Развитие речи детей младшего возраста через театрализованную деятельность
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме

Развитие речи детей младшего возраста через театрализованную деятельность

Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.                                        Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.                                                                                                                                            Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных образовательных учреждениях. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью.                                                                                                                   Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.                                                                                                                            Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это — конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.                                                   В младшем дошкольном возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. И только при благоприятных условиях, ребенок успешно пройдет все стадии речевого развития, которые позволят ему понимать речь, самому свободно общаться со сверстниками и взрослыми.

Проведенная в начале учебного года диагностика развития речи показала, что в группе из 20 детей:

  • у 5 детей речь активная, они рассказывают стихи, задают и отвечают на вопросы. Употребляют распространенные предложения;
  • речь 8-х детей достаточно внятна и понимаема. Предложения состоят из двух-трех слов;
  • речь 7-х детей развита слабо, говорят односложно, очень невнятно. Знания стихов, песен отсутствуют.

Значительно помогают увеличить запас слов разнообразные формы фольклора. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить.

Я решила обратиться к истокам нашей речи – русскому фольклору. Ведь всё также звучат из поколения в поколение материнские колыбельные песни, потешки. И не случайно, последние годы, возрастает интерес к фольклористике, ведь в переводе с английского, слово «фольклор» означает – «народная мудрость», которая заключается в том, что соединяет в себе стихи, потешки, песни, прибаутки, игровые и театральные приемы, танцы.                                                                                                                                                                     В соответствии с разделами «Развиваем речь», «Играем вместе с детьми» программы «Радуга» я составила перспективный план занятий по «Театрализованной деятельности», картотеки «произведений устного народного творчества по режимным моментам», «речевых игр» и «пальчиковых игр».                  Для более успешной работы подобрала соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, иллюстрации, которые помогают детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке разместила книги-раскладушки, книжки-малышки. В театральном уголке поместила фигурки персонажей знакомых потешек, стихов, сказок, кукольный театр, музыкальные инструменты.                Все это сразу привлекло внимание детей. Они с интересом и радостью шли в «книжный дом»: рассматривали иллюстрации, рассказывали полюбившиеся потешки, стихи, играли с фигурками из театра. Малые формы фольклора, представленные в картотеках, используются при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Обучение малышей мыть руки сопровождается потешкой «Ай, лады, лады, лады! Не боимся мы воды». Укладывая на сон – «Баю-баю-баю-бай, ты, собачка, не лай» или «Этот пальчик хочет спать...».                                                                                                                                     Все это помогает запомнить ребятам веселую потешку и, как следствие, последовательность режимных моментов. В дальнейшем они используют потешки в играх, стараясь копировать интонацию, обращения, жесты, мимику.                                                                                                                      Любая задержка в развитии речи затрудняет общение ребенка со взрослым и другими детьми, и даже исключает его из детских игр. Такие дети не могут уловить сути на занятиях, не понимают предъявляемых требований. В нашей группе таких три мальчика: Данил, Арсений и Эдик. В начале нашего знакомства с ними было сложно общаться: малыши были часто упрямы, раздражительны, плакали и их иногда было трудно успокоить. Играм с детьми они предпочитали уединение. Успокоить их помогали яркий персонаж Петрушки из кукольного театра, веселая потешка или песенка.                                                                                                       Переключив на них внимание, ребята забывали о плохом настроении, включались в общение с кукольным персонажем, а затем и с детьми. Немаловажное значение для развития речи, снятия эмоционального напряжения, зажатости, имеет развитие мелкой моторики рук через «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, улучшают двигательную координацию, помогают преодолевать скованность, повышают общий уровень мышления ребенка. В. дальнейшем, дети, владеющие пальчиковыми играми, лучше подготовлены к письму и чтению.                                                                                     Эту работу мы начинали с обычного ежедневного массажа каждого пальчика вначале согревали, растирали, сгибали фаланги, затем переходили на всю ладонь, заставляли работать вялые непослушные пальчики.                                                                                                                                                         Не у всех детей движения пальцев получались сразу и правильно, но игровой подход, веселые слова помогали им освоить материал, трудности постепенно отходили, дети были довольны своими победами.

Этот массаж очень эффективно действовал и в период заболеваний гриппом. Так как, воздействуя на аккупунктурные точки рук, мы тонизировали, настраивали весь организм на активную работу, бодрость. В течение длинного зимнего периода наши дети практически не болели.                                                   Одним из средств для развития движений пальцев и речи детей является «Театр пальчиков». Эта замечательная «палочка-выручалочка» помогала в моей работе, где мы шли от простого к сложному.    Начиная с простейших стихов, потешек «Эта ручка – правая, эта ручка – левая», «Посмотри: моя ладошка, как веселая гармошка», «Семья», «Пальчики в лесу», которые я читала и показывала, играя со своими пальцами, а дети повторяли движения, переходили к более сложным, требующих от малыша внимания, терпения и старания: «Мышка лапками скребет», «Капустка», «Апельсин», «Вот кудрявая овечка, шерстка белая в колечках». Исполняя потешки, дети показывали фигуры и проговаривали сами слова в такт с движениями пальцев.                                                                                                                                   Помогая малышам овладеть потешками, пальчиковыми играми, постепенно я переходила к театральной деятельности с детьми. Раскрывала содержание знакомых и любимых детьми сказок через наглядность, где для восприятия и понимания требуется более широкая ориентировка в окружающем, так как в сказках участвует 3-5 персонажей.                                                                                                      Любимые детьми сказки «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Волк и 7 козлят» я показывала в разных вариантах театра: настольный –  плоскостной и объемный, фланелеграф, пальчиковый, би-ба-бо. После неоднократного показа, бесед я предложила детям совместный показ сказок, на что они откликнулись с большим интересом и желанием. Учились передвигать фигурки, управлять куклами, произносить монологи, вступать в диалог между персонажами.                                                                                                     Особое место в играх-драматизациях я отводила небольшим этюдам, в которых сама показывала образы героев, например, лисы: хитрая, красивая, говорит ласково, ходит плавно, не спеша. И так каждый персонаж сказки я показывала и проговаривала. Такая предварительная работа позволила детям накопить свой опыт о характере, образе сказочных героев.                                                                                      Более активные дети: Камилла, Лера, Дима, Гриша, Полина сразу включились в эти игры. Переодевшись в костюм сказочного персонажа, изображали его перед зеркалом и детьми группы, передавая характерные движения, интонацию, мимику. И это очень здорово у них получалось. Постепенно остальные ребята втянулись и полюбили играть в таких мини постановках. Язык народных сказок очень доступен и понятен детям, так как приближен к бытовой речи, поэтому легко усваивается и запоминается. Регулярность проведения таких занятий, их систематичность позволили добиться высоких показателей.                         На собраниях я познакомила родителей с проведенной работой по театрализованной деятельности, показала приемы массажа, пальчиковые игры. Провела консультацию « Что за чудо эти сказки». Родители проявили заинтересованность и предложили изготовить маски, костюмы, красочно оформили фигурки персонажей по сказке «Колобок».                                                                                                                 Результатом нашей театрализованной деятельности были постановки для родителей и детей ясельной группы по сказкам «Колобок», «Теремок» и «Репка». Чем чаще мы показывали спектакли, тем свободней, эмоциональней, уверенней и активней выступали дети. В играх-драматизациях дети знакомились с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляли их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.                                                                  В процессе работы над выразительностью слов персонажей, собственных высказываний незаметно активизировался словарь детей, совершенствовалась звуковая культура речи, ее интонационный строй. Я обратила внимание на то, что, исполняя роль, произнося фразы, дети стараются делать это ясно, четко. Постепенно улучшалась диалогическая речь, ее грамматический строй.                                               Результаты диагностики развития речи в конце года значительно улучшились: 50 % детей стали с высоким уровнем развития, 35% со средним уровнем, и это очень радует. У 3-х детей остался низкий уровень, хотя и произошли положительные изменения.                                                                                       Проведенная работа показала, что театрализованная деятельность является важным средством в развитии речи детей. Дети стали активнее общаться друг с другом, расширился словесный запас, ребята могут выразить свою просьбу, правильно задать вопрос. Можно теперь ставить более сложные задачи и реализовывать их.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи детей младшего возраста через театрализованную деятельность

Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.                                Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.                                                                                                Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных образовательных учреждениях. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью.                                                                                Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.                                                                                        Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это — конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.                                        В младшем дошкольном возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. И только при благоприятных условиях, ребенок успешно пройдет все стадии речевого развития, которые позволят ему понимать речь, самому свободно общаться со сверстниками и взрослыми.

Проведенная в начале учебного года диагностика развития речи показала, что в группе из 20 детей:

  1. у 5 детей речь активная, они рассказывают стихи, задают и отвечают на вопросы. Употребляют распространенные предложения;
  2. речь 8-х детей достаточно внятна и понимаема. Предложения состоят из двух-трех слов;
  3. речь 7-х детей развита слабо, говорят односложно, очень невнятно. Знания стихов, песен отсутствуют.

Значительно помогают увеличить запас слов разнообразные формы фольклора. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить.

Я решила обратиться к истокам нашей речи – русскому фольклору. Ведь всё также звучат из поколения в поколение материнские колыбельные песни, потешки. И не случайно, последние годы, возрастает интерес к фольклористике, ведь в переводе с английского, слово «фольклор» означает – «народная мудрость», которая заключается в том, что соединяет в себе стихи, потешки, песни, прибаутки, игровые и театральные приемы, танцы.                                                                                                                В соответствии с разделами «Развиваем речь», «Играем вместе с детьми» программы «Радуга» я составила перспективный план занятий по «Театрализованной деятельности», картотеки «произведений устного народного творчества по режимным моментам», «речевых игр» и «пальчиковых игр».                Для более успешной работы подобрала соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, иллюстрации, которые помогают детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке разместила книги-раскладушки, книжки-малышки. В театральном уголке поместила фигурки персонажей знакомых потешек, стихов, сказок, кукольный театр, музыкальные инструменты.                Все это сразу привлекло внимание детей. Они с интересом и радостью шли в «книжный дом»: рассматривали иллюстрации, рассказывали полюбившиеся потешки, стихи, играли с фигурками из театра.        Малые формы фольклора, представленные в картотеках, используются при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Обучение малышей мыть руки сопровождается потешкой «Ай, лады, лады, лады! Не боимся мы воды». Укладывая на сон – «Баю-баю-баю-бай, ты, собачка, не лай» или «Этот пальчик хочет спать...».                                                                                                Все это помогает запомнить ребятам веселую потешку и, как следствие, последовательность режимных моментов. В дальнейшем они используют потешки в играх, стараясь копировать интонацию, обращения, жесты, мимику.                                                                                Любая задержка в развитии речи затрудняет общение ребенка со взрослым и другими детьми, и даже исключает его из детских игр. Такие дети не могут уловить сути на занятиях, не понимают предъявляемых требований. В нашей группе таких три мальчика: Данил, Арсений и Эдик. В начале нашего знакомства с ними было сложно общаться: малыши были часто упрямы, раздражительны, плакали и их иногда было трудно успокоить. Играм с детьми они предпочитали уединение. Успокоить их помогали яркий персонаж Петрушки из кукольного театра, веселая потешка или песенка.                                                                        Переключив на них внимание, ребята забывали о плохом настроении, включались в общение с кукольным персонажем, а затем и с детьми. Немаловажное значение для развития речи, снятия эмоционального напряжения, зажатости, имеет развитие мелкой моторики рук через «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, улучшают двигательную координацию, помогают преодолевать скованность, повышают общий уровень мышления ребенка. В. дальнейшем, дети, владеющие пальчиковыми играми, лучше подготовлены к письму и чтению.                                                                Эту работу мы начинали с обычного ежедневного массажа каждого пальчика вначале согревали, растирали, сгибали фаланги, затем переходили на всю ладонь, заставляли работать вялые непослушные пальчики.                                                                                                        Не у всех детей движения пальцев получались сразу и правильно, но игровой подход, веселые слова помогали им освоить материал, трудности постепенно отходили, дети были довольны своими победами.

Этот массаж очень эффективно действовал и в период заболеваний гриппом. Так как, воздействуя на аккупунктурные точки рук, мы тонизировали, настраивали весь организм на активную работу, бодрость. В течение длинного зимнего периода наши дети практически не болели.                                        Одним из средств для развития движений пальцев и речи детей является «Театр пальчиков». Эта замечательная «палочка-выручалочка» помогала в моей работе, где мы шли от простого к сложному.        Начиная с простейших стихов, потешек «Эта ручка – правая, эта ручка – левая», «Посмотри: моя ладошка, как веселая гармошка», «Семья», «Пальчики в лесу», которые я читала и показывала, играя со своими пальцами, а дети повторяли движения, переходили к более сложным, требующих от малыша внимания, терпения и старания: «Мышка лапками скребет», «Капустка», «Апельсин», «Вот кудрявая овечка, шерстка белая в колечках». Исполняя потешки, дети показывали фигуры и проговаривали сами слова в такт с движениями пальцев.                                                                                                Помогая малышам овладеть потешками, пальчиковыми играми, постепенно я переходила к театральной деятельности с детьми. Раскрывала содержание знакомых и любимых детьми сказок через наглядность, где для восприятия и понимания требуется более широкая ориентировка в окружающем, так как в сказках участвует 3-5 персонажей.                                                                        Любимые детьми сказки «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Волк и 7 козлят» я показывала в разных вариантах театра: настольный –  плоскостной и объемный, фланелеграф, пальчиковый, би-ба-бо. После неоднократного показа, бесед я предложила детям совместный показ сказок, на что они откликнулись с большим интересом и желанием. Учились передвигать фигурки, управлять куклами, произносить монологи, вступать в диалог между персонажами.                                                                        Особое место в играх-драматизациях я отводила небольшим этюдам, в которых сама показывала образы героев, например, лисы: хитрая, красивая, говорит ласково, ходит плавно, не спеша. И так каждый персонаж сказки я показывала и проговаривала. Такая предварительная работа позволила детям накопить свой опыт о характере, образе сказочных героев.                                                                 Более активные дети: Камилла, Лера, Дима, Гриша, Полина сразу включились в эти игры. Переодевшись в костюм сказочного персонажа, изображали его перед зеркалом и детьми группы, передавая характерные движения, интонацию, мимику. И это очень здорово у них получалось. Постепенно остальные ребята втянулись и полюбили играть в таких мини постановках. Язык народных сказок очень доступен и понятен детям, так как приближен к бытовой речи, поэтому легко усваивается и запоминается. Регулярность проведения таких занятий, их систематичность позволили добиться высоких показателей.                        На собраниях я познакомила родителей с проведенной работой по театрализованной деятельности, показала приемы массажа, пальчиковые игры. Провела консультацию « Что за чудо эти сказки». Родители проявили заинтересованность и предложили изготовить маски, костюмы, красочно оформили фигурки персонажей по сказке «Колобок».                                                                                Результатом нашей театрализованной деятельности были постановки для родителей и детей ясельной группы по сказкам «Колобок», «Теремок» и «Репка». Чем чаще мы показывали спектакли, тем свободней, эмоциональней, уверенней и активней выступали дети. В играх-драматизациях дети знакомились с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляли их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.                                                В процессе работы над выразительностью слов персонажей, собственных высказываний незаметно активизировался словарь детей, совершенствовалась звуковая культура речи, ее интонационный строй. Я обратила внимание на то, что, исполняя роль, произнося фразы, дети стараются делать это ясно, четко. Постепенно улучшалась диалогическая речь, ее грамматический строй.                                Результаты диагностики развития речи в конце года значительно улучшились: 50 % детей стали с высоким уровнем развития, 35% со средним уровнем, и это очень радует. У 3-х детей остался низкий уровень, хотя и произошли положительные изменения.                                                                Проведенная работа показала, что театрализованная деятельность является важным средством в развитии речи детей. Дети стали активнее общаться друг с другом, расширился словесный запас, ребята могут выразить свою просьбу, правильно задать вопрос. Можно теперь ставить более сложные задачи и реализовывать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(СТАРШАЯ ГРУППА) ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СКАЗКЕ ШАРЛЯ ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА».

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. В нем раскрыта актуальность рассматриваемой темы. В проекте присутствует, как коллективная, так и индивидуальная работа с детьми по теме, а т...

Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Театрализация играет особую роль в жизни ребенка. Дети знакомятся с окружающим миром, выполняют различные игровые задания, которые способствуют интеллектуальному развитию. Ребенок сочувствуе...

Консультация для родителей на тему. Развитие речи детей младшего возраста через театрализованную деятельность.

Нарушение речевого развития детей рассматриваются прежде всего как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная со сверстниками и...

Проект «Развитие речи детей младшего возраста через театрализованную деятельность.

Проект «Развитие речи детей младшего возраста через театрализованную деятельность....

Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность»

Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализов...