Информационно-познавательный проект "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста"
проект (средняя группа) на тему

Тепулян Татьяна Аракеловна

Одной из самых актуальных проблем современности является развитие исследовательских умений и навыков дошкольников, их  интеллектуально-творческого потенциала. Уникальность  проекта в том, что его можно использовать для реалтизации любой образовательной области и в полной мере основываться на интегрированном подходе. Целью данного проекта является повышение уровня познавательной и коммуникативной компетентности воспитанников посредством использования детской журналистики. Поставленные задачи проета решаются в форме образовательной деятельности с использование словесных, наглядных и практических методов, таких как моделирование, наблюдения, сюжетно-ролевых и развивающих игр, импровизации, бесед, обсуждений и др. Проект содержит два основных блока:познавательный и деятельностный, что позволяет не только получать информацию, но и на практике применять и развивать полученные знания и умения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Образовательный проект517.01 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД  № 32 "БЕРЕЗКА" г.ТУАПСЕ

МО ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН

Информационно-познавательный проект:

«Детская журналистика,

как средство формирования

исследовательских умений

и навыков у детей старшего

дошкольного возраста»

Проект разработала:

 Тепулян

Татьяна Аракеловна

Туапсе

2016 г.

 

Дар слова – важнейший дар,

дающий возможность постигнуть радость познания и общения.

К.У. Ушинский                                                                                 

                                                                                                         

                                                                     

Тем «Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность:

           В условиях реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий, направленных на формирование целевых ориентиров, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

          Главное условие для решения этой задачи – это создание такого образовательного пространства, в котором ребенок сможет раскрыть и развить свои творческие способности на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

Поэтому передо мной, как педагогом, встала задача: создать такую образовательную среду, которая представляла бы собой определенную систему. Одним из средств создания такой среды, одной из таких технологий стала для меня детская журналистика. Это деятельность, направленная на получение нового познавательного опыта, развитие любознательности, наблюдательности, исследования, экспериментирования.

            Правильно организованная исследовательская журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Всё это является очень важным и необходимым для  успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся    социуме.

          Уникальность данного проекта  в том, что его можно использовать для реализации любой образовательной области и в полной мере основываться на интегрированном подходе.

Проблема: Одной из самых актуальных проблем современности является именно развитие исследовательских умений и навыков дошкольников, их интеллектуально-творческого потенциала. Дошкольники затрудняются или не умеют:

  • ставить перед собой цели в соответствии с гипотезой;
  • формулировать гипотезы;
  • анализировать проблемные ситуации;
  • самостоятельно находить пути и способы решения проблемы;
  • действовать вместе с другими;
  • добиваться конечного результата и т.д.

Цель проекта: повышение уровня познавательной и коммуникативной компетентности воспитанников посредством использования детской журналистики.                              

                                                     F:\фото журналист\IMG_20151230_092723.jpgЗадачи: 

  • Обеспечить формирование начального представления о   профессиональных журналистских качествах и навыках.
  • Развивать познавательные процессы, включающие в себя: умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий.
  • Развивать способность к поисково-исследовательской деятельности, к экспериментированию и проведению различных опытов.
  • Использовать разнообразные формы общения, развивать монологическую и диалогическую речь, обогащать словарный запас.
  • Учить проявлять доверие и толерантность во взаимодействии; формировать организаторские способности, умения, навыки и действия работать по определённым игровым правилам, доводить начатое дело до конца.
  • Воспитывать умение работать в подгруппе и самостоятельно, координируя свои действия с действиями партнёров.

          Поставленные задачи решаются в форме образовательной деятельности с использованием словесных, наглядных и практических методов, таких как моделирование, наблюдение, сюжетно-ролевые и развивающие игры, импровизации, рассматривание рисунков и фотографий, беседы, обсуждения и другие.

Проект содержит два основных блока: познавательный и деятельностный, что позволяет не только получать информацию, но и на практике применять и развивать полученные знания и умения. 

Срок реализации: сентябрь-май

Тип проекта:  долгосрочный

Вид проекта:  информационно-познавательный.

Участники проекта:  дети старшей группы общеразвивающей направленности № 3 «Почемучка», воспитатели, работники ДОУ, родители, работники других профессий.                                                     F:\аттестация 2016 таня\28.08.2015 я-талантлив\DSCN2443.JPG

Основные направления реализации проект:

  • Разработка и организация режиссерской игры «Мы-журналисты»
  • Разработка и проведение цикла организованной деятельности в рамках игры по формированию и развитию связной диалогической речи.
  • Организация познавательной студии
  • Консультирование родителей по вопросам организации пространства общения, развития коммуникативных навыков у детей.
  • Организация взаимодействия с работниками ДОУ и родителями.

F:\аттестация 2016 таня\фото по журнал\DSCN2997.JPGОжидаемый результат: Детская журналистика вызывает большой интерес у дошкольников и может быть использована как средство:

  • повышения уровня речевой, познавательной и коммуникативной компетентности воспитанников.
  •  развития творческих способностей, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.
  • повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения, большей сформированности терпимости к мнению собеседника.

Предполагаемый продукт проекта:                    F:\аттестация 2016 таня\журнал музраб\DSCN3408.JPG

  • Оформление детской познавательной студии «Почемучки».
  • Оформление фотоальбома  «Журналисты-исследователи ».
  • Подборка познавательного  материала « Профессии».
  • Оформление карточек-символов для ведения интервью.
  • Выпуск газеты с репортажами и рисунками «Почемучки».
  • Презентация проекта.

Итоговое мероприятие: Проведение совместного праздника  с родителями  «Путешествие в страну журналистики»

Этапы работы над проектом:

I этап – подготовительный  (накопление знаний).

II этап – основной (совместная деятельность детей, родителей, воспитателя, работников ДОУ).        

III этап – заключительный (результаты).

Содержание  проекта:  

Подготовительный этап:               F:\аттестация 2016 таня\28.08.2015 я-талантлив\DSCN2438.JPG

  • определение цели и задач проекта, составление плана мероприятий;
  • предварительная работа по сбору информации: художественной, публицистической, познавательной литературы по изучению журналистики;
  • знакомство с профессиями: журналист, редактор, оператор и т.д.
  • просмотр презентаций, DVD – фильмов, открыток, фотографий о журналистике;
  • Круглый стол «Журналист – профессия творческая» (совместная встреча родителей и детей).

Основной этап:                                                                  F:\фото журналист\IMG_20151230_093348.jpg

  • инновационная образовательная деятельность с детьми, педагогами и родителями;
  • проведение экскурсий и встреч с людьми разных профессий ДОУ и предприятий нашего города (детская библиотека, гости ДОУ, герои праздников);
  • исследовательская деятельность;
  • организация образовательной  деятельности  (приложение № 1).

    Заключительный этап:                                         F:\аттестация 2016 таня\28.08.2015 я-талантлив\DSCN2576.JPG

  • оформление детской познавательной студии «Почемучки»;
  • подготовка и выпуск детской газеты с рисунками «Почемучки»;
  • проведение  совместного праздника  с родителями  «Путешествие в страну журналистики».

Список используемой литературы:

  • Н.Е.Веракса, Н.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников» Пособие для педагогов дошкольных учреждений.М.Мозаика-Синтез 2008.
  • Н.В.Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью , старшая группа. М.ООО: «Элизе и Трейдинг» 2002.
  • Арушанова А.Г. Речь и речевое общение: книга для воспитателей дет. сада.-М.: Мозаика-синтез, 1999.
  • Развитие общения дошкольников со сверстниками/под ред. А.Г. Рузской.- Педагогика,1989.
  • Фельдчер Ш., Либерман С. 400 способов занять ребенка от 2 до 8 лет - СПб: Питер Пресс, 1996
  • Журнал «Обруч» № 5,2003 г. статья Л.Халикова,  Х.Мирзоева  «Журналистика в ДОУ».
  • Дейкина А.Ю. Возраст творчества. Содержание и организация практических занятий по детской журналистике. Методические рекомендации. Бийск: НИЦ Бийск БПГУ, 2001.
  • Нечаев М.П., Романова Г.А. Интерактивные технологии в реализации ФГОС дошкольного образования. Учебно-методическое пособие. М.: УЦ «Песпектива», 2014.

Приложение №1

Образовательные области

Содержание и формы психолого-педагогической работы по образовательным областям

1

Физическое развитие

  • Проведение пальчиковых, дыхательных, глазных гимнастик, массажей, релаксаций, коррекционных упражнений.

2

Речевое развитие

  • Знакомство с разными журналами и газетами.
  • Составление творческих рассказов по открыткам, фотографиям, из личного опыта, по представлению.  
  • Проведение речевых игр:

«Продолжи предложение», «Измени слово», «Исправь ошибку», «Какой? Какая?  Какие?», «Дай описание», «Подбери сравнение»,  «Скажи грамотно» и др.

  • Игра «Дружеское интервью», «Угадай, о ком я говорю!», «Угадайте, какая профессия у человека».
  • Интервью у родителей, педагогов и других работников ДОУ, интересных гостей ДОУ.
  • Конкурс чтецов с целью выявления лучшего диктора.

3

Познавательное развитие

1.Проведение  образовательной деятельности по темам:

  • «Здравствуй, Зимушка-зима!»
  • «Мы – журналисты»
  • «Журналист – профессия творческая»

2.Беседы познавательного характера на темы:

  • «Что я знаю о профессии журналиста?»
  • «О чем можно узнать по заголовку?»
  • «Кто издаёт журнал?»
  • «Интервью»
  • «Кто такой юнкор?»
  • Этикет телефонного разговора» и другие.

3.Проведение экскурсий и встреч с людьми разных профессий ДОУ и предприятий нашего города (детская библиотека, гости ДОУ, герои праздников);

  • Создание фотовыставок в соответствии с тематикой репортажа.
  • Изготовление вспомогательных карточек по изучению данной темы.
  • Работа с практическим материалом: DVD – дисками, фотографиями, иллюстрациями, газетами, журналами, открытками.

4. Оформление детской познавательной студии «Почемучки»:

  • Подбор необходимого  оборудования;
  • изготовление карточек-символов для ведения интервью;
  • Подбор детских журналов, газет и открыток.
  • Подбор книг об истории журналистики, создании разных журналов и газет.

4

Социально-коммуникативное развитие

  • Дидактические игры на тему:
  • «Профессии», «Что лишнее?» и т.д.
  • Режиссёрские игры: «Я беру интервью», «Я - журналист», «Путешествие в прошлое», «Профессии города»  и др.
  • Познавательные игры:

  «Какие предметы делают жизнь  журналиста  удобной?

  • Знакомство с творчеством известных журналистов.
  • Экскурсия в детскую библиотеку.
  • Чтение произведений  поэтов и писателей, опубликованных в детских журналах.

5

Художественно-эстетическое развитие

  • Оформление выпуска газет.
  • Изготовление атрибутов для режиссёрской и сюжетно-ролевой игр.
  • Творческий конкурс на лучший репортаж.
  • Оформление коллажа «Журналистика – целая наука».
  • Выставка детских рисунков «Вернисаж профессий».

6

Взаимодействие с родителями

  • Оформление  фотоальбома  «Профессии наших мам и пап».
  • Информационно-консультативный материал «Безопасность детей - забота родителей».
  • Круглый стол «Журналист – профессия творческая».
  • Совместный  праздник   «Путешествие в страну журналистики».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством включения в проектную деятельность"

Одной из оптимальных технологий, поддерживающих компетентно-ориентированный подход в образовании, можно считать метод проектов.Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию,...

Проект "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".

Правильно организованная исследовательская журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоят...

Сообщение из опыта работы "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".

Изучая структуру современных инновационных технологий, я пришла к выводу, что одной из таких технологий является детская журналистика. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и вос...

Самообразование на тему: «Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста».

Расширение и повышение модели методической работы по повышению профессиональной компетенции в использовании педагогической технологии детская журналистика. ...

«Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Одной из самых актуальных проблем современности является именно развитие исследовательских умений и навыков дошкольников, их интеллектуально-творческого потенциала....

Статья Детская журналистика как средство формирования коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста

Детская журналистика как средство формирования коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста...

«Детская журналистика как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Детская журналистика способствует формированию исследовательских умений и навыков, основ научного мышления, деятельности, направленной на самостоятельное творческое познание, социальной уверенности. В...


 

Комментарии

Тепулян Татьяна Аракеловна

Очень интересный проект, позволяющий раскрыть все возможности детей, их талант и творчество. Так держать!