Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
методическая разработка по развитию речи на тему

Грязнова Татьяна Сергеевна

Театра мир откроет нам свои кулисы,

И мы увидим чудеса и сказки.

Там Буратино, кот Базилио, Алиса

Легко меняются герои, маски.

 

Волшебный мир игры и приключений,

Любой малыш здесь хочет побывать.

Вдруг превратится в Золушку иль в принца,

И всем свои таланты показать.

 

Театр, словно чародей, волшебник,

Своею палочкой волшебной проведя,

И вот ребёнок, скромный и застенчивый,

Сегодня вдруг играет короля.

 

Пусть детство будет словно сказка,

Пусть чудеса творятся каждый миг,

И мир вокруг пусть добрым станет, ласковым,

Добро над злом опять пусть победит!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_k_vystupleniyu_-_kopiya.docx38.68 КБ

Предварительный просмотр:

        Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившейся образ. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

        Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

        Поэтому, тему своей работы  я выбрала: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной  деятельности».

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования.

       Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.

       Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Об этом говорили Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).

       Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах  Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).

       Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной.   

       Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др.

      По мнению исследователей проблемы развития детей в театрализованной деятельности (Т.Н.Дороновой, А.И.Бурениной, Н.Ф.Сорокиной, Л.Г.Миланович, Э.Г.Чуриловой, М.Д.Маханевой и др.), театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и воспитания детей; она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребёнка к духовным ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию. Детский театр позволяет педагогу решать задачи не только исполнительного характера, но и познавательные, социальные, эстетические, речевые.

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования.

        В ходе изучения методической литературы и опыта работы, я пришла к выводу, что необходимо решить основную проблему, которая заключается в том, что нужно развить речь дошкольников. Эта проблема является ключевой проблемой в ходе моей педагогической деятельности.

       Проанализировав исходную ситуацию, проведя обследования речи детей, я поняла, что у них не богатый запас слов, они не могут выразить полностью свою мысль, скованно их творческое воображение, плохо развиты навыки связной речи, выразительной речи, моторика, отсутствуют коммуникативные навыки. И пришла к выводу, что необходимо использовать в своей работе такие методы и приемы, которые способствовали бы развитию речи детей.

        Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, - все это помогает осуществить театр.

        Театр - это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.

Принципы

        В ходе изучения методической литературы были выделены важнейшие дидактические принципы организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста:

-Принцип психологической комфортности. Это прежде всего – создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома», снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех, а главное, ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности.

-Принцип творчества. Это максимальная ориентация на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

-Принцип целостного представления о мире. Это личностное отношение ребенка к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности.

-Принцип вариантности. Он предполагает у детей понимание возможности различных вариантов решения задачи.

Цели и задачи педагогической деятельности.

            Рассмотрев, какова роль одной из самых привлекательных форм деятельности дошкольников – театрализованной  деятельности , учитывая актуальность выбранной темы, проанализировав методическую литературу, программные требования, а также требования, выдвигаемые современным обществом, нами  были сформулированы цель и задачи работы.

Цель: развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

-Развивать устойчивый интерес к театрализованной деятельности.

-Обогащать словарь детей, активизировать его.

-Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

-Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами.

-Воспитывать положительное отношение к театральным играм.

Ведущая педагогическая идея.

        Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

       

Деятельностный аспект личного вклада  в развитие образования.

          В нашей работе мы использовали такие методы и приёмы, которые предполагают создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций – моделей, в которых они будут осваивать способы художественно – творческой деятельности (метод моделирования ситуаций); которые предполагают введение детей в художественный образ путём специальной постановки вопроса (метод творческой беседы); которые дают возможность будить воображение и мышление ребёнка путём ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы.

           Необходимо отметить, что мы так же использовали прямые (показ способов действий) и косвенные (побуждение ребёнка к самостоятельному действию) приёмы; приёмы,  направленные  на активизацию устойчивого интереса детей к окружающему, проявлению своих возможностей в активной игровой, двигательной,  коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной деятельности; на расширение кругозора; формирование игровых навыков, общеречевых умений, самостоятельности.

Условия.

          Нами были определены условия для развития и проведения театрализованной игры:

- определение места для игры;

-оснащение театрализованных игр – приобретение  разнообразных  театрализованных игрушки, обновление  декораций и атрибутов.

- обогащение опыта детей в театрализованной деятельности:

а)с раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Почаще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе и таким, которые побуждают ребенка к диалогу («Был сапожник? -Был. - Шил сапожки? - Шил»);

б)  воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности. С этой целью создавать специальные ситуации, в которых персонажи кукольного театра, образные игрушки вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки. Например, зайка (игрушка, надетая на руку воспитателя) пришел знакомиться с детьми,

- уделение серьезного внимания подбору литературных произведений для театрализованных игр. Предпочтение надо отдавать произведениям с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками. В наибольшей степени таким требованиям отвечают сказки. Сказки легко обыгрывать, так как они построены на коротких диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций. Герои сказок вступают в определенные взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера, мысли, чувства.

-взаимосвязь с другими видами деятельности.

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны.

          Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все виды НОД, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений.

Совместная деятельность  взрослого и детей.

         При решении поставленных перед собой задач планировала работу с детьми с постепенным усложнением и повторением произведений. При создании условий для театрально-игровой деятельности оборудовала уголок театральный, в котором разместила разные виды театров и атрибуты к ним.

          В моей группе дети очень малы, поэтому начала свою работу с обыгрывания потешек. Любимые игрушки детей стали не раз приходить в гости и на занятия в качестве участника -играли с детьми, учили мыть ручки, правильно одеваться, кушать...

Много времени я уделила играм с пальчиками. Дети принимали активное участие в «оживлении» своих пальчиков, разговаривали с ними старались запомнить стишки, радовались новым персонажам из «пальчикового» театра.

        Первый раз я внесла в группу новую игрушку и обыграла перед детьми потешку кисынька-мурлысенька. И вот результат: дети затаив дыхание смотрели на игрушку, вдруг ожившую в моих руках, выслушали от начала до конца, даже не шевелясь.

И потом все повторяли отдельные фразы. В дальнейшем мы разучили много разных потешек.

        В своей работе, старалась привлекать детей, предлагала им подержать игрушку в руках, рассмотреть ее. Дети всегда с удовольствием   и   интересом   слушали   осторожно   брали, .некоторые даже с осторожностью т.к. верили, что эти игрушки живые.

        Дети с моей помощью обыгрывали небольшие сказки, стихи, таких писателей как Маршак, Барто. С помощью шапочек-масок, костюмов, театральных игрушек играли в подвижные игры, отгадывали загадки о животных, где предлагала детям изобразить отгадку. Правда, были сначала трудности, ведь нужно было передать характер, движения персонажей. Сложно передавать малышам особенности своих героев.   Сначала дети стеснялись изображать героев загадок и стихов, а в последствии разыгрались и втянулись в занятия.

      Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающие функции. Поэтому через их содержание, форму и методы я стремилась к достижению трёх основных целей:

- развитию речи и навыков театрально – исполнительской деятельности;

- созданию атмосферы творчества;

- социально – эмоциональному развитию детей.

        Содержание моих занятий являлось не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движениями, костюмами. Важнейшим методическим принципом являлась практическое действие каждого ребёнка.

      При чтении или рассказывании чего-либо я пыталась выразить искренность и неподдельность своих чувств к прочитанному или рассказанному. Но ни в коем случае не пыталась навязывать свои оценки, отношения. Наоборот, предоставляла детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность,  старалась не подавить робкого ребёнка, превратив его только в зрителя. Старалась не допустить у детей страха перед ошибкой, чтобы ребёнок боялся выйти на «сцену». Поэтому, предлагая ребёнку «сыграть» или «показать» что-либо, я исходила из реальных возможностей конкретных детей.

      Чтобы ярче раскрыть свои возможности и таланты в театрализованной деятельности, дети должны приобрести много навыков и умений.

      Для снятия мышечного напряжения я использовала следующие упражнения: «Поздоровайтесь друг с другом за обе руки поочерёдно», «Найди взглядом своего товарища», «Не перепутайте движения»; игры: «Капуста», «Перестройся по росту».

      Пальчиковый игротренинг «Утречко», «Мальчик – пальчик, где ты был?», «Барабанщики», «Солдаты», «Мы – мастера», «Дятел», «Стирка белья», «Погрозим», «Я играю», «До свидания» помогает развивать мелкую моторику.

       Для обучения детей средствам речевой выразительности я использовала артикуляционную гимнастику: «Мама шинкует капусту», «Жало змеи», «Ставим укольчики», «Лошадка», «Чистим зубки», «Заводим мотоцикл». Предлагала детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» (приветливо, небрежно, просящее, требовательно). Привлекала внимание  детей к тому, как можно изменить смысл фразы путём перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Принеси мне игрушку», «Мама ушла на работу». А так же использовала задания – упражнения «Разные настроения», «Я радуюсь, когда…», «Я грущу, когда…».

      Для развития дикции я использовала скороговорки, игры «Подскажи словечко».

     С целью развития воображения, мышления, памяти предлагала детям закончить «Короткие истории» например:

1. Мальчик вернулся домой с прогулки, его встречает мама и говорит: «А у меня для тебя новость»                                                 Какая новость может быть у мамы?

2. Мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!».

Чего он может бояться?

3. О чём может думать один карандаш, лёжа в коробке карандашей?

      Для более яркого создания образа детям необходимо владеть выразительными пластикой и мимикой.

-Для развития пластической выразительности я предлагала детям:

-Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.

-От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).

-Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по-разному.

       При выполнении этих упражнений детьми, я следила за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику.

    Особенно нравились детям упражнения для развития выразительной мимики:

-Солёный чай.

-Ем лимон.

-Сердитый дедушка.

-Лампочка потухла, зажглась.

-Грязная бумажка.

-Тепло – холодно.

-Рассердились на драчуна.

-Обиделись.

-Мне грустно.

-Показать, как кошка выпрашивает колбасу.

        А так же я предлагала детям разыграть маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как мальчику подарили новую машину или как ребёнок испугался медведя.

     Развитию творческой активности детей способствовали не только занятия по театрализованной деятельности, но и индивидуальная работа с каждым ребёнком.

    Свои занятия я строила по схеме:

- введение в тему, создание эмоционального настроения;

- театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребёнок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;

- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

    Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, я старалась так организовать  театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого я использовала разнообразные приёмы:

- выбор детьми роли по желанию;

- назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей;

- распределение ролей по карточкам;

- проигрывание ролей в парах.

      Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребёнок развивается быстрее, полноценнее. Он, входя в сказку, получает роль одного из её героев, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое даёт силу и стойкость в будущей жизни.

     Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.

     Знания, полученные  в совместной деятельности со взрослым, дети применяли в самостоятельной деятельности.

  • Дидактические игры
  • Настольная игра
  • Игровое упражнение
  • Рисование
  • Лепка
  • Конструирование

         Воспроизводя в игровой форме образы своих героев, дети передают и основные их черты: щедрость, доброту, смелость, хитрость, жадность и т. д. Эти качества передаются в манере игры и, затрагивая эмоциональную сферу ребёнка, способствует его нравственному и эстетическому воспитанию. У детей формируются личностные качества – выдержка,  дисциплинированность, целеустремленность; нравственные – смелость, честность, доброжелательность и т. д. Безусловно ребёнку с такими качествами легче найти друзей и адаптироваться в коллективе.

        Важным компонентом, обеспечивающим организацию театрализованной деятельности, является правильно созданная предметно-развивающая среда, которая  должна являться основой самостоятельного творчества каждого ребёнка, своеобразной формой его самообразования.

       При создании предметно-развивающей среды мы учитывали следующие принципы:

-Принцип интеграции означает, что материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

-Принцип открытости можно реализовать в разных направлениях: открытость природе, культуре, обществу и открытость своего «Я». Открытость обществу и открытость своего «Я» заключают в себе персонализацию среды каждой группы.

-Принцип гибкого зонирования  - организация пространства с подвижными трансформируемыми границами зон, т.е. чтобы дети могли заниматься своим любимым делом, при этом, не мешая друг другу.

-Принцип полифункциональности ориентирован на то, что предметно-пространственная среда должна открывать множество возможностей для совместной деятельности взрослого с детьми и самостоятельной детской активности, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.

-Принцип транформируемости, который связан с полифункциональностью предполагает возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Взаимодействие с родителями.

       Мы понимали, что добиться успеха в нашей работе можно только в контакте с родителями. Для достижения эффективной работы по развитию коммуникативных навыков у детей через театрализованную игру необходимо, чтобы родители стали единомышленниками и друзьями. В установлении взаимодействия и проявления заинтересованности у родителей используются разнообразные формы работы: 
- анкетирование; 
- групповые собрания; 
- консультации; 

-оформление наглядной информации;
- фотовыставки совместных работ детей и родителей; 
- участие родителей в подготовке и проведении праздников и развлечений; 
- участие родителей в спортивных мероприятиях.

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника.

1.Представление опыта на городских методических объединениях

2. Демонстрация результатов на сайте ДОУ

3. Повышение профессионального уровня

4. Использование в практике информационно-коммуникативных технологий

5. Разработка дидактического материала, востребованного воспитанниками

          В ходе проведённой работы, мы убедились, что использование  театрализованной деятельности  способствует повышению уровня речевого развития у детей младшего дошкольного возраста.

         Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывает  театрализованная деятельность.  

         Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, умело поставленные вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

        В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад №137» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физического развития детей Нижегородской об...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Театра мир откроет нам свои кулисы,И мы увидим чудеса и сказки.Там Буратино, кот Базилио, АлисаЛегко меняются герои, маски. Волшебный мир игры и приключений,Любой малыш здесь хочет побывать.Вдруг...

Сценарий родительского собрания «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».

Сценарий родительского собрания«Развитие речи детей раннего дошкольного возрастапосредством театрализованной деятельности».Цели: способствовать повышению педагогической культуры родит...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности...

Проект "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности". Творческое название «Мы играем и поём».

Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. Театр – это не просто игра, театр &ndash...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (из опыта работы)....