Главные вкладки

    Проект «Развитие речи детей младшего возраста через театрализованную деятельность.
    проект (младшая группа) по теме

    Проект «Развитие речи детей младшего возраста через театрализованную деятельность.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt.teatr_.docx31.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    города Нижневартовска детский сад №14 «Солнышко»

       

    Проект

    «Развитие речи детей младшего возраста

    через театрализованную деятельность»

             

    Введение

    Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

    Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.

    Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных образовательных учреждениях. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью.

    Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

    Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это — конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

    В младшем дошкольном возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. И только при благоприятных условиях, ребенок успешно пройдет все стадии речевого развития, которые позволят ему понимать речь, самому свободно общаться со сверстниками и взрослыми.

    В своей  работе для повышения уровня речи детей, я решила  использовать театрализованную деятельность.

    Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности,    приподнятого    настроения,    поэтому  заинтересовать детей театром не сложно.

    Во время театрализованной деятельности дети  лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

    Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения

    (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса),  стимулируют активную речь

    за счёт расширения словарного запаса, совершенствуют артикуляционный аппарат.

    Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка. В процессе театрализованной деятельности дошкольники приобретают не только новые знания, умения и навыки, развивают способности и творчество, но вступают в контакты с детьми из других групп, со взрослыми, что способствует развитию их речевых навыков. Расширение круга общения помогает создать полноценную среду развития, каждому ребенку найти свое, особенное место и одновременно стать полноценным членом сообщества, равноправным партнером взаимодействия.

    Таким образом, была поставлена цель:

    • развитие речи (монологической, диалогической) детей  через театральную деятельность.

    Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:

    • Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности; 
    • Обогащать словарь детей, активизировать его; 
    • Совершенствовать диалогическую речь, её грамотный строй; 
    • Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово;
    • Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.

    Основные направления реализации проекта:

    • театральная игра
    • ритмопластика
    • культура и техника речи
    • основы театральной культуры
    • работа над спектаклем

    Предварительная работа:

    • педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей дошкольного возраста (Приложение № 1);
    • рассматривание иллюстраций к сказкам;
    • чтение сказок и знакомство с литературными произведениями: “Лиса и кувшин”, “Крылатый, лохматый да масляный”, “Вершки и корешки”, “Заяц – хвастун”, “Кто сказал “Мяу?”, “Колобок”, “Теремок” и т.п;
    • знакомство с театральным искусством, с видами театра.

    Обеспечение:

    • дидактические игры;
    • специальная методическая литература;
    • театр разного вида;
    • бросовый материал для изготовления театра;

    Предполагаемые результаты:

    • Активизация словаря детей;
    • Совершенствование звуковой культуры речи, интонационного строя;
    • Развитие диалогической и монологической форм речи;
    • Речевое раскрепощение детей;
    • Умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;
    • Совершенствование навыков общения детей в коллективе;
    • Повышение общей культуры ребёнка;
    • Раскрытие личности каждого ребёнка, его

    творческого потенциала, способностей,

    интересов.

    Этапы проектной деятельности:

    • подготовка атрибутов;
    • организация работы с родителями по изготовлению атрибутов и пособий;
    • классификация театрализованных игр;
    • консультация на тему: “Развитие речи через театрализованную деятельность”
    • разработка картотеки с учетом возрастных особенностей детей;
    • создание эскизов декораций и костюмов к спектаклям;
    • разработка сетки занятий по театрализованной деятельности на учебный год;
    • подведение итогов проделанной работы в рамках проекта, контрольные срезы и анализ результатов диагностического исследования.

    Основная часть

    Практическая работа осуществляется по трём направлениям:

    • Развивающая среда
    • Дети
    • Взрослые

    Первое направление – формирование развивающей среды:

    Создание театрального уголка в группе, включающего в себя:

    • ТСО (магнитофон, ноутбук, аудиозаписи классической и релаксационной музыки, «звуков природы», детские произведения).

    • Наглядные пособия (видеоматериал, репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии, альбомы по теме «Театр»).

    • Детскую художественную, познавательную и методическую литературу.

    • Атрибуты  для  организации  театрализованных  игр  (фланелеграф , ширмы,   костюмы,

    шапочки, маски, разнообразные виды театров: би-ба-бо,  настольный, пальчиковый,     резиновой игрушки, теневой театр и  др.).

    • Дидактические игры  «Волшебный мешочек»,  «Назови одним  словом»,

    «Настроение  Антошки» и др.).

    Второе направление – это работа с детьми:

    В соответствии с разделами «Развиваем речь», «Играем вместе с детьми» программы «Радуга» я составила перспективный план занятий по «Театрализованной деятельности»( Приложение №1), картотеки «речевых игр» и «пальчиковых игр».

    Для более успешной работы подобрала соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, иллюстрации, которые помогают детям закреплять простейшие

    речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке разместила книги-раскладушки, книжки-малышки. В театральном уголке поместила фигурки персонажей знакомых потешек, стихов, сказок, кукольный театр, музыкальные инструменты.

    Все это сразу привлекло внимание детей. Они с интересом и радостью шли в «книжный дом»: рассматривали иллюстрации, рассказывали полюбившиеся потешки, стихи, играли с фигурками из театра.

    Немаловажное значение для развития речи, снятия эмоционального напряжения, зажатости, имеет развитие мелкой моторики рук через «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, улучшают двигательную координацию, помогают преодолевать скованность, повышают общий уровень мышления ребенка. В. дальнейшем, дети, владеющие пальчиковыми играми, лучше подготовлены к письму и чтению.

    Эту работу мы начинали с обычного ежедневного массажа каждого пальчика вначале согревали, растирали, сгибали фаланги, затем переходили на всю ладонь, заставляли работать вялые непослушные пальчики.

    Не у всех детей движения пальцев получались сразу и правильно, но игровой подход, веселые слова помогали им освоить материал, трудности постепенно отходили, дети были довольны своими победами.

    Этот массаж очень эффективно действовал и в период заболеваний гриппом. Так как, воздействуя на аккупунктурные точки рук, мы тонизировали, настраивали весь организм на активную работу, бодрость. В течение длинного зимнего периода наши дети практически не болели.

    Одним из средств для развития движений пальцев и речи детей является «Театр пальчиков». Эта замечательная «палочка-выручалочка» помогала в моей работе, где мы шли от простого к сложному.

    Начиная с простейших стихов, потешек «Эта ручка – правая, эта ручка – левая», «Посмотри: моя ладошка, как веселая гармошка», «Семья», «Пальчики в лесу», которые я читала и показывала, играя со своими пальцами, а дети повторяли движения, переходили к более сложным, требующих от малыша внимания, терпения и старания: «Мышка лапками скребет», «Капустка», «Апельсин», «Вот кудрявая овечка, шерстка белая в колечках».

    Любимые детьми сказки «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Три поросёнка» я показывала в разных вариантах театра: настольный –  плоскостной и объемный, фланелеграф, пальчиковый, би-ба-бо. После неоднократного показа, бесед я предложила детям совместный показ сказок, на что они откликнулись с большим интересом и желанием. Учились передвигать фигурки, управлять куклами, произносить монологи, вступать в диалог между персонажами.

    Особое место в играх-драматизациях я отводила небольшим этюдам, в которых сама показывала образы героев, например, лисы: хитрая, красивая, говорит ласково, ходит плавно, не спеша. И так каждый персонаж сказки я показывала и проговаривала. Такая предварительная работа позволила детям накопить свой опыт о характере, образе сказочных героев.

    При работе с детьми использовались так же  следующие методы:

    • музыкально-ритмическая разминка;
    • дыхательная и речевая гимнастика;
    • литературно-художественная практика

    (связная речь);

    • игры, минута шалости, физическая минутка;

    театрализованная деятельность.

    Творчество детей в театрально-игровой деятельности

    • продуктивное

    сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета

    • исполнительское (речевое, двигательное)

    актёрские способности

    • оформительское (декорации, костюмы и т.д.)

    Музыкально-ритмическая разминка

    включает в себя ритмические, музыкально-ритмические игры  и упражнения, которые:

    1. развивают двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость);

    2. развивают пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции и др.);

    3. развивают воображение ( способности к пластической импровизации).

    Дыхательная и речевая гимнастика

    Помогает детям при помощи игр и упражнений сформировать правильное чёткое произношение (дыхание, артикуляция).

    Связная речь

    В литературно-художественной практике дети учатся передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение и т.д.), а также развивать воображение, умение представлять то, о чем идёт речь, расширить словарный запас, сделать речь ярче, образнее.

    Непосредственная образовательная театрализованная деятельность включает в себя:

    — просмотр спектаклей и беседы по ним;
    — подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

    —упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

    — отдельные упражнения по этике;
    — упражнения в целях социально-эмоционального развития детей;

    — игры-драматизации.

    При работе с детьми очень помогают самостоятельно созданные презентации (для показа на ноутбуке или проекторе и для показа на интерактивной доске)

    Третье направление – взрослые:

    Работа с родителями и специалистами ДОУ. Она включает в себя:

    • совместное посещение театров семьями;
    • выставка театров разного вида; Организация  работы по изготовлению

    атрибутов и пособий;

    • Создание эскизов декораций и костюмов к спектаклям;
    • совместное выступление детей и их родителей.

    Используемые источники:

    1.   Панникова Е. Б. «Формирование речевого творчества дошкольников» М., 2008 г.

    2. Чурилова Э. Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников» М., Владос 2004 г.

    3. Методическое пособие «Развитие игровой активности дошкольников» М., ТЦ «Сфера» 2010г.

    4. Шорохова О. А. «Речевое развитие ребенка: Анализ программ дошкольного образования» М., ТЦ «Сфера» 2009г.

    5 Алябьева Е. А. «Нравственно – этические беседы и игры с дошкольниками» М., 2004г.

    6    Аруманова А. Г. «Истоки диалога» М., Мозаика – синтез 2005г.

    7   Петрова Г. И. «Театральные игры в детском саду» М., 2000г.

    8   Степанова О. А. «Развитие игровой деятельности» ТЦ «Сфера» М., 2009г.

    9  . Эльконин «Развитие речи в дошкольном возрасте»М., 1989г.

    10. Юдина Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада («Дошкольное воспитание» №9, 1999г.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Развитие речи детей с помощью театрализованной деятельности»

    Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в...

    Проект Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр в рамках семейного клуба

    Проект "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр в рамках семейного клуба" разработан для развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дид...

    Конспект занятия по развитию речи детей с элементами театрализованной деятельности "В гости к сказке "Теремок"

    В жизни ребёнка немаловажную роль играют сказки. Малыш постоянно просит почитать их, рассказать, послушать аудиозапись. Ребёнок ещё и ещё раз хочет услышать про своих любимых героев, часто подражает и...

    Проект "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности". Творческое название «Мы играем и поём».

    Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. Театр – это не просто игра, театр &ndash...