Познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста "Чудо-соль"
опыты и эксперименты (старшая группа)

Карпова Татьяна Александровна

Познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста "Чудо-соль" 

Беседа о применении обычной соли в домашних условиях.

 

Расширять знания детей о свойствах соли через экспериментальную деятельность.

Продолжать знакомить с видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой соли (минерал, добыча, применение).

Развивать навыки экспериментирования.

Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного её потребления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Чудо соль» для детей подготовительной группы.

Предварительная работа:

Беседа о применении обычной соли в домашних условиях.

Проведение опыта: «выращенные кристаллы соли».

Программное содержание:

Расширять знания детей о свойствах соли через экспериментальную деятельность.

Продолжать знакомить с видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой соли (минерал, добыча, применение).

Развивать навыки экспериментирования.

Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного её потребления.

Словарь:каменная, поваренная, йодированная, кристаллизация, минеральное вещество, рудник, выпаривание.

Оборудование:

Для воспитателя: три вида соли для показа детям, лёд,  стакан с горячей водой, металлическая ложка, свеча, спички, солёный раствор воды, яйцо, кристаллы соли (выращенные заранее), мешочек с солью.

Для детей: лупа, стакан с водой, ёмкость с солью, трубочка, кубики льда.

Ход занятия:

Психологический настрой.

Воспитатель:  Ребята, вы сегодня  такие все веселые и красивые. Покажем всем, какие мы веселые:

Солнце на небе проснулось,

Нам, ребята, улыбнулось.

Глазки тихо закрываем,

Глазки тихо открываем,

Руки к небу поднимаем,

Лучи солнышка возьмем

И к сердечку поднесем.

Я желаю вам, чтобы ваше это настроение  сохранилось у вас  в течение всего дня.

- Ребята, сегодня я хочу побеседовать с вами о веществе, с которым вы хорошо знакомы. Чтобы узнать, о чём пойдёт речь, предлагаю отгадать загадку:

( Загадка – подсказка):

Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна. (Соль.)

Соль – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – это пищевой продукт, и мы ее знаем, как мелкие кристаллы белого цвета. На самом деле, соль природного происхождения имеет сероватый оттенок.

- Соль бывает каменная – неочищенный  натуральный продукт. (Показать).

- Соль бывает поваренная – это очищенная промышленным способом каменная соль.  (Показать).

- Морская соль – один из самых полезных видов соли, обогащена минералами. (Показать).

- Соль цветная – чаще всего это морская соль, окрашенная в различные цвета. Такую соль употреблять в пищу нельзя. Её используют для ванн. Солевая ванна расслабляет, улучшает самочувствие человека. После неё лучше спится.(Показать).

Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?

Ответы детей.

Воспитатель:

Соль необходима всем людям, в том числе и младенцам. Соль входит в состав крови, слез, пота, участвует во множестве жизненных процессах организма человека. Но если человек употребляет слишком много соли, то у него могут возникнуть проблемы с почками, сердцем, с суставами. Одним словом – всё должно быть в меру!

- Где мы встречаемся  с солью? (на кухне, на море).

- Правильно. В море, океане вода соленая. (Слайд №1)

Так же в мире есть и озера с соленой водой, соленые озера, в них вода еще более соленая, чем в море. Посмотрите. Вот соленые озера.(Слайд №2)

Давайте посмотрим, как добывают соль.

Соль может лежать под землёйв виде толстого слоя или на земле в виде огромных гор. (Слайд №3, №4)

Добыча каменной соли осуществляется подземным способом – в шахтах под землёй (слайд №5) 

и открытыми  способами – на поверхности земли (слайд №6)

Воспитатель:

В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.

Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.

(Слайд №7)

Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).

В Алтайском крае много соленых озер. Одно из озер находится в Егорьевском районе «Горькое озеро». (Слайд №8)

Соль нужна не только человеку и животным. (Слайд №9)

Воспитатель:

Ребята давайте  отдохнем и сделаем дыхательную гимнастику. Давайте представим, что мы маленькие волны на море.

Дыхательная гимнастика «Волны шипят».

И.п. – сед на пятках, руки внизу. 1-2 – волнообразное движение руками вперёд-вверх – вдох; 3-4 – волнообразное движение руками вниз – выдох через рот со звуком «Ш-ш…». Повторить 5-6 раз.

Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру и повторить,  где используется соль.

Игра «Где используют соль…» 

(с мешочком в ней соль, передавать и говорить)

1. Чтобы консервировать овощи

2. Чтобы использовать в медицине

3. Чтобы посолить суп

4. Чтобы посыпать дорожки зимой

5. Чтобы добавить в жареную картошку

6. Чтобы посолить салат

7. Чтобы засолить грибы

8. Соль нужна для животных

Воспитатель:

Давайте, поговорим о свойствах соли. Для этого произведём несколько опытов.

«Сегодня всем нам предстоит немножко стать учеными.

В лабораторию пойдем,

И чудо-опыт проведем с этим сыпучим веществом»

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов :

1. Не трогать руками глаза.

2. Соблюдать тишину

3. Не толкать соседа во время работы

4. Сначала посмотри, а потом повтори

5. Выполнил и положи на место

А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию. (Надевайте фартуки и проходите за столы.)

И так внимание.

Опыт № 1: «Из чего состоит соль».

Воспитатель:

Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим

- Если мы с вами посмотрим на соль.

Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)

Воспитатель: 

Действительно, что с виду соль похожа на порошок.

 А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)

«Соль сыпучая, без запаха»

Подуйте тихонько на соль через трубочку.

Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов

Опыт №2 «Соль хрустит»

Ребята, давайте  надавим на соль  сухой ложкой, что мы услышали?

Ответы детей – (мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день).

Вывод:

Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт №3 «Соль растворяет лёд».

Для эксперимента нам понадобится лед (в кубиках) и 2 небольших мисочек. В каждую мисочку положим по кубику льда и один из кубиков посолим. Отставим мисочки в сторону.

Опыт №4«Соль растворяется в воде»

- А теперь проводим опыт. Высыпите соль в воду.

- Что получилось? (соль растворилась)

- Какая стала вода?

Ответы детей: (соленая)

- Куда делась соль?  

Ответы детей: (она растворилась)

- Осталась ли соль в воде?       

Ответы детей:  (да, соль изменила свое состояние)

- А теперь главный вопрос. Дети, а как вы думаете можно ли отделить соль от воды?

Ответы детей: (нельзя, можно).

 Точно нельзя? Как?

Ответы детей: (перелить в другой стакан, фильтрование).

(Любое предположение детей обязательно проверять на опыте).

Опыт №5 «Соль растворяется в воде, но не испаряется».

Растворим соль в воде. (Показываю).

В столовую ложку накапаю пипеткой несколько капель солёной воды. Подержу ложку над огнём до тех пор, пока вода не испарится. На ложке остался белый порошок. Остудим ложку и попробуем порошок на вкус. Легко можно определить, что это соль.

Какой вывод мы можем сделать? (Ответы детей).

Вывод: соль растворяется в воде, при испарении воды – остаётся.

Опыт №6 «Соль делает жидкость плотнее».

Поместим в воду куриное яйцо. Оно утонуло. А теперь поместим яйцо в солёный раствор. Оно не тонет, а плавает. Как вы думаете почему?

Ответы детей.

Вывод: плотность солёной воды гораздо больше, чем плотность пресной (несолёной). Поэтому на море тело человека легче держится на поверхности воды.

Опыт №7 «Соль подвержена кристаллизации».

Напрошлой недели мы с вами поместили х/б нитку в стакан с солёной водой. Давайте посмотрим, что произошло за это время. (Рассматриваем кристаллы). Куда же исчезла вода? (испарилась) А соль осталась. Крупинки соли присоединились друг к другу, стали больше. Образовались большие кристаллы.

Какой вывод можем сделать? (Ответы детей).

Вывод: соль способна кристаллизоваться (соединяться друг с другом).

Воспитатель:

Давайте немного отдохнем и поиграем в игру.

Игра «Соленый-несоленый»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить

(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо,)

А теперь, давайте вернёмся к нашим ёмкостям со льдом.

(Воспитатель достаёт ёмкости, дети рассматривают и делают вывод – лёд, который посыпали солью, растаял быстрее).

Вывод: соль растворяет лёд.

- Действительно, соль растворяет лёд. Ребята, а вы видели, что в гололёд дворники посыпают дорожки солью. Как вы думаете, зачем они это делают?

Ответы детей.

Воспитатель:

Ребята, вот и подошло к концу наше знакомство с такой «обычной – необычной» солью.

Что нового вы узнали о соли? Какие свойства она имеет?

В ходе исследования мы узнали, что:

Соль – вещество белого цвета, не имеет запаха.(Слайд №10)

Соль растворяется в воде, но не испаряется.(Слайд №11)

Соль делает жидкость плотнее. Поэтому в море человеку легче держаться на воде, чем в озере.(Слайд №12)

Соль – кристаллизующееся вещество.(Слайд №13)

Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в различных целях.(Слайд №14)

Соль полезна, так как в ней содержатся микроэлементы.

Большое количество соли может нанести вред человеку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе использования дидактических игр"

Познавательно-исследовательский проект "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе исользования дидактических игр"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области познание, познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Чистая вода»Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество.Задачи:Образовательные:1.      Учить ставить ...

Познавательно - исследовательский творческий проект для детей старшего дошкольного возраста. "Я ЖИВУ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ"

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познавательное развитие", познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Чистая вода».

Задачи:Образовательные:-учить ставить перед собой цель, планировать свою работу;-совершенствовать умение общаться со сверстниками во время опытов;-закреплять в речи детей слова: водопровод, авария.Раз...

ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Использование современных технологий для развития познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Использование современных технологий для развития познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошк...

Педагогический познавательно-исследовательский проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста Тема: «Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментально-исследовательской деятельности»

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...