Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста Эта удивительная соль
проект по окружающему миру (старшая группа)

Каштанова Галина Александровна

Один из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. Главное достоинство метода проектирования заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых установить представления о различных сторонах изучаемого объекта. данный проект можно реализовать с детьми старшего дошкольного возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детский познавательно - исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста

ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ СОЛЬ

                                           Составил: воспитатель Каштанова Г.А.

1.Введение

Ребёнок по своей натуре исследователь. Любознательность и стремление к экспериментированию с успехом проявляется в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. Главное достоинство метода проектирования заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых установить представления о различных сторонах изучаемого объекта.

Почему соль?  Интересное и необычное всегда рядом, не требует особых усилий и затрат. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известна и знакомая, непознанная и таинственная.

2. Основная часть

Цель проекта:

Создание условий для формирования у детей готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи в процессе поисковой деятельности. Познакомить их с необычными свойствами соли, как она попадает к нам на стол. Выяснить области применения соли.

Задачи:

  1. Вызвать интерес к исследованию соли, её свойств и качеств.
  2. Исследовать свойства соли опытным путём.
  3. Развивать у детей стремление к поисково-познавательной деятельности.
  4. Развивать мыслительную активность и творческие способности детей.
  5. Развивать любознательность, уверенность в своих силах.

Гипотеза:

При исследовании соли расширить знания о ней не только как о веществе, необходимом для жизни человека, но и об интересном материале для проведения различных опытов, наблюдений и применении в детском творчестве.

Вид проекта:

Краткосрочный, исследовательский, познавательный, творческий.

Ожидаемый результат:

В ходе исследовательской работы:

-Дети выяснят, что такое поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол.

-Узнают много нового об особенности соли, её свойствах, качествах и разновидностях.

-Самостоятельно проведут много интересных опытов с солью, вырастят кристаллы соли.

-У детей повысится познавательный интерес.

-Пополнение предметно-развивающей среды: обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли.

Методы и приемы при реализации проекта:

- Анализ познавательной литературы

- Опытно-экспериментальная деятельность

- Наблюдения

- Творческая деятельность.

3. Этапы реализации проекта:

I. Подготовительный этап:

-Подбор методической литературы для педагогов.

-Подбор и оформление демонстрационного материала для детей.

-Определение уровня представлений детей о соли и ее свойствах.

-  Определение интересующих детей вопросов по теме исследовательской деятельности:

- Что такое соль?

- Откуда она берется?

- Как ее добывают?

- Какими свойствами соль обладает?

- Где и как соль применяется?

II. Основной этап:

-Изучение с детьми познавательной и научной литературы.

-Беседы с детьми по данной тематике.

- Знакомство с разновидностями соли.

-Разучивание поговорок и пословиц о соли.

-Чтение сказок о соли.

-Исследование соли и её свойств опытным путем.

 -Рисование солью.

-Выращивание кристаллов.

-Лепка из соленого теста.

-Консультирование родителей по теме проекта.

III. Заключительный этап:

-Презентация проекта «Эта удивительная соль».

-Подведение итогов реализации проекта.

-Обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли.

-Создание альбома «Эта удивительная соль»

4. Практическая работа.

Опыт № 1: «Из чего состоит соль».

Взяли тарелочку с солью, соль похожа на порошок. Рассмотрим соль в увеличительное стекло. Что можем увидеть? (соль состоит из белых кристаллов)

Вывод: соль состоит из маленьких кристаллов.

Опыт №2 «Соль хрустит»

Насыпали в блюдечко соль и стали надавливать на неё сухой ложкой,    услышали хрустящие звуки (как будто  ходим по снегу в морозный день).

Вывод: Соль, как и снег, состоит из кристаллов.  При надавливании   кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.

Опыт № 3. «Растворимость соли».

Взяли три стакана: один с водой, второй с молоком, третий с лимонадом. В каждый стакан насыпали по одной  ложке соли и размешали.

Вывод: соль растворяется во всех  жидкостях.

Опыт №4 «Соль в холодной и горячей воде»

Взяли два прозрачных стакана: один с холодной водой, другой с горячей. Насыпали в оба стакана по три ложки соли и хорошо размешали.

Вывод: Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.

Опыт №5 «Плавающая  картошка»

Для опыта взяли 2 картошки и 2 стакана с водой. В один стакан насыпали 3 ложки соли и хорошо перемешали. Опустили в стаканы картошку: в солёной воде  картошка всплыла.

Вывод: Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности (Эффект «Мёртвого моря»)

Опыт № 6 «Незамерзающая вода»

Мы взяли 2 контейнера, В один контейнер добавили соль. Оба контейнера поставили в холод. Через 8 часов обнаружили, что пресная вода превратилась в лед, а соленая - стала холодной, но не замерзла.

Оставили воду в морозильной камере и проверили ее через 2 дня. Соленая вода стала напоминать кашу.

Вывод: соль понижает температуру замерзания воды.

Опыт № 8. «Можно ли сделать соль цветной»

 Для проведения этого эксперимента мы взяли соль и добавили в неё немного гуаши, перемешали. Соль изменила цвет.

Вывод: Соль при взаимодействии с красителями может поменять цвет.

 «Поделка из цветной соли» 

Из разноцветной соли можно сделать поделку. Возьмём баночку и поочередно добавляем в неё  соль разных цветов. После того, как  баночка заполнена, закручиваем крышечкой. Наша поделка готова.

 «Выращивание кристаллов из  соли».

Налить в банку теплой воды, насыпать соль, перемешать, добавить еще соли и снова перемешать. Повторять до тех пор, пока соль уже не перестанет растворяться и осядет на дно. Перелить полученный раствор без осадка в чистую банку. Можно взять карандаш, привязать к нему нитку и подвесить нитку так, чтоб она не касалась банки. Через некоторое время будет заметен рост кристалликов.

 «Снежная ветка сосны»

Мы для опыта взяли ветку сосны, налили в тазик горячей воды, положили туда ветку сосны и насыпали соли.

На следующий день мы вытащили ветку и положили её сохнуть у батареи.

Ещё через 2-3 дня мы увидели, что наша веточка стала серебристая, как после мороза.

 «Поделки из соленого теста» 

Способы приготовления соленого теста:

1 способ: Взять два стакана муки, один стакан мелкой соли, хорошо размешать, добавить 2/3 стакана воды, 0,5 стакана клея ПВА, десертную ложку растительного масла, вымесить до эластичного состояния (как пельменное тесто). Хранить в полиэтилене в холодильнике (или в пластиковых контейнерах с крышкой).

2 способ: полиэтиленовый пакет; 200 мл воды; 300 гр. муки; 300 гр. соли. Способ приготовления: 1. Добавьте в миску соль. 2. Затем насыпьте муку  и смешайте ингредиенты. 3. Начните постепенно вливать воду,  хорошо помешивая массу. В зависимости от производителя мука впитывает влагу по-своему, поэтому следите, чтобы тесто было густым, но не сухим. 4. Переложите массу в пакет и оставьте в холодильнике примерно на 2-3 часа. После чего можно приступать к творчеству.

5. Заключение.

Соль – это вещество белого цвета, без запаха, имеет соленый вкус, легко растворяется в воде и других жидкостях, может образовывать кристаллы.

Соль есть в морях, океанах, соленых озерах, солончаках, а также во всех живых организмах.

Соль нужна для нормального роста и развития всех живых организмов.

В больших количествах соль вредна для здоровья человека и других живых организмов.

Человек использует соль в быту, в медицине, в производстве. Соль безопасна для здоровья человека, если её употреблять в небольших количествах. 

Наша гипотеза подтвердилась: соль - не только важный пищевой продукт, но и интересный материал для проведения опытов, наблюдений, применения для творчества.

6. Библиографический список используемых источников

  1. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург, 2007 г.
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» М., 2006 г.
  3. Детская энциклопедия «Всё обо всём».
  4. Иванова А.И. «Живая экология»  М., 2006 г.
  5. Шорыгина Т.А. «Зеленые сказки»  М., 2005 г.
  6. www. oproduktah.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательский творческий проект для детей старшего дошкольного возраста. "Я ЖИВУ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ"

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение ...

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста "Этот удивительный космос"

Цель проекта: Приобщение детей к знаниям об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Вызвать чувство гордости за наших соотечественни...

Познавательно – исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Волшебные свойства соли"

Проект будет полезен воспитателям ДОУ при подготовке и проведении познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Содержит презентацию....

Познавательное развитие РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конструирование имеет большое значение для умственного и эстетического развития, для овладения трудовыми навыками. В процессе конструкторской деятельности развиваются важные психические процессы дошко...

Проект для детей старшего дошкольного возраста "По следам соли!"

Проект для детей старшего дошкольного возраста"По следам соли!"...