Главные вкладки

    Роль родителей в развитии познавательного интереса и познавательно - исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности
    методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Данилова Елена Юрьевна

    Детско - родительский проект  по опытно - эксприментальной деятельности. Тема: "Школа Профессора Знай Знайкина"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема:  «Роль  родителей в развитии познавательного интереса и познавательно - исследовательских способностей у  детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности».

         Детские годы самые важные, и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.  

         Для меня главными задачами взаимодействия с родителями являются:

         - во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и

           объединить усилия для развития и воспитания детей;

         - во-вторых, создать атмосферу общности интересов;

         - в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей;

         - в-четвертых, сформировать у родителей ответственное отношение за природу родного края через воспитание ребенка.

        Стоит отметить по природе своей дети  дошкольного возраста – пытливые исследователи окружающего мира. Очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Очень важно, чтобы опыт или эксперимент был интересен всем участникам.

         За прошедший год моей работы с воспитанниками я отметила, что большинство родителей не осознают важности совместного со своими детьми наблюдения за окружающим миром, изменениями, происходящими в природе, животном мире. В связи с этим и возникла необходимость вовлекать родителей в совместную с детьми экспериментальную работу.

         Для начала я решила провести опрос родителей на тему: «Детское экспериментирование в семье». Опрос выявил, что многие родители считают, что проще ответить на детский вопрос, или просто отмахнуться, нежели заниматься наблюдением или экспериментом. Но такой подход к воспитанию не принесет пользы ребенку, и я, как опытный педагог, посчитала необходимым донести до родителей то, что преодолевая трудности, возникающие по ходу проведения эксперимента, наблюдения, дети развивают волю, терпение, и способность отстаивать своё собственное мнение.

         Для заинтересованности родителей и вовлеченности их в воспитательно-образовательный процесс по данной теме я использую различные формы: нетрадиционные родительские собрания, информационные стенды и газеты, консультации на темы: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников», беседы с показом видеозаписей деятельности детей в процессе проведения экспериментов.  Большой популярностью пользуется так называемый раздаточный материал: памятки, буклеты: «Игры и эксперименты с детьми дома», «Экспериментирование с водой», «Выращивание кристаллов». Это эффективный способ донести информацию для родителей. Перед родительскими собраниями вместе с детьми готовим персональные приглашения, редко кто отказывается прийти, получив его из рук своего ребенка.  

         Также я планирую НОД по познавательному развитию с участием родителей, провожу с родителями мастер-классы по поисково-познавательной деятельности. Создала педагогическую библиотеку из методических пособий по познавательному развитию и экспериментированию.

         Но, на мой взгляд, традиционные формы и методы работы с родителями недостаточно эффективны, не позволяют родителям занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ. Считаю, что в настоящее время работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме и главная тенденция – использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия.

         За время своей работы для меня наиболее эффективным методом оказался метод проектов. Дидактический смысл проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении я вижу в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует у дошкольников навыки исследовательской деятельности, развивает их познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Проектная деятельность предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребёнка важно, чтобы мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекаю родителей к помощи.

         Так мною был разработан ряд совместно детско-родительских проектов по интересующим детей темам под рубрикой: «Школа профессора Знай Знайкина».

         Проекты состоят из нескольких этапов.

         Первый этап – подготовительный. На этом этапе мы определяем, что мы намериваемся изучить в ходе проекта или другими словами определяем тему проекта, а темы для проектов подсказывают сами дети. То есть, возник вопрос – значит создается проблема, которую мы решаем в форме проектной деятельности. Далее мы ставим цель, определяем перечень задач для решения нашей проблемы.

         На втором этапе планируем, как мы будем реализовывать проект. Мы с воспитанниками и их родителями обсуждаем все возникшие идеи, выбираем наиболее перспективные, намечаем возможные варианты решения проектного задания. Затем составляем алгоритм действий для достижения конечной цели. Определяем методы и средства для выполнения проектной работы.

        Третий этап – разработка содержания всего процесса на основе тематики проекта.

        На четвертом этапе  я провожу аналитический опрос родителей по данной теме, затем мы совместно с родителями собираем и изучаем методическую и научную литературу, создаем предметно – развивающую среду. Здесь хотелось бы отметить, что именно родители принимают активное участие в создании соответствующей предметно-развивающей среде (собирают предметы для мини-музея, иллюстрации для альбомов и папок, участвуют в изготовление макетов), помогают в оформлении разнообразных коллекций, направляют детей на выполнение заданий. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию.  

        Заключительный этап – определение направлений и организация поисковой и практической деятельности. На этом этапе мы приступаем к коллективной реализации проекта, т.е. отвечаем на поставленный вопрос. По окончании проекта проводим итоговое мероприятие, например, КВН «Хочу все знать», Фотоальбом «Страничка юного исследователя».

         Деятельность взрослых: и педагогов, и родителей, в интересах дошкольника будет успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, чему в немалой степени способствует проектный метод.

         Применяя в своей практике метод проекта, мне удалось выстроить определенную систему работы с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» превратились в активных участников встреч и помощников воспитателя. Мне удалось создать атмосферу взаимоуважения. Позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

         Подводя итог, хочется отметить, что от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего – дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое – они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться. И ничто так не сближает родителей, педагогов и детей, как совместные мероприятия, которые проходят интересно и разнообразно.

    Конспект

    Проекта с родителями

    по опытно-экспериментальной деятельности

    Тема: «Школа профессора Знай Знайкина»

    Паспорт проекта

    Вид проекта: познавательно-исследовательский.

    Продолжительность: долгосрочный.

    Участники проекта:  дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

    Актуальность:

       Одним из главных направлений деятельности ДОУ является разностороннее развитие личности ребенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

      Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.  

    Проблема: поиск  форм и методов работы, которые способствовали бы формированию активной родительской позиции в воспитании и обучении ребенка.

       

    Цель проекта: 

    расширение знаний родителей о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

    Задачи проекта:

    • Повысить компетентность родителей по вопросу развития экспериментальной деятельности у старших дошкольников.
    • Раскрыть значение экспериментирования для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности дошкольников.
    • Вызвать интерес родителей к созданию лаборатории в домашних условиях.
    • Расширять представления родителей о правильной организации опытно-экспериментальной деятельности с ребенком-дошкольником в домашних условиях.
    • Вызвать у родителей желание продемонстрировать полученные знания и умения в процессе проведения эксперимента.
    • Создать положительный, доверительный настрой на взаимодействие родителей с сотрудниками группы.

    Предполагаемый результат:

    • Расширение знаний родителей о значении экспериментальной деятельности в развитии у детей познавательной активности.
    • Ознакомление родителей с практическими рекомендациями по организации опытно-экспериментальной деятельности с ребенком в домашних условиях.
    • Создание родителями лаборатории в домашних условиях.
    • Применение родителями полученных знаний на практике по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дома.

    Подготовительный этап:

    Выставка методической и познавательной литературы на тему: «Познавательное развитие через экспериментирование» (Приложение №1) (фото)

    Цель: ознакомление родителей по вопросу детского экспериментирования.

    Анкетирование родителей  (Приложение№ 2)

    Цель: определение уровня организации развивающей среды в семье.

    Практический этап:

    Консультация для родителей на тему«Детское экспериментирование как способ познания окружающего мира».   (Приложение №3)  (конспект)

    Цель: повышение педагогической грамотности родителей в вопросах познавательного развития дошкольников посредством экспериментирования.

    Анкетирование родителей.  

    Цель: определение степени отношения родителей к экспериментальной деятельности ребенка в домашних условий.

    Мастер - класс для родителей на тему: «Учимся экспериментировать с профессором Знай Знайкиным»  (Приложение №5)  (фото)

    Цель: повысить педагогическое мастерство родителей по проблеме детского экспериментирования.

    • Ознакомление родителей с рекомендациями по организации и проведению опытно-экспериментальной деятельности в домашних условиях.
    • Домашнее задание: подобрать литературу с интересными опытами и экспериментами для дошкольников.

    Родительское собрание:

    • Круглый стол на тему: «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста»  (Приложение №6 ) (конспект)

    Цель: обсуждение подобранной литературы с опытами и экспериментами для дошкольников.

    • Домашнее задание: подобрать и провести дома совместно с детьми два опыта и зафиксировать их:

    1опыт. Зарисовка поэтапного выполнения опыта для создания картотеки.

    2опыт. Предоставления фотомонтажа с проведением опыта.  (Приложение№7)  (фото) 

    Заключительный этап:

    Итоговое мероприятие:  Оформление фотоальбома: «Страничка юного исследователя»

    ( Приложение №8)  (фото)

    Цель: развитие познавательной активности детей и родителей, путем создания проблемных ситуаций в условиях опытно-экспериментальной деятельности.

    Результаты проектной деятельности:

    • Повысилась компетентность родителей по вопросу развития экспериментальной деятельности у дошкольников.
    • Родители изучили значение экспериментирования для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности дошкольников.
    • Сформировано представление родителей о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.
    • Создание родителями лаборатории в домашних условиях.
    • Реализовался положительный, доверительный настрой во взаимодействии родителей с сотрудниками группы.

    Вывод: Таким образом, я пришла к выводу, что вовлечение родителей в процесс развития познавательной активности детей через экспериментальную деятельность, будет способствовать успешной подготовки детей к школе.

    Литература.

    Дыбина О.В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников). – М.: ТЦ «Сфера», 2002;

    Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2004;

    Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. // «Ребенок в детском саду», №3, 4, 5 2003;

    Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проблемные ситуации на занятиях по окружающему миру как средство развития исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста

    Актуальность темы исследования. В настоящее время в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования....

    Методическая разработка «Развитие познавательно – исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста»

    Данная методическая разработка ориентирована на педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста....

    Родительское собрание "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности"

    Расширять знания родителей о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником....

    Консультация для воспитателей на тему «Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности»

    консультация была проведена с целью расширить знания педагогов о познавательных способностях детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности...

    Консультация для родителей в детском саду ДОУ «Развитие исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста»

    Консультация для родителей в детском саду ДОУ «Развитие исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста»...