Роль родителей в развитии познавательного интереса и познавательно - исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Данилова Елена Юрьевна

Детско - родительский проект  по опытно - эксприментальной деятельности. Тема: "Школа Профессора Знай Знайкина"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  «Роль  родителей в развитии познавательного интереса и познавательно - исследовательских способностей у  детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности».

     Детские годы самые важные, и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.  

     Для меня главными задачами взаимодействия с родителями являются:

     - во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и

       объединить усилия для развития и воспитания детей;

     - во-вторых, создать атмосферу общности интересов;

     - в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей;

     - в-четвертых, сформировать у родителей ответственное отношение за природу родного края через воспитание ребенка.

    Стоит отметить по природе своей дети  дошкольного возраста – пытливые исследователи окружающего мира. Очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Очень важно, чтобы опыт или эксперимент был интересен всем участникам.

     За прошедший год моей работы с воспитанниками я отметила, что большинство родителей не осознают важности совместного со своими детьми наблюдения за окружающим миром, изменениями, происходящими в природе, животном мире. В связи с этим и возникла необходимость вовлекать родителей в совместную с детьми экспериментальную работу.

     Для начала я решила провести опрос родителей на тему: «Детское экспериментирование в семье». Опрос выявил, что многие родители считают, что проще ответить на детский вопрос, или просто отмахнуться, нежели заниматься наблюдением или экспериментом. Но такой подход к воспитанию не принесет пользы ребенку, и я, как опытный педагог, посчитала необходимым донести до родителей то, что преодолевая трудности, возникающие по ходу проведения эксперимента, наблюдения, дети развивают волю, терпение, и способность отстаивать своё собственное мнение.

     Для заинтересованности родителей и вовлеченности их в воспитательно-образовательный процесс по данной теме я использую различные формы: нетрадиционные родительские собрания, информационные стенды и газеты, консультации на темы: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников», беседы с показом видеозаписей деятельности детей в процессе проведения экспериментов.  Большой популярностью пользуется так называемый раздаточный материал: памятки, буклеты: «Игры и эксперименты с детьми дома», «Экспериментирование с водой», «Выращивание кристаллов». Это эффективный способ донести информацию для родителей. Перед родительскими собраниями вместе с детьми готовим персональные приглашения, редко кто отказывается прийти, получив его из рук своего ребенка.  

     Также я планирую НОД по познавательному развитию с участием родителей, провожу с родителями мастер-классы по поисково-познавательной деятельности. Создала педагогическую библиотеку из методических пособий по познавательному развитию и экспериментированию.

     Но, на мой взгляд, традиционные формы и методы работы с родителями недостаточно эффективны, не позволяют родителям занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ. Считаю, что в настоящее время работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме и главная тенденция – использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия.

     За время своей работы для меня наиболее эффективным методом оказался метод проектов. Дидактический смысл проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении я вижу в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует у дошкольников навыки исследовательской деятельности, развивает их познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Проектная деятельность предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребёнка важно, чтобы мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекаю родителей к помощи.

     Так мною был разработан ряд совместно детско-родительских проектов по интересующим детей темам под рубрикой: «Школа профессора Знай Знайкина».

     Проекты состоят из нескольких этапов.

     Первый этап – подготовительный. На этом этапе мы определяем, что мы намериваемся изучить в ходе проекта или другими словами определяем тему проекта, а темы для проектов подсказывают сами дети. То есть, возник вопрос – значит создается проблема, которую мы решаем в форме проектной деятельности. Далее мы ставим цель, определяем перечень задач для решения нашей проблемы.

     На втором этапе планируем, как мы будем реализовывать проект. Мы с воспитанниками и их родителями обсуждаем все возникшие идеи, выбираем наиболее перспективные, намечаем возможные варианты решения проектного задания. Затем составляем алгоритм действий для достижения конечной цели. Определяем методы и средства для выполнения проектной работы.

    Третий этап – разработка содержания всего процесса на основе тематики проекта.

    На четвертом этапе  я провожу аналитический опрос родителей по данной теме, затем мы совместно с родителями собираем и изучаем методическую и научную литературу, создаем предметно – развивающую среду. Здесь хотелось бы отметить, что именно родители принимают активное участие в создании соответствующей предметно-развивающей среде (собирают предметы для мини-музея, иллюстрации для альбомов и папок, участвуют в изготовление макетов), помогают в оформлении разнообразных коллекций, направляют детей на выполнение заданий. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию.  

    Заключительный этап – определение направлений и организация поисковой и практической деятельности. На этом этапе мы приступаем к коллективной реализации проекта, т.е. отвечаем на поставленный вопрос. По окончании проекта проводим итоговое мероприятие, например, КВН «Хочу все знать», Фотоальбом «Страничка юного исследователя».

     Деятельность взрослых: и педагогов, и родителей, в интересах дошкольника будет успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, чему в немалой степени способствует проектный метод.

     Применяя в своей практике метод проекта, мне удалось выстроить определенную систему работы с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» превратились в активных участников встреч и помощников воспитателя. Мне удалось создать атмосферу взаимоуважения. Позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

     Подводя итог, хочется отметить, что от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего – дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое – они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться. И ничто так не сближает родителей, педагогов и детей, как совместные мероприятия, которые проходят интересно и разнообразно.

Конспект

Проекта с родителями

по опытно-экспериментальной деятельности

Тема: «Школа профессора Знай Знайкина»

Паспорт проекта

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность: долгосрочный.

Участники проекта:  дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Актуальность:

   Одним из главных направлений деятельности ДОУ является разностороннее развитие личности ребенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

  Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.  

Проблема: поиск  форм и методов работы, которые способствовали бы формированию активной родительской позиции в воспитании и обучении ребенка.

   

Цель проекта: 

расширение знаний родителей о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

Задачи проекта:

  • Повысить компетентность родителей по вопросу развития экспериментальной деятельности у старших дошкольников.
  • Раскрыть значение экспериментирования для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности дошкольников.
  • Вызвать интерес родителей к созданию лаборатории в домашних условиях.
  • Расширять представления родителей о правильной организации опытно-экспериментальной деятельности с ребенком-дошкольником в домашних условиях.
  • Вызвать у родителей желание продемонстрировать полученные знания и умения в процессе проведения эксперимента.
  • Создать положительный, доверительный настрой на взаимодействие родителей с сотрудниками группы.

Предполагаемый результат:

  • Расширение знаний родителей о значении экспериментальной деятельности в развитии у детей познавательной активности.
  • Ознакомление родителей с практическими рекомендациями по организации опытно-экспериментальной деятельности с ребенком в домашних условиях.
  • Создание родителями лаборатории в домашних условиях.
  • Применение родителями полученных знаний на практике по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дома.

Подготовительный этап:

Выставка методической и познавательной литературы на тему: «Познавательное развитие через экспериментирование» (Приложение №1) (фото)

Цель: ознакомление родителей по вопросу детского экспериментирования.

Анкетирование родителей  (Приложение№ 2)

Цель: определение уровня организации развивающей среды в семье.

Практический этап:

Консультация для родителей на тему«Детское экспериментирование как способ познания окружающего мира».   (Приложение №3)  (конспект)

Цель: повышение педагогической грамотности родителей в вопросах познавательного развития дошкольников посредством экспериментирования.

Анкетирование родителей.  

Цель: определение степени отношения родителей к экспериментальной деятельности ребенка в домашних условий.

Мастер - класс для родителей на тему: «Учимся экспериментировать с профессором Знай Знайкиным»  (Приложение №5)  (фото)

Цель: повысить педагогическое мастерство родителей по проблеме детского экспериментирования.

  • Ознакомление родителей с рекомендациями по организации и проведению опытно-экспериментальной деятельности в домашних условиях.
  • Домашнее задание: подобрать литературу с интересными опытами и экспериментами для дошкольников.

Родительское собрание:

  • Круглый стол на тему: «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста»  (Приложение №6 ) (конспект)

Цель: обсуждение подобранной литературы с опытами и экспериментами для дошкольников.

  • Домашнее задание: подобрать и провести дома совместно с детьми два опыта и зафиксировать их:

1опыт. Зарисовка поэтапного выполнения опыта для создания картотеки.

2опыт. Предоставления фотомонтажа с проведением опыта.  (Приложение№7)  (фото) 

Заключительный этап:

Итоговое мероприятие:  Оформление фотоальбома: «Страничка юного исследователя»

( Приложение №8)  (фото)

Цель: развитие познавательной активности детей и родителей, путем создания проблемных ситуаций в условиях опытно-экспериментальной деятельности.

Результаты проектной деятельности:

  • Повысилась компетентность родителей по вопросу развития экспериментальной деятельности у дошкольников.
  • Родители изучили значение экспериментирования для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности дошкольников.
  • Сформировано представление родителей о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.
  • Создание родителями лаборатории в домашних условиях.
  • Реализовался положительный, доверительный настрой во взаимодействии родителей с сотрудниками группы.

Вывод: Таким образом, я пришла к выводу, что вовлечение родителей в процесс развития познавательной активности детей через экспериментальную деятельность, будет способствовать успешной подготовки детей к школе.

Литература.

Дыбина О.В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников). – М.: ТЦ «Сфера», 2002;

Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2004;

Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. // «Ребенок в детском саду», №3, 4, 5 2003;

Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности"

Расширять знания родителей о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником....

Консультация для воспитателей на тему «Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности»

консультация была проведена с целью расширить знания педагогов о познавательных способностях детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности...

Развитие коммуникативных   способностей  у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разреши...

ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ». Борисова А. Ю., Будерецкая В. Г.

Исследования показали, что эмоциональный интеллект способствует личному успеху человека более чем на 80%, тогда как уровень интеллекта IQ составляет 20%. Развивать это необходимо с самого раннего во...

Статья Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности. Борисова А.Ю., Будерецкая В.Г.

В данной статье освещена проблема и значимость развития эмоционального интеллекта у старших дошкольнико средствами экспериментальной деятельности...

Проект «Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни челов...