Статья Детская журналистика как средство формирования коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста
статья по логопедии (подготовительная группа)

Коломацкая Ирина Владимировна

Детская журналистика как средство формирования коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Детская журналистика

как средство формирования коммуникативных умений

и навыков у детей старшего дошкольного возраста»

учитель-логопед

Коломацкая Ирина Владимировна,

Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства и даже некоторые формулы этикета общения. В соответствии с новыми требованиями возникает актуальность перестраивать образовательный процесс в соответствии с возрастными особенностями дошкольника, максимально приблизив его к способам открытия окружающего мира, характерным для человека в этот период жизни.

Именно поэтому речевое развитие, занимает важное место в федеральных государственных стандартах ДОУ, который определяет содержание речевого развития детей как «владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи…».

Особая роль в реализации этих требований принадлежит педагогу, который учитывает особенности развития и конкретные интересы детей.

В наши группы комбинированной направленности ходят дети, которые значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении речевыми навыками, в том числе - связной диалогической речи. В общении такие дети затрудняются поддерживать диалог, отвечать на вопросы и правильно задавать их. Поэтому перед нами встаёт задача помочь детям освоить диалогическую речь, развить связную речь в интересной и увлекательной форме, заменить довольно скучные занятия на захватывающую деятельность. Обратившись к литературе, пролистав книги, побывав на безграничных просторах интернета, я решила взять за основу детскую журналистику.

И предположила, что приемы журналистики и метод интервьюирования усилят речевую мотивацию к созданию условий для развития диалога детей: формулирования вопросов, а также построения ими самостоятельных высказываний и рассуждений. Наша цель: повысить уровень коммуникативной компетентности детей посредством использования детской журналистики.

В этой работе необходимо объединить современные подходы в воспитании детей: направленность на развитие коммуникативной деятельности; организация образовательного процесса как совместной деятельности детей и взрослых; продуманное сочетание игровых занятий, исследовательской и практической деятельности.

Для достижения цели и решения поставленных задач основными принципами реализации станут систематичность работы, не только по развитию коммуникативной деятельности детей, но и по воспитанию положительного отношения к средствам массовой информации; взаимосвязь с деятельностью детей по ознакомлению с окружающим миром, логикой, свободной игровой деятельностью; сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.

Чтобы обеспечить системность работы, я определила три направления:

- работа с детьми:

  • непосредственно образовательная деятельность с включением дидактических и словесных игр, практических заданий, элементов интервьюирования; знакомство с техническими средствами - микрофоном, диктофоном, фотоаппаратом, видеокамерой;
  • встречи-беседы с интересными людьми;
  • выпуски детских статей и газет и многое другое;

- усовершенствование предметно-пространственной развивающей среды, оформление мини-музея и уголка журналиста, пополнение дидактическими материалами и сюжетно-ролевыми играми, оформленными совместно с родителями и детьми;

- привлечение родителей к изучению проблемы (непосредственное участие родителей значительно повышает результативность работы).

  • участие родителей в практикуме: «Все о журналистике в детском саду», «Интервьюирование» и совместной с детьми практической деятельности: «Создание новостей»;
  • консультирование родителей по темам: «Приемы и игры для развития диалогической речи», «Журналистика, как средство развития связной речи»;
  • привлечение родителей к созданию и оформлению статей и видео-новостей

Использование приемов журналистики требует определенных знаний и умений.

Учитывая возрастные особенности детей, мы постараемся сделать так, чтобы этот материал был подкреплен практической деятельностью. В процессе практических занятий, бесед и диалогов дети закрепят полученные знания и постараются применять их в жизни.

Таким образом, участие в таком проекте позволит развивать у детей все стороны речи, в том числе и диалогическую речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему «Лэпбук как средство формирования познавательно-исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Лэпбук (lapbook) – (lap – колени, book – книга), в «простонародье» - папка на коленках или тематическая папка,одно из вариативных средств реализацииосновной общеобразоват...

Консультация для воспитателей на тему «Лэпбук как средство формирования познавательно-исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста» 2018

Лэпбук (lapbook) – (lap – колени, book – книга), в «простонародье»  - папка на коленках или тематическая папка, одно из вариативных средств реализации основной общео...

Методическая разработка «Педагогическая находка» «Интерактивная тематическая папка («Лэпбук») как средство формирования познавательно- исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Пояснительная запискаНемного предисловия: бродя по разным образовательным сайтам в бесконечной информационной путине «Интернета», с целью посмотреть опыт коллег и найти что-то интересное, ...

Статья «Фольклор как средство формирования культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста».

Статья «Фольклор как средство формирования культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»....

Консультация для воспитателей "Графический диктант, как средство формирования графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

laquo;Рука – вышедший наружу мозг», - писал Кант. Что он хотел сказать этим? Ни много ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные или не осознанные, отраж...

Рабочая тетрадь по формированию коммуникативно-речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В данной рабочей тетради собраны задания для формирования комуникативных, эмоциональных и речевых навыков....