КУРСОВОЙ ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР»
проект по развитию речи (младшая группа)

Развитие речи детей посредством театрализованных игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_chrio.doc222 КБ

Предварительный просмотр:

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

ТЕМА:

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР»

                                                                   Выполнила:

Горшкова Валентина Макаровна


Содержание

1.Введение.        3

1.1. Паспорт проекта.        3

1.2.Актуальность.        5

1.3. Концептуализация проекта.        7

1.3.1 Анализ внешней среды        7

1.3.2. Анализ внутренней среды.        7

1.4. Проблематика        8

2. Основная часть.        11

2.1. Целеполагание        11

2.2 Задачи проекта:        11

2.3. Ожидаемые результаты:        11

2.4 .Ресурсы обеспечения проекта.        11

2.5. Этапы реализации проекта.        12

2.6. Реализация проекта.        14

3. Мониторинг проекта.        21

3.1. Модуль мониторинга.        21

3.2. Диагностика по развитию речи        22

Заключение        27

Литература        28


1.Введение.

1.1. Паспорт проекта.

Тема проекта

Развитие речи детей младшего возраста  посредством театрализованных игр        

Автор проекта

Горшкова Валентина Макаровна

Место реализации проекта

Младшая группа «Полянка» «МБДОУ Детский сад №179» г. Чебоксары.

Проблема проекта

Каковы педагогические условия развития речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр?

Цель и основные задачи проекта

ЦЕЛЬ: Развитие речи детей посредством театрализованных игр.

ЗАДАЧИ:

  1. Определить  речевое развитие детей.
  2. Создать предметно - развивающую среду в группе для организации театрализованных игр.
  3. Составить перспективный план работы по организации театрализованных игр в течение учебного года согласно программным требованиям.
  4. Организовать систематические театрализованные игры в разных видах деятельности детей с учётом их последовательного усложнения.
  5. Выявить изменения в развитии речи детей в конце года.
  6. Продолжать работу во второй младшей группе.

Сроки реализации проекта

с 1 сентября 2016 года по 31 мая 2017 года.

Участники проекта

Дети  младшей группы, воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре.

Ожидаемые результаты

  1. Сформируется интерес к театрализованным играм; активизируется желание ребёнка включиться в них, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, воспитанники овладеют устойчивыми навыками зачина и концовки театрализованных игр.
  2. Разовьётся правильное произношение звуков, слов, словосочетаний и предложений. Дети научатся отвечать на вопросы и овладеют навыками диалогической речи.
  3. Повысится заинтересованность родителей в речевом развитии ребёнка.


1.2.Актуальность.

Игра – это огромное светлое окно,      через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток  представлений, понятий об окружающем мире.

                                                  В.А. Сухомлинский

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки, этюды, игровые сюжеты и др.). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменённые детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребёнка во многом предопределена текстом произведения.

        В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое.  

Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьсв, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.). Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

        Вместе с тем ныне в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно в силу существующих на практике трудностей:

  1. Недостаток учебного времени, загруженность воспитателя.
  2. Недопонимание значения театрализованной деятельности для развития ребёнка-дошкольника.
  3. Бессистемность и поверхностное ознакомление с театром в детском саду и в семье.
  4. Театрально-игровая деятельность характеризует примитивность и «свёрнутость» импровизации, бедность исполнения для создания образа средств выразительности и др.

Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении  может быть разрешено  при условии разработки специально запланированной деятельности педагога, интегрирование театрализованных игр с другими видами деятельности. Это позволит заинтересовать детей и сделать любое занятие или игру интересным для малыша, а главное – ребёнок сам участвует в этом интересном мероприятии, сначала как зритель, а затем как герой или персонаж. Действуя от лица героя, он незаметно для себя становится активным участником разговора между героями, озвучивает их желания, поступки, включается в диалог с другими персонажами. Постепенно  и ненавязчиво ребёнок шаг за шагом овладевает навыками общения и построения сложных речевых конструкций через близкий ему мир  театрализованной игры.

Таким образом, игра должна являться школой такой деятельности, в которой подчинение необходимости выступает не как навязанное  извне, а как отвечающее собственной инициативе ребёнка, как желанное. А тщательно продуманная организация педагогом театрализованных игр способствует созданию благоприятной обстановки для творческого поиска воспитанников и овладению ими достаточно сложными навыками творческой деятельности, в том числе и речевого развития.


1.3. Концептуализация проекта.

1.3.1 Анализ внешней среды

Положительные факторы

Отрицательные факторы

Опора педагогической деятельности на Конвенцию о правах ребёнка; всеобщую декларацию прав человека; всемирную декларацию об обеспечении выживания защиты и развития детей.

Социальная незащищенность населения, как фактор увеличения материальных проблем в семье

Социальный заказ общества ориентирован на развитие гармонически развитой, творческой личности

Отсутствие в микрорайоне Привокзальный театров, домов культуры

На телевидении показываются детские передачи с использованием театрализованных игр

Дети воспринимают данные передачи как зрители, а не как активные участники, разговаривающие с персонажами или от лица персонажей

В городе имеются:

  • Кукольный театр;
  • Русский драматический театр;
  • Чувашский драматический театр;
  • Филармония;
  • Театр оперы и балета;
  • Художественный театр;
  • Театр юного зрителя.

Отсутствие свободного времени у родителей и  материальные возможности не всегда позволяют систематически посещать театрализованные представления в театрах

1.3.2. Анализ внутренней среды.


    Работа с детьми проходит на базе МБДОУ «Детский сад №179» в  младшей группе « Полянка».

     Воспитатель Горшкова Валентина Макаровна, образование высшее педагогическое, стаж работы 33 года .

     Работая по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014, изучив задачи по развитию речи детей младшего дошкольного возраста, нами было выявлено неблагополучное речевое развитие у большинства детей. Их можно разделить на две группы:

    1. Дети, которые говорят отдельными словами;

    2. Дети, которые говорят фразами, но их речь невнятная и с грамматическими ошибками.

И лишь несколько детей имеют речь, соответствующие нормам программы воспитания и обучения.

Это связано загруженностью родителей проблемами материального характера; невнимательное отношение некоторых родителей ребенка к его речи.

Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и постоянном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.

Что же следует сделать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно,  вовремя, чтобы малыш рос существом социальным?

Необходимо обратить внимание родителей на важность данной проблемы, на то, что работа по развитию речи у детей должна проводиться особенно серьезно и настойчиво.

Педагогические условия, созданные в детском саду, позволяют обеспечить социально-эмоциональное становление личности ребенка.

Опираясь на проблему, анализ внешней и внутренней среды, требования и условия организации театрализованных игр с дошкольниками мной было определено направление своей работы «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр».

Так как игра наиболее доступный дошкольнику и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций, а театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством речевого развития детей, я решила выбрать театрализованную игру ведущим и проследить её влияние на развитие речи детей своей группы.

1.4. Проблематика

ПРОБЛЕМА: Развитие речи – очень важный раздел во всех дошкольных образовательных программах. Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и интонационно выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребёнка.

При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня развития речи. Хотя дети знают много, быстро решают логические задачи – их речь бедная, не выразительная, не эмоциональная. Часто они затрудняются в выражении своих мыслей, отвечают на вопросы односложными предложениями, мало в речи используют прилагательные, глаголы, сравнения.

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада.

        Вместе с тем ныне в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры, в частности для речевого развития  воспитанников, используется недостаточно.

Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении  выявило наличие проблемы: каковы педагогические условия развития речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр?

Сильные стороны

Слабые стороны

В ДОУ создана материально-техническая база, имеется методическое обеспечение

Отсутствие в сетке занятий специально организованных занятий по театрализованной деятельности создаёт необходимость интеграции разных видов деятельности

Проводятся развлечения, праздники, утренники в соответствии с годовым планом работы ДОУ

Недостаточное включение детей в театрализованные игры

В детский сад приезжают артисты с различными детскими постановками

В силу возраста  и низкой  речевой активности дети не могут участвовать в постановках, как старшие воспитанники

 Невнимательное отношение  некоторых родителей ребёнка к его речи

Недостаточная включённость взрослых членов семьи в события детской жизни  в ДОУ

Благоприятные  возможности

Угрозы, риски, ограничения

Достаточное количество художественной, методической литературы и пособий по развитию речи дошкольного возраста

Отсутствие детей по разным причинам;

Методики доступны и разрешены в работе с детьми дошкольного возраста

Нежелание родителей заниматься с детьми из-за нехватки времени

Заинтересованность родителей заниматься с детьми по развитию речи посредством театрализованных игр;

Малое использование театрализованных игр в жизни детей;


2. Основная часть.

2.1. Целеполагание

ЦЕЛЬ: Развитие речи детей посредством театрализованных игр.

2.2 Задачи проекта:

ЗАДАЧИ:

  1. Определить  речевое развитие детей.
  2. Создать предметно - развивающую среду в группе для организации театрализованных игр.
  3. Составить перспективный план работы по организации театрализованных игр в течение учебного года согласно программным требованиям.
  4. Организовать систематические театрализованные игры в разных видах деятельности детей с учётом их последовательного усложнения.
  5. Выявить изменения в развитии речи детей в конце года.
  6. Продолжать работу во второй младшей группе.

2.3. Ожидаемые результаты:

  1. Сформируется интерес к театрализованным играм; активизируется желание ребёнка включиться в них, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, воспитанники овладеют устойчивыми навыками зачина и концовки театрализованных игр.
  2. Разовьётся правильное произношение звуков, слов, словосочетаний и предложений. Дети научатся отвечать на вопросы и овладеют навыками диалогической речи.
  3. Повысится заинтересованность родителей в речевом развитии ребёнка.

2.4 .Ресурсы обеспечения проекта.

Программно-методическое обеспечение

  1. ФГОС дошкольного образования от 27 октября 2013г. №1155
  2. Григорьева Г.Г.  и др. «Кроха». – Н. Новгород, 1996.
  3. Гербова В. В.  Развитие речи в детском саду: Младшая группа / В.В. Гербова. –  М, 2015.
  4. Г.М. Лямина. «Развитие речи ребёнка раннего возраста». – М., 2006.
  5. О.С. Рудик. «Развитие речи детей 2-4 лет в свободной деятельности». – М., 2009.
  6. А. И. Максаков. «Развитие правильной речи в семье». – М., 2005.
  7. Н. Ф. Губанова. «Развитие игровой деятельности». – М., 2008.
  8. Е. В. Мигунова «Театральная педагогика в детском саду». – М., 2009.
  9.  А. А. Забалуев. Интерактивные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

        

Материально-техническая база

  1. Наглядные материалы;
  2. Художественная литература;
  3. Настольный театр;
  4. Теневой театр;  
  5. Пальчиковый театр;
  6. Театр Бибабо;
  7. Маски и костюмы;
  8. Дидактический материал.

Кадры

     1.Воспитатели;

     2.Педагог-психолог;

     3.Музыкальный руководитель;

     4.Инструктор по физкультуре.

2.5. Этапы реализации проекта.

№ п/п

Название этапа

Сроки

Задачи

Подготовительный

сентябрь-октябрь 2016 года

  • Изучить  передовой  педагогический  опыт, подобрать  методическую  литературу;
  • Составить перспективный план работы по проекту
  • Оснастить предметно-развивающую среду необходимыми атрибутами для театрализованных игр
  • Выявить уровень развития речи детей при поступлении в ДОУ в начале года

Практический

ноябрь 2016 года - апрель 2017года

  • Развивать речь детей посредством использования  театрализованных игр в разных видах деятельности
  • Пополнять предметно-развивающую среду атрибутами для театрализованных игр
  • Вовлекать родителей воспитанников в организацию театрализованных  игр  с целью развития речи детей

Заключительный

май

2017года

  • Выявить количественные и  качественные изменения в развитии речи воспитанников через мониторинг
  • Обобщить опыт работы по развитию речи воспитанников через использование театрализованных игр
  • Защита проекта

2.6. Реализация проекта.

МЕРОПРИЯТИЯ I ЭТАПА( подготовительный )

Сентябрь - октябрь 2016 года

РАБОТА С ДЕТЬМИ

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

ИЗУЧЕНИЕ

  • посещение на дому с целью просмотра условий воспитания и развития ребёнка;
  • изучение методической литературы для работы с детьми.
  • выставка литературы по организации театрализованных игр с детьми;
  • изучение материала для родительских собраний и консультаций в разных формах: доклады, информационный стенд, буклеты и др.

ДИАГНОСТИКА

  • изучение литературы по вопросам диагностики детей;
  • мониторинг речевого развития воспитанников.
  • проведения анкетирования.

РАЗРАБОТКИ

  • перспективное планирование;
  • интегрирование театрализованных игр с другими видами деятельности и разработка конспектов.
  • разработка анкеты для родителей.

ОСНАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ

  • изготовление атрибутов для театрализованных игр:

пальчиковые игры, куклы бибабо, маски на ленточках,

маски на голову, костюмы, плоскостной театр, вязанные наручные куклы, сшитые наручные куклы, ширмы разной конфигурации

  • приобретение готовых атрибутов для театрализованных игр,

маски-костюмы разных животных, тематические мягкие игрушки, готовые наручные куклы для театрализованных игр

  • помощь в подготовке игрового материала

МЕРОПРИЯТИЯ II ЭТАПА С ДЕТЬМИ  (деятельный)

Ноябрь 2016 года - апрель 2017года

Сроки

Мероприятия

Задачи

Ноябрь

Настольный театр «Курочка Ряба»

Дидактическая игра :Кто прячется в сказке?»

Обучать эмоционально откликаться на воображаемые событие; передавать содержание сказки словами и действиями; учить детей свободно употреблять слова, обозначающие действия и качество предметов; Поддерживать инициативу и активность в игре.

Развивать мелкую моторику рук.

Артикуляционная гимнастика.

Занятие по развитию речи «Из какой сказки» с элементами театрализованной деятельности.

Формировать  навыки правильного звукопроизношения, умения управлять органами артикуляционного аппарата. Слышать себя и окружающих. Учить узнавать животных и людей. Уточнять и закреплять произношение звуков.

Упражнение для закрепления звуков раннего онтогенеза «Мы шагаем по мосту», «Машины»

Закреплять или вызвать звуки раннего онтогенеза, вызывая их правильное произношение с активной артикуляцией.

Рассказ сказки «Теремок» (иллюстрации)

Познакомить с персонажами. Вызвать интерес и желание запоминать сюжет.

Пересказ сказки «Теремок»

Развивать умение последовательно и выразительно пересказывать сказку. Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жествами, телодвижениями

Дидактическая игра «Косолапый приходил, теремочек развалил – угадай героя сказки».

Драматизация сказки «Теремок»

Учить узнавать героя по характерным признакам. Совершенствовать умение передавать образы героев. Формировать дружеские отношения.

Декабрь

Интонационные упражнения. Беседа о том, что такое интонация.

Вспомнить стихи А.Барто «Наша Таня», «Мишка косолапый», «Зайка».

Обратить внимание детей на интонационную выразительность речи. Развивать интонационный строй речи у детей. Упражнять в проговаривании фраз с различной интонацией.

Разучивание скороговорки: мед медведь в лесу нашел, мало меду, много пчел.

Игра «Машина - кабина»

Погружать  детей в сказочную ситуацию, отрабатывать дикцию проговариванием скороговорок.

Декабрь

Игра «Едем на поезде». Введение понятия «рифма». Дидактическая игра «Придумай рифму».

Развивать у детей дикцию. Пополнить словарный  запас детей новым понятием «рифма». Упражнять в придумывании рифмы.

«Мы идем в волшебный лес, полон сказок и чудес»

Вызвать желание имитировать характерные действия персонажей (зайцы прыгают, шевелят ушами, птички летают). Способствовать эмоциональному развитию детей.

Знакомство со сказкой В. Сутеева «Кораблик». Сочинение продолжения сказки.

Развивать у детей творческое воображение. Учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета. Совершенствовать навык групповой работы.

Пантомимическая игра «Угадай героя». Драматизация сказки В. Сутеева «Кораблик»

Развивать у детей творческое воображение. Учить выразительно передавать характерные особенности героев сказки. Развивать самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе.

Январь

Рассматривание сюжетных картинок. Упражнение «Изобрази эмоцию»

Учить распознавать эмоциональные отношения по мимике «радость», «грусть», «страх», «злость». Учить детей подбирать нужную графическую карточку с эмоциями в конкретной ситуации и изображать соответствующую мимику у себя на лице. Совершенствовать умение детей связно и логично излагать свои мыли.

Знакомство с пиктограммами, изображающими радость, грусть, страх, злость. Этюды на изображение этих эмоций.

Совершенствовать умение изображать ту или иную эмоцию  закрепить умение детей логично, связно излагать мысли.

Рассматривание графичеких карточек. Игра «Угадай эмоцию», «Испорченный телефон»

Учить распознавать эмоции радости, грусти, страха, злости по мимике и интонации голоса. Упражнять детей в изображении этих эмоций, используя жесты, движения, голос. Обогащать и активизировать словарный запас по теме.

Знакомство со сказкой К. Чуковского «Айболит и воробей»

Помочь детям понять и осмыслить настроение героев сказки. Закрепить умение распознавать эмоциональные состояния по различным признакам. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными способами.

Февраль

 Слушание песни М. Танича, В. Шаинского «Если с другом вышел в путь». Беседа о друге. Повторение и слушание сказки К. Чуковского «Айболит и воробей»

Воспитывать у дтей эмпатию. Совершенствовать умение передавать настроение персонажей сказки,. Закреплять умение последовательно излагать мысли.

Чтение стихотворения о друге. Игра-загадка «Зеркало».

Помочь детям понять взаимозависимость людей и их необходимость друг другу. Совершенствовать умение понятно выражать свои чувства и понимать переживание других.

Отгадывание загадок. Ряжение в костюмы. Драматизация сказки «Айболит и воробей»

Совершенствовать умение драматизировать сказку, выразительно передавая образы героев. Развивать социальные навыки общения.

Март

Слушание русской народной сказки «У страха глаза велики». Беседа по сказке. Изображение эмоции страха. Рассказы детей из личного опыта.

Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку. Продолжать развивать умение различать основные человеческие эмоции. Продолжать учить грамотно отвечать на вопросы по содержанию сказки.

Беседа по сказке «У страха глаза вели». Пантомимическая игра «Изобрази героя»

Совершенствовать умение изображать героев. Продолжать учить детей давать характеристики персонажам сказки. Закрепить умение распознавать основные человеческие эмоции.

Драматизация сазки «У страха глаза велики». Распределение ролей. Ряжение в костюмы.

Совершенствовать выразительность мимики, жестов и голоса при драматизации сказки. Учить детей бесконфликтно распределять роли, уступая друг другу или находить другие варианты.

Рассматривание картин из серии «Что такое хорошо и что такое плохо»,  беседа по ним. Знакомство со сказкой «Как поссорилось солнце и луна». Игра «Найди и покажи эмоцию».

Показать детям как легко могут возникнуть конфликтные ситуации. Учить находить выход их конфликтных ситуаций. Закрепить умение различать и изображать злость. Совершенствовать умение детей логично и связно излагать свои мысли.

Апрель

Беседа о злости. Рассказывание детьми сказки «Как поссорились Солнце и Луна»

Закрепить умение детей узнавать и изображать злость. Совершенствовать свои умения в роли рассказчика сказки. Воспитывать у детей чувство осознанной необходимости друг в друге, понимания, взаимопомощи, дружбы.

Драматизация сказки «Как поссорились Солнце и Луна». Распределение ролей, ряжение.

Закрепить умение детей бесконфликтно общаться в ходе подготовки к драматизации сказки. Совершенствовать исполнительское мастерство, выразительность в передаче образов героев.

Драматизация любимой сказки (по желанию детей)

Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок.

МЕРОПРИЯТИЯ II ЭТАПА С РОДИТЕЛЯМИ   (деятельный)

Сроки

Мероприятия

Задачи

Ноябрь

Консультация  «Мягкие игрушки»

-дать представление родителям о том, что такое игрушка;
- показать значимость игрушки в жизни ребенка;
- познакомить с видами игрушек и предъявляемыми к ним требованиями;
- дать рекомендации о подборе игрушек.

Декабрь

Беседа «Какие сказки любят ваши дети»

 Установление сотрудничества между семьями и образовательным учреждением;

Формировать  интерес у родителей   к русским  народным сказкам и сказкам других народов.

Январь

Анкетирование «Игровой уголок дома»

 Выявить условия для развития игровой деятельности в семье

Февраль

Конкурс «Игрушки для театра»

Консультация «Волшебный мир домашнего театра»

Пополнять предметно-развивающую среду атрибутами для театрализованных игр;

Вовлекать родителей воспитанников в организацию театрализованных  игр дома  с целью развития речи детей

Март

Творческая мастерская «Очень умелые ручки»

Пополнять предметно-развивающую среду атрибутами для театрализованных игр;

Вовлекать родителей воспитанников в организацию театрализованных  игр  с целью развития речи детей

Апрель

Памятка для родителей по обучению связной речи.

Оказать  помощь родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи.

МЕРОПРИЯТИЯ III ЭТАПА(заключительный)

Май 2017

РАБОТА С ДЕТЬМИ

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

  • мониторинг речевого развития воспитанников, количественный и качественный анализ развития речи детей в течении года;
  • обобщение результатов работы, формулировка выводов и определение перспективы работы с воспитанниками;
  • оформление фотогалереи «Играем в театр»
  • открытое занятие для родителей по использованию театрализованных игр в речевом развитии воспитанников;
  • презентация фотогалереи  «Играем в театр» по использованию театрализованных игр в работе с детьми;
  • круглый стол;
  • презентация в виде выставки литературы и атрибутов для организации  театрализованных игр, собранных за период работы;
  • составление методической разработки для педагогов и родителей «История создания одного театра».


3. Мониторинг проекта.

3.1. Модуль мониторинга.

Цель мониторинга

Выявление эффективности театрализованных игр  в становлении речи детей младшего возраста

Направление

Мониторинг

Цели и задачи

1. Выявить факторы, стимулирующие речь детей;

2. Проследить динамику овладения речью;

3. Определить эффективные педагогические приёмы воспитательной деятельности.

Объект

Развитие речи

Предмет

Театрализованные игры и упражнения

Субъект

Участники воспитательного процесса: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре

Пользователи

Педагогические работники

Методы

Опрос, наблюдение, анализ

Инструменты

Анкеты, беседы, аналитический отчёт, включающий график и диаграммы

Документальная основа

Таблицы, аналитические  справки

Форма презентации

Выступление на семинарах, педсоветах, родительских собраниях

3.2. Диагностика по развитию речи

Для диагностики детей использовался диагностический инструментарий  по  программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

 I. Словарный запас ребенка.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Дидактическая игра «Назови, что покажу».

Материал: предметные картинки с изображением посуды, одежды.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель показывает ребенку картинки и просит их назвать.

- А теперь назови все предметы одним словом (воспитатель показывает предметы посуды).

- Что это?

Затем показывает картинки предметов одежды и просит назвать одним словом.

- Что это?

Затем воспитатель предлагает показать части предметов.

Например:

- Покажи носик у чайника.

- Покажи крышку.

- Что есть у платья? (Рукава, воротник, карманы, пуговицы.)

И т.п.

2. Дидактическое упражнение «Каждой вещи свое место».

Материал: предметные (мелкие) картинки с изображением одежды, обуви, фруктов, овощей, птиц. Крупные картинки с изображением шкафа, обувной полочки, вешалки для головных уборов, дороги, корзинки, грядки, деревьев.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинки и поместить каждую картинку на свое место.

Инструкция.

«Сложи всю одежду в шкаф».

«Поставь обувь на полочку».

«Повесь головные уборы на вешалку».

«Расставь посуду на столе».

«Помести мебель в комнату».

«Расположи машины на дороге».

«Положи фрукты в корзину».

«Посади овощи на грядку».

«Посади птиц на деревья».

3. Дидактическая игра «Когда это бывает?».

Показ сюжетных картинок с изображением частей суток.

Воспитатель просит ребенка показать, где день, а где ночь.

Вопросы:

- Когда мы играем?

- Когда мы кушаем?

- Что мы делаем ночью?

Критерии оценки

1 балл - допускает ошибки в назывании предметов. Не различает существенные детали и части предметов. Путает названия частей суток.

2 балла - все предметы называет правильно, определяя назначение предмета, но не называет обобщающего слова. Правильно различает и называет контрастные части суток с помощью наводящих вопросов.

3 балла - все предметы называет правильно, определяет назначение предмета; понимает, различает и называет существенные детали и части предметов. Знает обобщающее слово. Различает и называет части суток.

II. Уровень сформированности грамматической стороны речи.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Дидактическая игра «Чего не стало?».

Материал: предметные картинки.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель предлагает рассмотреть и запомнить ряд из 3-4 картинок. После чего воспитатель предлагает ребенку закрыть глаза, чтобы убрать одну из картинок. Ребенок должен ответить на вопрос: «Чего не стало?»

2. Упражнение «Прятки». 

Материал: мелкая игрушка.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель прячет игрушку и просит назвать место, куда спрятал игрушку.

Например: в шкаф, за спину и т. д.

3. Дидактическая игра «Кто это?».

Материал: предметные картинки с изображением одного и нескольких животных и их детенышей.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель показывает картинки и задает вопрос: Кто это?

Утка - утенок - утята.

Заяц - зайчонок - зайчата.

Критерии оценки

1 балл - не справляется с заданиями. - Допускает большое количество ошибок даже при активной помощи взрослых .

2 балла - ребенок правильно употребляет в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей. Неверно употребляет в речи существительные множественного числа в родительном падеже. Путает пространственные предлоги.

3 балла - ребенок правильно употребляет в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей, и форму множественного числа в родительном падеже. Понимает предлоги в, под, на, за, около. 

III. Уровень развития связной речи.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Беседа по сюжетной картинке.

Материал: любая сюжетная картинка (например, играющие дети).

Содержание диагностического задания:

Например:

- Посмотри, Мишутка нарисовал картинку.

- Тебе она нравится?

- Кто нарисован на картинке?

- Что делают дети?

И т. д.

2. Инсценировка русских народных сказок «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба».

Педагог, предлагает участвовать в драматизации сказок, используя фигурки настольного театра.

Критерии оценки

1 балл - на вопросы отвечает с помощью жестов или одним словом. Затрудняется в инсценировке сказки. Ребенок договаривает за взрослым отдельные слова.

Воспитатель. Жили-были дед и ...

Ребёнок. Баба.

Воспитатель. И была у них курочка ...

Ребёнок. Ряба.

2 балла - в речи ребенка преимущественно простые предложения из 2-3 слов.

Инсценирует отрывки из знакомых сказок с незначительной помощью взрослого, соблюдая логичность и последовательность.

Воспитатель. Жили-были ...

Ребёнок. Дед и баба.

Воспитатель. И была у них ...

Ребёнок. Курочка Ряба.

3 балла - самостоятельно отвечает на все вопросы, пользуется простыми нераспространенными предложениями и предложениями с однородными членами. Инсценирует отрывки из знакомых сказок, соблюдая логичность и последовательность, передаёт содержание текста.

Высокий уровень - 8-9 баллов.

Средний уровень - 6-7 баллов.

Низкий уровень - 3-5 баллов.

   

Для определения уровня речевого развития воспитанников на начало года нами совместно с психологом проводилось наблюдение за речевым развитием детей. Основываясь на показателях оптимального развития речи детей от 1-3 лет (по Н.М.Аксариной и Н.Ф. Ладыгиной) детей после наблюдения разделили на три группы по уровню овладения речью.

К первой группе относились дети с показателями выше среднего уровня овладения речью (11%). Для детей данного уровня развития было характерно использование в речи связанных предложений состоящих из нескольких слов, большой словарный запас (700-900 слов),  умение строить диалог с взрослым, чётко понимать вопрос и отвечать на него, умение рассказывать стихи, легко включаться в беседу со взрослым, иногда со сверстниками.

Ко второй группе относились дети со средним уровнем овладения речью (33%). Для этих детей было характерно использование словосочетаний из двух-трёх слов в речи, словарный запас примерно 300-500 слов, общение со взрослым по желанию («хочу буду говорить, хочу буду молчать»), ответы на вопросы в основном типа да или нет, иногда просто молчание.

К третей группе мы отнесли детей с низким уровнем овладения речью (56%). Эти дети практически не разговаривали. В речи преобладали просто отдельные слова (мама, папа, дай, айда, мяу и т.д.) На вопросы взрослого дети практически не отвечали, имели очень маленький словарный запас  примерно 100-200 слов.

Анализ результатов диагностики  в конце года показал положительную динамику в речевом развитии детей первой младшей группы. Если показатели выше среднего уровня овладением речью в начале года были 11%, то к концу года дети с данным уровнем овладения речью составили 22%. Увеличились показатели и детей  со средним уровнем развития. Если в начале года таких детей было 33%, то в конце года их количество составило 67%. Сильные изменения произошли в показателях детей с низким уровнем владения речью. Если в начале года их было 56%, то к концу года их осталось 11%.

Кроме количественных, произошли и качественные изменения. К примеру, возьмём Вику Павлову. Этот ребёнок совершенно не разговаривал при поступлении в детский сад. К концу года, она поднялась на средний уровень по развитию речи, стала очень общительной, у неё обогатился и увеличился словарный запас, она овладела не просто обыгрыванием игрушек, но и умением вести диалог между персонажами. Однако необходимо работать с ней над интонацией и звуковой культурой речи (дикцией, артикуляцией) посредством специальных этюдов, речевых упражнений.

Пример 2. Владимир Алексеев. Он при поступлении в детский сад хорошо владел речью, был очень общительным, имел достаточно большой словарный запас. К концу года его речь очень преобразилась в плане дикции. Он стал чётко произносить звуки, хорошо выговаривать слова, овладел ведением диалога в сопровождении с действиями. С ним необходимо дальше развивать речевые навыки, используя индивидуальные задания для обыгрывания театрализованных кукол, совершенствовать звуковую культуру речи.

В дальнейшем необходимо с детьми продолжать работу по совершенствованию звуковой культуры речи, грамматическому строю речи посредством театрализованных игр более сложного сюжета.


Заключение

           Результат проделанной работы показал,  что театрализованные игры в развитии речи  детей  имеют  большое значение.

В ходе данного исследования был обобщен опыт работы педагогов по развитию театрализованной деятельности   у детей, определена основная методика работы в этом направлении с целью дальнейшего применения ее в своей практике и достижения качественных результатов в работе по развитию речи у детей.

Использование театрализованных игр играет положительную роль в обучении детей, что позволяет:

- регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей;

- совершенствовать внимание и память, психологические процессы,  тесно связанные с речью;

          -  стимулировать  активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствовать артикуляционный аппарат;

- овладевать  более сложными речевыми навыками через занимательный мир театрализованных игр;

          - развивать    навыки самостоятельной организации театрализованных игр.

         Благодаря  театрализованным играм у детей развивается эмоциональная сфера, расширяется и обогащается опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях.

         Итак, систематически используя  театрализованные, развивающие игры и упражнения, можно улучшить степень речевого развития детей.

 Литература

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 304 с.
  2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.:ТЦ Сфера, 2006.- с. 128.
  3. Бутарина Е. Г. Как мы играем : Учебно - наглядное пособие. М.2009.
  4. Вераксы Н.Е., Вераксы А.Н. «Проектная деятельность в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  5. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада: Планы занятий. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-синтез, 2010.
  6. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 2-3 лет: Наглядно-дидактическое пособие.— М.: Мозаика-Синтез -2010.
  7. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 2-4 лет: Раздаточный материал. - М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.
  8. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-синтез, 2010.
  9.  Затулина Г. Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (1 младшая группа): Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Центр педагогического образования, 2009.
  10.  Мигунова Е.В.  «Театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации. М. «Творческий центр», 2009.
  11.  Книга для чтения в детском саду и дома: 2-4 года: Пособие для воспитателей детского сада и родителей  / сост. В. В. Гербова и др. – М.: Оникс, 2011.
  12.  Шорохова О. А. «Играем в сказку», М. «Творческий центр» 2011.

ЛЛ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект « Развитие связной речи детей старшего возраста посредством инновационных и развивающих технологий»

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходи...

Педагогический проект «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Почему театральная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей?Потому, что театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный а...

Проект "Развитие речи детей старшего возраста посредством театрализованной деятельности"

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на дальнейшем развитии и обучении детей. А театрализованная деятельн...

Проект «Развитие речевой активности детей младшего возраста посредством сказок»

В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу  и тот факт, что поступающие  дети  в детский сад имеют ограниченный  слова...

Проект: «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Задачи:1.Обучать строить диалог;  повысить речевую активность средствами театрализованной деятельности.2.Развивать речевые контакты ребёнка со взрослыми и детьми.3.Воспитывать культуру речи при п...

Проект «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Формирование и совершенствование диалогической речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности....