Педагогический познавательно-исследовательский проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста Тема: «Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментально-исследовательской деятельности»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Амбросимова Наталья Владимировна

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл god.proekt_moskva.docx43.6 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида «Москва»

Управления делами Президента РФ

Утверждаю:

                                    Заведующий ФГБДОУ «Детский сад
                                  общеразвивающего вида «Москва»

                                            ___________ А.П. Баскина

«     » _______________ 20    г.

СОГЛАСОВАНО

Старший воспитатель д/с «Москва»

______________________

 

Акопян АС.

Педагогический познавательно-исследовательский проект

по   ознакомлению детей старшего дошкольного возраста

Тема:

 «Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментально-исследовательской деятельности»

 

Подготовила воспитатель

  высшей квалификационной категории:

Амбросимова Н.В.

 

Ессентуки, 2019

Вид проекта:

Долгосрочный, групповой.

Участники проекта:

Дети старшей группы, воспитатели, родители.

Время реализации проекта:

Сентябрь 2019- апрель 2020 учебный год.

Актуальность

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.

В дошкольном возрасте  начинается этап становления личности. В этот   период активизирует мыслительные процессы ребенка, рождается интерес к творческому решению задач, изобретательности и самостоятельности, инициативности, стремлению к поиску нового и оригинального. Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.

В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.

Проявить свою инициативу, активность, творческий подход ребенок может в любом виде деятельности и в любой образовательной области, и особенно в той, к которой у него присутствует интерес. Главная задача воспитателя при этом вовремя ее отметить и поддержать. Предлагая свои идеи, каждый ребенок ждет, чтобы его услышали, проявили интерес, поддержали. Если эта идея найдет отклик у воспитателя и у сверстников, что может быть лучше для ребенка? Чувствуя, что с его идеями согласились и тем более, если эти идеи способствовали достижению общей цели, ребенок становится как будто взрослее, его интерес к деятельности возрастает и поддерживается до достижения результата, повышается самооценка и желание проявлять инициативу и самостоятельность в других видах деятельности. А возможность самостоятельно выбирать партнера по игре и общению, а также желаемый вид деятельности является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка.

Развивать инициативность, активность и самостоятельность ребенка необходимо начинать уже с младшего дошкольного возраста. Но особенно актуально это в старшем дошкольном возрасте, так как впереди ребенка ждет обучение в школе. К этому времени от ребенка потребуется умение самостоятельно находить решение, каких либо учебных задач, умение творчески мыслить, не бояться проявлять инициативу и активно работать в классе.  А где, как не в детском саду научиться проявлять инициативу и самостоятельность?

Конечно же, в детском саду ведется большая работа по поддержке детской инициативы в разных видах деятельности. Но вместе с этой работой наверняка существует и множество трудностей. Во-первых, для того, чтобы ребенок чувствовал себя смелее и комфортнее при выражении своих идей, воспитатель должен обязательно занимать позицию партнера. А это не всегда легко, так как при этом необходимо поддержать дисциплину и добиться решения учебных задач. Во-вторых, плотный распорядок дня в детском саду и большая нагрузка иногда просто не оставляет времени на поддержку всех детский идей. Ведь надо успеть сформировать многие умения и подготовить детей к школе. В-третьих, в каждой группе есть активные и инициативные дети, которые в любом вопросе готовы предложить неординарное творческое решение, а есть детки, которые, в силу своего характера и темперамента, менее активные и более стеснительны. Этим деткам требуется уделять особенное внимание и вести индивидуальную работу.

Все эти трудности встречаются и в нашей группе. Поэтому в данной работе мне хочется поделиться своим опытом по преодолению этих препятствий и поддержке детской инициативы в разных видах деятельности.

Методы и средства реализации проекта.

Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью:

• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

• создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

• не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)

Развитию самостоятельности способствует ,  освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.

В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности воспитатели применяют свои методы и приемы. К таким методам можно отнести:

1) Дидактическая игра.

В наше время детей окружает множество различных игр и игрушек в детском саду, дома. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.

На сегодняшний день отечественная и зарубежная педагогика располагает игровыми развивающими технологиями, которые апробированы и дают хорошие результаты в дошкольном образовании. Они могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности.

2) Продуктивные виды деятельности.

ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КОНСТРУИРОВАНИЕ, РИСОВАНИЕ, ЛЕПКА, АППЛИКАЦИЯ).

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

3) Самоорганизованная деятельность.

САМООРГАНИЗАЦИЯ — деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Поэтому очень важно создавать условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей.

Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно –развивающей среде в ДОУ, которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

4) Трудовая деятельность.

Старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, контролируют, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке своего труда, редко хвалят себя, часто проявляют скромность при оценке своей работы (Эльконин Д. Б.).

Элементарные формы бытового труда интересны и важны потому, что между ребенком и взрослым устанавливаются своеобразные отношения: это отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей. Все эти отношения, возникая в дошкольном возрасте, в дальнейшем продолжают развиваться.

5) Метод «проектов».

Применение “метода проектов” способствует социальному воспитанию детей (пониманию необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения как требующую понимания).

При проблемном обучении ребенок систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, происходит активизация мыслительной деятельности, формирование подвижности и вариативности мышления. Проблемная ситуация служит также и мотивационным условием, и эмоциональным средством воздействия на личность ребенка.

6) Развитие коммуникативных качеств.

В процессе развития коммуникативных качеств.

Система игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей состоит из четырёх блоков:

1. развиваем умение сотрудничать;

2. развиваем умение активно слушать;

3. развиваем умение самостоятельно высказываться;

4. развиваем умение самостоятельно правильно перерабатывать информацию.

7) Развитие инициативности и самостоятельности в процессе НОД.

В ежедневных разработках НОД  мы ставим следующие цели: воспитывать самостоятельность и инициативность, формировать самосознание ребёнка, уверенность в собственных силах, учить ребёнка смело высказывать свои суждения. На уроках рисования, лепки, аппликации детям предоставляется выбор сюжета, оформления, цветовой гаммы по желанию. Воспитатели учитывают темперамент, способности, особенности стиля воспитания в семье, которые существенно влияют на темп становления самостоятельности.

Цель проекта

Адекватное развитие инициативности и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Инициативность и самостоятельность – взаимодополняющие неразрывно связанные между собой понятия.

Самостоятельность – это обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение

Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.

Задачи:

Для детей:

- развивать компетентности у детей: исследовательскую, коммуникативную, информационную

- развивать проектировочные умения

- поддерживать детскую инициативу в процессе НООД

- развивать наблюдательность

- развивать умение работать с книгами энциклопедического

  характера

- закреплять понятие» Природная зона»

- сформировать представление о разнообразии природных зон на

  Земле

- воспитывать ответственность ( доводить дело до конца)

- воспитывать самостоятельность, умение планировать свою работу

- воспитывать стремление оказывать помощь тем, кто  

  оказался в трудной ситуации

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми,

  привычку выполнять задания сообща

- умение радоваться своему успеху и успеху своего товарища.

Создание условий для реализации поставленных задач:

- создание проблемной ситуации

- создание условий для инициативности

- создание условий для самостоятельной , исследовательской

  деятельности под руководством воспитателя

- систематизация полученных знаний

- презентация полученных знаний .

Для родителей:

 - привлечь родителей к проблеме развития детской инициативности и самостоятельности детей, используя анкетирование;

- стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах;

- установление дружеских связей с другими родителями;

- возможность работать в среде, которая побуждает к получению новых знаний и умений.

Для педагогов:

- обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;

- создать условия предметно-развивающей среды для реализации проекта;

-пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по проекту.

Интеграция образовательных областей:

  1. «Познавательное развитие»
  2. «Речевое развитие»
  3. «Художественно-эстетическое развитие»
  4. «Физическое развитие»
  5. «Социально-коммуникативное развитие»

Предполагаемые результаты:

Дети:

-  Умение сотрудничать со сверстниками;

-  Умение активно слушать, самостоятельно высказываться;

-  Умение самостоятельно, планировать свою работу и доводить дело до конца;

-  Совершенствовать навыки построения предложений описательного характера;

- Сформировать у дошкольников представления о природных зон;

- Развитие способности у старшего дошкольного возраста к поисковой деятельности;

- Развитие у детей инициативности, самостоятельности, сообразительности;

- Развитие интереса к проведению экспериментов и желание принимать участие в них;

- Научить пользоваться и вызвать интерес к литературе энциклопедического характера.

Педагоги:

- Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности.

- Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных технологий.

- Распространение педагогического опыта среди коллег.

Родители:

- Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.

-Обмен опытом семейного воспитания ребенка между родителями.

-  Положительная динамика уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам взаимодействия и воспитания детей.

Формы работы:

- Организованная образовательная деятельность.

- Исследовательская деятельность.

- Беседы- рассуждения.

- Самостоятельная творческая деятельность.

- Составление описательных рассказов.

Этапы реализации проекта

1 этап

1. Выявление первоначальных знаний детей.

2. Информация родителей о предстоящей деятельности.

3. Подбор материала для реализации проекта.

      2 этап

  1. Проведение по разработанной технологии
  2. Работа с родителями по заданной теме
  3. Организация дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр.

3 этап

  1. Организация выставки детского рисунка.
  2. Подготовка презентации по проекту.
  3. Дети совместно с воспитателем изготавливают энциклопедию «Природных зон», в которую размещают свои исследования.

Предварительная работа:

- Подбор наглядного материала и познавательной литературы

- Составление рекомендаций для родителей по формированию детской самостоятельности и инициативности.

- Подбор книг энциклопедического характера.

- Оформить книгу – энциклопедию, для помещения  исследовательской деятельности детей.

1 этап

Подготовительный

Основной целью нашей работы в данном направлении является: адекватное развитие инициативности и самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Инициативность и самостоятельность – взаимодополняющие неразрывно связанные между собой понятия.

Самостоятельность – это обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение

Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.

Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью:

• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

• создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

• не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)

Развитию самостоятельности , способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.

2 этап.

Основной

Наиболее эффективной формой работы, для поддержки детской инициативы является работа с каталогом методических материалов по технологиям поддержки детских инициатив в процессе деятельности.

Реализация инициативы и самостоятельности в детском саду

Я, как воспитатель, подключалась к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помогаю тому или иному ребенку войти в группу сверстников. Предметно – развивающая среда организована мной таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, в соответствии со своими индивидуальными и возрастными особенностями, через ведущий вид деятельности – игру. Для этого оформлены:

Центр «Семья», в котором есть наборы для организации игр «Парикмахерская», «Больница», «Магазин» размещены в специальных контейнерах, а также уголок ряженья с зеркалом, где есть наряды как для девочек, так и для мальчиков;

Центр «Мы – строители», в котором кроме строительных материалов есть парковка и мастерская с инструментами;

Спортивный уголок с оборудованием для самостоятельных спортивных и подвижных игр;

Цент исследований с уголком природы и разнообразными коллекциями;

Центр художественного творчества, где есть фломастеры, мелки, наборы карандашей, трафареты, пластилин, формочки для лепки, бумага для рисования, гуашь и кисти, печатки, ватные палочки;

Центр развивающих игр, в котором разные виды мозаик, лото по разным темам, настольных и дидактических игр, которые способствуют обогащению чувственного и тактильного опыта детей, развитию внимания, памяти, слуха, а также формированию сенсорных эталонов;

Музыкальный уголок, где есть музыкальные инструменты и игрушки;

Театральный уголок, в котором представлены различные виды театра: настольный театр, пальчиковый, театр резиновых игрушек и каждый ребенок может выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Встреча с героями из сказок помогают детям расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.

Такая среда способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств.

Моя задача, как педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникает такая необходимость. Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится второй компонент самостоятельности - целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым, организованным. Неудача не становится поводом отказа от задуманного, а заставляет удвоить усилия и в случае необходимости - даже обратиться за помощью. Очень важно вовремя помочь ребенку - это необходимое условие развития его самостоятельности. Я развиваю самостоятельность детей, используя подсказку, привлечения внимания к предмету, объекту, развивающие вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии.

Также в своей работе с детьми использую разнообразные, художественные материалы: восковые мелки, гуашь, акварель, пальчиковые краски, пластилин, соленое тесто, глина, природный, бросовый, нетрадиционный материал и т. д., что позволяет ребенку самостоятельно выбрать заинтересовавший его материал и творить яркие красочные работы. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста – игра, то, образовательная деятельность, в тоже время должна быть и игровой, что поможет динамичнее развиваться личности каждого ребёнка. Инициативность детей моей группы проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, они стремятся к организации самостоятельных игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, умеют найти занятие, соответствующее собственному желанию, включаются в разговор, предлагают интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью, инициативного ребенка отличает содержательность интересов. И всё же ребёнка необходимо побуждать к деятельности, важен мотив. Мотивация побуждает ребёнка к деятельности, придаёт этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. Поэтому при организации детской деятельности мы всегда используем разные виды мотивации, это и игровая мотивация – «Помоги игрушке» (кукла Анечка не знает, когда надо надевать варежки, при которой ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек; и помощь взрослому – «Помоги мне» (взрыхлить почву у цветочков, им «дышать» трудно, когда мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Также использую такой мотив, как «Научи меня» (я не умею играть в трансформера, объясни, как он превращается в машину, который основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим. А такой мотив как «создание предметов своими руками для себя», основанный на внутренней заинтересованности ребёнка, побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или своих близких.

Мотивируя детей, я не навязываю ребёнку своё видение в решении проблемы. При выполнении совместных действий спрашиваю у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом, за полученный результат обязательно хвалю ребёнка, действуя совместно с ребёнком, знакомим его со своими планами, способами их достижения. Соблюдая эти правила, даю детям новые знания, обучаю их определённым умениям, формирую необходимые навыки.

С целью оптимизации процесса умственного развития дошкольников применяются компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес воспитанников,

Известно, что «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», это натолкнуло нас на создание различных тематических презентаций для детей, которые помогли нам интереснее сообщать детям новые знания об объектах или явлениях.

Так же планирую использовать обучающие компьютерные программы, при помощи которых улучшится обучение детей, значительно возрастет мотивация, заинтересованность детей на занятиях. Использование компьютера позволит активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что поспособствует достижению поставленных целей.

Я считаю, что наша роль в процессе становления детской самостоятельности и инициативы существенна, так как направлена на развитие любознательности и творческого воображения, умственных и художественных способностей, коммуникативных навыков, что поможет детям научиться ставить новые проблемы, находить новые решения и запоминающиеся работы.

Во время совместной деятельности стараться максимально дать свободу выбора детям различных средств или предметов, с которыми идёт работа в это время. Особенно увлекательна для детей театрализованная деятельность. Перед театрализованной постановкой совместно с детьми изготавливаются атрибуты для спектакля. Дети самостоятельно, хоть и под руководством воспитателя, изготавливают отдельные части тел или же одежды героев, самостоятельно выбирая цвет, ткань, размер и способ изготовления.

В ежедневных разработках занятий мы ставим следующие цели: воспитывать самостоятельность и инициативность, формировать самосознание ребёнка, уверенность в собственных силах, учить ребёнка смело высказывать свои суждения. На уроках рисования, лепки, аппликации детям предоставляется выбор сюжета, оформления, цветовой гаммы по желанию. Воспитатели учитывают темперамент, способности, особенности стиля воспитания в семье, которые существенно влияют на темп становления самостоятельности.

Главные принципы по развитию самостоятельности и инициативности, которые я применяю в своей практике, следующие:

1. Заботиться о том, чтобы ребенок обнаружил досадные последствия того, что он однажды поленился сделать. Например, если он обнаружит, что фломастеры засохли из-за того, что он забыл надеть на них колпачки, не следует спешить дать ему новые. Пусть порисует недельку-другую карандашами или красками. Каждый раз, когда ребенок со вздохом будет намекать на то, что неплохо бы было поменять фломастеры, в ответ и высказываю сомнения: вдруг и новые фломастеры проживут недолго? В дальнейшем воспоминания об этом сложном периоде творчества будут мотивировать ребенка следить за состоянием своих вещей, относится к ним бережно и самое главное, понимание, что за каждое действие приходится отвечать.

2. Требуя от ребенка самостоятельности, руководствуюсь принципом целесообразности. Допустим, не стоит просить его класть игрушки на место сразу после игры. Дошкольники занимается одним делом в течение 15-20 минут, и если они будут производить уборку после каждого такого промежутка, то просто устанут и потеряют интерес к игре, будучи озабоченными, не столько самой игрой, сколько уборкой после игры. Просьба разложить все по своим местам после окончания игры, чтобы не споткнуться об игрушки, будет более понятна ребенку.

3. Объем и содержание обязанностей стараюсь сформулировать максимально конкретно. Например: «После обеда нужно убирать со стола свою тарелку, чтобы помочь помощнику воспитателя», а не «надо убирать за собой!».

4. Стараюсь объяснить ребенку смысл и конечную цель выполняемых им действий. Утверждения, что «все детки одеваются сами» или «люди будут смеяться, если увидят, что взрослые тебе помогает» – плохие аргументы. Ребенок не обратит внимания на эти слова, считая, что может и потерпеть чужие насмешки ради удобства. Лучше рассказать о том, сколько всего интересного можно успеть сделать за сэкономленное время, если одеваться или раздеваться самостоятельно, не дожидаясь помощи: посмотреть половину мультика про Илью Муромца или четыре серии про Лунтика, раскрасить шесть рисунков или подольше поиграть в песочнице.

5. Если ребенок ленится и категорически отказывается покидать свое уютное местечко, прошу его рассказать о своих дальнейших планах. Эта просьба заставит ребенка задуматься о том, чем можно заняться. Согнать ленивца с места иногда помогает маленькая хитрость. Выразить радость по поводу того, что он сидит и никому не мешает. Затем попросите посидеть там же еще часика два, чтобы мы могли заняться с остальными детьми лепкой животного,рисованием самолета и т. д. Как правило, уже через несколько минут раздается вопрос: «А можно я тоже с вами?»

Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, а так же участников совместной деятельности:

• предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию. Например, в центре искусства, один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее ножницами замысловатую фигурку. Должно быть отведено время на занятия по выбору — так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Умение детей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать цели- вот, что является наиболее важным для освоения образовательной программы в ДОУ.

• образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

• содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей

Не все дети занимают активную позицию, не могут определиться с видом деятельности и тогда поддержка детской инициативы реализуется в образовательной деятельности через проектную и познавательно-исследовательскую, художественно-творческую деятельность.

Проектная деятельность осуществляется в соответствии с комплексно-тематическим планированием детского сада.

3 этап

Результативный

Продукты проекта

Для детей:

- изготовление  энциклопедии «Природные зоны».

- выставка книг, энциклопедического характера.

- выставка рисунков.

Для педагогов:

- разработка проекта «Формирование инициативности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»

- подбор компьютерных презентаций.

-изготовление картотеки дидактических, подвижных игр

- подбор материала для родителей по проекту.

Для родителей:

- папки-раскладки по проекту

- выставка творческих работ детей

Мониторинг достижений детей по теме «Формирование инициативности и самостоятельности детей дошкольного возраста» осуществляется по следующим направлениям и показателям компетентности

  1. Интеллектуальная компетентность:

- способен обобщать освоенные знания и представленные сведения из личного опыта

- способен самостоятельно выделять и пополнять объем содержательных сообщений

      2. Эстетическая компетентность:

           - умеет замечать необычное

           - способен выделять признаки красоты и гармоничности в явлениях

           окружающего мира

       3.Речевая компетентность:

            - способен составлять рассказы описательного характера, используя

            модель-схему.

Мониторинг

Средства мониторинга: игры, беседы, поисковые ситуации, вариативно-игровые задания.

1. Берет на себя главные роли в играх.

2. Выступает инициатором какой-либо деятельности.

3. Перехватывает у сверстников инициативу в выполнении задания.

4. Принимает участие во всех делах.

5. Любит высказывать свою точку зрения.

6. Стремится к лидерству.

7. Любит находиться в центре внимания.

8. Стремится быть первым во всем.

9. Не боится взяться за незнакомое ему дело.

10. Испытывает радость от внимания к нему со стороны взрослого и сверстников.

11.Не соглашается с мнением других, настаивает на своем.

План график работ

Наименование этапов работ

Мероприятия

Сроки реализации

Результат

Ответственные

1.Подготовительный этап

Диагностика детей

1. Берет на себя главные роли в играх.

2. Выступает инициатором какой-либо деятельности.

3. Перехватывает у сверстников инициативу в выполнении задания.

4. Принимает участие во всех делах.

5. Любит высказывать свою точку зрения.

6. Стремится к лидерству.

7. Любит находиться в центре внимания.

8. Стремится быть первым во всем.

9. Не боится взяться за незнакомое ему дело.

2.09-15.09.

высокий-37%

средний-36%

низкий-27%

Воспитатель

Амбросимова Н.В.

Информированность родителей о предстоящей деятельности

Консультация для родителей «Развиваем детскую инициативу и самостоятельность»

Подбор познавательной и художественной литературы.

сентябрь

Родители информи-рованы

Предложе-ния родителей о содействии в проведе-нии предстоя-щих мероприя-тий

Воспитатель

Амбросимова Н.В.

Разработка познавательных занятий

Составления перспективного плана по проекту. Составление конспектов НОД

сентябрь-октябрь

Познава-тельный

интерес

Воспитатель

Амбросимова Н.В.

Изготовление пособий для реализации проекта

 Подбор иллюстраций, изготовление карточек, схем, подбор энциклопедий.

октябрь

Познава-тельный

интерес

Воспитатель

Амбросимова Н.В. и родители

2.Основной этап

Проведение НОД по реализации проекта

Проведение НОД

«Изучение природных зон»

--  Тайга

- Степь

-Арктика

-Пустыня

-Джунгли

-Изучение обитателей морей.

Ноябрь-апрель

Знания детей;

Познавательный интерес;

Рассказы детей

Воспитатель

Амбросимова Н.В.

Организация дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр по реализации проекта

Изготовление атрибутов к играм

Октябрь-апрель

Знания детей

Познавательный интерес

Воспитатель

Амбросимова Н.В. и родители

3.Итоговый этап

Диагностика детей

1. Берет на себя главные роли в играх.

2. Выступает инициатором какой-либо деятельности.

3. Перехватывает у сверстников инициативу в выполнении задания.

4. Принимает участие во всех делах.

5. Любит высказывать свою точку зрения.

6. Стремится к лидерству.

7. Любит находиться в центре внимания.

8. Стремится быть первым во всем.

9. Не боится взяться за незнакомое ему дело.

2.05-15.05

Уровни знаний

Воспитатель

Амбросимова Н.В.

Анализ результатов детей

Презентация энциклопедии, составленной детьми

май

Знания детей

Чувство радости от творческой деятельности.

Любование получен-ным результа-том

Воспитатель

Амбросимова Н.В.

Информированность родителей

Оформление папки-передвижки «Чему мы научились»

апрель

Родители информированы

Воспитатель Амбросимова Н.В.

Результаты проекта

На практике убедилась, что метод проектов актуален и очень эффективен.

Работая по проекту « формирование инициативности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста» дети приобрели знания, умения и навыки:

-  Умение сотрудничать со сверстниками;

-  Умение активно слушать, самостоятельно высказываться;

-  Умение самостоятельно, планировать свою работу и доводить дело до конца;

-  Совершенствовать навыки построения предложений описательного характера;

- Сформировать у дошкольников представления о природных зон;

- Развитие способности у старшего дошкольного возраста к поисковой деятельности;

- Развитие у детей инициативности, самостоятельности, сообразительности;

- Развитие интереса к проведению экспериментов и желание принимать участие в них;

- Научить пользоваться и вызвать интерес к литературе энциклопедического характера.

Подводя итог проделанной работы можно сказать, что такую черту личности ребёнка как самостоятельность, инициативность необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.

«Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».

Учебный план

Образовательная область

Название темы

Задачи

Срок реализации

Физическое развитие

Подвижные игры:

«Зеркала»

«Передай мяч»

«Рыбак»

«Кто соберет больше всего шишек?»

«Поздороваться за руку с максимальным количеством людей»

-закрепить способы ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания и

придумывание новых движений

-снятие излишней двигательной активности.

-закреплять умения действовать по сигналу, делать самостоятельный

выбор

Сентябрь-май

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры:

«Семья»

«Нам весело»

«Цирк»

«Космическое приключение»

- научить самостоятельно выстраивать взаимоотношениями между

членами семьи, вовремя помогать им

- научить активизировать свои творческие способности, самостоятельно

оценивать результаты друг друга, быть объективными

-научить активизировать свои творческие способности, объединятся в

группы по интересам, выражать благодарность друг другу.

- научить активизировать самостоятельность, способность продумывать

свои дальнейшие действия, стремиться договариваться с товарищами

Сентябрь-май

Познавательное развитие

Конспекты НОД:

«Изучение природных зон»

--  Тайга

- Степь

-Арктика

-Пустыня

-Джунгли

-Изучение обитателей морей.

Развивающие задачи:

- развивать компетентности у детей: исследовательскую, коммуникативную, информационную

- развивать проектировочные умения

- поддерживать детскую инициативу в процессе НООД

- развивать наблюдательность

- развивать умение работать с книгами энциклопедического

  характера.

Обучающие задачи:

- закреплять понятие» Природная зона»

- сформировать представление о разнообразии природных зон на

  Земле

- систематизировать знания о растительном и животном мире

- обогащать у детей запас словаря по теме

- совершенствовать навыки построения  предложений описательного характера.

Воспитательные задачи:

- воспитывать ответственность ( доводить дело до конца)

- воспитывать самостоятельность, умение планировать свою работу

- воспитывать стремление оказывать помощь тем, кто  

  оказался в трудной ситуации

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми,

  привычку выполнять задания сообща

- умение радоваться своему успеху и успеху своего товарища.

.

Сентябрь-май

Речевое развитие

Составление описательных рассказов с помощью моделей-схем

- обогащать у детей запас словаря по теме

- совершенствовать навыки построения  предложений описательного характера.

Сентябрь-май

Художественно-эстетическое развитие

Свободное рисование, лепка, аппликация растительности и животного мира изученных природных зон

-формировать интерес и положительное отношение к рисованию, аппликации и лепке

-Формирование художественно-творческой активности личности

Сентябрь-май

Список используемой литературы

1. Программа  "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.  ФГОС ДО.

2. . Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.-М.: Юнити

3. Жарикова А.С. Соотношение инициативности и креативности личности. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.псих.наук. М.

4. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики. - М.; Нальчик: Издат. центр "Эль-ФА". - 1996.

5. . Виноградова О.В. Исследовательская проектная деятельность в ДОУ// Управление ДОУ. Научно-практический журнал.2009. №1. С.63-65.

6.  Соломенникова О. А. ФГОС Ознакомление с природой в детском саду. (5-6 л.) Конспекты занятий

7. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. ФГОС Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 л.)

8. Шиян О. А. ФГОС Развитие творческого мышления. Работаем по сказке (3-7 л.).

9. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.

10.  Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 79 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе использования дидактических игр"

Познавательно-исследовательский проект "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе исользования дидактических игр"...

Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с космосом

Для лучшего  освоения детьми старшей  группы материалов по разделу «Окружающий мир» тема «Космос» была выбрана проектная методика. Система работы по теме «Космос» предполагает личностно-орие...

Проект на тему: «Метод моделирование сказок, как средство формирования навыков пересказа детей старшего дошкольного возраста с помощью туннель бука»

Развитие речи у детей дошкольного возраста является важной задачей дошкольного обучения. Именно в этом возрасте закладывается и развивается основа грамотной и связной речи. Важную роль в развитии речи...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ «ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ» для детей старшего дошкольного возраста

Воспитание патриотических чувств, любви к Родине, к Отечеству через вовлечение дошкольников в проектную деятельность на тему "Великая Отечественная война 1941-1945гг....

Конспект открытого занятия в рамках курсов педагогов Сахалинской области "Современные педагогические технологии в дошкольном образовании".- "Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с помощью игры" - "Страна эмоций".

Эмоционально-волевая сфера оказывает влияние на все познавательные процессы дошкольника. Именно эмоции и воля влияют на то, каким увидит окружающий мир ребенок и каким будет его восприя...

План работы по самообразованию в старшей группе по теме: "Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёма мнемотехники"

Цель: Создать условия для развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёма мнемотехники...

«Формирование элементарных физических представлений детей старшего дошкольного возраста в ходе экспериментально-исследовательской деятельности».

Современная система образования в детском саду отходит от способа передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от педагога — воспитаннику). Согласно ФГОС педагогическая задача с...