CЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Игры с песком и водой, как средство формирования начал исследовательских навыков у детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка

Потапова Лариса Сергеевна

CЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

«Игры с песком и водой, как средство формирования начал исследовательских навыков у детей младшего дошкольного возраста»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №51»

CЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

«Игры с песком и водой, как средство формирования начал исследовательских навыков у детей младшего дошкольного возраста»

                                                    Составила и провела:

                                                                        воспитатель I квалификационной    

                                                           категории Потапова Л.С.

                                                                   

г. Хотьково, 2018г.         

 

Цель: Повышение профессиональной компетентности  воспитателей в организации игр с песком и водой в летний период времени.

Задачи:  

1.Создание коллектива единомышленников по применению практических знаний и умений  в работе с детьми  в организации  игр с песком и водой.

2. Овладение методикой проведения и руководства  в играх с песком и водой.

                                            Программа семинара:

  1. Влияние игр с песком и водой на  развитие психических процессов детей дошкольного возраста.
  1. Игры с песком и водой с детьми от 2 до 3 лет.
  1. Игры с песком и водой с детьми 3-6 лет.
  1. Практические занятия с воспитателями по проведению игр с песком и водой в летний период времени с детьми.

   Дети очень любят игры с водой и песком. Поэтому не случайно в теории и практике дошкольного воспитания этим играм уделяется большое внимание.

Наиболее полную и развернутую оценку этих игр мы находим у Е. И. Тихеевой. Рассматривая игровые возможности каждого материала в отдельности, Е. И. Тихеева показала, как дети, созидая, совершенствуют свой чувственный опыт и практически познают некоторые свойства материалов. В сюжетной форме она наметила примерное содержание игр с водой, песком, глиной и указала, что эти игры требуют к себе самого внимательного отношения со стороны взрослых.

     Высоко оценивала значение игр с природными материалами и гигиенист Л. И. Чулицкая. При разработке задач физического воспитания дошкольников игры с песком и водой она относила к играм, способствующим укреплению детского организма. С этой целью ею было разработано устройство песочных ящиков и водных бассейнов.

    С жизненной потребностью ориентироваться в окружающей действительности, с необходимостью познавать свойства и качества материалов, с развитием изобразительного творчества детей связывает использование этих же игр Е. А. Флерина.

Вопрос о руководстве играми с водой и песком также неоднократно подчеркивался данными авторами.

Так, Е. И. Тихеева наряду с разработкой содержания игр требовала от воспитателей повседневной помощи детям в осмысливании накапливаемого ими опыта.

   Е. А. Флерина, взяв за основу игр с природным материалом активно-действенное стремление ребенка исследовать этот материал, в то же время указывала на необходимость разумного развития этого стремления. Воспитатель, по ее мнению, развивая игру, должен постоянно заботиться о «насыщенности материалов разнообразными качествами» с тем, чтобы игра ребенка не теряла познавательного смысла и не приобретала характер однообразной и разрушительной деятельности.

   В работах последних лет значение игр с природными материалами для умственного развития ребенка рассматривается в плане построения сюжетно-строительных игр. Наиболее подробно освещают авторы игры детей среднего и старшего дошкольного возраста. В «Программе воспитания в детском саду», а также в «Методических указаниях» говорится о примерном содержании этих игр и о некоторых приемах руководства ими в младших группах. Однако в указанных документах не детализированы сами способы руководства, не обоснована их изменяемость в зависимости от этапов развития игры и тех воспитательных задач, которые наиболее успешно могут быть осуществлены с помощью данных игр. Это приводит к ослаблению руководства и недооценке воспитательного значения игр с природными материалами.

Отсюда на практике некоторые воспитатели, признавая важное педагогическое значение этих игр и правильно организуя их, не считают обязательным руководить ими.

    Для правильного руководства играми с природными материалами необходимо знать особенности их. Каждый из этих материалов в определенных условиях может превращаться из одного состояния в другое, например вода может быть жидкой, твердой (лед) и парообразной, она может переливаться, журчать, бурлить, может быть светлой, прозрачной; песок может быть сухим, рассыпчатым, сырым, тяжелым и т. д.

    Интерес детей к играм с водой и другими природными материалами можно объяснить именно стремлением к познанию их свойств. Возможность строить из песка, желание искупать свою любимую игрушку в воде создают благоприятные условия для сенсорного воспитания, совершенствования таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, восприятия, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.

   Правильно поставленное сенсорное воспитание имеет большое значение для умственного развития ребенка, особенно в младшем дошкольном возрасте. Еще И. М. Сеченов указывал, что способность различать, отличать один предмет от других «приобретается человеком в раннем детском возрасте, и с этого начинается собственно сознательное знакомство с внешним миром».

    Познание качеств материалов, их чувственное различение, а также реализация творческих замыслов происходят у детей в разнообразных играх. Даже простейшие игровые действия с материалами могут принимать осмысленный характер и быть воспитательно ценными, если им уделяется внимание со стороны взрослых. Вот как проходила игра детей с водой

— Плывут уточки, видят рыбок,— говорит девочка, пуская на воду целлулоидных уточек. — Здравствуйте!

— Смотрите, уточки с рыбками здороваются. (Девочка держит две целлулоидные рыбки в руке.) Сейчас рыбок я помою. (Трет в воде то одну, то другую рыбку.) Мойтесь, водичка тепленькая.

— Да, водичка тепленькая и чистая,— добавляет воспитательница.

— Чистенькая,— подхватывает девочка.— Вон там шарик видно.

— Я пойду лодочку возьму. У меня большая лодка, а не тонет,— говорит мальчик.

— Лодочка легкая, она не утонет,— замечает воспитательница.

— Я куколку положу в лодочку. Вот, смотрите, куколка в лодочке плывет! Лодочка легкая, она плавает у меня, не тонет! Из множества игрушек, разложенных на столах, мальчик взял плюшевую собачку.

— Мой Бобик! Я его не буду купать!

— Да, он намокнет.

— Все рыбки плавают! И лодки все плавают! Все-все! — говорит другой мальчик.

— Не все игрушки плавают,— говорит воспитательница,— посмотрите, вот шарик (металлический), вот камешек. В воде они тонут.

     В данной игре воспитательница, создавая детям условия для разнообразных действий, в то же время не предоставляет детей самим себе, а своими указаниями помогает им выделить из множества признаков и качеств предмета наиболее существенные и доступные для восприятия («плавает, «тонет», «намокает», «водичка чистая»), помогает объяснить явление («лодочка легкая — она плавает») и тем самым постепенно подводит ребенка к пониманию закономерных связей.

   Конечно, дети и без руководства взрослых развиваются сенсорно, приобретают различные представления. Так, в игре с песком дети по собственному опыту отличают на ощупь влажность и сухость песка, по его цвету устанавливают, из какого песка можно делать пирожки и строить, и т. д.

    Исходя из воспитательного значения игр с водой и песком считается, что интерес детей к этим играм, их развитие зависят от того, насколько воспитатель, во-первых, научил ребенка сенсорным путем вычленять материалы и их свойства, во-вторых, сумел довести до сознания детей возможности использования этих материалов и, в-третьих, нашел им применение в конкретной детской деятельности.

  Поэтому, признавая важность накопления чувственного опыта, мы считаем, что дети самостоятельно хотя и наблюдают изменения материалов, но не могут понять и осмыслить те связи и отношения, которые имеются между результатом игры и свойствами, качествами используемых ими материалов.

  Развитие игр с природными материалами не может быть осуществлено одинаковыми раз и навсегда установленными приемами и способами. Оно должно осуществляться разнообразно, с использованием приемов, учитывающих развитие каждого ребенка.

   Задачей нашей работы является установить возможные пути в руководстве этими играми.

   Развитие игр начинается с создания соответствующих условий, отвечающих как гигиеническим, так и педагогическим требованиям. Песок, которым пользуются дети, нуждается в постоянном уходе. Его периодически очищают, меняют, поливают, хорошо промешивают. Так как дети очень любят играть с песком и водой в любое время года, эти материалы должны находиться в достаточном количестве не только на дворах, бульварах, но и в помещении.

Лучшим оборудованием на участке следует считать песочные дворики и песочные столы, разработанные Л. И. Чулицкой.

    В условиях группы песок следует держать в специальных ящиках, обитых внутри цинком, на колесах или на обыкновенных столах с прибитыми по краям бортиками. Дети играют стоя или сидя на выносных скамейках.

Во избежание загрязнения песка ящики (или столы) закрываются фанерными или проволочными крышками, на дне ящиков делается желобок или кран для стока воды. Устройство песочных ящиков, столов на колесах позволяет свободно использовать их в группе и на участке. В жаркое время они перевозятся в тень, под навесы, тенты. Кроме того, эти же песочные столы (если они добротно сделаны) могут использоваться и для игр с водой на участке.

   Гигиеническим и педагогическим требованиям наиболее отвечают водные бассейны типа фонтанов с цементированной внутри поверхностью и со стоком для воды. Наиболее удачными в этом отношении надо считать бассейны-фонтаны зигзагообразной формы. Такие бассейны очень ценны в педагогическом отношении — они способствуют возникновению коллективных игр, формированию дружеских взаимоотношений между детьми. Помимо бассейнов для игр с водой, на участке употребляются специально предназначенные ванны. Их нужно оборудовать более высокими подставками и кранами для смены воды.

Для игр в группе используются обыкновенные тазы.

  Во избежание намокания одежды, особенно в зимнее время, желательно для игр с водой иметь клеенчатые передники. Для того чтобы вода вызывала у детей приятные ощущения, необходимо заботиться о температуре ее ( + 18°, +20°), следить за длительностью игры (5—7 мин.) и состоянием одежды детей.

  Вначале ребенку доставляет большое удовольствие знакомиться с материалом через простые действия пересыпание, делание песочных пирожков, купание игрушек и т. д. Дети непроизвольно стремятся поиграть с материалами, испробовать их. Такое стремление детей можно объяснить наличием живой ориентировочной реакции, названной И. П. Павловым «исследовательским рефлексом «что такое». Известно, что первоначальное констатирование, различение, выделение раздражителей осуществляется механизмом ориентировочного рефлекса. С его помощью ребенок производит первоначальный, самый общий анализ окружающей обстановки ощупывает предметы рукой, взором, производит разнообразные пробы.

  Большое значение здесь имеет подбор игрушек. При овладении ребенком действиями, связанными с формовкой пирожков, пересыпанием песка, можно использовать пластмассовые и деревянные формочки, воронки, сита, ведерки, лопатки.

  Наиболее удачными игрушками являются пластмассовые и деревянные формы к ним не прилипает песок, они достаточно глубоки. Однако пластмассовые формы часто бывают широкими в окружности. Дети с трудом закрывают их руками, поэтому песок вываливается из формы прежде, чем они ее опрокинут.

Затруднения возникают и при снятии формочек они иногда выскальзывают из рук детей. Во избежание этого было бы желательно как у пластмассовых форм, так и у деревянных сделать снаружи выступы. Для малышей неприемлемы металлические формы об острые края дети могут порезаться.

Не следует давать детям сразу много форм. Если есть 2—3 формочки на каждого ребенка (обыкновенно играют 5—7 детей в течение 10—15 мин.), то ребята разнообразно используют песок. Очень удобны алюминиевые ведерки и совки они легки и добротно сделаны.

  Игры с водой требуют разнообразных игрушек, с различными свойствами и из различных материалов.

Для игр с водой в практике употребляются только легкие, плавающие игрушки из пластмассы, которые хотя и держатся на воде, но не всегда устойчивы. Например, в лодках трудно покатать куклу или какую-нибудь другую игрушку. Неудобны игрушки резиновые (надувные). Они красиво оформлены, но очень велики по размерам.

Хороши игрушки из коры, из дерева. Кроме этого, используются баночки, пузырьки, воронки, лейки, камешки, ракушки и др. Игрушки нужно постоянно дополнять и обновлять.

   Педагогическое руководство игрой должно быть направлено на организацию такой среды, которая развивала бы разнообразную ориентировочную деятельность и тем самым вызывала бы желание детей играть.

    Так, благодаря руководству воспитателя (при наличии игрушек, сырого и сухого песка) обычная формовка пирожков заменяется более разнообразными действиями ребенок сыплет песок через пальцы, пропускает через воронку, заполняет им пузырек.

Производя такие действия, ребенок ощущает материал, узнает его свойства, сопротивляемость, вес, объем, величину, форму и в то же время увлекательно играет.

Но менее интересно проследить поведение детей в играх с водой.

   Достаточное количество разнообразных игрушек вызывает у детей радостное настроение. Если же игрушки однообразны или их мало, некоторые дети пытаются захватить все игрушки, брызгают друг в друга водой, кидают песок.

   Однако организация обстановки для игры сама по себе еще не влияет на последовательность действий ребенка и не позволяет ему осознанно обобщать качество материалов и их состояние.

Воспитание у детей в игре правильных и последовательных действий в пользовании игрушками — дальнейшая задача педагогического руководства. Наиболее эффективные результаты здесь дает совместная игра воспитателя с детьми, где воспитатель называет состояние материалов и их свойства, показывает всю последовательность игровых действий. Воспитатель подходит к детям, берет, например, формочки, лопатку и предлагает вместе испечь пирожок «Давайте польем песок».

(Воспитатель на глазах у детей поливает песок из лейки.) «Сырой песок — хороший пирог будет. Смотрите. Сначала наберу в формочку песку, а затем похлопаю, чтобы песок плотно прилегал к формочке. Вот у меня полная баночка песку. Теперь осторожно лопаткой уберу лишний песок, чтобы он был наравне с краями, положу лопатку и, придерживая левой рукой (смотрите как), быстро опрокидываю формочку, ставлю ее на подставку, постучу лопаткой по донышку «Пекись, пирожок, пекись». Осторожно рукой снимаю баночку. Вот и получился пирожок. Смотрите, какой красивый, даже бабочку сверху видно. Попробуйте сделать сами. Сегодня хороший, сырой песок, мы его полили водой».

   Разговаривая с детьми, интересуясь их игрой, взрослый невольно обозначает словом свои действия и действия ребят, называет качества материалов. Своими словами и действиями взрослый развивает у детей восприятия и тем самым упорядочивает приобретенные ими знания. Он помогает ребенку вычленить и обобщить в слове связи и отношения между предметами. Совместная игра, попутные замечания по ходу игр постепенно сказываются на детском развитии, чувственные восприятия активно закрепляются детьми.

Совершенствуется координация движений, действия становятся упорядоченными, шире развертывается игра с одними и теми же игрушками.

   Как показывает исследование А. А. Венгер, наиболее высокие результаты в развитии умственной активности у маленьких детей достигаются также тогда, когда «не только демонстрируются соответствующие явления, но и дается словесное их объяснение».

Воспитателю нужно помнить о важной роли слова, и, где это необходимо, следует сопровождать словом действия играющих и свои собственные действия.

    Игры с песком и водой организуются в разные периоды дня по-разному. Утром, до завтрака, когда воспитатель занят приемом детей, беседами с родителями, подготовкой к завтраку, дети играют самостоятельно формуют пирожки, пересыпают песок, делают «печатки» и т. д. Так как дети играют в этот период в одном общем месте и без надлежащего участия воспитателя, песок и воду им следует давать только тогда, когда дети уже умеют целенаправленно действовать с игрушками и знают правила поведения в таких играх.

    Но и в этих случаях воспитатель должен помнить о том, чтобы одни и те же дети долго не стояли у песочных ящиков или не сидели на корточках в песочных двориках, так как это вредно для здоровья ребенка (грудная клетка сдавливается, затрудняя дыхание, позвоночник находится в согнутом положении).

Самым благоприятным периодом, когда воспитатель может постоянно руководить этими играми, будет время прогулки на воздухе и время после сна.

Развивая детские игры, всегда надо иметь в виду разные возможности детей. Одним долгое время доставляет удовольствие процесс формовки пирожков, другим (они уже умеют делать пирожки) хочется построить домик для зайки, детский сад, гараж.

Если в простейших играх воспитатель мог ограничиться ознакомлением детей со свойствами материалов, показом отдельных действий и индивидуальной игрой, то при переходе к строительно-сюжетным играм с материалами изменяется и характер показа, и форма организации совместной игры.

   Строительно-сюжетные игры нуждаются в более совершенных, разнообразных действиях. Даже при постройке самого простого домика ребенок должен уметь по-разному действовать лопаткой (при сгребании песка, уплотнении, делании двери, окон), он должен уметь ориентироваться в свойствах и качествах материалов, в расположении своей постройки среди построек других детей.

   Важной задачей педагогического руководства в развитии строительно-сюжетных игр является воспитание у малышей умения совместно играть.

Наиболее благоприятным для развертывания коллективных игр надо считать летний период. Неограниченное количество песка позволяет детям строить на большом пространстве. Поэтому, кроме песочных столов, следует устроить и песочные дворики для малышей.

Для развития содержательной игры достаточно того, чтобы дети в течение игры смогли построить две-три постройки.

                      Игры детей с песком и водой от 2 до 3 лет

  Ребёнок в возрасте от одного года до трёх лет любит трогать песок руками, копаться в нём совком, лопаткой. Ему нравится вставлять в него палочки, веточки, листики, камушки. А еще малыш любит песок топтать и разбрасывать. Хорошие куличики у 1-2-летнего ребенка пока не получаются. Это будете делать вы -воспитатели, а малыш будет смотреть, как вы это делаете, и однажды попытается повторить. Но пока самое интересное для малыша - это ломать сделанные вами куличики. Не сердитесь на него за это. Ведь это действительно интересно: сначала ничего не было, потом появилось, а потом опять исчезло… Покажите ребёнку, какой песок сухой, а какой мокрый. Объясните ему, что из мокрого песка кулич "выпекается, а из сухого - рассыпается. Научите малыша насыпать песок в ведёрки, формочки, утрамбовывать его лопаткой или ладошкой, перекладывать и пересыпать из одной ёмкости в другую. Покажите, как надо копать ямы и насыпать кучи. Можно лепить руками из мокрого песка заборчики и башенки. Это даже проще, чем лепить куличики. Ручки сдвинул, убрал, получилась горка. Когда ребёнок станет чуть постарше, покажите ему, как лепить заборчики по кругу. К ней можно пристроить башенки - куличики, сделанные из ведёрок. На большую башню можно сверху выложить куличик из маленькой формочки, и у башенки получиться красивый верх. Покажите малышу, как при помощи дощечек и палочек можно сделать мосты. На песке можно рисовать. Только вместо карандаша или фломастера ребенку понадобится палочка, нет палочки - можно рисовать просто пальчиком. Малыш с удовольствием двигается, чертит как по сухому, так и по мокрому песку. а взрослый отгадывает, что это он изобразил.

Игры для детей от 2 до трех лет

"Топчем дорожки", " Шли по дороге". Воспитатель вместе с малышом шагают по песку, оставляя следы, при этом можно использовать слова такой потешки: "Большие ноги шли по дороге: То-о-п, то-о-п, то-о-п. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ!" Взрослый и ребёнок могут изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы. Большие следы оставляет косолапый медведь. Маленькие следы оставит после себя маленькая белочка.

"Норки для мышки" Ребёнок вместе со взрослым копает небольшие ямки - норки руками или совочком. Затем воспитатель обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, мама берет игрушечную мышку в руки, имитируя её писк. Затем ее "мышка-нарушка" пробирается в каждую норку и хвалит ребёнка за то, что он сделал для неё замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек - зайчиков, лисят, медвежат и пр. "Я пеку, пеку, пеку". Ребёнок "выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно "выпекать" и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребёнок "угощает" пирожками маму, папу, кукол. "Заборчики" Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. "Волшебные отпечатки на песке" Мама и малыш оставляют отпечатки на мокром песке своих рук и ног, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились весёлые мордочки, рыбки, осминожки, птички и т. д.

«Пускание мыльных пузырей» воспитателем. Дети с удовольствием ловят пузыри.

Игры для детей от 3 до 6 лет.

Мокрый песок позволяет лепить грандиозные фигуры без мелких деталей, но очень выразительные по силуэту. Из песка можно делать не только дворцы, но и машины, корабли, различные фигурки- скульптурки, украшая их камешками, ракушками, цветными бусинками. Родителям при этом важно не оставлять без внимания работу малыша. С детьми этого возраста можно строить из песка даже модели знаменитых архитектурных сооружений. Для этого сначала песок сгребают в большую кучу, убирают лишнее, чтобы придать форму, похожую на оригинал. Сооружение для прочности прихлопывают со всех сторон ладонями. Далее приступают к отделке.    

  Чтобы сделать башни, например у готического собора, насыпьте влажный песок в бутылку из под лимонада с отрезанным дном (размер бутылки зависит от масштабов сооружения), утрамбуйте его, переверните бутылку на лопатку или фанерку и постучите по ней со всех сторон. Затем аккуратно, не снимая бутылки, поставьте всё это в нужное место постройки и сначала вытащите фанерку, а затем снимите бутылку. Колонны можно сделать из толстых палочек. Окна и двери прорисовывают или выкладывают прутиками. Пока всё сооружение ещё не высохло, можно украсить его барельефами с помощью обычных формочек. Вокруг получившегося здания сделайте дорожки, посадите деревья - воткните в песок прутики или травинки. А потом сбегайте за фотоаппаратом и сфотографируйте ребенка на фоне этого ансамбля, чтобы позже, показывая снимок, с гордостью рассказывать бабушке, как вы вместе со своим чадом сделали это архитектурное чудо. Детям нравится играть с песком и водой одновременно. Принесите полведра воды и, если песок сухой, полейте его при помощи лейки, чтобы вода разбрызгивалась равномерно. Если под рукой нет лейки, её легко можно сделать самому из цельной пластмассовой бутылки, проделав отверстия в крышке. Можно принести воду в тазике и закопать его в песок до основания, чтобы ребёнок насыпал песок прямо в тазик или брал из тазика воду.    

   Сделайте из песка холм или замок на холме, а вокруг него выройте ров и напустите туда воды. Ещё интереснее, если вы сделаете откидной мост из небольшой дощечки и пары кусочков верёвки. Можете заодно рассказать, что так в старину люди защищали себя от вражеских набегов.

    Рисование палочкой, пальчиком (от мордашек до букв и цифр).

    Копание ямок. Ребёнок вместе со взрослым копает небольшие ямки – норки руками или совочком. Затем воспитатель обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, воспитатель берет игрушечную мышку в руки, имитируя её писк. Затем ее «мышка-норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребёнка за то, что он сделал для неё замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек – зайчиков, лисят, медвежат и пр.

    Насыпание кучек.

    Строительство замков и рытьё «пещер».

    Игры в машинки (в песке роются «гаражи» и проводятся дороги).

    Игры в магазин (куличи являются универсальным продуктом, а в качестве платёжных средств и других продуктов часто используются палочки и листья).

    Оставляем следы. Поиграйте в игру «как ходят животные». Одним пальцем – прыгают зайчики, тремя – бежит собачка, кулаком – слоник. Изобразите свои следы: для сравнения – от маминых ног – большие, малыша – маленькие.

    Зарывание предметов.

    Дождик пошел. Намочите руки и стряхивайте капельки на песок.

    Закапывание руки. Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращаем внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапываем каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок.

    Строительство города, леса. Можно использовать камешки, веточки, цветочки.

«Пускание мыльных пузырей» детьми. Игру можно усложнить, подкидывая шарик меховой варежкой.

«Водяные войнушки» Дети делятся на 2 команды по сигналу педагога начинают наступление. Раненого сажают на лавочку. Выигрывает та команда, у которой осталось больше игроков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Средства и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях "Дома ребенка"» (2-3года)

Условия для успешного формирования культурно – гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых. Под рационально организованной обстановко...

Методическая разработка на тему " Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора"

Методическая разработка на тему: " Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора"...

Методическая разработка на тему «Лэпбук как средство формирования познавательно-исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Лэпбук (lapbook) – (lap – колени, book – книга), в «простонародье» - папка на коленках или тематическая папка,одно из вариативных средств реализацииосновной общеобразоват...

Консультация для воспитателей на тему «Лэпбук как средство формирования познавательно-исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста» 2018

Лэпбук (lapbook) – (lap – колени, book – книга), в «простонародье»  - папка на коленках или тематическая папка, одно из вариативных средств реализации основной общео...

Методическая разработка «Педагогическая находка» «Интерактивная тематическая папка («Лэпбук») как средство формирования познавательно- исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Пояснительная запискаНемного предисловия: бродя по разным образовательным сайтам в бесконечной информационной путине «Интернета», с целью посмотреть опыт коллег и найти что-то интересное, ...

Статья «Фольклор как средство формирования культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста».

Статья «Фольклор как средство формирования культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»....