Родительский клуб «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР в процессе познавательно исследовательской деятельности». (подготовительная группа детей с ТНР)
методическая разработка (подготовительная группа)

Дудка - Батовская Наталья Вадимовна

Цель: формировать единое образовательное пространство «ДОУ» - семья». Способствовать повышению компетенции родителей в вопросах речевого развития детей через исследовательскую деятельность. Стимулировать позицию родителей как активных участников педагогического процесса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskiy_klub_eksperimenty.docx27.6 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7

Здание  по   адресу: 142701, Московская область, Ленинский г.о., г. Видное, пр-д Жуковский, д. 35

Родительский клуб на тему:

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР в процессе познавательно исследовательской деятельности».

 (подготовительная группа детей с ТНР)

Разработали:

Учитель-логопед Марук М.И.

Воспитатели: Дудка-Батовская Н.В.

Федорова Н.Н.

Январь, 2024г

Цель: формировать единое образовательное пространство «ДОУ» - семья». Способствовать повышению компетенции родителей в вопросах речевого развития детей через исследовательскую деятельность. Стимулировать позицию родителей как активных участников педагогического процесса.

Задачи:

речевые:

-учить пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа, в зависимости от характера поставленного вопроса, дополнять высказывания товарищей;

-уметь вести диалог с воспитателем, с детьми;

-учить задавать вопросы, последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении;

-овладевать самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения.

познавательные:

-развивать умение планировать и проводить физический эксперимент;

-развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости;

-умение делать выводы;

-развивать наблюдательность, внимание, зрительную и слуховую чувствительность;

-создавать предпосылки формирования практических и умственных действий.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вводная часть:

 Логопед: Уважаемые родители! Обратите ваше внимание на экран:

«Не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» (Выготский Л. С.)

И это действительно так. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. В процессе познавательно исследовательской деятельности у ребёнка возникает вопрос, необходим поиск ответа. Найдя ответ, ребёнок делится своим открытием с родителями, другими детьми. Чем совершеннее речь ребёнка, тем более точно, логически грамотно она оформлена.

Как использовать пытливость детского ума для развития речи? Ребёнку дошкольнику свойственно исследовательское поведение. Детей не надо учить любопытству, детей можно отучить от него. Одно безусловное правило, если ребёнок проявляет интерес к какому-либо объекту, поддержите его интерес. Следите за тем, как он говорит, задавайте вопросы, ищите вместе с ребёнком ответы в окружающем мире. И вы увидите, насколько богаче станет внутренний мир ребёнка, а значит и его речь.

Педагог: на простых примерах мы попробуем вместе уточнить, как развивается речь в процессе познания. Я приглашаю вас к поиску.

Мини-эксперимент «Что это, зачем это?»

Педагог: «Посмотрите, что находится в тарелочках?»

Родители: Ответы родителей (Соль, сахар)

Педагог: «Как попадают эти продукты к нам на стол?»

Родители: Ответы родителей (Покупаем в магазине.)

Педагог: «Рассмотрите, из чего состоят эти продукты?»

Родители: Ответы родителей (Песчинок, крупинок, кристалликов)

Педагог: «Что у них общего?»

Родители: (Цвет, отсутствие запаха, сыпучесть)

Педагог: «Чем соль отличается от сахара?»

Родители: (Вкусом, кристаллики крупнее, цвет немного разный)

Педагог: «Зачем нужны соль, сахар?»

Родители: (Для приготовления пищи, консервации и пр.)

Педагог: «Что будет, если эти продукты поместить в воду?»

Родители: (Растворятся, исчезнут, станут невидимыми)

Педагог: «Прошу вас, продемонстрируйте, как это произойдёт?»

Педагог: «Что стало с водой, в которую добавили соль? Сахар?»

Родители: (Вода стала солёной (сладкой), у неё появился вкус)

 Педагог: «Изменится ли цвет у воды?»

Родители: (Нет, соль (сахар) не меняют цвета воды)

Педагог: «Вы заметили, знакомые продукты, а сколько вопросов, сколько ответов, сколько новых слов?

Например – кристалл. Вот вам новая тема для исследования: «Что имеет кристаллическую форму?»

Собственные исследовательские действия ребенка, сделанные при этом выводы, развивают в ребенке чувство уверенности в себе, наблюдательность, умение сравнивать, логическое мышление, способность к анализу, прогностические навыки. И при этом активно развивается речь ребёнка».

«Узнай на ощупь»

Педагог: «Мы с детьми приготовили для вас мешочки с сюрпризами. Что узнаете, опишете, то и получите».

Родители пытаются определить, что находится в мешочке. Описывают свои ощущения, делают предположения, выводы.

Педагог: «Как вы оцените свою деятельность? Вам было сложно?

Не забывайте, тактильные ощущения детей менее развиты, особенно если этому не уделялось раньше достаточного внимания.

Такую игру можно использовать при возвращении домой из магазина. На вопрос ребёнка: «Что ты купила?», предложите ему определить самому, не заглядывая в сумку. Вы и сами не будете знать, что в руке у ребёнка, предложите ему рассказывать о своих ощущениях, о том, что он взял. Эта игра позволяет активизировать в речи детей качественные прилагательные».

«Что на что похоже?»

Педагог: приглашаю вас встать в круг.

Всё на свете на что-то похоже, вы замечали, что глядя на облака, всегда ищешь, на что они похожи. Это внешнее сходство, но бывают сходства и по другим характеристикам. Передавая друг другу флажок, ответьте, пожалуйста, что бывает тёплым?»

Родители: (Одеяло, радиатор отопления, солнце, одежда, печка и пр.)

Педагог: «А теперь другой вопрос: на что похоже солнце?»

Родители: (Цветок, круг, лампа, подсолнух и пр.)

Педагог: «Я повторю свой вопрос: на что похоже солнце? А вы вспомните свои ответы на первый вопрос и повторите их».

Родители: (Одеяло, радиатор отопления, солнце, одежда, печка и пр.)

Педагог: Вы заметили, отвечая на вопрос, мы определяем только одну характеристику объекта. В первом случае – комфорт, во втором случае – внешнее сходство. Я ещё раз предлагаю вам поиграть в эту игру и ответить на вопрос, что бывает тёплым?

Родители: (Слова, отношения, руки, прикосновения).

Педагог: Солнце может быть и добрым, и злым, но это не потому, что оно нас любит и не любит. А почему?

Родители: (Солнце даёт жизнь на земле. Мы должны соблюдать безопасность в летнюю жару)

Педагог: Детям понятна такая логика. Не пугайтесь таких вопросов. Ищите ответы вместе, и вы их обязательно найдёте. Не каждый объект наблюдения можно потрогать руками, но, если это безопасно, позвольте ребёнку обследовать его всеми анализаторами. Обязательно обсудите, всё, что узнали.

Определяя с ребёнком в процессе наблюдения сходные качества и свойства предметов, речь ребёнка обогащается новыми словами, он активней использует знакомые, речь становится грамотно оформленной. Кроме того, в процессе общения развивается диалогическая форма речи, ребёнок учится слушать собеседника, отвечать на вопросы, уточнять, дополнять высказывания.

Предложенные нами игры не требуют специальной подготовки, появившиеся как бы вдруг, из ничего, позволяют создать атмосферу взаимного доверия между родителями и ребёнком, активизируют познавательно исследовательскую деятельность детей, развивают коммуникативные навыки и умения, способствуют полноценному овладению речью.

А, сейчас бы мы хотели показать Вам образовательную деятельность с вашими детьми.

Конспект НОД на тему «Путешествие в зимнее зазеркалье»

Познавательное развитие.

Закрепить признаки зимы и последовательность событий в жизни человека и природе (праздники, зимние месяцы, природные явления), происходящих зимой.

Познакомить со свойствами зеркал и их использованием в жизни человека.

Развивать навыки простейшего экспериментирования.

Художественно-эстетическое развитие: учить соотносить характер музыкального произведения К. Чайковского из цикла «Времена года» с изображением времен года на пейзажных репродукциях.

Речевое развитие: способствовать развитию доказательной стороны речи (рассказ о последовательности зимних событий, доказательство свойств зеркал); пополнить активный словарь детей (репродукция, пейзаж, отражение, калейдоскоп); упражнять в выразительном чтении стихотворений, развивать интерес к поэтическому слову.

Социально-коммуникативное развитие: воспитывать культуру общения в коллективе сверстников в процессе выполнения совместных заданий, упражнять в умении договариваться, согласовывать свои действия с действиями товарища.

Материалы: картинки с пейзажной живописи разных времен года, записи 4 времен года, зеркала на каждого ребенка, игрушка-калейдоскоп, карточки с изображением признаков зимы и последовательности событий в жизни человека и природе (по 2 экземпляра), вагончики-вкладыши (по 2 экземпляра), карточки (по количеству детей) с зеркальным текстом слов; белый лист с изображением угла 60 градусов, фантики (на каждую пару); презентации: «Зимние признаки», «Из чего делают зеркало»; картинки с изображением льда и зеркала; аромалампа, свеча, кусочек льда (для демонстрационного эксперимента); зеркальные капли-сувениры (по количеству детей).

План проведения:

1.Педагог собирает ребят вокруг себя и говорит о том, что получил письмо от работника художественного музея, который просит помочь организовать выставку пейзажных работ «Времена года».

А пейзажные работы это какие? Что изображено на них? (ответы детей)

В музее будет функционировать 4 экспозиции (выставка), раскрывающие красоту 4 времен года.

А развесить правильно картины вам поможет музыка.

Дети (4 мини-группы) прослушивают запись и, обсудив, определяют, какую экспозицию они будут развешивать.

Педагог, обходя мини-группы, спрашивает о выборе ребят.

2. Вот и готовы 4 выставочных экспозиции (зима, весна, лето и осень). С репродукциями (копии) картин мы будем знакомится чуть позже, а сегодня мы отправимся в виртуальное путешествие в одно из времен года, не выходя из группы. А в какое, угадайте:

Не ведерка, ни кисти, ни рук,

А побелит все крыши вокруг. (зима)

Вот мы и на зимней полянке. Посмотрите на экран. Давайте внимательно рассмотрим ее и назовем 10 признаков зимы, не повторяясь. (называют)

3. Посмотрите, на столах лежат карточки. Все они рассказывают о зиме, но эти природные явления или зимние праздники происходят поочередно. Не зря в народе говорится: ВСЕМУ СВОЙ ЧЕРЕД.

Давайте попробуем собрать зимний паровоз и расположим природные зимние явления и праздники в той последовательности, в которой они должны быть. (работают 2 мини-группы, после выполнения задания группы меняются и выполняют самопроверку)

4. А теперь я предлагаю вам сравнить две картинки.

Что на них изображено? (лед и зеркало)

Давайте порассуждаем, что общего между льдом и зеркалом? (рассуждают)

А теперь скажите, чем они различаются? (ответы детей)

Вы молодцы, много интересного подметили. Настоящие исследователи! А знаете, может, мы с вами попробуем рассмотреть зеркало поближе? Познакомимся с его свойствами?

Ну что ж, раз мы решили исследовать свойства зеркал, каждому из нас необходимо лично взять в руки хотя бы маленькое зеркальце. Ну а в нашем волшебном путешествии есть и маленькие чудеса. Вот и чудесный сундук, откроем его? (открывают)

(пальчиковая)

Начинаем колдовать,

Дверь в Зазеркалье открывать.

Хоть замочек очень крепкий,

Металлический и цепкий,

Мы его сперва покрутим,

А потом два раза дунем.

Покачаем: раз, два, три.

Дверь, замочек отомкни.

В сундуке индивидуальные карты для каждого (план группы). Дети находят зеркало и садятся с ним за стол.

5. Экспериментальная лаборатория «Свойства зеркал»

Задание 1 – назовите по одному слову о том, какое зеркало. (ответы детей)

Что вы думаете о зеркалах, в чем их особенность?

— зеркала отражают то, что напротив (упр. «Назови, что происходит за твоей спиной»)

Игра в парах «Зеркало» (1 ребенок – зеркало, второй – человек. Зеркало должно в точности повторить действия человека)

— зеркала отражают все наоборот, перевернуто  (упр: «Прочитай слово в зеркальном отражении»)

— задание на карточках «Логические связи»  объясни, что объединяет зеркало и предмет на картинке (помада, калейдоскоп, магазин одежды, дворец, машина, расческа, ножницы, зубной врач).

ОПЫТ: знаете ли вы, ребята, что с помощью листа белой бумаги, фантиков от конфет и обычного зеркала можно создать прекрасный узор?

Чтобы это доказать, проведем опыт (в парах).

У детей на столах листы белой бумаги с нарисованным углом 60 градусов, фантики от конфет и зеркала.

Давайте сомнем фантики и набросаем их между сторонами угла. Красивый узор получился? (нет).

Возьмите 2 зеркала и поставьте их по сторонам нарисованного угла. Посмотрите на изображение в зеркалах, что происходит? (получился замечательный узор). Вот точно так же работает калейдоскоп, только вместо фантиков – цветные стеклышки (показывает калейдоскоп).

— А почему нельзя играть с мячиком возле зеркал? (хрупкое) Почему не можем проверить? (ОБЖ)

— Из чего сделаны зеркала? (новое?….)

— давайте немного подвигаемся. Ну, а раз поляна зимняя, то и танец вспомним зимний, новогодний (танцуют).

— Ребята, замечательное у нас было путешествие, но волшебный сундучок сверкает просит вернуть ему зеркала и положить на него руки, он перенесет нас в детский сад.

— Скажите, полезно ли для вас было сегодняшнее путешествие? Ваш багаж знаний стал немного тяжелее, а чем пополнился багаж знаний у каждого из вас? (ответы)

В память о сегодняшнем путешествии вы получаете зеркальную каплю. Возьмите ее в руки сегодня вечером, вспомните наше путешествие и обязательно расскажите о нем своим родным.

Рефлексия

«Цветик-  многоцветик»

Педагог: Уважаемые родители, я предлагаю вам выразить своё отношение к нашей с вами деятельности. Насколько она была для вас полезной, какие вопросы вы хотели бы уточнить, обсудить на следующих заседаниях? Выберете лепесток, напишите на нём ваши отзывы и соберите в цветок.

Родители собирают цветок.

Педагог: Спасибо за активное участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития речи детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности (из опыта работы)

Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Именно поэтому как составную часть готовности к школе исследова...

Родительский клуб «Развитие речи ребенка в дошкольном возрасте».

Консультация для родителей в рамках родительского клуба "Домашний логопед"....

Родительское собрание в старшей группе «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и художественной литературы»

ull; Сформировать интерес к художественной литературе;• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.• Совершенствовать художественно-речевые исполнительс...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста. Интеграция задач развития связной речи в образовательном процессе.

Чтобы  у дошкольников не страдала речевая деятельность и в дальнейшем у детей не было дезадаптации, дискомфорта  и соответственно коммуникативной трудности в школе, необходимо предусмотреть ...

Конспект родительского собрания в старшей группе "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста"

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Задачи:Познакомить родителей с основными задачами речевого развития, основными путями решения этих задачПознакомить с прин...

Конспект родительского клуба «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР в процессе познавательно исследовательской деятельности».

Цель: формировать единое образовательное пространство «ДОУ» - семья». Способствовать повышению компетенции родителей в вопросах речевого развития детей через исследовательскую деятел...