Методическая разработка «Педагогическая находка» «Интерактивная тематическая папка («Лэпбук») как средство формирования познавательно- исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)

Панченко Жанна Вячеславовна

Пояснительная записка

Немного предисловия: бродя по разным образовательным сайтам в бесконечной информационной путине «Интернета», с целью посмотреть опыт коллег и найти что-то интересное, увидела на одном из сайтов, как автор рассказывает о своей адаптированной идее от зарубежных коллег – так называемом «лэпбуке»… и предлагает много вариантов данной темы. Заинтересовалась сразу и, думаю, надолго. Попробовала воплотить, к сожалению, не мою личную идею, а уже адаптированную нашими российскими педагогами.

Лэпбук как оригинальное инновационное пособие, красивое и полезное.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Педагогическая находка»

«Интерактивная тематическая папка («Лэпбук»)

как средство формирования познавательно- исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Пояснительная записка

Немного предисловия: бродя по разным образовательным сайтам в бесконечной информационной путине «Интернета», с целью посмотреть опыт коллег и найти что-то интересное, увидела на одном из сайтов, как автор рассказывает о своей адаптированной идее от зарубежных коллег – так называемом «лэпбуке»… и предлагает много вариантов данной темы. Заинтересовалась сразу и, думаю, надолго. Попробовала воплотить, к сожалению, не мою личную идею, а уже адаптированную нашими российскими педагогами.

Лэпбук как оригинальное инновационное пособие, красивое и полезное.

Автором пособия считают американку Тэмми Дюби. Она придумала наполнить небольшую папку разнообразными картинками, кармашками, стишками и бумажными поделками для закрепления и сохранения информации, которую освоила со своими детьми. Фото первых лэпбуков попало в интернет и это пособие стало достоянием всех неравнодушных родителей, воспитателей и учителей. Лэпбукинг (изготовление лэпбуков) признан инновационной технологией, имеющей множество достоинств.

Само название пособия переводят с английского  как «наколенная книга»,  «складная книга». Лэпбуки имеют небольшие размеры (обычно формата А4 в сложенном виде) и ребёнку удобно рассматривать их, держа на коленях. Кроме того, эти чудо-книжки полны загадок и секретов, которые так любят дети. Они раскладываются и имеют множество кармашков, вкладышей, блокнотов, которые в свою очередь раскрываются, что очень по вкусу маленьким исследователям и любителям тайн.

Но, на данный момент могу сказать, что для меня это, действительно, моя «педагогическая находка», т.к. я наполняю тематические папки своим содержанием и для моих детей!

А главное – это интересное занятие нравится детям и эту «педагогическую находку» можно рекомендовать и педагогам и родителям!

При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок совместно со взрослыми проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ребенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лепбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. Таким образом, уже готовое пособие можно считать результатом, итоговым делом проектной, творческой,  исследовательской деятельности ребенка и взрослого.

Зачем нужен лэпбук?

1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.

2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

3. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.

4. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.) и сделать такую коллективную книжку.

Содержание лепбука будет зависеть от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной теме. Работая над определённой лексической темой, необходимо затронуть все образовательные области, поэтому содержание лепбука, на мой взгляд, должно отражать материал по всем пяти направлениям. Содержание может быть разнообразно, это зависит от возраста детей и задач, поставленных программой и педагогом. Небольшой опыт работы в такой форме показывает, что интерес не только детей, но и родителей возрастает. Совместная деятельность по наполняемости материала, оформлению содержания даёт положительные результаты во всех направлениях.

Лэпбук – это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности педагога, родителей и ребенка..

Сам процесс изготовления лэпбука невероятно захватывающий.

Приложение 1

Приложение 2

Алгоритм создания лэпбука.

(рекомендации для родителей)

  1. Выбор темы. 
  2. Продумать какие подтемы вы хотите раскрыть.
  3. Продумать как разместить эти подтемы в лэпбуке.
  4. Сделать папку (основу) в натуральную величину.
  5. Собрать материал по подтемам.
  6. Изготовить для каждой подтемы свои элементы, всё аккуратно приклеить в папке.  
  7. Оформить лэпбук

Лэпбук готов!


Предварительный просмотр: