Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
статья по развитию речи (младшая группа)

Лукашова Ирина Алексеевна

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (из опыта работы).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста

посредством театрализованной деятельности.

«Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» Л. С. Выготский.

Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Театрализованная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения, воспитания и всестороннего развития детей. В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, театрализованная деятельность в детском саду не теряет своей актуальности. Поэтому выбранная тема заняла достойное место в воспитательно-образовательной работе с детьми.

Актуальность создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что она позволяет решить многие образовательно- воспитательные задачи. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, она помогает всесторонне развивать ребенка, формирует способности распознавать эмоциональное состояние человека.

Детство каждого  проходит в мире ролевых  игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и т.д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество.

Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

Театрализованная  деятельность в детском саду - это хорошая возможность раскрытия  творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление.

Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций

Огромную  роль в развитии диалогической и  монологической речи играет театрализованная деятельность. В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям – прежде всего детям – осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, – невозможно.  
С. Я. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика, синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

Театрализованная деятельность в моей работе пронизывает все режимные моменты: включаю её во всю образовательную деятельность, в деятельность детей в свободное время (инсценировки драматизации, концерты и т.д.). В образовательную деятельность включаю театрализованную игру как игровой приём и форму обучения. Персонажи помогают детям усвоить занятия, умения и навыки.

При решении поставленных задач я планировала работу с детьми с постепенным усложнением и повторением произведений. В содержание занятий по театрализованной деятельности включила:

- Игры–имитации образов животных, людей;

- Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета;

- Инсценировки и драматизации произведений;

- Театрализованные действия (праздники, досуги, развлечения);

- Самостоятельная театрально-игровая деятельность.

Много времени я уделила играм с пальчиками. Дети принимали активное участие в «оживлении» своих пальчиков, разговаривали с ними, старались запомнить стишки, радовались новым персонажам из «пальчикового» театра.

Вместе с детьми обыгрывала небольшие сказки, стихи, разные сюжетные истории. С помощью шапочек-масок, костюмов, театральных игрушек играли в подвижные игры, игры - имитации. Правда, были сначала трудности, ведь нужно было передать характер, движения персонажей, что сложно давалось малышам. Сначала дети стеснялись изображать героев сказок и стихов, но в последствии разыгрались и втянулись в занятия - игры.

Содержание занятий являлось не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и показ с жестами, мимикой, движениями, костюмами. Важнейшим методическим принципом являлась практическое действие каждого ребёнка.

Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, я старалась так организовать театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого я использовала разнообразные приёмы:

- выбор детьми роли по желанию;

- назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей;

- распределение ролей по карточкам;

- проигрывание ролей в парах.

На данный момент можно отметить, что у детей обогатился словарный запас, они стали более выразительны в речи, повысился уровень коммуникативных навыков, дети более свободно стали общаться со взрослыми и сверстниками.

Можно сделать вывод о том, что данный вид деятельности является эффективным методом развития речи детей младшего дошкольного возраста.

C:\Users\sergei\Desktop\ФОТО МАРТ Чижики\театр март\IMG_20190327_184528.jpgC:\Users\sergei\Desktop\фото театр сказки\IMG-20210406-WA0002.jpg

C:\Users\sergei\Desktop\фото театр сказки\IMG-20210406-WA0003.jpgC:\Users\sergei\Desktop\фото театр сказки\IMG-20210406-WA0001.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей младшего возраста через театрализованную деятельность

Развитие речи детей младшего возраста через театрализованную деятельностьПонятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и н...

Тема: «Роль пальчиковых игр и использование театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Возраст: дети 3-4 лет вторая младшая группа.         1 слайд. В процессе своей работы мы стали замечать, что все чаще в детский сад поступают дети с недост...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Театра мир откроет нам свои кулисы,И мы увидим чудеса и сказки.Там Буратино, кот Базилио, АлисаЛегко меняются герои, маски. Волшебный мир игры и приключений,Любой малыш здесь хочет побывать.Вдруг...

Консультация для родителей на тему. Развитие речи детей младшего возраста через театрализованную деятельность.

Нарушение речевого развития детей рассматриваются прежде всего как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная со сверстниками и...

Проект «Развитие речи детей младшего возраста через театрализованную деятельность.

Проект «Развитие речи детей младшего возраста через театрализованную деятельность....