Познавательно – исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Волшебные свойства соли"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Лукащук Юлия Анатольевна
Проект будет полезен воспитателям ДОУ при подготовке и проведении познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Содержит презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_sol_itog.doc59.5 КБ
Файл volshebnitsa_sol_dlya_pedsoveta.pptx2.17 МБ

Предварительный просмотр:

Познавательно – исследовательский проект

«Волшебные свойства соли».

Подготовила воспитатель

ГБДОУ №135 Выборгского р-на СПб:

Лукащук Юлия Анатольевна

                                                                                   

Актуальность

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов.

Основная задача взрослого состоит в том, чтобы найти ответы на данные вопросы, удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления. Для этого создаются условия к поисково-исследовательской деятельности детей, что способствует формированию у детей познавательно активности, творчества и воображения.

В работе с детьми активно используем метод проектов, который повышает интерес к созданию чего-то нового, интересного, что способствует формированию интегративных качеств дошкольника.

Мы стали искать необычное рядом. Оказывается, есть продукт, без которого нельзя приготовить ни одного блюда. Это соль. Мы решили пополнить знания о ней.  8 тысяч лет люди используют соль в пище. В далёкие времена соль считалась драгоценностью и ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Происхождение слова соль связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь. Соль – это символ дружбы. «Делить хлеб и соль» – значит дружить. Старая русская пословица «Без соли не проживёшь» справедлива и в наши дни. Соль есть на каждом столе, в каждом доме. Соль нужна для производства лекарств, бумаги, ткани, мыла, стекла и ещё многого другого. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу, без многих удаётся обойтись, а без соли – нет.

Актуальность работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых усилий и затрат. Например, соль. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известная и знакомая, непознанная и таинственная! Поэтому мы организовали работу по проекту «Волшебные свойства соли».

Цель:  Формирование представлений о соли, ее свойствах, способах добывания в ходе изучения и обобщения фактов, содержащихся в разных теоретических источниках и об исследовательской деятельности как одном из эффективных способов познания свойств соли.

Задачи:

Образовательные:

− вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого — соли, ее свойств и качеств, способам использования человеком;

 − стимулировать познавательную активность детей, создавая условия для исследовательской деятельности.

Развивающие:

− развивать мыслительные операции, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

− развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей.

Воспитательные:

− воспитывать аккуратность в работе, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом;

− воспитывать интерес к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок.

Тип проекта:   познавательно-исследовательский, практико-ориентированный, творческий, краткосрочный.

Участники проекта: дети старше - подготовительной группы, воспитатели, родители.

Ожидаемый результат: Дети узнают разные виды соли, где можно использовать соль (кроме пищи) и будут делиться своими знаниями с другими. У ребят будет совершенствоваться умение проводить опыты, отбирать необходимые материалы, определять последовательность действий, радоваться процессу и результату. Появится интерес к использованию соли в продуктивной деятельности.

1 этап. Подготовительный. 

Постановка проблемы.

Вопросы: 1) Что такое соль? 2) Какая бывает соль? 3) Как добывают соль? 4) Где используют?

- Определение цели и задач проекта.

- Создание условий для организации работы.

- Подбор художественной литературы: сказки, загадки, пословицы и поговорки.

- Подбор познавательной, научной литературы.

2 этап. Основной (организация исследований в рамках проекта).  

Сбор, анализ и систематизация информации:

 − Непрерывная образовательная деятельность «Удивительная соль».

- Беседы: «Что такое соль?», «Полезные советы», «Откуда пришла к нам соль?»

− Экспериментальная деятельность (опыты):

1) «Соль растворяется в воде». Вывод: соль растворяется в воде, оставляя ее прозрачной и бесцветной.

2) «Соль хрустит». Насыпали в блюдечко соль и стали надавливать на неё сухой ложкой, после чего услышали хрустящие звуки, сравнили их с ходьбой по снегу в морозный день. Вывод: соль, как и снег, состоит из кристаллов, поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.

3) «Эффект моря». Опускали одно яйцо в обычную воду, оно оказывалось на дне, другое - в соленую воду — яйцо оставалось на поверхности воды. Вывод: соленая вода удерживает предметы на поверхности.

4) «Снежная ветка сосны». Опускали ветку сосны в раствор соли, через несколько часов достали и дали высохнуть, ветка покрылась белым соляным налетом.

5) «Выращивание кристаллов». Для выращивания кристалла мы поместили в концентрированный раствор соли на нитке 2 шишки так, чтобы она не касалась стенок емкости. Через неделю шишка хорошо покрылась соляными кристаллами. Вывод: возможно в домашних условиях вырастить кристаллы разных цветов, окрашивая воду в различные цвета.

- Разучивание пословиц и поговорок о соли, отгадывание загадок. Чтение румынской народной сказки: “Соль в кушанье”, рус-нар. сказки «Соль», чешской сказки «Соль», сказки «Как Иван – купеческий сын за солью ходил».

-Прослушивание песни про соль из мультфильма «Незнайка на луне», просмотр мультфильма «Как казаки соль добывали».

- Просмотр мультимедийной презентации «Эта волшебная соль»

− Творческая деятельность:

  1. рисование «Картины солью» (акварель + соль)
  2. декорирование баночек цветной солью – «Насыпушки - Радуга в банке»
  3. коллективная работа к 23 февраля «Праздничный салют» с элементами рисования солью.

- Игровая деятельность:

1) Рисование по цветной соли

2) Кладоискатели (угадай на ощупь, что спрятано)

 3 этап. Заключительный.

- Фотоотчет «Мы — экспериментаторы».

− Выставка детских рисунков, поделок.

− Консультация для родителей о пользе соляной пещеры.

- Создание книжки - малышки «Волшебница соль»  с картотекой опытов и сведениями про соль.

Выводы:

В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Также узнали, что без соли ни человек, ни животное обходиться не могут; узнали о применении соли на кухне, в быту и домашнем хозяйстве, в личной гигиене. Дети знают разные виды соли: пищевая, каменная, морская.

Самостоятельно провели много интересных опытов с солью, познакомились с одним из способов выращивания кристаллов. Усиленно работали в творческой мастерской: красили соль гуашью  и декорировали ею баночки,  рисовали с помощью соли. Из маленьких детей они превратились в маленьких исследователей. Существенно повысился их познавательный интерес.  А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными!

Список используемой литературы:

  1. С. Николаева. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010.
  2. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», М-2004.
  3. Энциклопедия «Все обо всем», М.: «Пресса», 1995.
  4. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» Издательство «Педагогика», М. 2009.
  5. Энциклопедия «Я узнаю мир», М.: АСТ «Астрем», 2009.
  6. Соль: истории и факты. http:// infomed. bx/articie/ 492.html
  7. Детская энциклопедия «Почемучка». - Москва, «Росмэн», 2005г.

Интернет-ресурсы:

  1. http://nsc.1september.ru Малахова Елена, Мельник Ольга, «Обыкновенное чудо», журнал «Начальная школа», №3 2008
  2. doy174@yandex.ru http://www.o-soli.ru/ 
  3. Соль: вред или польза для организма? http://www.infoniac.ru/news/Interesnye-sposoby-primeneniya-soli.html Интересные способы применения соли.

Приложение

Пословицы о соли

Громадное значение соли выражено во множестве старинных, сохранившихся до наших дней, пословицах, поговорках и загадках:

  • Соли нет, так и слова нет.
  • Без соли и стол кривой.
  • Без соли и хлеб не естся.
  • Без хлеба не сытно, без соли не сладко.
  • Хоть бы песок, лишь бы солил.
  • Соли не жалей, так и есть веселей.
  • Несолоно хлебавши.
  • Хлеб да соль. (Россия, Украина - поговорка)
  • Сердись, дерись, а за хлебом-солью мирись!
  • От хлеба–соли не отказываются.
  • Хлеб-соль и разбойника смиряет.
  • Хлеб-соль не бранится.
  • Хлеб-соль есть, да не про вашу честь.
  • Надо хлеб-соль помнить.
  • Ешь солоней, жить будешь веселей.
  • На хлебе, на соли, да на добром слове (благодарим).
  • Без соли, без хлеба, худая беседа.
  • Без хлеба, без соли никто не обедает.
  • Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
  • Соли нету, так и слова нету, а как хлеб дошел, так переговор пошел.
  • Хлеб за солью (за хлебом) не ходит.
  • За хлебом-солью всякая шутка хороша.
  • Соль просыпать нечаянно - к ссоре (а чтобы ссоры не было, посыпают просыпанной солью голову).
  • Подавая соль - смейся, не то поссоришься.
  • Хлеб-соль водить, знаться, дружиться с кем.
  • Я помню твою хлеб-соль.
  • Хлеб-соль взаимное дело.
  • От хлеба-соли не отказываются.
  • Хлеб да соль, и обед пошел!
  • Хлеб- соль кушай, а добрых людей слушай.
  • Не за хлебом-солью сказано (дурное слово).
  • После хлеба-соли добрые люди семь часов отдыхают.
  • Хлеб-соль платежом красна.
  • Без денег торговать, как без соли хлебать.
  • Насыпать соль на хвост.
  • Соль варим, а сами в нужде сидим.
  • Хлеб-соль и во сне хорошо.
  • Хлеб соль кушал, а не послушал.

                                               Загадки о соли

  • Меня не едят — и без меня мало едят. 
  • Не красива и не вкусна, а без неё не проживёшь. 
  • Водой и солнцем родилась, в огне крестилась, людей услаждает, в воде умирает.
  • В воде родится, а воды боится.
  • Меня одну не едят, а без меня мало едят (соль).
  • Что в избе за белая Марья? (соль).
  • Белый камень из горы, всегда стоит на столе. Кто его не ест, тот вкус не знает. (соль).




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 135 Выборгского района Санкт-Петербурга Познавательно- исследовательский проект «Волшебные свойства соли» Подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №135: Лукащук Юлия Анатольевна

Слайд 2

Актуальность Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы найти ответы на данные вопросы, удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления. Для этого создаются условия к поисково-исследовательской деятельности детей, что способствует формированию у детей познавательно активности, творчества и воображения. В работе с детьми активно используем метод проектов, который повышает интерес к созданию чего-то нового, интересного, что способствует формированию интегративных качеств дошкольника.

Слайд 3

Цель Формирование представлений о соли, ее свойствах, способах добывания в ходе изучения и обобщения фактов, содержащихся в разных теоретических источниках и об исследовательской деятельности как одном из эффективных способов познания свойств соли. ЗАДАЧИ: Образовательные: − вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого — соли, ее свойств и качеств, способам использования человеком; − стимулировать познавательную активность детей, создавая условия для исследовательской деятельности. Развивающие: − развивать мыслительные операции, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; − развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей. Воспитательные: − воспитывать аккуратность в работе, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом; − воспитывать интерес к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок.

Слайд 4

ПОЧЕМУ МОРЕ СОЛЕНОЕ? ЧТО ТАКОЕ СОЛЬ? ГДЕ ЕЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗО- ВАТЬ? ОТКУДА ОНА БЕРЕТСЯ? Солят еду Берем соль из магазина Потому что там много соли Это такой твердый белый порошок

Слайд 5

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ Подбор познавательной, научной литературы. Подбор художественной литературы: сказки, загадки, пословицы и поговорки. Беседы: «Что такое соль?», «Полезные советы», «Откуда пришла к нам соль?» Разучивание пословиц и поговорок о соли, отгадывание загадок, чтение художественной литературы. Исследование свойств соли опытным путем (экспериментальная деятельность) Творческая мастерская Игровая деятельность: Фотоотчет «Мы — экспериментаторы». Создание книжки - малышки «Волшебница соль»

Слайд 6

Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства соли». Цель: создать условия для ознакомления со свойствами соли. Вывод: неизвестный объект – соль, без запаха, белого цвета, соленый на вкус, имеет кристаллическую структуру, растворяется в воде.

Слайд 7

Опытно-экспериментальная деятельность «Эффект моря». Опускали одно яйцо в обычную воду, оно оказывалось на дне, другое - в соленую воду — яйцо оставалось на поверхности воды. Вывод: соленая вода удерживает предметы на поверхности.

Слайд 8

Опытно-экспериментальная деятельность «Снежная ветка сосны». Опускали ветку сосны в раствор соли, через несколько часов достали и дали высохнуть, через 2 дня ветка покрылась белым соляным налетом. Вывод: кристаллы можно вырастить самостоятельно в домашних условиях. Кристаллы растут в насыщенном растворе при постепенном испарении жидкости

Слайд 9

Опытно-экспериментальная деятельность «Выращивание кристаллов». Для выращивания кристалла мы поместили в концентрированный раствор соли на нитке 2 шишки так, чтобы она не касалась стенок емкости.

Слайд 10

Опытно-экспериментальная деятельность Через неделю шишка хорошо покрылась соляными кристаллами. Вывод: соль имеет свойство превращаться в кристаллы (кристаллизоваться).

Слайд 11

Творческая мастерская Окрашивание соли гуашью

Слайд 12

Творческая мастерская «Радуга в банке» - « насыпушки » Декорирование баночек цветной солью

Слайд 13

Творческая мастерская «Рисуем картину солью»

Слайд 14

Творческая мастерская Итоги нашего творчества: рисование «Картины солью» (акварель + соль) коллективная работа к 23 февраля «Праздничный салют» с элементами рисования солью.

Слайд 15

Игровая деятельность Рисование цветной солью

Слайд 16

Игровая деятельность «Кладоискатели»

Слайд 17

Итоги проектной деятельности: Фотоотчет «Мы — экспериментаторы». Выставка детских рисунков, поделок. Консультация для родителей о пользе соляной пещеры. Создание книжки - малышки «Волшебница соль» с картотекой опытов и сведениями про соль.

Слайд 18

ВЫВОДЫ В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Также узнали, что без соли ни человек, ни животное обходиться не могут; узнали о применении соли на кухне, в быту и домашнем хозяйстве, в личной гигиене. Дети знают разные виды соли: пищевая, каменная, морская. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью , познакомились с одним из способов выращивания кристаллов. Усиленно работали в творческой мастерской: красили соль гуашью и декорировали ею баночки, рисовали с помощью соли. Из маленьких детей они превратились в маленьких исследователей. Существенно повысился их познавательный интерес. А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными!

Слайд 19

Список используемой литературы: С. Николаева. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», М-2004. Энциклопедия «Все обо всем», М.: «Пресса», 1995. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» Издательство «Педагогика», М. 2009. Энциклопедия «Я узнаю мир», М.: АСТ « Астрем », 2009. Соль: истории и факты. http:// infomed . bx / articie / 492.html Детская энциклопедия «Почемучка» . - Москва, « Росмэн » , 2005г. Интернет-ресурсы : http://nsc.1september.ru Малахова Елена, Мельник Ольга, «Обыкновенное чудо » , журнал «Начальная школа» , №3 2008 doy174@yandex.ru http://www.o-soli.ru/ Соль: вред или польза для организма? http://www.infoniac.ru/news/Interesnye- sposoby-primeneniya-soli.html Интересные способы применения соли.

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!