Родительское собрание в старшей группе на тему «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
методическая разработка (подготовительная группа)

Гуськова Екатерина Николаевна

Предварительный просмотр:

Автор:

Гуськова Екатерина Николаевна

воспитатель высшей кв. категории

МБДОУ детский сад "Сказка"

р.п.Вознесенское Нижегородская область

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Форма проведения: круглый стол.

Цель: познакомить родителей с театрализованной деятельностью, как средством развития речи детей, содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению родителей в жизнедеятельность детского сада.

Задачи:

1. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную театрализованную деятельность с ребёнком в условиях семьи;

2. Формировать интерес к театрализованным играм;

3. Побуждать родителей включать театрализованные игры в повседневную жизнь ребёнка;

4. Обогащать предметно развивающую среду ребёнка дома различными театрами;

5. Выстраивать дружеские и доверительные отношения со всеми членами семьи.

Оборудование и наглядность:

  • Пособия с театрализованными играми, этюдами. Картотеки пальчиковых игр, артикуляционных игр.
  • Стендовая консультация «Играем в театр дома»

Подготовительная работа:

  • Изучение литературы по теме.
  • Разработка для каждого родителя памятки.
  • Проведение индивидуальных бесед с родителями с целью выяснения их представлений и возможностей по данной теме, анализа анкет и бесед с родителями.
  • Оформление объявления-приглашения на родительское собрание для стенда в группе.

Ход собрания

- Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы хотим поговорить с вами о методах развития речи детей. Ведь речь – это основное средство человеческого общения, а в нашем случае правильная, грамотная речь – основной элемент фундамента будущего успешного обучения в школе. Речь не передается по наследству, в формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение. Очень важно, чтобы он слышал правильную, грамотную речь, наша с вами задача, в первую очередь, дать правильный образец.

В детском саду развитие речи ведется по следующим направлениям:

  • Формирование звуковой культуры речи, т. е. умение воспринимать и воспроизводить правильно звуки.
  • Обогащение и активизация словарного запаса.
  • Обучение рассказыванию, развитие связной речи.
  • Развитие выразительности речи.

Все эти направления тесно связаны между собой и присутствуют во всех видах деятельности детей. Но не стоит забывать, что ведущая роль в развитии и воспитании ребенка все-таки отдана не ДОУ, а семье. Ведь родители для детей являются образцом для подражания.

Однако, в современном мире, из-за постоянной занятости взрослых дети очень много времени проводят за компьютером либо у телевизора. В результате чего мы видим, как трудно бывает ребенку сформулировать и озвучить порой даже самую простую мысль. Соответственно у него возникают сложности и при общении. Решить проблему можно очень просто – завести дома кукольный театр. Именно о театрализованных играх я расскажу подробнее.

Театрализованные игры в полном объеме развивают речь ребенка. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, теряются в присутствии незнакомых лиц. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь может оказать театр в детском саду. Участвуя в спектаклях и представлениях, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Ведь  в процессе театрализованной игры происходит сближение ребенка со взрослым, ведь вам совместно нужно будет подобрать сказку, обсудить героев их характеры и действия, возможно рассмотреть изображения к сказке.

Создать дома театральный уголок очень просто:

  • Можно использовать любые обыкновенные игрушки, одинаковые по материалу, у вас получится театр игрушек.
  • Можно вырезать фигуры персонажей из раскрасок и прикрепить к ним палочки, будет театр на гапите.

Не забывайте, что изготавливать куклы желательно совместно с ребенком, ведь это развивает мелкую моторику и фантазию. Если же нет желания сделать театр самостоятельно, то можно приобрести в магазине, например, пальчиковый театр (представлен куклами – головками, надевающимися на палец, или театр би-ба-бо. Куклы этого театра обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Ну а дальше, ваша с ребенком фантазия, и занимательный вечер вам гарантирован. Но не забывайте, без эмоций, в прочтении сказки и в самой постановке, теряется весь смысл, ребенку просто будет не интересно. Поэтому вооружайтесь хорошим настроением и играйте!

А сейчас нам хотелось бы услышать, а как вы рассказываете детям о театре дома и рассказываете ли вообще? Сейчас мы это узнаем!

Давайте разделимся на две команды и представим, что мы находимся в маленьком театре. У нас есть волшебная шляпа, а в ней лежат вопросы, ваша задача, вытянуть из волшебной шляпы вопрос и ответить на него.

Игра «Вопросы из театральной шляпы» (вопросы задаются каждой команде по очереди)

  • Как называются места в театре, где сидят зрители? (Зрительный зал).
  • Как называются шторы, которые закрывают сцену? (Занавес)
  • Как называется театр, где актеры не разговаривают, а поют? (Опера)
  • Человек, исполняющий роль на сцене. (Артист).
  • Что напишет сценарист, то покажет нам... (артист)
  • Есть в оркестре дирижер, а в театре - ... (режиссер)
  • Был человек, а стал актер, его преобразил... (гример)
  • У костюмов есть размер, это знает... (костюмер)

Игра «Скороговорки»

Работа по развитию у дошкольников творческих способностей в процессе театрализованных игр приносит свои плоды: у ребят активизируется и обогащается словарь, они становятся свободнее, раскрепощённые в общении. Одним из составляющих театральной деятельности служит красивая, четкая, правильная речь. Как научиться, так говорить? В этом поможет скороговорка - быстрое произношение предложений.

Скороговорку надо отрабатывать через очень медленную, преувеличенно четкую речь. Скороговорки сначала произносятся беззвучно с активной артикуляцией губ; затем шепотом, затем вслух и быстро (несколько раз). Скороговорки помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы (чтобы поднять хорошее настроение можно произносить скороговорку, засунув в рот орешки, Чупа-чупса и т.д.)

  • Купила бабуся бусы Марусе
  • Белые бараны били в барабаны.

"Волшебные средства понимания"

Уважаемые родители! Представьте, что мы попали в страну, где все люди не могут говорить, но знают слова, как бы они понимали друг друга? (С помощью жестов, мимики, позы туловища).

Меняется ли голос человека в зависимости от его настроения? Как?

Можем ли мы узнать о настроении человека, не видя его лица? Как? (По позе, жестам.)

Можем ли мы назвать интонацию, мимику, пантомимику (жесты, поза человека) «волшебными» средствами понимания?

Вспомните, какие жесты вы знаете и используете при общении? (Приветствие, прощание, когда жалеем и др.)

Родителям предлагается разыграть несколько этюдов:

Покажите, как:

  • вратарь ловит мяч;
  • зоолог ловит бабочку;
  • рыбак ловит большую рыбу;
  • ребенок ловит муху;
  • спящий отмахивается от комара;
  • кот ловит птицу.

Игра «Пойми меня».

А сейчас закройте все глаза и представьте, что вы попали в другую страну, языка которой не знаете. Спросите с помощью жестов, как найти кафе, почту.

Завершая встречу, воспитатель призывает родителей использовать игры и упражнения ежедневно в условиях домашнего воспитания для достижения детьми лучших результатов. Еще раз делает акцент на то, что только совместные усилия- усилия родителей и воспитателей - помогут детям гармоничнее развиваться. Воспитатель благодарит родителей, отвечает на вопросы, консультирует родителей индивидуально по данному вопросу, обращает внимание на стендовую консультацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад №137» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физического развития детей Нижегородской об...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Театра мир откроет нам свои кулисы,И мы увидим чудеса и сказки.Там Буратино, кот Базилио, АлисаЛегко меняются герои, маски. Волшебный мир игры и приключений,Любой малыш здесь хочет побывать.Вдруг...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Театра мир откроет нам свои кулисы,И мы увидим чудеса и сказки.Там Буратино, кот Базилио, АлисаЛегко меняются герои, маски. Волшебный мир игры и приключений,Любой малыш здесь хочет побывать.Вдруг...

Сценарий родительского собрания «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».

Сценарий родительского собрания«Развитие речи детей раннего дошкольного возрастапосредством театрализованной деятельности».Цели: способствовать повышению педагогической культуры родит...

Проект "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности". Творческое название «Мы играем и поём».

Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. Театр – это не просто игра, театр &ndash...

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в старшей группе на тему "Развитие речи детей старших дошкольников" (с использованием народного творчества)

Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей с применением устного народного творчества....

Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА Тема:  Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиХарактерристика проекта: по форме - практико-ориентировочный,...