Главные вкладки

    Познавательно-исследовательский, творческий проект для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Чудо – огород у Матроскина растёт
    проект (средняя группа) по теме

    Хаирланамова Флюза Зифиловна

    Развитие интереса к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ogoroddokument_microsoft_office_word_2.docx208.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад № 79 « Садко»

    Познавательно-исследовательский,

    творческий  проект

    для детей среднего дошкольного возраста на тему:

    «Чудо – огород  у Матроскина растёт»

    Автор: Хаирланамова Флюза Зифиловна, воспитатель

    Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

    детского сада   № 79 « Садко»

    Загадки про огород и овощи с ответами

    г. Сургут 2017г

    Информационная карта

    Наименование проекта:

    «Чудо огород – у Матроскина  растет»

    Цель проекта:

    Развитие интереса к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений.

    Задачи проекта:

    • формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;
    • расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений;
    • привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений;
    • развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность;
      активизировать речь и обогащать словарь детей;
    • развивать эмоциональную отзывчивость;
    • формировать партнерские взаимоотношения  с детьми и родителями.
    • воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям

    Сроки реализации проекта: 

     Краткосрочный : март-май 2017г.

    Этапы реализации проекта:

    • I  этап – подготовительный
    • II этап –основной
    • III этап – итоговый (обобщающий)

    Краткое описание проекта:

    Порядок управления реализацией проекта:

    Управление реализацией проекта осуществляется педагогом дошкольного учреждения  в процессе воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

    Исполнители проекта: 

    Воспитанники, педагог и родители.

    Форма проведения:

    Дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и в повседневной жизни с учетом принципов частичной интеграции).

    Место проведения:

    г. Сургут, МБДОУ детский сад №79

    Разработчик проекта:

    Хаирланамова Флюза Зифиловна, воспитатель высшей квалификационной категории г. Сургута.

    Порядок мониторинга хода и результатов реализации проекта: 

    Отчёт на педагогическом  фестивале проектов

    Ожидаемые результаты:

    Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира и бережно относиться к нему. У детей появятся знания об особенностях роста и развития растений (зависимость от света, тепла, полива). С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить разнообразие посевного материала. Формирование у детей уважительного отношения к труду. Создание в группе огорода на подоконнике, дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.  Активное участие родителей в реализации проекта.

    Актуальность проекта       

    Девиз проекта: «Надо не выдумывать, не измышлять, а искать и познавать, что творит и приносит природа»

    Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления,  создала условия для поисково-исследовательской деятельности детей.

    Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. А изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям, ухаживать за обитателями уголка природы.

    Но в осенне-зимний период у детей угасает интерес к развитию растений, так как нет наглядности, а у детей наглядно-образное мышление. Для решения этой проблемы был создан “огород на окне”, который позволяет вести наблюдения за ростом и развитием растений, проводить экспериментальную работу по выявлению факторов, влияющих на рост и развитие растений и получение устойчивых трудовых умений и навыков по уходу за культурами огорода. Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое. Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Огород на окне».

    Новизна проекта:

    Новизна проекта заключается в изменении мотивационных установок: от игнорирования педагогического опыта и интересов родителей – к солидарности и партнерству; от закрытости – к совместной деятельности в постановке цели и задач. Взаимодействия с родителями (законными представителями) 

    Участники  проекта: дети, педагог, родители

     Работая над проектом, дети узнают о роли и значений овощей  в жизни людей, какие витамины и минеральные вещества содержатся в овощах, познакомятся о значении света тепла воды для роста растений,  историей возникновения лука.

    Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой дети с воспитателем проводят исследовательский эксперимент, выводы представляют их в виде рисунков в дневниках наблюдений.

    Продолжительность проекта: средней продолжительности (март-май)

    Тип проекта: смешанный 

    Предполагаемые результаты: Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира и бережно относиться к нему. У детей появятся знания об особенностях роста и развития растений (зависимость от света, тепла, полива). С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить разнообразие посевного материала. Формирование у детей уважительного отношения к труду. Создание в группе огорода на подоконнике, дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике и пересадка растений в свой участок, последующим уходом за ними.  Активное участие родителей в реализации проекта.

    Принципы организации  деятельности:

    - Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
    -
    Принцип интеграции – содержание речевых  игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
    -
    Принцип координации деятельности педагога – деятельность специалистов согласованна с образовательной деятельностью музыкального руководителя.
    -
    Принцип возрастной адресности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.
    -
     Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.

    -Принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;

     -Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;

     -Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.

     Содержание реализации проекта:

    Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:

    -Создание огорода на окне;

     -Организация образовательного   пространства в группе;

    -Обучение воспитанников навыкам трудовой  деятельности;

    -Формированию у воспитанников и их родителей устойчивого интереса  к созданию мини-огорода в домашних условиях;

     Методические продукты:

    -Создан проект «Чудо огород – у Матроскина  растет», ориентированный на воспитанников среднего  дошкольного возраста и их семьи;

    -Разработан перспективный план работы с детьми по проекту в образовательной деятельности и режимных моментах;

    -Оформлены методические рекомендации: консультация для родителей «Активизация познавательной активности детей»;

    -Организован домашний мини-огород;

    -Пересадка выращенных растений на участок группы и детского сада;

    Материально - техническое:   огород, магнитофон,   ИКТ, центр экспериментирования ,  DVD, кассеты, наглядные иллюстративные материалы

     Информационно-практические продукты:

    -Папка-передвижка «Витамины для здоровья»;

    -Создана презентация «Фрукты и овощи»

     Продукты проектной деятельности:

    -Выставка детских рисунков «Лук »; «Овощи и фрукы»

    - Фото - выставка огорода на окне.

    - Альбом «Наш огород” (пословицы, поговорки, загадки об овощах и фруктах);

    - Домашний мини-огород на окне;

     Продукт детской деятельности:

    -        Альбом “Овощи и фрукты” (пословицы, поговорки, загадки);

    -        Альбом “” (правила поведения)

    - Чтение произведений художественной литературы, устного народного творчества.

    - Проводить беседы по содержанию прочитанных произведений.

     - Подготовка совместных мини-огородов  детей и родителей:

    Этапы реализации проекта.

    I   этап – подготовительный (организационный)

    -Изучить и проанализировать методическую литературу по теме;

    -Составление планирования детской  деятельности в рамках проекта;

    -Подбор основного оборудования и материала к посадке и выращиванию огорода;

    IIэтап –основной

    -Проведение работы с детьми познавательно-  исследовательской    деятельности по выращиванию огорода на окне.

    -Подведение родителей к выводу о том, что  наблюдение за ростом и изменениями имеет огромное значение  для  всестороннего развития детей;

    III этап – итоговый (обобщающий)

    -Провести анализ полученных результатов. Определить эффективность проведённой работы;

     -Обобщение и презентация результатов проекта   на фестивале педагогических проектов;

     -Пересадка растений на участок группы и детского сада;

    Взаимодействие с семьей:

    - Помощь родителей в поисках нужной информации.

    -  Совместное сочинение рассказов об овощах.     

    -  Оформление альбомов – продукта деятельности детей.

     1. Предложить родителям приобрести для проведения проекта – землю, семена  для посадки.

    2. Домашнее задание – подобрать пословицы, поговорки и загадки об овощах, записать их в дневники наблюдения, просмотр и обсуждение мультфильма «Чиполлино», расширить представление у детей о применении  зелени и овощей  в пищу

    3.Рекомендация "Посильный труд дошкольников на огороде и цветнике»

    4.Консультации: "Доступные виды работ в цветнике, ягоднике, огороде для детей дошкольного возраста";

    5.Домашние развивалочки "Умники и умницы знают все про овощи"

    6.Выставка детского рисунка "Огородничество пробуждает творчество»

    7. Предложить родителям создать  мини-огород в домашних условиях;

    8. Альбом “” (правила поведения)

    Механизм реализации проекта:

     Совместная деятельность взрослых и детей:
    – рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы;
    – различные виды изобразительной деятельности;
    – работа с календарем огородника, дневником наблюдения;
    – работа с моделями;
    – просмотр фильмов о растениях;
    – сбор коллекций семян;
    – рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах, травах;
    – труд на огороде;

    Самостоятельная деятельность детей:

    Цель: узнать, что нужно растениям для роста и развития.

    -Рассказ воспитателя на тему «Витамины и здоровье»

    -Опыты. Исследования;

    -Роль воды в жизни растений;

    -Свет в жизни растений;

    -Роль тепла в жизни растений;

    -Семена;

    -Труд на огороде;

    Дидактические игры: «Что, где растет?»; «Найди, что назову», «Найди, о чем расскажу», «Во саду ли во огороде», «Угадай, что съел», Чудесный мешочек», «Волшебная корзина»

    Хороводная игра "Веселый огород", п\и"Огород», «Огуречик»,

    Пальчиковая гимнастика "Хозяйка однажды с базара пришла»

    Социально-коммуникативное развитие: с\р"Овощной базар", Магазин «Овощи»;

     Художественно-эстетическое развитие: Аппликация "Заюшкин огород»,   «Цветочная клумба»;рисование и лепка лука; лепка  "Во саду ли, в огороде";  

    Физическое развитие: Пальчиковая гимнастика, физкультминутка  для укрепления здоровья;

    Речевое развитие: «Беседа с детьми познавательного характера «Как вырастить овощи?»;

    Загадки об овощах. Цель: Закрепление знаний детей об овощах, формирование умения по характерным признакам определять овощи.  Заучивание стихотворений наизусть: «Огуречик»; чтение художественной литературы: Н. Носов «Огурцы», «Огородники». В. Сутеева «Мешок яблок».

    Диагностико – дидактический инструментарий

     Критерии оценивания:

    • устойчивый интерес к уходу за  растениями;
    • умение давать оценку

    Что мы знаем?

    Что мы хотим узнать?

    Как мы узнаем?

    -Овощи растут в огороде

    -Огород надо поливать 

    -Овощи полезны для здоровья

    -Надо ухаживать за огородом 

    -Как ухаживать за растениями?

    -Растут ли овощи ночью 

    -Как они пьют воду 

    -Как посадить зёрнышки 

    -Спросим у мамы 

    -Прочитаем в книжках

    -Увидим по телевизору 

    -Посадим лук и огород

     

    • знать строение растений и их многообразие, способы ухода за растениями, получение семян из растений;
    • уметь делать причинно-следственные умозаключения, отображать в рисунках результаты наблюдений,
    • осваивать трудовые навыки по уходу за культурами;
    • появление стойкого интереса к развитию растений, бережного отношения к растениям.

    Уровни оценивания:

     - 3 оптимальный уровень – творческая активность ребёнка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания; умеет делать причинно-следственные умозаключения;

    - 2 достаточный уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес. Но ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется  помощь взрослого,  дополнительные объяснения, показ, повтор;

    - 1 низкий уровень – не проявляет интерес, не активен, равнодушен, спокойно. Не способен к самостоятельности.

    Методы исследования: диагностика, наблюдение, моделирование.

    1. Диагностический.

    • Входящая диагностика.
    • Выявление проблемы

    2. Подготовительный.

    • Деятельность педагога:
      – определение цели;
      – определение задач;
      – описание конечного результата;
      – изучение дополнительной литературы;
      – изготовление модели трудового процесса;
      – изготовление схем и методических таблиц;
      – подбор оборудования для проведения опытов;
      – разработка планируемой деятельности;
      – обрисовка общей сюжетной канвы.
    • Деятельность детей:
      – вхождение в проблему;
      – принятие задач;
      – вживание в ситуацию;
      – объединение детей в рабочие группы.

    3. Практический.

    Деятельность педагога:
    – направление и контроль за осуществлением проекта;
    – проведение серий опытов на выявление потребностей растений во влаге, тепле и свете;
    – проведение игр экологического содержания;
    – словесное обсуждение и проигрывание ситуаций;
    – наблюдение в мини-огороде и огороде.

    Деятельность детей: 
    – формирование специальных знаний, умений, навыков для достижения цели;
    – уход и посадка растений;
    – экспериментирование;
    – разные виды игр;
    – стимулирование педагогом самостоятельной деятельности;
    – создание проблемных ситуаций;
    – задания для самостоятельных наблюдений;
    Совместная деятельность взрослых и детей:
    – рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы;
    – различные виды изобразительной деятельности
    – работа с календарем огородника, дневником наблюдения;
    – работа с моделями;
    – просмотр фильмов о растениях;
    – сбор коллекций семян;
    – рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах, травах;
    – труд на огороде.

    4. Итоговый.

    Сравнение прогнозируемого с полученным.

    Презентация проекта.

    5. Распространение.

    Ознакомление педагогов ДОУ с удачно выполненной работой.

    Оформление альбомов, буклетов, фотовыставок для родителей.

    Формы и методы реализации проекта:

    • Игры экологического содержания;
    • словесные обсуждения и проигрывание ситуаций;
    • трудовой отряд маленьких огородников;
    • огородная библиотека; лаборатория юного огородника,
    • наблюдения; опыты;
    • выставка детских рисунков.

    Диагностика

    п/п

    ФИО

    Знает строение растений и их многообразие

    Освоение трудовых навыков по уходу за культурами

     Делает причинно-следственные умозаключения, отображает в рисунках

    Умеет давать оценку

    Интерес к развитию растений, бережного отношения к растениям

    итого

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    1

       Ахмед

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    2

    3

    1

    2

    2

     Слава

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    2

    2

    1

    2

    3

    Артем

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    2

    2

    1

    2

    4

     Надежда

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    5

    Таисия

    2

    3

    2

    3

    1

    2

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    6

    Кирилл

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    2

    3

    1

    2

    7

    Елена

    2

    3

    2

    3

    1

    2

    2

    2

    2

    3

    2

    2

    8

    Сергей

    2

    3

    1

    3

    1

    2

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    9

    Валя

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    2

    2

    1

    2

    10

    Кристина

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    11

     Богдан

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    2

    2

    1

    2

    12

     Данис

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    2

    3

    1

    2

    13

     Игорь

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    2

    2

    1

    2

    14

     Матвей

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    15

    Эвелина

    2

    3

    2

    3

    2

    2

    2

    2

    2

    3

    2

    3

    16

    Антон

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    17

    Кира

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    18

     Валерия

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    19

     Ваня

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    2

    2

    2

    3

    1

    2

    20

     Диана

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    2

    21

    Даниил

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    22

     Руслан

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    2

    3

    2

    3

    2

    2

    23

    Алиса

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    24

     Вика

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    25

     Ирма

    2

    2

    2

    2

    1

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    с/б

    %

    1.6-

    53%

    2.5-

    85%

    1.5-

    52%

    2.6-

    86%

    1.4-

    48%

    2.3-

    77%

    1.6-

    53%

    2.7-

    90%

    2-66%

    2.9-

    96%

    1.6-

    53%

    2.5-

    85%

    развития интереса к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений

    По итогам диагностики  выявили: развития интереса к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений вырос  на 50%

    Вывод: Дети научились ухаживать за растениями и познакомились с условиями их содержания, научились подмечать красоту растительного мира и бережно относятся к нему. У детей появились знания об особенностях роста и развития растений (зависимость от света, тепла, полива). С помощью исследовательской работы дети  выявили разнообразие посевного материала, сформировалось у детей уважительное отношения к труду. Создали в группе огород на подоконнике, создали дневник наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике и пересадили растения в свой участок и  ухаживали  за ними.  Родители активно участвовали в реализации проекта.

    Литература:

    Аджи    А.В.    Конспекты    интегрированных    занятий    в    средней    группе

    детского сада. – Воронеж, 2005г.

    Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4 – 7 лет. – М., 2005г.

    Алешина     Н.В.     Ознакомление     дошкольников     с     окружающим     и     социальной

    действительности. -Москва, 2002г.

    Бондаренко Т.М. Комплексные занятии в средней группе детского сада. -

    Воронеж, 2009г.

     «Занятия аппликацией в детском саду» З. А. Богатеева. М., «Просвещение»

    «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л. В. Куцакова. М.,

    «Просвещение»

    Совместное    творчество    ребенка    и    взрослого.    //    дошкольная педагогика – 5/2008, 10 стр.

    Смирнова    О.    Приобщение    к    книге:    опыт    реализации    проектной    модели.    // Дошкольное воспитание – 8/2007, 51стр.

    Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. –Ярославль: Академия развития. 1996, 240с.

    Урунтаева    Г.А.,    Афонькина    Ю.А.    практикум    по    детской    психологии.     –    М.: Просвещение: Владос, 1995.-291с.

    Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия. 1997, 332с.

    Ушакова О.С. Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. –М., 2004г. «Чудесные поделки из бумаги» З. А. Богатеева. М., «Просвещение», 1992 г Фадеева Ю.А.,Жилина И.И. Образ 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста на тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста.

    Консультация для родителей детей среднего дошкольного возрастана тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитаниядетей среднего дошкольного возраста  поможет софрмировать пре...

    Проект для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Во саду ли в огороде».

    Проект для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Во саду ли в огороде».Задачи:  образовательные: Формировать представления об овощах и фруктах.  Формировать операции сравнения и...

    Открытое занятие сюжетно-игрового НОД по физкультуре, для детей старшего дошкольного возраста по теме «Чудо – листок».

    Цель: Используя нестандартное оборудование повысить у детей интерес к физкультурным занятиям и физической культуре в целом, сформировать потребность к самостоятельным занятиям....

    Конспект сюжетно-игрового НОД по физкультуре, для детей старшего дошкольного возраста по теме «Чудо – листок».

    Используя нестандартное оборудование повысить у детей интерес к физкультурным занятиям и физической культуре в целом, сформировать потребность к самостоятельным занятиям....

    Конспект сюжетно-игрового НОД по физкультуре, для детей старшего дошкольного возраста по теме «Чудо – листок».

    Цель: Используя нестандартное оборудование повысить у детей интерес к физкультурным занятиям и физической культуре в целом, сформировать потребность к самостоятельным занятиям. Задачи: Совершенствов...

    Информационно-творческий проект для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Огород на окне»

    Информационно-творческий проект для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Огород на окне»...

    Образовательная деятельность для детей среднего дошкольного возраста, по теме «Во саду ли. В Огороде»

    Задачи:·        закрепление в речи оборота «у меня»;·        работа над пониманием понятий «большо...