Главные вкладки

    Познавательно – исследовательский групповой проект для детей старшего дошкольного возраста «Удивительный водоем»
    проект по окружающему миру (старшая группа)

    Проект для педагогов ДОУ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл poznavatelno.docx18.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Познавательно – исследовательский групповой проект

    для детей старшего дошкольного возраста

    «Удивительный водоем»

    Актуальность проекта: главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности, в первую очередь, за собственное поведение и поступки.

    У рыб особая среда обитания – вода. Дети сравнительно редко бывают возле каких-либо водоемов и практически не имеют возможности наблюдать рыб в их естественной среде. Даже летом, отдыхая на море или реке, т. е. на пляжах, невозможно увидеть рыб и красоту подводного мира. Надо помочь детям узнать, «увидеть» удивительный мир рыб.

    Цель проекта: создание условий для формирования экологической культуры дошкольников, нравственных представлений, социальных норм и правил.

    Задачи проекта:

    Образовательные:

    - формировать у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде;

    - формировать знания у детей о характерном строении рыб: форма тела, плавники, жабры и т. д. ;

    - развивать способность эмоционально реагировать на негативные проявления, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.

    Развивающие:

    - развивать воображение и творчество;

    - развивать умение самостоятельно делать выводы на основе наблюдений;

    - развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера;

    - развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность;

    - активизировать и обогащать словарный запас детей;

    Воспитывающие:

    - воспитывать экологическую культуру, показать многообразие, красоту окружающего мира;

    - вызвать желание бережно относиться к богатствам природы, понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство;

    - воспитывать интерес к природе.

    Коррекционные:

    - развивать связную речь, умение составлять рассказ по заданному плану, рассказы-описания;

    - развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику.

    Участники проекта: дети группы старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители.

    Тип проекта: краткосрочный, познавательно – исследовательский с элементами  творчества.

    Информация, знания, впечатления, полученные детьми в совместной деятельности и в повседневной жизни, находят свое отражение в различных видах детской деятельности – игре, изобразительном и художественном творчестве, в создании выставок, экспозиций при активном участии педагогов ДОУ.

    Ожидаемый результат:

    - получение детьми первоначальных представлений о традиционных нормах морально-нравственного поведения;

    - сформированность у воспитанников детского сада представлений о разнообразии обитателей водоемов;

    - получение знаний о внешнем виде рыб, способах их передвижения и способах защиты от врагов.

    Планирование видов деятельности для реализации проекта по пяти образовательным областям

    Речевое развитие.

    Беседы с детьми«Что мы знаем о рыбах»«Почему рыбы живут в разных водоёмах?». Свободное общение.

    Рассказы из личного опыта«Как я с папой был на рыбалке».

    • Рассматривание иллюстраций с изображением различных рыб.

    • Описательные рассказы о внешнем виде рыб. Использование в речи прилагательных (хищная, глубоководная, изумительная, быстрая, ловкая и т. д., глаголов-действий (ныряет, прыгает, плавает, извивается, заглатывает и т. д.)

    • Д/И «Назови ласково»«Чьи хвосты?»«Назови части тела рыбы».

    • Наблюдения за аквариумными рыбками, беседы после наблюдений «Кто в аквариуме живёт?»«Как рыбка плавает и дышит?»«Зачем рыбке глаза?».

    Чтение художественной литературы:

    Чтение стихов о рыбах и рассматривание иллюстраций по теме.

    Пушкин А. С. «Сказка о рыбаке и рыбке», И. Крылов «Лебедь, щука и рак»,

    Г-Х. Андерсен «Русалочка», Н. Носов «Карасик», К. Бальмонт «Золотая рыбка»,

    • Отгадывание и составление описательных загадок самими детьми. Загадки-описания по теме.

    • Словарная работа по теме.

    Познавательное развитие.

    • Обобщающая беседа о рыбах. Объяснение пословиц и поговорок о рыбах.

    Рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций с изображением пресноводных, морских и аквариумных рыб.

    • Д/И «Где спряталась рыбка?»«Узнай по описанию»«Кто какой окраски?»

    Социально-коммуникативное развитие.

    Сюжетно-ролевые игры«Зоомагазин»«Рыбный рынок»«Рыбалка» Определить место, где будет разыгрываться сюжет игры.

    • Беседа о пользе рыб для человека, о редких рыбах, занесённых в Красную книгу, о природоохранной деятельности человека по отношению к водоёмам, в которых водятся рыбы.

    Ручной труд: изготовление альбома «Рыбы»,

    • Беседы о трудовых действиях рыбаков.

    • Беседа о способах ухаживания за аквариумными рыбками. Уход за рыбками, аквариумом.

    Безопасность.

    Беседа с детьми«Правила безопасного поведения на водоёме»«Уход за аквариумными рыбками».

    Художественно-эстетическое развитие.

    Продуктивная деятельность

    • Рисование «Аквариум с рыбками», игровое упражнение «Узнай и дорисуй рыбку»

    • Аппликация «Обитатели водоема»

    • Лепка 

    • Отгадывание и составление загадок по теме.

    • Конструирование из бумаги в технике оригами «Летучие рыбы»

    Музыка.

    По плану музыкального руководителя.

    Физическое развитие

    Подвижные игры«Удочка»«Весёлая рыбка»«Караси и щука»«Кто больше поймает рыбок?»

    • Пальчиковая игра «Рыбка».

    Создание условий для самостоятельной деятельности детей

    Книжный уголок: чтение рассказов и стихов о разнообразии обитателей водоёмов. Подбор иллюстраций с изображением различных рыб.

    Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

    Центр продуктивной деятельности: картонные коробочки, бумага различных видов, структуры, формата, цвета. Карандаши, краски, пластилин, бросовый материал и т. д. (подборка материалов для коллективной работы по теме)

    Взаимодействие с семьёй

    • Оформление группы работами детского творчества по теме.

    • Привлечение родителей к помощи в изготовлении атрибутов к играм.

    • Выставка рисунков по теме.

    • Создание с родителями альбома «Наша семья на рыбалке»

    Итоги проекта

    За время реализации проекта у детей сформировались представления о разнообразии обитателей водоемов. Это можно увидеть по результатам совместной деятельности педагогов и детей.

    Дети имеют представление о внешнем виде рыб.

    Дети знают способы передвижения рыб и способы их защиты от врагов.

    В процессе работы над проектом дети изучили среду обитания рыб и рассмотрели цепи питания обитателей водоемов.

    Дети имеют первоначальные представления (на возрастном уровне) о традиционных нормах морально-нравственного поведения.

    Оформление выставки «Удивительный мир рыб»

    Книжка-малышка "Правила поведения на воде"

    Театрализованная постановка отрывка из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»

    Список использованной литературы

    1. Бойкова С. В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет. СПб.: КАРО, 2010

    2. Голуб В. Т. Графические диктанты. – Москва. ВАКО, 2009

    3. Жуковская Р. И. и Пенькова Л. А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Сост.: Р. И. Жуковская, Л. А. Пеньевская. Изд. «2-е, переработ. и доп. М.: «Просвещение», 1972. 415 с. с ил.

    4. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 128 с.: цв. Вкл.

    5. Лыкова И. А.Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006. – 208 с., 16 л. вкл.

    6. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей  – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2010

    7. Интернет-ресуры.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.

    Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования....

    Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Школа магии и волшебства: Воздух".

    В данной работе представлена совместная экспериментальная деятельность воспитателя и дошкольников по изучению свойств воздуха....

    Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста « Удивительный мир динозавров»

    Интерес к теме динозавров возник у детей самостоятельно, после рассматривание энциклопедий. Дети сами предложили изучить динозавров.Цель проекта: изучить с детьми историю возникновения жизни на Земле,...

    Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста Эта удивительная соль

    Один из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. Главное достоинство метода проектирования заключается в том, что детям предоставляется возмо...