Консультация для воспитателей на тему «Лэпбук как средство формирования познавательно-исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста» 2018
консультация (старшая, подготовительная группа)

Гонтова Маргарита Энгельсовна

Лэпбук (lapbook) – (lap – колени, book – книга), в «простонародье»  - папка на коленках или тематическая папка, одно из вариативных средств реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

 Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно – развивающей среде:

- информативен;

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, может использоваться одновременно группой детей;

- обладает дидактическими свойствами;

- является средством художественно-эстетического развития ребёнка, приобщает его к миру искусства;

- вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

- его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста; обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №11 «Берёзка» общеразвивающего вида

Консультация для воспитателей

на тему:

«Лэпбук как средство формирования

познавательно-исследовательских навыков

у детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила:

воспитатель

Гонтова М.Э.

г. Гусиноозёрск

2018 г.

Консультация для воспитателей на тему

«Лэпбук как средство формирования познавательно-исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста»

   Детство – удивительная пора, когда ребенок хочет узнавать что-то новое, впитывать любую интересную информацию. И, конечно же, задает огромное количество вопросов, на которые мы, разумеется, должны, развернуто и интересно ответить.

   Весь период дошкольного взросления ребенок интересуется не только игрой, но и большое внимание уделяет познанию, приобретению новых умений, навыков, самостоятельным поиском ответов на вопросы.

   Развитие познавательных способностей, и наращивание интереса к познанию – вот главная задача воспитателей и родителей на сегодняшний день.

Безусловно, важно, как можно раньше научить дошкольника чтению и счету, но так же немало важно уделить большое внимание и проработать развитие у него внимания, мышления, заинтересованности к новым открытиям.

   Познавательно-исследовательские навыки формируются у ребенка различными методами и формами образовательной деятельности.  

   Проектная деятельность – один из эффективных, полюбившихся и часто используемых методов в работе воспитателя.

В ходе проектной деятельности, дошкольнику представляется возможным проявить все свои ключевые навыки и знания. Расширить, углубить и приобрести новые.

С помощью проектов, развернуть любую тему можно максимально интересно, углубленно и красочно.

Ребенок в проектной деятельности получает не только массу новых знаний, но и проявляет себя, свои творческие и мыслительные способности.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является новая форма работы с детьми – лэпбук.

Лэпбук (lapbook) – (lap – колени, book – книга), в «простонародье»  - папка на коленках или тематическая папка, одно из вариативных средств реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

 Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно – развивающей среде:

- информативен;

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, может использоваться одновременно группой детей;

- обладает дидактическими свойствами;

- является средством художественно-эстетического развития ребёнка, приобщает его к миру искусства;

- вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

- его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста; обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Использование лэпбука решает следующие задачи:

- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;

- Обогащение развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей;

- Оказание помощи ребёнку по своему желанию организовать информацию по изучаемому объекту или теме и лучше понять и запомнить материал;

- Повторение пройденного (в любое удобное время ребёнок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку);

- Формирование умения ребёнка самостоятельно собирать и организовывать информацию;

- Обеспечение индивидуализации образовательного процесса (лэпбук позволяет выбрать задание под силу каждому);

- Организация самостоятельной деятельности.

Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ребенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. При создании лэпбука можно выбрать задания под силу каждому ребенку и сделать такую коллективную папку. В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию , что является хорошей подготовкой к школьному обучению.

Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями. Однако в научной литературе лэпбук не выделяют как одно из основных средств обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему «Лэпбук как средство формирования познавательно-исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Лэпбук (lapbook) – (lap – колени, book – книга), в «простонародье» - папка на коленках или тематическая папка,одно из вариативных средств реализацииосновной общеобразоват...

Личный творческий план Тема: «Речевые игры и упражнение как средство формирования активного словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста» 2018-2019

Личный творческий план Тема: «Речевые игры и  упражнение как средство формирования активного словарного запаса  у детей среднего дошкольного возраста» 2018-2019 год...

Педагогический познавательно-исследовательский проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста Тема: «Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментально-исследовательской деятельности»

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...

Опыт работы на тему «Робототехника как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Тема: «Робототехника как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей "Графический диктант, как средство формирования графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

laquo;Рука – вышедший наружу мозг», - писал Кант. Что он хотел сказать этим? Ни много ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные или не осознанные, отраж...

Музыкальный фольклор как средство формирования вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Музыкальный фольклор как средство формирования вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста....