboty.docx29.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                                                                                                                                                                                                                                                                         «Детский сад общеразвивающего вида № 105»                                                                                              муниципального образования города Братска

Сообщение

из опыта работы

на тему

«Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков

у детей старшего

дошкольного возраста»

                                         Составила:

Молчанова И.Л.

воспитатель

1кв. категории

г. Братск

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно меняющемся мире, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.

Поэтому основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Однако, одной из самых актуальных проблем современности является именно развитие исследовательских умений и навыков дошкольников, их интеллектуально-творческого потенциала. Трудности, с которыми сталкиваются дошкольники, представлены вашему вниманию.

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое - основа формирования этого качества.

В условиях реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий, направленных на формирование целевых ориентиров, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Изучая структуру современных инновационных технологий, я пришла к выводу, что одной из таких технологий является детская журналистика. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. В результате данной деятельности дошкольники учатся ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом. Детская журналистика способствует формированию исследовательских умений и навыков, основ научного мышления, деятельности, направленной на самостоятельное творческое познание, социальной уверенности.

Уникальность данной технологии ещё и в том, что её можно  использовать для реализации любой образовательной области и в полной мере основываться на интегрированном подходе.

Результатом моего исследования технологии «Детская журналистика» и стала разработка данного проекта, целью которого является: формирование культурной, творческой, социально-активной личности, ориентированной на социально-значимую деятельность.

Реализация  проекта позволит решить важные и актуальные задачи, они представлены вашему вниманию.

В результате журналистского расследования, у детей формируются инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства.

 Таким образом, инновационный образовательный проект стал неотъемлемой частью моей педагогической деятельности, он не только повышает профессиональный уровень, но и меняет подходы к воспитанию и обучению детей, раскрывает творческий потенциал. А самое главное – детям очень нравится заниматься этим трудным, но интересным делом. 

Хочу отметить, что меня натолкнули на идею разработки проекта о журналистике именно дети. В ходе проекта «Мой любимый город Братск» мои воспитанники встали перед проблемой: как им собрать как можно больше материала об истории родного края? В поисках решения этой проблемы они пришли к выводу: почему бы им самим не встретиться с людьми, которые были свидетелями рождения города на Ангаре? В итоге мои юные исследователи организовали лабораторию и назвали её «Журналистское расследование». Они понимали, что знаний у них не хватает, и попросили меня рассказать им о профессии журналиста как можно больше. Так мы вступили в новый долгосрочный проект, работа над которым доставляет всем огромное удовольствие.

Проект содержит два основных блока: познавательный  и продуктивный.

Основные направления проекта представлены вашему вниманию.

Для детей старшего дошкольного возраста мной планируется познавательно-исследовательская образовательная деятельность,  целью которой  является  выявление причинно-следственных связей, умение логично рассуждать, развитие  творческого мышления. В основе образовательной деятельности по изучению основ журналистики лежит особый вид речевой деятельности, связанный с логично построенным обсуждением ряда конкретных фактов, итогом которых являются умозаключения детей.

Условия, которые я использую при разработке содержания познавательной деятельности,  представлены вашему вниманию.

Поставленные задачи решаются в форме образовательной деятельности с использованием различных методов, таких, как: моделирование ситуаций, наблюдения, развивающие игры, тренинговые упражнения, импровизации, рассматривание рисунков и фотографий, беседы, обсуждения.

В ходе образовательной деятельности используются наглядные, практические и словесные методы обучения.  Работа с детьми построена на коммуникативно – познавательной основе, что представляет детям творческую самостоятельность. Развитие речи, словесно – логического мышления, памяти и фантазии позволяет воспитывать самостоятельно мыслящую, творческую личность.

Основным видом деятельности дошкольников является игра. Следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование исследовательских умений и навыков. Детям предлагаются игры: «Посмотри на мир чужими глазами», «Составь рассказ, используя данную концовку», «Тема одна – сюжетов много», «Угадай, о чём спросили» и другие.

Формирование исследовательских умений и навыков тесно связано с развитием психических процессов, таких, как восприятие, память, мышление, поэтому в работе с детьми большое внимание уделяется развитию этих процессов. Ребятам предлагаются игры:  «Узнай по описанию», «Что лишнее?», «Звукооператор», «Журналист – профессия творческая» и т.д.

Большое внимание я уделяю организации режиссерской игры «Мы – журналисты», которая завоевала детское признание своим своеобразием и многообразием атрибутики, максимальной приближенностью к действительности. Ведь журналисты, ведущие различные телепередачи и делающие репортажи, – это ежедневные гости в квартире каждого ребенка. Дети запоминают их лица, узнают по манере говорить, пытаются им подражать. Поэтому игра «Журналисты» оказалась ближе и понятнее детям.

Также в практической части предлагается организация экскурсий в местную типографию, издательство газеты  «Вечерний Братск», в редакцию телерадиокомпании «Братск» и др., встречи с интересными людьми. Работа эта проходит в соответствии с тематикой репортажа.

В ходе хорошо продуманной деятельности   дети учатся узнавать и различать виды и жанры журналистики, видеть ее особенности, высказывать свое мнение о ней, понимать ее назначение в жизни людей. Юные корреспонденты знакомятся с профессиями журналиста,  специального корреспондента, фоторепортера, звукооператора, художника, дизайнера, обозревателя, комментатора, актера, диктора, с особенностями их творческого труда.

Дети учатся самостоятельно, активно и целенаправленно брать интервью, последовательно рассматривать газетные жанры, соотносить увиденное с личным опытом, чувствами и представлениями о добром, справедливом, прекрасном.

В зависимости от тематики недели мероприятия включают в себя различные познавательные темы: «Профессии», «Животные Сибири», «Город Братск», «Зимушка – зима» и т.д.

Проводится и индивидуальная работа с детьми: беседы на различные темы с каждым ребенком отдельно или моделирование различных ситуаций общения с небольшой группой детей (2-3 ребенка).

В качестве наиболее эффективного приема развития исследовательских умений и навыков я использую моделирование. Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение. Мной  были разработаны опорные карты-схемы, которые используются ребенком для воспроизведения или создания диалога.

Например, в процессе обучения детей умению брать интервью, им предлагаются карточки с изображенными на них картинками - символами. Вместе со мной ребята оговаривают возможные варианты вопросов, которые можно задать, опираясь на них. Затем, уже в ходе самого интервью, ребенок - корреспондент строит диалог, имея зрительную опору в виде картинок-символов.

Система проведения образовательной деятельности построена с учетом принципов последовательности и системности в формировании знаний, навыков и умений, в ходе которой у дошкольников закрепляется представление о том, что журналист – профессия творческая. Через ознакомление с журналистикой дети подводятся к пониманию того, что журналистика – это целая наука!

           Так как проект – действующий и начался в декабре 2013 года, мы пока учимся издавать репортажи. Для работы оборудован центр  журналистики, в котором юные журналисты подбирают материал, обрабатывают, а потом оформляют репортаж. В будущем планируем приобретение ноутбука и принтера.

В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Проектирование  ориентировано на уникальные отношения «ребёнок-взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности, предполагающее общение на равных. Ребёнок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, рассуждает, экспериментирует. Жизнь семьи наполняется богатым содержанием. Поэтому стало доброй традицией привлекать к работе над проектами родителей моих воспитанников.

Проект по журналистике тоже не стал исключением. С помощью родителей материал для мини-музея увеличивается. У нас имеются журналы, газеты, изданные 20-30 лет назад. Мной  составлен план работы с родителями.

Несмотря на то, что по проекту мы работаем недолго, проведение промежуточных диагностических мероприятий свидетельствует о том, что уровень исследовательских умений и навыков  у моих воспитанников повысился.

Даже родители, проявлявшие скептицизм по отношению к проводимой работе по детской журналистике, с недоверием относившиеся к ним, не скрывают чувства гордости за своих детей, бравших интервью, отвечавших на вопросы журналиста и с гордостью рассказывающих о профессии журналиста.

Обращение к детской журналистике наполнило новым содержанием привычную среду развития ребенка, специальным образом организованное приобщение дошкольников к миру медиа стало эффективным фактором развития их познавательного интереса.

Правильно организованная журналистская исследовательская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Всё это является очень важным и необходимым для  успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся    социуме.