Познавательно-исследовательский проект "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе использования дидактических игр"
проект на тему
Познавательно-исследовательский проект "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе исользования дидактических игр"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovat.proekt.doc | 307 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»
Разработала: Купцова Елена Николаевна,
воспитатель МБДОУ «Большеелховский
детский сад №1 комбинированного вида»
Тип проекта: групповой, практикоориентированный
Продолжительность проекта: долгосрочный
Актуальность
На сегодняшний день в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ДО образовательная область «Познавательное развитие» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников.
Образовательная область «Познавательное развитие» должна быть направлена, главным образом, на достижение важнейшей цели – формирование представлений ориентировки в пространстве.
Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей.
Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.
Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики.
В многочисленных философских, психолого-педагогических исследованиях раскрывается исключительная роль освоения предметного и социального пространства в построении ребенком целостной картины мира, осознании своего места в нем. Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации. Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве.
Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности: в процессе непосредственно образовательной деятельности (познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, индивидуальные занятия). Так же пространственное представлений у детей развивают во время режимных процессов: в утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в дидактических и подвижных играх. А так же используя повседневную жизнь.
Сформированность пространственных представлений характеризует общее развитие дошкольника и его готовность к обучению в школе, что является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивает целостное гармоничное развитие детей. От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности.
Поэтому, считаю актуальным развитие у дошкольников адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве; эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся, в свою очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания.
Цель исследования - выявить педагогические условия формирования пространственных представлений у детей 5-6 лет посредством дидактических игр.
Ведущая педагогическая идея: создание условий и системы для формирования развития пространственных представлений у детей 5-6 лет через дидактические игры.
Объектом исследования является - формирование пространственных представлений у детей.
Предмет исследования - процесс формирования пространственных представлений у детей 5-6 лет посредством дидактических игр.
Гипотеза исследования: процесс формирования пространственных представлений у детей 5-6 лет будет проходить более успешно, если соблюдать следующие условия:
– учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
– создание образовательной и игровой среды;
– поэтапного введения дидактических игр об ориентировки в пространстве у детей среднего и старшего дошкольного возраста
Задачи исследования:
1. Изучить проблему формирования понятия о пространственной ориентации детей дошкольного возраста через дидактические игры.
2.Выявить особенности развития пространственной ориентировки у дошкольников.
3.Изучить дидактические игры и упражнения для развития пространственной ориентации у детей дошкольного возраста.
Методологическую основу исследования составляют труды, раскрывающие формирование у детей представлений о пространстве (Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, П.Г.Гальперин, О.М.Дьяченко, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, С.Л.Рубинштейн, Ф.С.Блехер, Т.И.Ерофеева, А.Н.Леушина, Т.Н.Мусейибова, З.А.Михайлова, Б.Никитин, В.П.Новикова, Т.Д.Рихтерман, Е.В.Сербина, А.А.Смоленцева, Т.В.Тарунтаева, Е.И.Тихеева), теория и практика использования дидактических игр (Ф.Фребель, Д.Дьюи, О.Декроли, Блонский П.П., Венгер Л.А., Михайлова З.А., Сикорский И.А., Тихеева Е.И).
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по проблеме исследования); эмпирические (психолого-педагогический эксперимент; диагностические методики; количественный и качественный анализ полученных данных).
Теоретическая база опыта: изучение и анализ научной литературы по исследуемой проблеме; создание необходимых условий детям ориентироваться в пространстве в процессе дидактических игр, которые способствуют обобщению и закреплению знаний на занятиях и в повседневной жизни и являются средством ознакомления с новым материалом, в частности, с новыми способами восприятия и формирования полноценных представлений об окружающем мире и
привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Новизна опыта. Научная новизна исследования заключается в изучении и на практике развитие у детей 5-6 лет ориентировки в пространстве в процессе дидактических игр.
Теоретическая значимость заключается в выявлении уровня сформированности пространственных представлений у детей 5-6 лет, разработке и содержания и форм работы по изучению ориентировки в пространстве у детей 5-6 лет в процессе дидактических игр, которая предусматривает поэтапную работу организацию воспитательного процесса, активное участие детей и их родителей в решении проблемы.
Практическая значимость заключается в повышении качества воспитательного процесса ориентировки в пространстве, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов по развитию у детей ориентировки в пространстве.
Познавательная значимость развития ориентировки в пространстве оказывает на всесторонне развитие ребенка.
Качество пространственной ориентировки в большей мере зависит от усвоения детьми пространственных представлений. Пространственные представления являют собой сложную структуру психики. Своевременное их формирование – одно из важнейших условий правильного развития ребенка. Отмечалась особая роль пространственных восприятий, представлений и умения ориентироваться в пространстве в развитии познавательной деятельности ребенка, в совершенствовании его сенсорных, творческих способностей, дети в процессе овладения пространственными отношениями практически овладевают большим словарным фондом и грамматическими формами языка. Понимание пространственных направлений, отношений и расстояний являются важными условиями при подготовке к обучению в школе.
Нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения, в котором пространственная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний и умений.
Благодаря игровой деятельности ребенок практически осваивает пространство и предметную деятельность, а вместе с тем значительно совершенствуется и сам механизм восприятия пространства. А так как ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность, то занятия, по сути, являются системой дидактических игр и упражнений, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр осуществляется личностное ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, детей между собой, их общение в парах и группах. Дети не замечают, что идет обучение - они перемещаются по группе, работают с игрушками, картинками.
Именно игра делает процесс познания интересным и занимательным, а значит и успешным.
Развитие ориентировки в пространстве, начинается с дифференцировки пространственных отношений собственного тела ребенка (выделяет и называет правую руку, левую, парные части тела). Включение слова в процесс восприятия, овладение самостоятельной речью в значительной степени способствует совершенствованию пространственных отношений, направлений. «Чем точнее слова определяют направление, - подчеркивает А.А. Люблинская, - тем легче ребенок ориентируется в нем, тем полнее включает эти пространственные признаки в отражаемую им картину мира, тем более осмысленной логичной и цельной она становится для ребенка».
Для эффективного обучения и развития ориентировке в пространстве с помощью схем проводится по следующим направлениям:
- Обучение ориентировке по картинке – плану;
- Знакомство детей с условными изображениями предметов;
- Формирование у детей умений соотносить расположение предметов в реальном пространстве со схемой;
- Обучение детей самостоятельному составлению схем.
Используется такой прием «Оживи картинку». Подбираем цветную картинку, на которой ребенок может все узнать, подбираются такие же игрушки и детей учат располагать игрушки на картинке.
На всех этапах обучения большое внимание уделяется формированию у детей прочной связи слов, обозначающих пространственные признаки (тут, здесь, там).
Используются специальные приемы. На первых этапах – совместные выполнения действий, неоднократный показ, повтор инструкций, поощрительные слова и словесная коррекция действий ребенка. Используется разнообразный игровой материал. Занятия проводятся в игровой занимательной форме, по возрастающей сложности, с учетом результативности предыдущих занятий, задания могут быть аналогичные, но в других вариантах.
Используем «зрительный диктант», «слуховой диктант». Под диктовку дети размещают геометрический орнамент или отдельные формы, знаки, элементы рисунка. Это сложная задача, но будущий первоклассник должен быть подготовлен к ее решению. Эта работа предупреждает возникновение многочисленных ошибок пространственного характера, которые наблюдаются при усвоении материала на уроках чтения, письма, рисования и других.
В этой группе важно сформировать у детей начальные навыки логического мышления. Переходным этапом к такой форме являются умения выполнять обобщение, умственные действия, выступающие в виде схематизированных образов. Но чтобы у ребенка сформировалась такая форма мышления, нужно систематически, целенаправленно знакомит их с графиками, схемами, моделями.
Критерии эффективности:
- уровень освоения образовательной программы;
- удовлетворение родителей качеством образования;
- информационно-методическая обеспеченность.
План реализации образовательного проекта
Длительность работы над проектом 1 год, осуществляется в 2 этапа
1 этап – подготовительный (сентябрь – ноябрь 2015г.)
Цель: создание условий для проведения эксперимента.
Тематика мероприятия
| Форма проведения | Дата (месяц) |
Определения содержания деятельности всех участников проекта. | Наблюдение | Сентябрь |
Ознакомление с теоретическими основами методик и технологий. Проведение диагностики по ориентировки в пространстве в процессе дидактических игр. | Изучение и побор необходимой литературы. | Октябрь |
Разработка методических материалов по теме. | Составление конспектов ООД; графических диктантов, совместная деятельность с детьми «Весёлые лабиринты», оформление папок-передвижек; подготовка материалов для консультаций, беседы с родителями и педагогами | Ноябрь |
2 этап – практический (декабрь 2015 г. - март 2016 г.)
1 блок – работа с детьми
Цель: создание условий для развития полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве.
Основными формами организации данного проекта являются самостоятельная, индивидуальная, парная и групповая деятельность.
Тематика мероприятия | Форма проведения | Дата (месяц) |
ООД «Путешествие в королевство математики» Беседа: «Что такое пространство?» Дидактическая игра: «Весёлый круг» Беседа по картинке «Расскажи, где что (кто) находится» Дидактическая игра: «Солнышко» Совместная деятельность: «Весёлые лабиринты» | Беседа Совместная деятельность ООД | Декабрь 2015 г. |
ООД Тема: «Высоко, низко, далеко, близко» Беседа по картинке «Около бабушки - кошка. Далеко от бабушки корова». Д/и: « Кто из детей стоит близко, а кто далеко?» ООД Тема: «Вперёд, назад, спереди, сзади» Беседа по картинке «Впереди кошки - мисочка с молоком, позади кошки- мышка, горшок и кувшин» Д/и: «Кто где стоит» |
ООД Беседа по картинке | Декабрь 2015 г. |
Квест-игра «Поиски подарка» ООД Тема: «За, под, над, перед» Беседа по картинке «Над кроватью - картина. Под кроватью ящик с игрушками» Беседа по картинке «Перед дверью - собака. За дверью – гость» Тема: «Справа и слева» Чтение стихотворения В. Берестова «Стоял человек на развилки дорог» Рассматривание картинки «Слева от берёзы – гриб. Справа от рябины – пенёк» Д/и «Куда спрятался листочек» Аппликация для малышей к д/и «Куда спрятался листочек» Д/и: «Контролёр» Графический диктант Совместная деятельность «Весёлые лабиринты». | ООД Чтение стихотворения
Рассматривание картинки Аппликация Графический диктант Совместная деятельность « Весёлые лабиринты». | Январь 2016 г. |
Игровое упражнение « Правильно пойдёшь, клад найдёшь» Игровое упражнение «Что где?» Беседа по картинке «Расскажи, где что (кто) находится» Дидактическая игра: «Угадай, кого загадали» Графический диктант 5,6 Чтение Токмакова «Аист, аист длинноногий» | Графический диктант Чтение стихотворения |
Январь 2016 г. |
Игровое упражнение «Идём по следам» Игровое упражнение «Поможем Незнайке найти вещи» Д/и: Найди игрушки Графический диктант Совместная деятельность «Весёлые лабиринты» Чтение: «Десять джигитов. Скок-скок, ножки!» Лариса Ладыка, перевод с балкарского | Графический диктант Совместная деятельность «Весёлые лабиринты» Чтение рассказа | Февраль 2016 г. |
Игровое упражнение «Разложи снежинки правильно» Игровое упражнение «Где лежит предмет?» Д/и: «Дополни предложение» Д/и: «Как пройти к зайке?» Задание по картинке «Расставь в комнате недостающие предметы» Графический диктант. (Узоры) Чтение: «Бродяга-Пёс» Марина Новицкая | Чтение Графический диктант Задание по картинке | Февраль 2016 г. |
Игровое упражнение «Найдём секрет по плану» ООД Тема: «Удивительное путешествие» Д/и: « Найди место» Д/и: «Кто правильно назовёт?» Игротека для детей. Графический диктант. (Узор), Ракета) Чтение: «Маленькая мама» Инна Ищук. | Чтение рассказа Графический диктант | Март 2016 г. |
ООД «Малыш и Карлсон» ООД «Помоги принцессе» ООД «Спасем космос» Показ презентации «О космосе. | ООД Показ презентации |
Март 2016 г. |
2 блок – работа с родителями
Тематика мероприятий | Форма проведения | Дата (месяц) |
Ознакомление с проектом | Выступление на родительском собрании | Сентябрь 2015 г. |
«Развитие у детей ориентировки в пространстве» | Анкетирование для родителей | Сентябрь 2015 г. |
«Как важно научить ребёнка ориентироваться в пространстве» | Консультация | Октябрь 2015 г. |
«Добавь слово» | Игра | Октябрь 2015 г. |
«Ключик» | Графический диктант | Ноябрь 2015 г. |
«Сущность ориентировки в пространстве в дошкольном возрасте | Беседа | Декабрь 2015 г. |
«Народная игра в семейной жизни» | Консультация | Декабрь 2015 г. |
«Домашняя математика» | Папка-передвижка | Январь 2016 г. |
«Красивый ковёр» | Аппликация | Январь 2016 г. |
«Развитие ориентировки в пространстве» | Памятка с играми | Февраль 2016 г. |
Предложить родителям совместно с детьми сделать план комнаты ребёнка | Совместная работа |
Март 2016 г. |
Подведение итогов | Выступление на родительском собрании | Март 2016 г. |
3 блок – работа с педагогами
Тематика мероприятий | Форма проведения | Дата (месяц) |
«Обучение детей ориентировке в пространстве» | Консультация | Октябрь 2015 г. |
«Развитие ориентировки в пространстве у детей старшего возраста через игровую деятельность» | Консультация | Ноябрь 2015 г. |
«Игры на формирование пространственных представлений» | Викторина | Март 2016 г. |
Распространение педагогического передового опыта работы | Презентация | Апрель 2016 г. |
Выступление на педагогическом совете | Доклад |
Май 2016 г. |
3 этап – коррекционный (март 2016 г – апрель 2016г.)
Анализ и корректировка содержания методов и приемов работы с детьми.
4 этап – завершающий (май 2016 г.)
Цель: анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.
Тематика мероприятий | Форма проведения | Дата (месяц) |
Динамика приобщения детей к развитию ориентировке в пространстве до и после проведения практических мероприятий. | Мониторинг качества проведенной работы | Май 2016 г. |
Эффективность проведенных мероприятий по развитию ориентировки в пространстве в процессе дидактических игр | Выступление на педагогическом совете о проделанной работе | Май 2016 г. |
Длительность работы над проектом осуществляется в четыре этапа:
1 этап – аналитико-прогностический (подготовительный):
- Изучение теоретической части развития вопроса;
- Выявление уровня сформированности представлений у детей ориентировки в пространстве;
- Разработка диагностического инструментария к материалу;
- Разработка перспективного плана работы;
- Проведение диагностики развития детей;
- Создание соответствующей предметно-развивающей среды.
2 этап – практический:
- Работа с детьми по развитию ориентировке в пространстве в процессе дидактических игр (составление плана работы с детьми, плана работы с родителями);
- восприятие и понимание пространственных представлений.
3 этап – коррекционный:
Анализ и корректировка содержания методов и приемов работы с детьми.
4 этап – завершающий:
- Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.
- Эффективность проведенных мероприятий по развитию у детей ориентировки в пространстве в процессе дидактических игр.
- Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп.
Участники проекта: дети дошкольного возраста 5-6 лет, родители, педагоги.
Ожидаемый результат – заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии пространственных представлений у детей, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов.
Промежуточный результат – при отслеживании результатов был проведен опрос среди родителей дошкольников, наблюдения, которые позволили выявить следующий результаты:
- Различаемые направления ребенок соотносит прежде всего с определенными частями собственного тела.
- Определяет пространственные направления и пространственное расположение окружающих предметов, игрушек, с точкой отсчета «от себя».
- Владеют новой системой отсчета - по сторонам горизонта: север, юг, запад, восток.
- Умеют самостоятельно обозначать местоположение спрятанных предметов среди других предметов, используя пространственные предлоги и наречия.
Исследование по развитию ориентировки в пространстве у детей 5-6 лет в процессе дидактических игр.
Опытно-экспериментальная работа проводилась с детьми дошкольного возраста на базе МБДОУ «Детский сад №1 комбинированного вида» Лямбирского района.
Целью первого этапа эксперимента предусмотрено выявление у детей уровня развития ориентировки в пространстве.
В исследовании принимало участие 20 детей старшая группа дети 5-6 лет.
Изучив «Программу воспитание и обучение в детском саду» по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Веракса. Проанализировав «Дидактические игры в детском саду на ориентировку в пространстве у детей 5-6 лет и сформировала представления, которые должны быть у детей старшего дошкольного возраста.
На основании этих знаний я подобрала диагностические задания, которые позволили мне выявить уровни сформированности ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста.
В методику констатирующего эксперимента вошли пять заданий, более полно изучающие особенности ориентировки в пространстве детей старшего дошкольного возраста.
Задание 1 Приложение 1
Игры на формирование пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.
Игра «Что справа». Дети сидят вдоль края ковра. По всем сторонам ковра расположено по 5-6 игрушек.
Вариант 1. Воспитатель просит детей вспомнить, где у них правая рука. Затем одному из детей предлагается встать в центр на ковре и назвать – какие игрушки расположены справа от него. При этом каждый следующий ребёнок повёрнут в другом направлении по сравнению с предыдущим.
Вариант 2. Воспитатель или кто-нибудь из детей называет игрушки, расположенные в одном ряду и просят ребёнка, находящегося в центре ковра назвать – с какой они стороны.
Вариант 3. Воспитатель просит одного из детей встать так, чтобы игрушки, сидящие по одной из сторон ковра (называет их), были справа от него.
Игра «На плоту». Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Каждый стоит на воображаемом плоту. Воспитатель задаёт индивидуально вопросы детям, при этом постоянно просит их изменить направление. Например, Петя, кто стоит у тебя слева; Маша, кто стоит сзади тебя; Серёжа, кто стоит перед тобой; все повернулись налево; Таня, кто стоит слева от тебя, и т.д. (Рис. 1)
Игра «Колокольчик». Все дети сидят на ковре, один из них – водящий, он закрывает глаза. Ведущий (воспитатель) отходит в какую-нибудь сторону и звонит в колокольчик. Тот, кто водит, должен назвать, – откуда слышен звон. Если называет верно, то становится ведущим.
Игра «Скажи наоборот». Эту игру можно проводить как со всеми детьми, так и с 1-2. Воспитатель называет пространственные ориентиры, а ребёнок, получивший знак (мяч, стрелка, фишка и т.п.), называет ориентир, противоположный по значению. Например: лево – право, верх – низ, и т.д.
Игра «Магазин». В этой игре могут принимать участие двое детей или две подгруппы детей. Они сидят друг напротив друга, отгородившись ширмой. У каждого одинаковый набор картинок (продукты, игрушки, канцтовары, одежда) и карточка, имитирующая полку магазина. Один ребёнок выкладывает картинки на своей карточке и называет место расположения каждой из них. Другой ребёнок старается воспроизвести всё в точности по инструкции. Затем, убрав ширму, дети могут сравнить оба «магазина».
Игра «Угадай, где что находится?». Игрушка или картинка располагаются в определённой последовательности. Дети определяют, что находится перед ними, позади них, справа, слева, вверху, внизу.
Игра «Куда спряталась мышка?». Воспитатель начинает игру с загадки:
Под полом таится,
Кошки боится.
Кто это? (Мышка).
«К нам в гости прибежала мышка, она хочет с вами поиграть. Закройте глазки, а мышка в это время от вас спрячется». Ставит её под стол, на шкаф… Дети, открыв глаза, ищут мышку. Найдя её, ребята говорят, где она находилась, используя слова: «наверху», «внизу», «на».
Игра на внимание. Ведущий говорит: « Дотроньтесь правой рукой до носика, левой рукой до левого уха, топните правой ножкой, подмигните мне правым глазиком, поднимите вверх левую руку и т.д.».
Задание 2 Приложение 2
Игры на формирование умений детей занимать определенное пространственное положение по заданному условию (от себя, от предмета).
Игра «Отгадай – где…». Воспитатель предлагает детям встать в кружок на ковре и посмотреть, какие предметы или кто из детей находится слева, справа, сзади, впереди них. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры подсчитывается количество полученных очков-фишек у каждого ребёнка.
Игра «Корабли». Все дети садятся вдоль одной из сторон ковра, на котором лежат табуретки (в виде перевёрнутых контейнеров) на одинаковом расстоянии друг от друга: 3-4 ряда по 3 шт. в каждом ряду. Это «острова» в море, а каждый из детей будет по очереди «кораблём». На каждом острове кто-то живёт (игрушка или карточка с изображением животного спрятана под табуреткой). Ребёнок выбирает к кому он отправится, а воспитатель даёт ориентиры, указав место отправной точки. Добравшись до нужного «острова» ребёнок поднимает табуретку, чтобы убедиться в правильности выполнения задания.
Вариант 1: воспитатель даёт поэтапные направления движения. Например, пройди вперёд два острова, поверни налево, пройди ещё один остров, поверни направо, пройди ещё один остров – ищи.
Вариант 2: воспитатель даёт ориентир расположения «острова» относительно других. Например, этот «остров» синего цвета, находится слева, а перед ним – белый «остров».
Вариант 3: воспитатель даёт ребёнку схему расположения «островов» и даёт указания по схеме, после чего ребёнок пытается найти нужный «остров» на ковре. Например, на схеме (3х3) нужный «остров» справа наверху, и т.п.
Игра «Где я сяду». Эту игру рационально проводить перед занятием, чтобы рассадить детей на определённые места. Все дети собираются на ковре. На столах лежат перевёрнутые карточки (это может быть личный бэдж ребёнка, парная картинка и т.п.). Воспитатель даёт каждому инструкцию, по которой ребёнок должен отыскать своё место, а карточка даст возможность самому проверить правильность выбора. Например, Марина, подойди к столу, который находится перед дверью, слева от окна. Сядь за этим столом справа. Миша, подойди к столу, который стоит между столом воспитателя и шкафом, лицом к окну, сядь слева, и т.д.
Игра «Давай меняться». Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Воспитатель даёт инструкции по передвижению в пространстве кому-то одному из детей для нахождения определённого места в пространстве по заданным ориентирам. Например, Саша, встань так, чтобы справа от тебя была стена, а перед тобой была Полина. Если Саша отыскал место верно, то ребёнок, стоящий на этом месте, встаёт на Сашино место.
Игра «Угадай, кого загадали?». Ребенок садится в центре, игрушки размещаются вокруг. Педагог загадывает одну игрушку, ребенку предлагает угадать какую. Адрес загаданной игрушки, например, такой: она сидит сбоку от тебя (или перед тобой, или за тобой). Он должен назвать игрушку, находящуюся в указанном месте. Затем педагог предлагает поменяться местами. Теперь загадывать адрес игрушки будет ребенок. В дальнейшем можно ввести дополнительные различения: справа и слева.
Задание 3 Приложение 3
Игры на формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
Игра «Что изменилось?». Перед детьми на столе в 2 (3) ряда расположены игрушки, по 3 (4) в каждом ряду. Ведущий предлагает всем детям посмотреть и запомнить расположение игрушек. Затем дети закрывают глаза.
Вариант 1: ведущий убирает какую-нибудь игрушку и просит назвать её и то место, где она находилась. Например, исчез дракоша, который был внизу между щенком и попугаем.
Вариант 2: ведущий меняет местами две игрушки и просит назвать то место, где они были первоначально. Например, поросёнок сидел внизу слева, а мышка – наверху между щенком и телёнком.
В роли ведущего может быть как воспитатель, так и ребёнок.
Игра «Новоселье». В этой игре дети используют настенные полки для игрушек в виде домиков и небольшие игрушки (животные). Каждый из детей по очереди должен «заселить» дом по заданной инструкции. Например, внизу квартиры получили: мышка, козлёнок и обезьянка, причём козлёнок – слева, а обезьянка – между мышкой и козлёнком, и т.д.
Эту игру целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей (2-3человека). В роли ведущего вначале выступает воспитатель, в дальнейшем необходимо привлекать детей, - это будет способствовать закреплению и расширению их активного словарного запаса.
Игра «Отгадай, кто, где стоит?». Перед детьми — несколько предметов, расположенных по углам воображаемого квадрата и в середине его. Ведущий предлагает детям отгадать, какой предмет стоит сзади зайца и перед куклой, или справа от лисы перед куклой и т. д.
Задание 4 Приложение 4
Игры на формирование умений ориентироваться в движении.
Игра «Куда пойдёшь и что найдёшь?». Перед игрой все дети рассаживаются полукругом перед полками с игрушками. Один из детей поворачивается лицом ко всем детям, но при этом не видит, куда воспитатель спрятал игрушку. Затем ведущий даёт инструкции этому ребёнку. Например, сделай 2 шага вперёд, 3 шага влево, ещё 1 шаг вперёд, ищи на нижней полке. В роли ведущего вначале выступает воспитатель, затем – это может быть ребёнок, правильно выполнивший инструкцию.
Игра «Найди магнит». Перед детьми на магнитной доске разнообразные магниты. Каждый из них загадывает, – какой магнит он будет искать с закрытыми (завязанными) глазами. Дети по очереди выходят к доске, чтобы найти «свой» магнит, при этом остальные дети дают подсказки, где искать. Например, выше, выше, ещё выше, левее, чуть-чуть вниз.
Игра «Синхронное плавание». Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Воспитатель даёт инструкции по передвижению в пространстве одновременно всем детям, иногда изменяя их направление относительно друг друга. Например, все сделали шаг вперёд, шаг вправо, два шага влево, повернулись вправо, сделали шаг назад и т.д.
Игра «Новая походка». Эту игру можно проводить с 1-2 детьми на прогулке. Мы договариваемся, что мы сейчас походим не как все люди, а по особенному. Например, два шага вперёд, один шаг вправо, или шаг назад, два шага вперёд. При усложнении игры ребёнок должен не только контролировать свою «походку», но и повернуть корпус так, чтобы прийти к определённой цели.
Игра «Угадай, кого загадали?». Ребенок садится в центре, игрушки размещаются вокруг. Педагог загадывает одну игрушку, ребенку предлагает угадать какую. Адрес загаданной игрушки, например, такой: она сидит сбоку от тебя (или перед тобой, или за тобой). Он должен назвать игрушку, находящуюся в указанном месте. Затем педагог предлагает поменяться местами. Теперь загадывать адрес игрушки будет ребенок. В дальнейшем можно ввести дополнительные различения: справа и слева.
Задание 5 Приложение 5
Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двумерном пространстве).
Игра «Назови соседей». Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.
Вариант 1: воспитатель просит найти изображение какого-то предмета и определить:
- что изображено справа от него,
- что нарисовано под ним,
- что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.
Вариант 2: воспитатель просит назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся:
- в правом верхнем углу,
- вдоль нижней стороны листа,
- в центре листа, и т.п.
Игра «Лабиринт Гарри Поттера». Воспитатель раздаёт каждому ребёнку лист, на котором нарисован лабиринт и стрелочной указано начало пути. Затем детям предлагается помочь найти дорогу к кубку, для этого необходимо выполнить инструкции, а затем проверить правильность их выполнения. Вначале лист с лабиринтом надо расположить так, чтобы вход в него был слева (справа, вверху, внизу), затем идти по нему (вести линию) до поворота, поворачивать в нужную сторону по инструкции. Например, вход в лабиринт внизу, идём вверх, влево, вверх, вправо, вниз. Дойдя до конца, дети могут себя проверить: воспитатель этот же маршрут нарисовал маркером на пленке, наложив её на свой лист, ребёнок видит – весь ли путь он проделал верно.
Игра «Геометрический диктант». Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Воспитатель даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр листа, и т.д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения:
Вариант 1: у воспитателя заготовлен заранее лист с нарисованными геометрическими фигурами соответственно диктанту;
Вариант 2: кто-то из детей (под контролем воспитателя) выполняет работу на магнитной доске, которую затем можно повернуть ко всем детям.
Игра «Я еду на машине». Перед каждым ребёнком лист бумаги (А3) и маленькая машинка.
Вариант 1. Дети, слушая инструкции воспитателя, передвигают машинку в нужном направлении. Например, в правом нижнем углу листа – гараж, оттуда мы поедем по нижней стороне листа в школу. Она находится в левом нижнем углу, а после школы мы поедем в зоопарк, который находится в правом верхнем углу, и т.д.
Вариант 2. Воспитатель начинает игру, дети по очереди придумывают и проговаривают следующий ориентир.
Игра «Калейдоскоп». Для игры детям предлагается нарисовать орнамент или наклеить готовые формы (геометрические фигуры, вырезанные картинки) и рассказать о своей работе. Для этого воспитателю рационально будет дать тему работы. Например: «Закладка», «Коврик», «Лоскутное одеяло», «Пасхальное яичко», «Рамка для картины» и другие.
Игра «Укрась ёлку».
Вариант 1. У каждого ребёнка на листе нарисована ёлка, но все шарики на ней белые. Дети раскрашивают шарики по инструкции воспитателя.
Вариант 2. У детей заготовка ёлочки из бумаги и вырезанные из бумаги геометрические фигуры разных цветов. Дети по очереди называют ориентиры, - куда наклеить какую фигуру.
Игра «На, над, под». Ведущий говорит: - «Ребята давайте попробуем сделать так, чтобы дереву не было одиноко. Мы с вами все предметы разместим на дереве, над деревом, под деревом». Дети составляют на доске постепенно картину, комментируя свои действия.
Игры с мячом, направленные на формирование ориентировки в пространстве.
Игра «Мячик прыгает по мне — по груди и по спине».
Цель: упражнять в ориентировке на самом себе и в пространстве (справа — слева, впереди — сзади), закреплять в употреблении предлогов.
Оборудование: мячи, сшитые из ткани, теннисные мячи.
Ход игры: Дети выполняют движения по заданию воспитателя. Воспитатель: «В правую руку свой мячик возьми, Над головою его подними, И перед грудью его подержи. К левой ступне не спеша положи. За спину спрячь и затылка коснись. Руку смени и другим улыбнись. Правого плечика мячик коснется, И ненадолго за спину вернется. С голени правой да к левой ступне, Да на живот — не запутаться б мне».
Игра «Непослушный мяч».
Цель: закрепление ориентирования ребёнка в правой и левой сторонах собственного тела, закрепление употребления предлогов.
Ход игры: Ребёнок выполняет движения, дрессирует мяч, по команде взрослого.
Возьми мяч в левую руку, коснись мячом правого плеча, подними мяч над головой, спрячь мяч за спину, постучи мячом по правой коленке, предложи в правую руку и т.д.
Можно проводить в стихотворной форме:
В левую руку мячик возьми,
К правой коленке его приложи,
Над головою теперь подними,
Левого ушка мячом ты коснись,
Громко вздохни и мне улыбнись.
В правую руку мячик возьми,
Теперь перед грудью его подержи,
Правую щёчку мячом ты погладь,
За спину спрячь и пониже присядь.
Игра «Стучу, где хочу».
Цель: закрепление ориентирования ребёнка в правой и левой сторонах собственного тела, закрепление употребления предлогов.
Игра проводится перед низким стулом.
Ход игры: Ребёнок выполняет инструкции взрослого: стукни мячом по стулу, справа от стула, слева от стула, перед стулом, прокати мяч под стулом…
Игра «Вратарь».
Цель: закрепление навыков ориентировки ребенка относительно себя, развитие быстроты реакции, точности движения.
Оборудование: мяч
Ход игры: Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.
Ребенок: Вратарем зовусь не зря: Мяч всегда поймаю я.
Воспитатель: Раз, два, три - Справа (слева, прямо) мяч, смотри!
Игра «Вправо, влево прокати, только мяч не упусти».
Цель: упражнять в ориентировке в правую и левую стороны, при передвижении предмета в указанном направлении, развивать ручную моторику.
Оборудование: маленькие мячи или шарики.
Ход игры: Дети садятся вокруг стола. Мяч прокатывается от одного ребенка к другому ребёнку. Воспитатель даёт задание: «Серёжа, кати мяч влево (к Андрею). Кати мяч вправо (к Тане). Куда надо катить мяч, чтобы он попал к Лене?» Важно удержать мяч на столе.
Игра «Попади в ворота».
Цель: закрепление умения ориентирования (справа — слева, впереди — сзади, прямо), развитие моторики.
Оборудование: мячи малой или средней величины, ворота, сделанные из деталей конструктора или кубиков.
Ход игры. По заданию воспитателя дети прокатывают мяч в ворота, которые расположены в разных направлениях (прямо, слева, справа, сзади ребенка).
Игра «Справа, слева, впереди в обруч точно попади».
Цель: закрепление умения ориентирования в пространстве (справа, слева), развитие моторики, ловкости, внимания памяти, закрепление навыков счета. Оборудование: небольшие обручи двух цветов, мячи.
Ход игры. Ребенок с мячом становится между двумя обручами разного цвета, лежащими на полу. Воспитатель предлагает ребенку следующие задания:
• Какой обруч находится слева (справа)?
• Стукни три раза мячом в правый обруч.
• Стукни четыре раза мячом в левый обруч.
• Стукни мячом два раза перед собой и четыре раза в правый обруч.
• Стукни мячом три раза в левый обруч и четыре раза перед собой
При оценивании представлений развития у детей ориентировки в пространстве использовалась трехбалльная система:
3 балла - знание у детей представления ориентировки в пространстве сформированы полностью, они знают пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко, умеют вести себя в различных жизни ситуациях, и действовали правильно более чем на 80 % .
2 балла - у детей частично сформированы знания о представлении ориентировки в пространстве они частично знают пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко,. Дети затрудняются ориентироваться в пространстве или ориентируются с помощью наводящих вопросов педагога; ориентируются более чем на 50% вопросов.
1 балл – знания о представлении ориентировки в пространстве у детей не сформированы, они плохо ориентируются в пространстве менее 50%.
0 баллов – ребенок отказывается отвечать на вопросы.
В итоге были выявлены 3 уровня сформированности у детей представлений о развитии ориентировки в пространстве :
25 – 33 балла – представления сформированны.
19 – 24 балла – представления частично сформированны.
До 18 баллов – представления не сформированны.
Таблица 1 – Выявление представлений о развитии ориентировки в пространстве у детей 5-6 лет жизни (констатирующий эксперимент)
Имя ребенка | Группы вопросов | Всего | Итого | ||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |||||||||||||
1. Маша А. | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 29 | сформирован | ||||||||||
2. Саша В. | 2 | 1 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 24 | частично сформирован | ||||||||||
3. Андрей В. | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 17 | не сформирован | ||||||||||
4. Аня В. | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 21 | частично сформирован | ||||||||||
5. Лиля Е. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 24 | частично сформирован | ||||||||||
6. Катя Е. | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 19 | частично сформирован | ||||||||||
7. Денис К. | 2 | 1 | 3 | 3 | 3 | 1 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 26 | сформирован | ||||||||||
8. Стас К. | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 13 | не сформирован | ||||||||||
9. Андрей К. | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 17 | не сформирован | ||||||||||
10. Сергей М. | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 31 | сформирован | ||||||||||
11. Миша М. | 1 | 1 | 1 | 3 | 3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 17 | не сформирован | ||||||||||
12. Таня П. | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 30 | сформирован | ||||||||||
13. Саша П. | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 21 | частично сформирован | ||||||||||
14. Лиля Р. | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 20 | частично сформирован | ||||||||||
15. Валера Р. | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 28 | сформирован | ||||||||||
16. Лена С. | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 19 | частично сформирован | ||||||||||
17. Ирина Ф. | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 28 | сформирован | ||||||||||
18. Никита Ф. | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 21 | частично сформирован | ||||||||||
19. Лера Х. | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 29 | сформирован | ||||||||||
20. Ксюша Я. | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 18 | не сформирован |
Дети с удовольствием участвовали в играх. Никто из детей не отказывался участвовать в играх, хотя их действия носили или неверный, или поверхностный характер. В результате к высокому уровню развития представлений ориентировки в пространстве я отнесла 7 детей (Машу А., Дениса К., Сергея М., Таню П., Валеру Р., Ирину Ф., Леру Х.). Они ни разу не отказались участвовать в игре, хотя пользовались наводящими вопросами, иногда приводили примеры, вспоминая, как мы играли на прогулке. Особенно активно они участвовали в игре с мячом легко и быстро ориентировались на листе бумаги. Денис первым выполнил задание на ориентировку на листе бумаги.
В игре «Вратарь» у всех детей была проявлена быстрая реакция, точности движения.
Сергей М.. сказал, что мечтает стать спортсменом. Но даже эта группа детей затруднялась отвечать на вопросы в системе отсчёта по сторонам.
Частично сформированы представления о развитии ориентировки в пространстве выявлены у 8 детей (Саши В., Ани В., Лили Е., Кати Е., Саша П., Лили Р., Лены С., Никиты Ф.). Эти дети затруднялись при ответах на вопросы «где находится?». С помощью наводящих вопросов они все же отвечали на вопросы. Определение адреса загаданной игрушки вызвало затруднения у всех детей. С помощью наводящих вопросов дети с догадались, где находится игрушка.
Не сформированные представления ориентировки в пространстве у 5 детей (Андрея В., Стаса К., Андрея К., Миши М., Ксюши Я.). Они не активно вступали в беседу с педагогом, сразу отвечали, что не знают, Не проявляли интерес к игре.
Наибольшие затруднения у них вызвали вопросы ориентировки относительно «от себя», «от предмета», где требовалась быстрота и ловкость движения.
В целом можно сказать, что самыми сложными для детей оказалось задание - игры на формирование умений детей занимать определенное пространственное положение по заданному условию (от себя, от предмета).
Из этого можно сделать вывод, что у большинства детей к 6-7 годам формируются неполные представления ориентировки в пространстве, поэтому необходимо проводить дополнительную работу в этом направлении.
Система дидактических игр по развитию ориентировки в пространстве у детей 5-6 лет
Система работы (Т.А. Мусейбова) по развитию у дошкольников пространственных представлений включает:
- ориентировку «на себе»; освоение «схемы собственного тела»;
- ориентировку «на внешних объектах»; выделение различных сторон предметов: передней, тыльной, верхней, нижней, боковых;
- освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям: вперед - назад, вверх - вниз, направо - налево;
- определение расположения предметов в пространстве «от себя», когда исходная точка отсчета фиксируется на самом субъекте;
- определение собственного положения в пространстве («точки стояния») относительно различных объектов, точка отсчета при этом локализуется на другом человеке или на каком-либо предмете;
- определение пространственной размещенности предметов относительно друг друга;
- определение пространственного расположения объектов при ориентировке на плоскости, т. е. в двухмерном пространстве; определение их размещенности относительно друг друга и по отношению к плоскости, на которой они размещаются.
Как показывает анализ публикаций и практики работы с детьми, наиболее благоприятные условия создаются в специально организованных играх-занятиях, в дидактических играх и в упражнениях.
Игра - это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Дидактические игры математического характера позволяют не только расширять, но и расширять знания детей о пространстве. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.
Роль игры в жизни ребенка неоценима, ее включение в педагогический процесс является одним из путей организации личного взаимодействия взрослого с ребенком. Для формирования пространственной ориентировки у дошкольников, педагог должен выстраивать свою методическую работу с учётом возрастных и психологических особенностей детей на каждом возрастном этапе. Кроме этого, процесс обучения должен способствовать самостоятельному выявлению детьми основных свойств и отношений, развитию познавательных способностей детей. Наиболее рационально для этого использовать игры и игровые упражнения.
Анализ имеющейся научно-методической литературы позволяет выделить несколько групп таких игр и упражнений.
I группа. Игры и упражнения на дифференцировку основных пространственных направлений в процессе активного передвижения в пространстве.
II группа. Игры и упражнения на ориентировку в пространстве с закрытыми глазами.
III группа. Дидактические игры и упражнения на распознавание местоположения предметов в окружающем пространстве и пространственных отношений между ними.
IV группа. Игры и упражнения на ориентировку в двухмерном пространстве, т.е. на плоскости, например на листе бумаги. Некоторые авторы (В.Г. Нечаева, О.И. Галкина, Н.А. Сенкевич и др.) отмечают целесообразность проведения с детьми старшего дошкольного возраста так называемых «зрительных диктантов».
V группа. Игры словесные. Они специально предназначены для активизации пространственной терминологии ив речи самих детей.
Анализ результатов исследования
Анализируя ответы детей старшего возраста, наблюдая за их деятельностью на занятиях и в свободное время, я пришла к выводу, что в результате проделанной работы:
1. Повысился познавательный интерес к дидактическим играм.
2. Речь детей стала более разнообразной. Они стали правильно использовать в речи предлоги и наречия, пространственную терминологию.
3. Стало более развитым пространственное воображение, дети научились самостоятельно переносить объемные предметы на плоскость, читать изображения, как модель реального пространства.
5. Научились пользоваться наглядными пространственными моделями (планами) определенных пространственных ситуаций, передавать на плане основные ориентиры и взаимное расположение объектов.
6. Научились определять свое местоположение в пространстве, ориентироваться по предметам в окружающем пространстве, определяя направление и пространственную размещённость этих предметов при ориентировке на плоскости.
7.Дети стали правильно понимать и применять соответствующие словесные обозначения пространства.
Заключение
Пространственные представления — представления, в которых находят отражение пространственные отношения предметов (величина, форма, месторасположение, движение). Уровень обобщенности и схематизации пространственного образа зависит как от самих предметов, как и от задач деятельности, которая реализуется индивидом и в которой используются общественно выработанные средства пространственного анализа (рисунки, схемы, карты).
Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. Развитие пространственных представлений ребенка начинается с первых месяцев жизни и является важнейшим показателем его умственного и сенсомоторного развития.
Выявление особенностей развития пространственной ориентировки у дошкольников имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, так как трудно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где бы умение ориентироваться в пространстве не играло бы существенной роли. Данное умение является необходимым условием социального бытия человека, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности.
Представления о пространстве складываются у ребенка постепенно. Основополагающим этапом в структуре формирования пространственных представлений является восприятие ребенком собственного тела, которое начинается с ощущения мышц, ощущения от взаимодействия тела с внешним пространством, а также от взаимодействия ребенка со взрослыми. В книге замечательного отечественного психолога Л.С. Выготского «Мышление и речь» сказано, что «понятие образуется, когда сформируются ощущения.
Между тремя и четырьмя годами у ребенка начинает складываться представление о правом и левом, т.е. формируется и созревает телесная схема. Завершается процесс формирования различения ребенком правой и левой сторон собственного тела примерно к шести годам. Чтобы понять, сформировались ли у дошкольника представления о правом и левом, определить уверенно ли он воспринимает схему собственного тела, нужно попросить показать, где у него правая рука, левая нога, левая пятка, правый глаз и остальные части тела (ухо, щека, локоть, колено, плечо и т. д.). Нечетко сформированные представления от правых и левых частях тела зачастую становятся причиной расстройств письменной речи (чтения, письма).
Формирование пространственной ориентировки неразрывно связано с развитием мышления и речи. Существенные изменения в восприятии пространства у дошкольника наблюдаются с появлением в его словаре слов, обозначающих место, направление и пространственное расположение предметов. С появлением в активном словаре дошкольника слов: влево, вправо, вперед, назад, близко, далеко восприятие пространства поднимается на новый, качественно более высокий уровень - расширяются и углубляются пространственные представления.
Уровень развития ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста повысился, благодаря использованию правильно подобранных дидактических игр и упражнений
Цель достигнута, задачи для достижения данной цели выполнены, благодаря целенаправленному использованию специально подобранных дидактических игр и упражнений. Разработаны методики по развитию пространственных представлений.
Список использованных источников
- Абенова, А. К. Развитие ориентировки в пространстве у детей / А. К. Абенова, Б. Е Тайлак // Молодой ученый. – 2014. – № 6 (65). –
С. 669–671. - Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. – М. : Наука, 1964.
- Арапова-Пискарева, Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду : программа и метод. реком. /
Н. А. Арапова-Пискарева. – М. : Мозаика–Синтез, 2006. - Башаева, Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук / Т. В. Башаева. – Ярославль : Академия развития, 1998.
- Белякова, О. Г. Развитие ориентировки в пространстве на занятиях по физической культуре / О. Г. Белякова. – М. : Изд-во МГППУ, 2006. – 320с.
- Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду : книга для воспитателя дет. сада / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 2011. – 158 с.
- Букатов, В. М. Секреты дидактических игр. Психология. Методика. Дисциплина / В. М. Букатов. – СПб. : Речь, 2010. – 203 с.
- Венгер, Л. А. Развитие способности к наглядно-пространственному моделированию Л. А. Вегнер // Дошкольное воспитание. – 1982. – № 9. – С. 11–13.
- Говорова, Р. К вопросу о развитии пространственных представлений у дошкольников / Р. К. Говорова // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников : хрестоматия в 6 частях. Ч. IV–VI / под ред. А. М. Сомова. – СПб. : Питер, 1994.
- Говорова, Р. Формирование пространственной ориентировки у детей / Р. Говорова, О. Дьяченко // Дошкольное воспитание. – 1975. – № 9. –
С. 16–18. - Годинай, Г. Н. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста / Г. Н. Годинай, Э. Г. Пилюгина. – М. : Просвещение, 1998. – 160 с.
- Градова, Г. Н. Развитие ориентировки в пространстве у дошкольников / Г. Н. Градова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2009. – № 10. – С. 235–242.
- Данилова, В. В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях / В. В. Данилова. – М. : Просвещение, 1997. – 176 с.
- «Детство» : программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткин [и др.]. – СПб. : Питер,1995.
- Дьяченко, О. М. Чего на свете не бывает? / О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева. – М. : Просвещение, 2010. – 64 с.
- Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников : книга для воспитателя дет. сада / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. – М. : Просвещение, 1992.
- Каразану, В. Ориентирование в пространстве / В. Каразану // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников. Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV–VI / под ред. А. М. Сомова. – СПб. : Питер, 1994.
- Карпова, Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения : популярное пособие для родителей и педагогов / Е. В. Карпова. – Ярославль : Академия Развития, 2010. – 237 с.
- Кучеренко, С. И. Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста / С. И. Кучеренко // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Т. Н. Семёнова. – Чебоксары : Мир, 2015. С. 118–121.
- Лаврентьева, Т. В. Формирование способности к наглядному пространственному моделированию / Т. В. Лаврентьева // Дошкольное воспитание. – 1983. – № 7. – С. 18–20.
- Леушина, Л. А. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / Л. А. Леушина. – М. : Просвещение, 2002.
- Метлина, А. С. Математика в детском саду / А. С. Метлина. – М. : Просвещение, 2009. – 255
Приложение
Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста
С детьми моей группы проводились и проводятся в настоящее время дидактические игры, которые были мной специально подобраны.
Усложнение в играх подчинено дидактическому принципу «от простого - к сложному». Так, например, в словесных играх этот принцип выражается в переходе от более простых к более сложным пространственным характеристикам (от «на, в, под, за», к «между, возле, вдоль, напротив» и др.). При определении местонахождения того или иного предмета, от ориентировки «от себя», к ориентировке «от предмета», в ускорении темпа игры. В настольно-печатных играх по ориентировке в пространстве - более точное определение пространственного местонахождения.
В результате можно выделить следующие этапы работы, соответствующие усложнению пространственных ориентировок в содержании дидактических игр и упражнений:
I этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от себя»: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади.
II этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от предмета», «от другого человека»
III этап. Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
IV этап. Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.
V этап. Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве).
При решении задач каждого этапа необходимо уделять внимание закреплению умения различать левую и правую руки. Упражняя в различении противоположных направлений, постепенно усложнять задания: увеличивать количество предметов, местоположение которых предлагается определить, а также расстояние между ребёнком и предметами. Детей необходимо обучать не только определять, в каком направлении от них находятся предметы, но и самостоятельно создавать указанные ситуации. Совершенствуя умения передвигаться в указанном направлении, можно предложить изменять направление движения не только во время ходьбы, но и бега. В процессе обучения обращать внимание на освоение детьми значения предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения.
Эти игры и упражнения должны способствовать расширению, уточнению и систематизации полученных знаний, что позволит детям овладеть пространственной ориентировкой не только на игровом материале, но и в реальной окружающей обстановке.
1. Игры на формирование пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.
Игра «Что справа». Дети сидят вдоль края ковра. По всем сторонам ковра расположено по 5-6 игрушек.
Вариант 1. Воспитатель просит детей вспомнить, где у них правая рука. Затем одному из детей предлагается встать в центр на ковре и назвать – какие игрушки расположены справа от него. При этом каждый следующий ребёнок повёрнут в другом направлении по сравнению с предыдущим.
Вариант 2. Воспитатель или кто-нибудь из детей называет игрушки, расположенные в одном ряду и просят ребёнка, находящегося в центре ковра назвать – с какой они стороны.
Вариант 3. Воспитатель просит одного из детей встать так, чтобы игрушки, сидящие по одной из сторон ковра (называет их), были справа от него.
Игра «На плоту». Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Каждый стоит на воображаемом плоту. Воспитатель задаёт индивидуально вопросы детям, при этом постоянно просит их изменить направление. Например, Петя, кто стоит у тебя слева; Маша, кто стоит сзади тебя; Серёжа, кто стоит перед тобой; все повернулись налево; Таня, кто стоит слева от тебя, и т.д. (Рис. 1)
Игра «Колокольчик». Все дети сидят на ковре, один из них – водящий, он закрывает глаза. Ведущий (воспитатель) отходит в какую-нибудь сторону и звонит в колокольчик. Тот, кто водит, должен назвать, – откуда слышен звон. Если называет верно, то становится ведущим.
Игра «Скажи наоборот». Эту игру можно проводить как со всеми детьми, так и с 1-2. Воспитатель называет пространственные ориентиры, а ребёнок, получивший знак (мяч, стрелка, фишка и т.п.), называет ориентир, противоположный по значению. Например: лево – право, верх – низ, и т.д.
Игра «Магазин». В этой игре могут принимать участие двое детей или две подгруппы детей. Они сидят друг напротив друга, отгородившись ширмой. У каждого одинаковый набор картинок (продукты, игрушки, канцтовары, одежда) и карточка, имитирующая полку магазина. Один ребёнок выкладывает картинки на своей карточке и называет место расположения каждой из них. Другой ребёнок старается воспроизвести всё в точности по инструкции. Затем, убрав ширму, дети могут сравнить оба «магазина».
Игра «Угадай, где что находится?». Игрушка или картинка располагаются в определённой последовательности. Дети определяют, что находится перед ними, позади них, справа, слева, вверху, внизу.
Игра «Куда спряталась мышка?». Воспитатель начинает игру с загадки:
Под полом таится,
Кошки боится.
Кто это? (Мышка).
«К нам в гости прибежала мышка, она хочет с вами поиграть. Закройте глазки, а мышка в это время от вас спрячется». Ставит её под стол, на шкаф… Дети, открыв глаза, ищут мышку. Найдя её, ребята говорят, где она находилась, используя слова: «наверху», «внизу», «на».
Игра на внимание. Ведущий говорит: « Дотроньтесь правой рукой до носика, левой рукой до левого уха, топните правой ножкой, подмигните мне правым глазиком, поднимите вверх левую руку и т.д.».
2. Игры на формирование умений детей занимать определенное пространственное положение по заданному условию (от себя, от предмета).
Игра «Отгадай – где…». Воспитатель предлагает детям встать в кружок на ковре и посмотреть, какие предметы или кто из детей находится слева, справа, сзади, впереди них. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры подсчитывается количество полученных очков-фишек у каждого ребёнка.
Игра «Корабли». Все дети садятся вдоль одной из сторон ковра, на котором лежат табуретки (в виде перевёрнутых контейнеров) на одинаковом расстоянии друг от друга: 3-4 ряда по 3 шт. в каждом ряду. Это «острова» в море, а каждый из детей будет по очереди «кораблём». На каждом острове кто-то живёт (игрушка или карточка с изображением животного спрятана под табуреткой). Ребёнок выбирает к кому он отправится, а воспитатель даёт ориентиры, указав место отправной точки. Добравшись до нужного «острова» ребёнок поднимает табуретку, чтобы убедиться в правильности выполнения задания. (Рис. 2)
Вариант 1: воспитатель даёт поэтапные направления движения. Например, пройди вперёд два острова, поверни налево, пройди ещё один остров, поверни направо, пройди ещё один остров – ищи.
Вариант 2: воспитатель даёт ориентир расположения «острова» относительно других. Например, этот «остров» синего цвета, находится слева, а перед ним – белый «остров».
Вариант 3: воспитатель даёт ребёнку схему расположения «островов» и даёт указания по схеме, после чего ребёнок пытается найти нужный «остров» на ковре. Например, на схеме (3х3) нужный «остров» справа наверху, и т.п.
Игра «Где я сяду». Эту игру рационально проводить перед занятием, чтобы рассадить детей на определённые места. Все дети собираются на ковре. На столах лежат перевёрнутые карточки (это может быть личный бэдж ребёнка, парная картинка и т.п.). Воспитатель даёт каждому инструкцию, по которой ребёнок должен отыскать своё место, а карточка даст возможность самому проверить правильность выбора. Например, Марина, подойди к столу, который находится перед дверью, слева от окна. Сядь за этим столом справа. Миша, подойди к столу, который стоит между столом воспитателя и шкафом, лицом к окну, сядь слева, и т.д.
Игра «Давай меняться». Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Воспитатель даёт инструкции по передвижению в пространстве кому-то одному из детей для нахождения определённого места в пространстве по заданным ориентирам. Например, Саша, встань так, чтобы справа от тебя была стена, а перед тобой была Полина. Если Саша отыскал место верно, то ребёнок, стоящий на этом месте, встаёт на Сашино место.
Игра «Угадай, кого загадали?». Ребенок садится в центре, игрушки размещаются вокруг. Педагог загадывает одну игрушку, ребенку предлагает угадать какую. Адрес загаданной игрушки, например, такой: она сидит сбоку от тебя (или перед тобой, или за тобой). Он должен назвать игрушку, находящуюся в указанном месте. Затем педагог предлагает поменяться местами. Теперь загадывать адрес игрушки будет ребенок. В дальнейшем можно ввести дополнительные различения: справа и слева.
3. Игры на формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
Игра «Что изменилось?». Перед детьми на столе в 2 (3) ряда расположены игрушки, по 3 (4) в каждом ряду. Ведущий предлагает всем детям посмотреть и запомнить расположение игрушек. Затем дети закрывают глаза.
Вариант 1: ведущий убирает какую-нибудь игрушку и просит назвать её и то место, где она находилась. Например, исчез дракоша, который был внизу между щенком и попугаем.
Вариант 2: ведущий меняет местами две игрушки и просит назвать то место, где они были первоначально. Например, поросёнок сидел внизу слева, а мышка – наверху между щенком и телёнком.
В роли ведущего может быть как воспитатель, так и ребёнок.
Игра «Новоселье». В этой игре дети используют настенные полки для игрушек в виде домиков и небольшие игрушки (животные). Каждый из детей по очереди должен «заселить» дом по заданной инструкции. Например, внизу квартиры получили: мышка, козлёнок и обезьянка, причём козлёнок – слева, а обезьянка – между мышкой и козлёнком, и т.д.
Эту игру целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей (2-3человека). В роли ведущего вначале выступает воспитатель, в дальнейшем необходимо привлекать детей, - это будет способствовать закреплению и расширению их активного словарного запаса.
Игра «Отгадай, кто, где стоит?». Перед детьми — несколько предметов, расположенных по углам воображаемого квадрата и в середине его. Ведущий предлагает детям отгадать, какой предмет стоит сзади зайца и перед куклой, или справа от лисы перед куклой и т. д.
4. Игры на формирование умений ориентироваться в движении.
Игра «Куда пойдёшь и что найдёшь?». Перед игрой все дети рассаживаются полукругом перед полками с игрушками. Один из детей поворачивается лицом ко всем детям, но при этом не видит, куда воспитатель спрятал игрушку. Затем ведущий даёт инструкции этому ребёнку. Например, сделай 2 шага вперёд, 3 шага влево, ещё 1 шаг вперёд, ищи на нижней полке. В роли ведущего вначале выступает воспитатель, затем – это может быть ребёнок, правильно выполнивший инструкцию.
Игра «Найди магнит». Перед детьми на магнитной доске разнообразные магниты. Каждый из них загадывает, – какой магнит он будет искать с закрытыми (завязанными) глазами. Дети по очереди выходят к доске, чтобы найти «свой» магнит, при этом остальные дети дают подсказки, где искать. Например, выше, выше, ещё выше, левее, чуть-чуть вниз.
Игра «Синхронное плавание». Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Воспитатель даёт инструкции по передвижению в пространстве одновременно всем детям, иногда изменяя их направление относительно друг друга. Например, все сделали шаг вперёд, шаг вправо, два шага влево, повернулись вправо, сделали шаг назад и т.д.
Игра «Новая походка». Эту игру можно проводить с 1-2 детьми на прогулке. Мы договариваемся, что мы сейчас походим не как все люди, а по особенному. Например, два шага вперёд, один шаг вправо, или шаг назад, два шага вперёд. При усложнении игры ребёнок должен не только контролировать свою «походку», но и повернуть корпус так, чтобы прийти к определённой цели.
Игра «Угадай, кого загадали?». Ребенок садится в центре, игрушки размещаются вокруг. Педагог загадывает одну игрушку, ребенку предлагает угадать какую. Адрес загаданной игрушки, например, такой: она сидит сбоку от тебя (или перед тобой, или за тобой). Он должен назвать игрушку, находящуюся в указанном месте. Затем педагог предлагает поменяться местами. Теперь загадывать адрес игрушки будет ребенок. В дальнейшем можно ввести дополнительные различения: справа и слева.
5. Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двумерном пространстве).
Игра «Назови соседей». Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.
Вариант 1: воспитатель просит найти изображение какого-то предмета и определить:
- что изображено справа от него,
- что нарисовано под ним,
- что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.
Вариант 2: воспитатель просит назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся:
- в правом верхнем углу,
- вдоль нижней стороны листа,
- в центре листа, и т.п.
Игра «Лабиринт Гарри Поттера». Воспитатель раздаёт каждому ребёнку лист, на котором нарисован лабиринт и стрелочной указано начало пути. Затем детям предлагается помочь найти дорогу к кубку, для этого необходимо выполнить инструкции, а затем проверить правильность их выполнения. Вначале лист с лабиринтом надо расположить так, чтобы вход в него был слева (справа, вверху, внизу), затем идти по нему (вести линию) до поворота, поворачивать в нужную сторону по инструкции. Например, вход в лабиринт внизу, идём вверх, влево, вверх, вправо, вниз. Дойдя до конца, дети могут себя проверить: воспитатель этот же маршрут нарисовал маркером на пленке, наложив её на свой лист, ребёнок видит – весь ли путь он проделал верно.
Игра «Геометрический диктант». Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Воспитатель даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр листа, и т.д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения:
Вариант 1: у воспитателя заготовлен заранее лист с нарисованными геометрическими фигурами соответственно диктанту;
Вариант 2: кто-то из детей (под контролем воспитателя) выполняет работу на магнитной доске, которую затем можно повернуть ко всем детям.
Игра «Я еду на машине». Перед каждым ребёнком лист бумаги (А3) и маленькая машинка.
Вариант 1. Дети, слушая инструкции воспитателя, передвигают машинку в нужном направлении. Например, в правом нижнем углу листа – гараж, оттуда мы поедем по нижней стороне листа в школу. Она находится в левом нижнем углу, а после школы мы поедем в зоопарк, который находится в правом верхнем углу, и т.д.
Вариант 2. Воспитатель начинает игру, дети по очереди придумывают и проговаривают следующий ориентир.
Игра «Калейдоскоп». Для игры детям предлагается нарисовать орнамент или наклеить готовые формы (геометрические фигуры, вырезанные картинки) и рассказать о своей работе. Для этого воспитателю рационально будет дать тему работы. Например: «Закладка», «Коврик», «Лоскутное одеяло», «Пасхальное яичко», «Рамка для картины» и другие.
Игра «Укрась ёлку».
Вариант 1. У каждого ребёнка на листе нарисована ёлка, но все шарики на ней белые. Дети раскрашивают шарики по инструкции воспитателя.
Вариант 2. У детей заготовка ёлочки из бумаги и вырезанные из бумаги геометрические фигуры разных цветов. Дети по очереди называют ориентиры, - куда наклеить какую фигуру.
Игра «На, над, под». Ведущий говорит: - «Ребята давайте попробуем сделать так, чтобы дереву не было одиноко. Мы с вами все предметы разместим на дереве, над деревом, под деревом». Дети составляют на доске постепенно картину, комментируя свои действия.
Игры с мячом, направленные на формирование ориентировки в пространстве.
Игра «Мячик прыгает по мне — по груди и по спине».
Цель: упражнять в ориентировке на самом себе и в пространстве (справа — слева, впереди — сзади), закреплять в употреблении предлогов.
Оборудование: мячи, сшитые из ткани, теннисные мячи.
Ход игры: Дети выполняют движения по заданию воспитателя. Воспитатель: «В правую руку свой мячик возьми, Над головою его подними, И перед грудью его подержи. К левой ступне не спеша положи. За спину спрячь и затылка коснись. Руку смени и другим улыбнись. Правого плечика мячик коснется, И ненадолго за спину вернется. С голени правой да к левой ступне, Да на живот — не запутаться б мне».
Игра «Непослушный мяч».
Цель: закрепление ориентирования ребёнка в правой и левой сторонах собственного тела, закрепление употребления предлогов.
Ход игры: Ребёнок выполняет движения, дрессирует мяч, по команде взрослого.
Возьми мяч в левую руку, коснись мячом правого плеча, подними мяч над головой, спрячь мяч за спину, постучи мячом по правой коленке, преложи в правую руку и т.д.
Можно проводить в стихотворной форме:
В левую руку мячик возьми,
К правой коленке его приложи,
Над головою теперь подними,
Левого ушка мячом ты коснись,
Громко вздохни и мне улыбнись.
В правую руку мячик возьми,
Теперь перед грудью его подержи,
Правую щёчку мячом ты погладь,
За спину спрячь и пониже присядь.
Игра «Стучу, где хочу».
Цель: закрепление ориентирования ребёнка в правой и левой сторонах собственного тела, закрепление употребления предлогов.
Игра проводится перед низким стулом.
Ход игры: Ребёнок выполлняет инструкции взрослого: стукни мячом по стулу, справа от стула, слева от стула, перед стулом, прокати мяч под стулом…
Игра «Вратарь».
Цель: закрепление навыков ориентировки ребенка относительно себя, развитие быстроты реакции, точности движения.
Оборудование: мяч
Ход игры: Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.
Ребенок: Вратарем зовусь не зря: Мяч всегда поймаю я.
Воспитатель: Раз, два, три - Справа (слева, прямо) мяч, смотри!
Игра «Вправо, влево прокати, только мяч не упусти».
Цель: упражнять в ориентировке в правую и левую стороны, при передвижении предмета в указанном направлении, развивать ручную моторику.
Оборудование: маленькие мячи или шарики.
Ход игры: Дети садятся вокруг стола. Мяч прокатывается от одного ребенка к другому ребёнку. Воспитатель даёт задание: «Саша, кати мяч влево (к Диме). Кати мяч вправо (к Оле). Куда надо катить мяч, чтобы он попал к Лене?» Важно удержать мяч на столе.
Игра «Попади в ворота».
Цель: закрепление умения ориентирования (справа — слева, впереди — сзади, прямо), развитие моторики.
Оборудование: мячи малой или средней величины, ворота, сделанные из деталей конструктора или кубиков.
Ход игры. По заданию воспитателя дети прокатывают мяч в ворота, которые расположены в разных направлениях (прямо, слева, справа, сзади ребенка).
Игра «Справа, слева, впереди в обруч точно попади».
Цель: закрепление умения ориентирования в пространстве (справа, слева), развитие моторики, ловкости, внимания памяти, закрепление навыков счета. Оборудование: небольшие обручи двух цветов, мячи.
Ход игры. Ребенок с мячом становится между двумя обручами разного цвета, лежащими на полу. Воспитатель предлагает ребенку следующие задания:
• Какой обруч находится слева (справа)?
• Стукни три раза мячом в правый обруч.
• Стукни четыре раза мячом в левый обруч.
• Стукни мячом два раза перед собой и четыре раза в правый обруч.
• Стукни мячом три раза в левый обруч и четыре раза перед собой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление собственного инновационного опыта на тему: "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе дидактических игр"
Представление собственного инновационного опыта на тему: "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе дидактических игр"....
Познавательно - исследовательский творческий проект для детей старшего дошкольного возраста. "Я ЖИВУ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ"
Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение ...
Познавательное развитие РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Конструирование имеет большое значение для умственного и эстетического развития, для овладения трудовыми навыками. В процессе конструкторской деятельности развиваются важные психические процессы дошко...
Познавательно – исследовательский групповой проект для детей старшего дошкольного возраста «Удивительный водоем»
Проект для педагогов ДОУ...
Педагогический познавательно-исследовательский проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста Тема: «Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментально-исследовательской деятельности»
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...
Игровая технология «Обучение детей старшего дошкольного возраста пространственному моделированию в процессе игр и игровых упражнений».
Инновационная игровая технология, ссылка https://disk.yandex.ru/i/ymRve5g69Pj4kQ...
Родительский клуб «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР в процессе познавательно исследовательской деятельности». (подготовительная группа детей с ТНР)
Цель: формировать единое образовательное пространство «ДОУ» - семья». Способствовать повышению компетенции родителей в вопросах речевого развития детей через исследовательскую деятел...