Познавательно-исследовательский, творческий проект для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Чудо – огород у Матроскина растёт
проект (средняя группа) по теме

Хаирланамова Флюза Зифиловна

Развитие интереса к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogoroddokument_microsoft_office_word_2.docx208.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 79 « Садко»

Познавательно-исследовательский,

творческий  проект

для детей среднего дошкольного возраста на тему:

«Чудо – огород  у Матроскина растёт»

Автор: Хаирланамова Флюза Зифиловна, воспитатель

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

детского сада   № 79 « Садко»

Загадки про огород и овощи с ответами

г. Сургут 2017г

Информационная карта

Наименование проекта:

«Чудо огород – у Матроскина  растет»

Цель проекта:

Развитие интереса к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений.

Задачи проекта:

  • формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;
  • расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений;
  • привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений;
  • развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность;
    активизировать речь и обогащать словарь детей;
  • развивать эмоциональную отзывчивость;
  • формировать партнерские взаимоотношения  с детьми и родителями.
  • воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям

Сроки реализации проекта: 

 Краткосрочный : март-май 2017г.

Этапы реализации проекта:

  • I  этап – подготовительный
  • II этап –основной
  • III этап – итоговый (обобщающий)

Краткое описание проекта:

Порядок управления реализацией проекта:

Управление реализацией проекта осуществляется педагогом дошкольного учреждения  в процессе воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Исполнители проекта: 

Воспитанники, педагог и родители.

Форма проведения:

Дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и в повседневной жизни с учетом принципов частичной интеграции).

Место проведения:

г. Сургут, МБДОУ детский сад №79

Разработчик проекта:

Хаирланамова Флюза Зифиловна, воспитатель высшей квалификационной категории г. Сургута.

Порядок мониторинга хода и результатов реализации проекта: 

Отчёт на педагогическом  фестивале проектов

Ожидаемые результаты:

Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира и бережно относиться к нему. У детей появятся знания об особенностях роста и развития растений (зависимость от света, тепла, полива). С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить разнообразие посевного материала. Формирование у детей уважительного отношения к труду. Создание в группе огорода на подоконнике, дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.  Активное участие родителей в реализации проекта.

Актуальность проекта       

Девиз проекта: «Надо не выдумывать, не измышлять, а искать и познавать, что творит и приносит природа»

Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления,  создала условия для поисково-исследовательской деятельности детей.

Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. А изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям, ухаживать за обитателями уголка природы.

Но в осенне-зимний период у детей угасает интерес к развитию растений, так как нет наглядности, а у детей наглядно-образное мышление. Для решения этой проблемы был создан “огород на окне”, который позволяет вести наблюдения за ростом и развитием растений, проводить экспериментальную работу по выявлению факторов, влияющих на рост и развитие растений и получение устойчивых трудовых умений и навыков по уходу за культурами огорода. Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое. Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Огород на окне».

Новизна проекта:

Новизна проекта заключается в изменении мотивационных установок: от игнорирования педагогического опыта и интересов родителей – к солидарности и партнерству; от закрытости – к совместной деятельности в постановке цели и задач. Взаимодействия с родителями (законными представителями) 

Участники  проекта: дети, педагог, родители

 Работая над проектом, дети узнают о роли и значений овощей  в жизни людей, какие витамины и минеральные вещества содержатся в овощах, познакомятся о значении света тепла воды для роста растений,  историей возникновения лука.

Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой дети с воспитателем проводят исследовательский эксперимент, выводы представляют их в виде рисунков в дневниках наблюдений.

Продолжительность проекта: средней продолжительности (март-май)

Тип проекта: смешанный 

Предполагаемые результаты: Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира и бережно относиться к нему. У детей появятся знания об особенностях роста и развития растений (зависимость от света, тепла, полива). С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить разнообразие посевного материала. Формирование у детей уважительного отношения к труду. Создание в группе огорода на подоконнике, дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике и пересадка растений в свой участок, последующим уходом за ними.  Активное участие родителей в реализации проекта.

Принципы организации  деятельности:

- Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
-
Принцип интеграции – содержание речевых  игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
-
Принцип координации деятельности педагога – деятельность специалистов согласованна с образовательной деятельностью музыкального руководителя.
-
Принцип возрастной адресности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.
-
 Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.

-Принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;

 -Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;

 -Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.

 Содержание реализации проекта:

Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:

-Создание огорода на окне;

 -Организация образовательного   пространства в группе;

-Обучение воспитанников навыкам трудовой  деятельности;

-Формированию у воспитанников и их родителей устойчивого интереса  к созданию мини-огорода в домашних условиях;

 Методические продукты:

-Создан проект «Чудо огород – у Матроскина  растет», ориентированный на воспитанников среднего  дошкольного возраста и их семьи;

-Разработан перспективный план работы с детьми по проекту в образовательной деятельности и режимных моментах;

-Оформлены методические рекомендации: консультация для родителей «Активизация познавательной активности детей»;

-Организован домашний мини-огород;

-Пересадка выращенных растений на участок группы и детского сада;

Материально - техническое:   огород, магнитофон,   ИКТ, центр экспериментирования ,  DVD, кассеты, наглядные иллюстративные материалы

 Информационно-практические продукты:

-Папка-передвижка «Витамины для здоровья»;

-Создана презентация «Фрукты и овощи»

 Продукты проектной деятельности:

-Выставка детских рисунков «Лук »; «Овощи и фрукы»

- Фото - выставка огорода на окне.

- Альбом «Наш огород” (пословицы, поговорки, загадки об овощах и фруктах);

- Домашний мини-огород на окне;

 Продукт детской деятельности:

-        Альбом “Овощи и фрукты” (пословицы, поговорки, загадки);

-        Альбом “” (правила поведения)

- Чтение произведений художественной литературы, устного народного творчества.

- Проводить беседы по содержанию прочитанных произведений.

 - Подготовка совместных мини-огородов  детей и родителей:

Этапы реализации проекта.

I   этап – подготовительный (организационный)

-Изучить и проанализировать методическую литературу по теме;

-Составление планирования детской  деятельности в рамках проекта;

-Подбор основного оборудования и материала к посадке и выращиванию огорода;

IIэтап –основной

-Проведение работы с детьми познавательно-  исследовательской    деятельности по выращиванию огорода на окне.

-Подведение родителей к выводу о том, что  наблюдение за ростом и изменениями имеет огромное значение  для  всестороннего развития детей;

III этап – итоговый (обобщающий)

-Провести анализ полученных результатов. Определить эффективность проведённой работы;

 -Обобщение и презентация результатов проекта   на фестивале педагогических проектов;

 -Пересадка растений на участок группы и детского сада;

Взаимодействие с семьей:

- Помощь родителей в поисках нужной информации.

-  Совместное сочинение рассказов об овощах.     

-  Оформление альбомов – продукта деятельности детей.

 1. Предложить родителям приобрести для проведения проекта – землю, семена  для посадки.

2. Домашнее задание – подобрать пословицы, поговорки и загадки об овощах, записать их в дневники наблюдения, просмотр и обсуждение мультфильма «Чиполлино», расширить представление у детей о применении  зелени и овощей  в пищу

3.Рекомендация "Посильный труд дошкольников на огороде и цветнике»

4.Консультации: "Доступные виды работ в цветнике, ягоднике, огороде для детей дошкольного возраста";

5.Домашние развивалочки "Умники и умницы знают все про овощи"

6.Выставка детского рисунка "Огородничество пробуждает творчество»

7. Предложить родителям создать  мини-огород в домашних условиях;

8. Альбом “” (правила поведения)

Механизм реализации проекта:

 Совместная деятельность взрослых и детей:
– рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы;
– различные виды изобразительной деятельности;
– работа с календарем огородника, дневником наблюдения;
– работа с моделями;
– просмотр фильмов о растениях;
– сбор коллекций семян;
– рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах, травах;
– труд на огороде;

Самостоятельная деятельность детей:

Цель: узнать, что нужно растениям для роста и развития.

-Рассказ воспитателя на тему «Витамины и здоровье»

-Опыты. Исследования;

-Роль воды в жизни растений;

-Свет в жизни растений;

-Роль тепла в жизни растений;

-Семена;

-Труд на огороде;

Дидактические игры: «Что, где растет?»; «Найди, что назову», «Найди, о чем расскажу», «Во саду ли во огороде», «Угадай, что съел», Чудесный мешочек», «Волшебная корзина»

Хороводная игра "Веселый огород", п\и"Огород», «Огуречик»,

Пальчиковая гимнастика "Хозяйка однажды с базара пришла»

Социально-коммуникативное развитие: с\р"Овощной базар", Магазин «Овощи»;

 Художественно-эстетическое развитие: Аппликация "Заюшкин огород»,   «Цветочная клумба»;рисование и лепка лука; лепка  "Во саду ли, в огороде";  

Физическое развитие: Пальчиковая гимнастика, физкультминутка  для укрепления здоровья;

Речевое развитие: «Беседа с детьми познавательного характера «Как вырастить овощи?»;

Загадки об овощах. Цель: Закрепление знаний детей об овощах, формирование умения по характерным признакам определять овощи.  Заучивание стихотворений наизусть: «Огуречик»; чтение художественной литературы: Н. Носов «Огурцы», «Огородники». В. Сутеева «Мешок яблок».

Диагностико – дидактический инструментарий

 Критерии оценивания:

  • устойчивый интерес к уходу за  растениями;
  • умение давать оценку

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Как мы узнаем?

-Овощи растут в огороде

-Огород надо поливать 

-Овощи полезны для здоровья

-Надо ухаживать за огородом 

-Как ухаживать за растениями?

-Растут ли овощи ночью 

-Как они пьют воду 

-Как посадить зёрнышки 

-Спросим у мамы 

-Прочитаем в книжках

-Увидим по телевизору 

-Посадим лук и огород

 

  • знать строение растений и их многообразие, способы ухода за растениями, получение семян из растений;
  • уметь делать причинно-следственные умозаключения, отображать в рисунках результаты наблюдений,
  • осваивать трудовые навыки по уходу за культурами;
  • появление стойкого интереса к развитию растений, бережного отношения к растениям.

Уровни оценивания:

 - 3 оптимальный уровень – творческая активность ребёнка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания; умеет делать причинно-следственные умозаключения;

- 2 достаточный уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес. Но ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется  помощь взрослого,  дополнительные объяснения, показ, повтор;

- 1 низкий уровень – не проявляет интерес, не активен, равнодушен, спокойно. Не способен к самостоятельности.

Методы исследования: диагностика, наблюдение, моделирование.

1. Диагностический.

  • Входящая диагностика.
  • Выявление проблемы

2. Подготовительный.

  • Деятельность педагога:
    – определение цели;
    – определение задач;
    – описание конечного результата;
    – изучение дополнительной литературы;
    – изготовление модели трудового процесса;
    – изготовление схем и методических таблиц;
    – подбор оборудования для проведения опытов;
    – разработка планируемой деятельности;
    – обрисовка общей сюжетной канвы.
  • Деятельность детей:
    – вхождение в проблему;
    – принятие задач;
    – вживание в ситуацию;
    – объединение детей в рабочие группы.

3. Практический.

Деятельность педагога:
– направление и контроль за осуществлением проекта;
– проведение серий опытов на выявление потребностей растений во влаге, тепле и свете;
– проведение игр экологического содержания;
– словесное обсуждение и проигрывание ситуаций;
– наблюдение в мини-огороде и огороде.

Деятельность детей: 
– формирование специальных знаний, умений, навыков для достижения цели;
– уход и посадка растений;
– экспериментирование;
– разные виды игр;
– стимулирование педагогом самостоятельной деятельности;
– создание проблемных ситуаций;
– задания для самостоятельных наблюдений;
Совместная деятельность взрослых и детей:
– рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы;
– различные виды изобразительной деятельности
– работа с календарем огородника, дневником наблюдения;
– работа с моделями;
– просмотр фильмов о растениях;
– сбор коллекций семян;
– рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах, травах;
– труд на огороде.

4. Итоговый.

Сравнение прогнозируемого с полученным.

Презентация проекта.

5. Распространение.

Ознакомление педагогов ДОУ с удачно выполненной работой.

Оформление альбомов, буклетов, фотовыставок для родителей.

Формы и методы реализации проекта:

  • Игры экологического содержания;
  • словесные обсуждения и проигрывание ситуаций;
  • трудовой отряд маленьких огородников;
  • огородная библиотека; лаборатория юного огородника,
  • наблюдения; опыты;
  • выставка детских рисунков.

Диагностика

п/п

ФИО

Знает строение растений и их многообразие

Освоение трудовых навыков по уходу за культурами

 Делает причинно-следственные умозаключения, отображает в рисунках

Умеет давать оценку

Интерес к развитию растений, бережного отношения к растениям

итого

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

   Ахмед

1

2

1

2

1

2

1

2

2

3

1

2

2

 Слава

1

2

1

2

1

2

1

2

2

2

1

2

3

Артем

1

2

1

2

1

2

1

2

2

2

1

2

4

 Надежда

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

5

Таисия

2

3

2

3

1

2

2

3

2

3

2

3

6

Кирилл

1

2

1

2

1

2

1

2

2

3

1

2

7

Елена

2

3

2

3

1

2

2

2

2

3

2

2

8

Сергей

2

3

1

3

1

2

2

3

2

3

2

3

9

Валя

1

2

1

2

1

2

1

2

2

2

1

2

10

Кристина

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

11

 Богдан

1

2

1

2

1

2

1

2

2

2

1

2

12

 Данис

1

2

1

2

1

2

1

2

2

3

1

2

13

 Игорь

1

2

1

2

1

2

1

2

2

2

1

2

14

 Матвей

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

15

Эвелина

2

3

2

3

2

2

2

2

2

3

2

3

16

Антон

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

17

Кира

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

18

 Валерия

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

19

 Ваня

1

2

1

2

1

2

2

2

2

3

1

2

20

 Диана

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

2

21

Даниил

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

22

 Руслан

1

2

1

2

1

2

2

3

2

3

2

2

23

Алиса

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

24

 Вика

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

25

 Ирма

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

2

2

с/б

%

1.6-

53%

2.5-

85%

1.5-

52%

2.6-

86%

1.4-

48%

2.3-

77%

1.6-

53%

2.7-

90%

2-66%

2.9-

96%

1.6-

53%

2.5-

85%

развития интереса к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений

По итогам диагностики  выявили: развития интереса к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений вырос  на 50%

Вывод: Дети научились ухаживать за растениями и познакомились с условиями их содержания, научились подмечать красоту растительного мира и бережно относятся к нему. У детей появились знания об особенностях роста и развития растений (зависимость от света, тепла, полива). С помощью исследовательской работы дети  выявили разнообразие посевного материала, сформировалось у детей уважительное отношения к труду. Создали в группе огород на подоконнике, создали дневник наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике и пересадили растения в свой участок и  ухаживали  за ними.  Родители активно участвовали в реализации проекта.

Литература:

Аджи    А.В.    Конспекты    интегрированных    занятий    в    средней    группе

детского сада. – Воронеж, 2005г.

Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4 – 7 лет. – М., 2005г.

Алешина     Н.В.     Ознакомление     дошкольников     с     окружающим     и     социальной

действительности. -Москва, 2002г.

Бондаренко Т.М. Комплексные занятии в средней группе детского сада. -

Воронеж, 2009г.

 «Занятия аппликацией в детском саду» З. А. Богатеева. М., «Просвещение»

«Конструирование и ручной труд в детском саду» Л. В. Куцакова. М.,

«Просвещение»

Совместное    творчество    ребенка    и    взрослого.    //    дошкольная педагогика – 5/2008, 10 стр.

Смирнова    О.    Приобщение    к    книге:    опыт    реализации    проектной    модели.    // Дошкольное воспитание – 8/2007, 51стр.

Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. –Ярославль: Академия развития. 1996, 240с.

Урунтаева    Г.А.,    Афонькина    Ю.А.    практикум    по    детской    психологии.     –    М.: Просвещение: Владос, 1995.-291с.

Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия. 1997, 332с.

Ушакова О.С. Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. –М., 2004г. «Чудесные поделки из бумаги» З. А. Богатеева. М., «Просвещение», 1992 г Фадеева Ю.А.,Жилина И.И. Образ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста на тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста.

Консультация для родителей детей среднего дошкольного возрастана тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитаниядетей среднего дошкольного возраста  поможет софрмировать пре...

Проект для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Во саду ли в огороде».

Проект для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Во саду ли в огороде».Задачи:  образовательные: Формировать представления об овощах и фруктах.  Формировать операции сравнения и...

Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста на тему: «Значение аппликации в среднем дошкольном возрасте».

Данный материал даёт расширенное представление о аппликации ,в среднем дошкольном возрасте...

Открытое занятие сюжетно-игрового НОД по физкультуре, для детей старшего дошкольного возраста по теме «Чудо – листок».

Цель: Используя нестандартное оборудование повысить у детей интерес к физкультурным занятиям и физической культуре в целом, сформировать потребность к самостоятельным занятиям....

Конспект сюжетно-игрового НОД по физкультуре, для детей старшего дошкольного возраста по теме «Чудо – листок».

Используя нестандартное оборудование повысить у детей интерес к физкультурным занятиям и физической культуре в целом, сформировать потребность к самостоятельным занятиям....

Информационно-творческий проект для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Огород на окне»

Информационно-творческий проект для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Огород на окне»...

Образовательная деятельность для детей среднего дошкольного возраста, по теме «Во саду ли. В Огороде»

Задачи:·        закрепление в речи оборота «у меня»;·        работа над пониманием понятий «большо...