Технология развития речи детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности (из опыта работы)
методическая разработка на тему

Семирякова Елена Геннадьевна

Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Именно поэтому как составную часть готовности к школе исследователи выделяют интеллектуальную готовность, которая включает достаточно высокий уровень развития познавательной деятельности и мыслительных операций. Не случайно и в «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» большое внимание обращается на развитие мышления детей, поощрение познавательной инициативы ребенка, детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений, уважительное к ним отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_mama_na_sayt.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    Семирякова Е.Г., старший воспитатель

                                                  НДОУ «Детский сад №150 ОАО «РЖД»

                                                                                                    ст.Троицк

Технология развития речи детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности

(из опыта работы)

Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Именно поэтому как составную часть готовности к школе исследователи выделяют интеллектуальную готовность, которая включает достаточно высокий уровень развития познавательной деятельности и мыслительных операций. Не случайно и в «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» большое внимание обращается на развитие мышления детей, поощрение познавательной инициативы ребенка, детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений, уважительное к ним отношений.

Актуальность проблемы заключается в важности своевременного развития исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Проблема развития речи в познавательно-исследовательской деятельности сложна и интересна, и мало изучена.

Нами определена задача:

  • помочь дошкольникам в реализации их познавательной активности, включая детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов и уметь рассказать об этом.

Создание технологий развития речи в процессе познавательно-исследовательской  деятельности строится по блокам:

  1. Обучение исследовательским действиям.
  2. Расширение представлений об окружающем мире, формирование категорийных понятий.

В наиболее полном, развернутом виде исследовательское обучение, обозначенное речью, предполагает следующее:

  • ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;      
  • предлагает возможные решения;
  • проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
  • делает выводы в соответствии с результатами проверки;
  •  применяет выводы к новым данным;
  • делает обобщения.

Обучение строится поэтапно.

На первом этапе педагог ставит проблему и намечает метод ее решения. Само решение, его поиск предстоит детям осуществить самостоятельно.

На втором этапе педагог только ставит перед детьми проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (здесь возможен групповой, коллективный поиск).

На  третьем этапе постановка проблемы, равно как отыскание метода и разработка самого решения, осуществляется детьми самостоятельно

Таблица 4

Этапы обучения

I этап

II  этап

III этап

Цель: обучение умениям и навыкам проведения учебных исследований, формирование культуры мышления и развитие умений и навыков исследовательского поведения.

Обучение умению ставить проблему и вместе с воспитателем  находить способы ее решения.

Задачи:

 - учить видеть проблемы;

- учить выдвигать гипотезу;

- учить задавать вопросы;

Продолжение обучения умению ставить проблему, но находить способы решения самостоятельно.

Задачи:

-развивать способность вырабатывать гипотезы и провокационные идеи.

Самостоятельная постановка проблемы и поиск ее решения

Таблица 5

I блок «Обучение исследовательским действиям»

Задачи

Формы работы

Тематика

Материал

Обучение формированию проблемы.

Развивать в процессе выявления проблемы способности изменить точку зрения, посмотреть на объект исследования с разных сторон.

Повысить и проверить уровень развития способности видеть проблему.

Учить видеть проблему путем наблюдения и элементарного анализа действительности.

Учить умению вырабатывать гипотезу.

Тренировать выдвигать гипотезу.

Развивать способность вырабатывать гипотезы и провокационные идеи.

Учить задавать вопросы

I этап

Познакомить с вопросами как формой приобретения информации, знаний.

Развивать речевую поисковую активность.

I этап

Развивать умение формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядное содержание.

III этап

Формировать умение осуществлять целенаправленный поиск неизвестного с помощью вопросов.

Задания и упражнения

Упражнения

Задания

Игры

Упражнения первого типа

Упражнения второго типа

Задания

Игры-тренинги

Игры-соревнования

Игры

Игры

«Смотреть на мир чужими глазами»

«Сколько значений у предмета»

«Почему светит солнце», «Почему играют котята», «Почему попугаи могут разговаривать»,

«Наблюдаем настроение»

«Карусель», «Волшебные превращения»

Как птицы узнают дорогу на юг?

Почему птицы поют?

Почему весной появляются почки на деревьях?

Почему течет вода?

Почему дует ветер?

Почему бывают день и ночь?

Почему металлические самолеты летают?

При каких условиях будут полезны предметы…

«Найди причину»

«Что  произошло, если бы волшебник выполнил 3 желания каждого человека на Земле»

Что бы произошло, если бы слоны стали меньше кошек и т.д.

«Тренинг умения задавать вопросы»

«Кто интереснее и больше задаст вопросов по картине, игрушке и т.д.»

«Что в чудесном мешочке?»

«Вопрос-ответ»

«Данетка»

«Учимся задавать вопросы»

«Спрашиваем сами»

«Кто больше задаст разных вопросов?»

«Играем в КВН?»

«Угадай, какой предмет загадали?»

«Что мы видим на картине?»

«Что под салфеткой?»

«Угадай, что за предмет?»

«Что в чудесном мешочке?»

«Угадай, что загадано?»

Неоконченный рассказ, стихотворение К.И.Чуковского («От 2 до 5»)

Знакомые предметы: кирпич, газета, кусочек мела, карандаш.

Природные объекты

Произведение Т.Белозерова «Сказки»

Фишки

Сюжетные картины, игрушки

Мешочек с предметами простой геометрической формы, мяч, фишки

Две разные игрушки, незнакомые детям, фишки

7-8 предметов

Карточки с символами, обозначающими вопрос

Карточки с символами, обозначающими вопрос, сюжетная картина

Карточки с символами, обозначающими вопрос

Схемы

6-7- предметов, схемы

Схемы, картина

5-6 предметов, 3 салфетки, схемы

5-6 предметов, 3 салфетки

3-4 предмета, мешочек

Фишки

Таблица 6

II блок «Расширение представлений об окружающем мире, формирование категорийных понятий»

Задачи

Формы работы

Тематика

Материал

Закрепить умение обобщать понятия: насекомые, домашние животные, звери, птицы.

Закрепить знания о развитии животных, способах существования.

Закрепить понятие  «город»

Закрепить воинские звания

Закрепить название профессий.

Уметь определять предметы, необходимые для человека определенной профессии.

Закрепить умение классифицировать транспорт.

Называть цветы и классифицировать их месту роста: садовые, полевые.

Продолжать учить классифицировать насекомых.

Закрепить способность определять периоды роста насекомых: бабочка, муравей, пчела.

Закрепить умение определять время года по признакам.

Развивать способность классифицировать рыбы, выделяя их среди других водных существ.

Развивать аналитические способности – выделять космические объекты среди других.

Развивать аналитические способности: выделять предметы, необходимые для получения хлеба и уметь доказать свой выбор.

Учить выделять членов семьи среди других людей

Словесные игры

Словесные игры

Дидактические игры

Словесные игры

Логические задачи

Словесная игра

Дидактическая игра

Словесная игра

Игра-беседа

Словесные игры

Дидактическая игра

Игра-беседа

Словесные игры

Дидактическая игра

Словесные игры -логические задачи

Логические задачи

Словесные игры

Словесные игры -логические задачи

Словесные игры -логические задачи

«Кто больше», «Родственники», «Хитрые вопросы»

«Концовки», «Кто кем становится», «Отвечайте, правда ли?», «Перепутанница», «Небылицы»

«Без чего не может быть», «Мой дом», «Дома зверей»

«Цепочка ассоциаций»

«Родственники»

«Небылицы»

«Добавлялки»

«Кем я буду и каким»,

«Разные профессии»

«Родственники», «Хитрые вопросы»

«Поезд»

«Букет»

«Родственники», «Хитрые вопросы»

«Путанница»

«Что сначала, что потом»

«Это правда или нет?», «Концовки», «Родственники»,  «Доскажи словечко», «Небылицы»

«Небылицы»

«Родственники»,  «Доскажи словечко»

«Без чего не бывает?»,

«Папа – пекарь»

«Я мою руки», «Дружная семья»

Картинки

Схемы-картины

Картинки-нелепицы

Картинки

Лото

Картинки-схемы

Картинки

Картинки

Картинки

Литература.

  1. Баранова Э. Учимся задавать вопросы //Дошкольное  воспитание, - №12, - 2005.
  2. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста. -М., 2001.
  3. Короткова Н.А. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста // Ребенок в детском саду. -2002.-№1.
  4. Кожокарь С.В. Особенности детского экспериментирования в дошкольном возрасте // Детский сад от А до Я. - 2005. - №5.
  5. Савенков А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. - 2005. - №12, 2006. - №1.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности"

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности...

ПРОЕКТ «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО - ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Сотрудничество детей и взрослых, развитие дружеских взаимоотношений у старших дошкольников путём организации совместной проектной деятельности; в содействии развития у детей коммуникативных способност...

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы формирования основ экологического воспитания детей. Представлены формы работы по развитию познавательных навыков детей, повышению их заинтересованнос...

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Целью экологического образования дошкольников является формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее разнообразии, к людям, охраняющим ее,...

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления через художественную литературу».

                Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, пост...