ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
методическая разработка (старшая группа)

Порошина Ольга Николаевна

Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического здоровья детей, начиная с самого раннего возраста.

Здоровье детей в Российской Федерации отнесено к приоритетным направлениям в области образования. Особую значимость приобретает внедрение наиболее эффективных форм оздоровления и физического развития детей в системе дошкольного образования.

В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий, для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Здоровый образ жизни30.51 КБ

Предварительный просмотр:

Порошина О.Н., воспитатель

МБОУ «Начальная школа – детский сад М.Монтессори»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ  У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: в данном опыте  описаны формы и методы в работе с детьми  по сохранению и укреплению здоровья детей  посредством познавательно - исследовательской деятельности, через ознакомления детей со своим организмом. Опыт работы могут использовать воспитатели  в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Данный опыт  можно использовать во всех видах детской деятельности.

Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического здоровья детей, начиная с самого раннего возраста.

Здоровье детей в Российской Федерации отнесено к приоритетным направлениям в области образования. Особую значимость приобретает внедрение наиболее эффективных форм оздоровления и физического развития детей в системе дошкольного образования.

В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий, для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.

Идея опыта: формирование ценностного отношения дошкольников к своему здоровью  посредством использования познавательно-исследовательской деятельности.  

Проблема сохранения здоровья и потребность в ЗОЖ широко представлена в современных исследованиях. По мнению Н. Н. Авдеевой, Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, необходимо поощрять детей думать о работе своего организма, понимать его сложную структуру, понимать важность правильного питания, личной гигиены, активного образа жизни.

Новизна педагогического опыта состоит в применении познавательно-исследовательской деятельности, которая удовлетворяет потребности ребёнка в освоении окружающего мира, познании себя, как человека.

В связи с этим мы поставили перед собой цель:  формирование у детей основ здорового образа жизни посредством познавательно – исследовательской деятельности.

Для достижения поставленной цели мы определили задачи:

- содействовать сохранению здоровья, через ознакомление  элементарных знаний о своем организме, дать определённую сумму знаний по анатомии и физиологии.

- формировать представления о том, что любые знания человек может приобрести самостоятельно путём исследовательских действий и экспериментирования;

- сформировать основания для критического мышления по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленных на сохранение здоровья.

Познавательно-исследовательскую работу мы проводим в разнообразных формах образовательной деятельности: во время непосредственной образовательной деятельности,  в игровых обучающих ситуациях и свободной повседневной деятельности детей, при нерегламентированном общении взрослого с ребёнком.

Для того чтобы у детей сформировать знания о здоровом образе жизни и привлечь детей к изучению строения своего тела, правил ухода за ним, в группе создана предметно-развивающая среда. 

Совместно с родителями создали уголок «лаборатория», который  включает в себя: ростомеры для измерения роста детей, весы, лупы, песочные часы, микроскопы, природный материал, красители, пипетки, колбы и другое, а также подборка энциклопедической литературы, картинок, иллюстраций и плакатов, создали картотеку опытов и экспериментов, а также маркеры игрового пространства: «Аптека», «Травматолог», «Офтальмолог» и другие.

В старшем возрасте объём изучаемого материала значительно увеличивается, тематика детских исследований становится более обширной, для этого мы разделили их на три блока. (Приложение№1.)

В увлекательной наглядно-практической форме мы обогащаем представления  детей о здоровье, об организме, его потребностях, способах закаливания, о предупреждении травматизма и различных заболеваний.

Для исследовательской деятельности важен метод самообследования, так, при ознакомлении с опорно-двигательным аппаратом человека наши воспитанники,   выяснили, сколько костей входит в состав отдельных частей скелета, а при ярком свете настольной лампы внимательно рассматривали кисти рук, сравнивая их с предложенными картинками строения конечностей человека. Исследовательские действия помогли им понять, что скелет – это основа человека, он поддерживает и защищает все органы.

При изучении внешнего вида и строения кожи, дети с интересом проводили опыты, рассматривали кожу через лупу, изучали пальцевые рисунки, проверяли кожную чувствительность, закрыв глаза, определяли предметы тыльной поверхностью кисти, затем кожей ноги, и наконец, пальцами. Убеждаемся, что самая чувствительная кожа на кончиках пальцев рук. Кожу называют вторыми глазами человека.

Познакомив детей со строением языка, путём исследовательской деятельности мы с детьми выяснили  «Для чего нужен язык?»,  что этот орган выполняет много разных функций. Они попробовали все эти действия проделать без  его помощи, и пришли к выводу о важности языка  для организма человека,  а также закрепили  правила ухода за ротовой полостью.

Перед приемом пищи определяем ее по запаху (показываем взаимосвязь органов вкуса и запаха), выясняем, для чего нужно есть (ты ешь, поэтому растешь).

Перед зарядкой пробуем сжимать и разжимать пальцы в кулаке в течение 18 секунд. Устали пальцы, а сердце, не уставая, работает всю жизнь. Вот каким тренированным должно быть сердце. Занимаясь физкультурой и спортом, мы укрепляем не только мышцы, но и сердце.

При проведении зрительной гимнастики знакомим с функциями частей глаза, выясняем, как лучше смотреть, одним глазом, или двумя. В игровой ситуации «Телевизор», с детьми выяснили о влиянии на здоровье просмотра телевизионных передач.

На занятиях мы убеждаемся, что мозг может запомнить много разной полезной информации. Мозг все может, он главный орган. Он может нарисовать любую картинку в вашей голове без помощи бумаги и карандашей.

Перед сном в спальне на кроватках можно проверить, хороший ли у детей слух. Когда лучше слышно: когда говорила тихо или громко? Что вы делали, чтобы услышать тихий голос?

В сюжетно-ролевой игре «Больница» с детьми проигрываем ситуации: «Почему заболели глаза», «Перелом ноги» и другие, знакомим детей с правилами поведения в данных ситуациях и практическими приёмами оказания помощи, дети с удовольствием ребёнку с «переломом ноги» накладывали шину, а с «растяжением мышц» тугую повязку, перевозят на машине скорой помощи в «Поликлинику» для лечения.

Наши воспитанники с удовольствием принимают участие в играх-конкурсах с элементами исследования: «Сколькими способами можно напиться?», «Какими способами можно очистить свою кожу?». Они дают детям возможность убедиться в том, что путём исследовательских действий выполнение любого задания можно варьировать, помогают закрепить гигиенические навыки, развивают воображение, умение мыслить нестандартно.

 Включаем задания исследовательского характера, побуждающие детей к самостоятельной умственной и практической деятельности, активизирующие мышление, творческое воображение: «Что делать, если испачкались руки, а воды рядом нет?» «Как сделать воду из ручья пригодной для питья?» и другие.

В результате совместной исследовательской деятельности у детей появился  интерес к здоровому образу жизни, повысился уровень знаний о деятельности организма человека в целом и отдельных его органов, сформировалось осознанное отношение к своему здоровью, способствующие сохранению здоровья.

Список использованной литературы:

1. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений: для работы с детьми 5-7 лет / И. М. Новикова. - Москва: Мозаика-Синтез, 2009. – 94 с.  

2. Тарасова Т.А., Власова Л.С. «Я и мое здоровье». Программа, методические рекомендации и практические разработки по воспитанию здорового образа жизни детей дошкольного возраста. - М.: Школьная Пресса, 2009 - 71 с.

3. Томилова, Т. В. «Как работает мое тело»: занимательные наблюдения и эксперименты для школьников: Татьяна Томилова - Москва: ЭКСМО: Айдиономикс, 2015. - 79 с.

Приложение №1

Первый блок «Твоё удивительное тело»

В этом блоке дети учатся внимательно наблюдать за лицом, определять по нему настроение и самочувствие человека, получают первые сведения о частях тела человека и их функциях, знакомятся с кожей, волосами и ногтями, знакомятся с органами чувств.

Темы: «Наше лицо», «Из чего мы состоим?», «Что лучше – руки или ноги?», «Кожа – главная одежда нашего тела, волосы и ногти», «Наши надёжные помощники – органы чувств». 

Опыты и эксперименты: «Реагируем на свет», «Почувствуй запахи», «Язычок-помощник»; «Умный нос», «Значение рук», «Что мы чувствуем кожей?», определение экспериментальным путём, могут ли наши органы существовать друг без друга. Выяснить сходства и различия в строении и значении рук и ног человека, рисование руками и ногами, выполнение различных физических упражнений при помощи рук и ног нестандартными методами. Определение прочности волос, проведение температурных тестов.

Второй блок «Маленькая страна внутри тебя» 

Рассказывает детям о внутреннем строении человеческого организма.

Темы: «Из чего я сделан. Клетка», «На чём всё держится. Скелет и мышцы», «Смотри во все глаза!», «Слушай во все уши!», «Сердце и кровообращение. Великий труженик и Волшебные реки», «Дыхание. В стране Лёгких, или Путешествие воздушных человечков», «Мозг – центральный компьютер», «Пищеварение. Об удивительных превращениях пищи в организме человека». 

Опыты и эксперименты:  «Слышу – не слышу»; «Орган слуха», «Воздух», «Стук сердца»; «Кровь бежит по венам»; «Как движется пища», «Наш главный помощник», рассматривание костей, самообследование собственного тела, определение коленного и пищевого рефлексов, скорости реакции, наблюдение за движением глаз, игра «Можно ли обойтись без глаз?», прослушивание биения сердца с помощью фонендоскопа, определение частоты пульса и его зависимости от физической нагрузки, опыты «Почему побелел палец?», «Что с ноготком?»; опыты со спринцовкой и медицинской системой (пульсация сердца), наблюдение за разным дыханием и за работой грудной клетки.

Третий блок «Секреты твоего здоровья» 

В этом блоке мы,  приглашаем детей в волшебное путешествие, которое  рассказывает детям, откуда берутся болезни, о таких актуальных заболеваниях, как сколиоз и плоскостопие, знакомим со специализациями врачей, помогающих нам следить за здоровьем, рассказываем о взаимосвязи между здоровьем природы и здоровьем человека.

Темы: «Загадочная страна Микробия», «Откуда берутся болезни?», «Проделки Королевы Простуды», «Путешествие в Зубное Королевство», «Царственная» осанка: может ли её иметь каждый?», «Здоровье природы – здоровье, человека», «Какие врачи помогают нам следить за здоровьем», «Что такое плоскостопие?», КВН «У Доктора Неболита».

Опыты и эксперименты: «Как передаются микробы от человека к человеку»; «Красивая осанка», «Как микробы боятся мыла», «Как уберечь кости», «Если не чистить зубы», «Грязные уши», «Красивые стопы ног», «Польза или вред витаминов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста.

Особое место среди задач воспитания детей старшего дошкольного возраста занимают проблемы охраны здоровья детей и их физического воспитания/...

Технология развития речи детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности (из опыта работы)

Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Именно поэтому как составную часть готовности к школе исследова...

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы формирования основ экологического воспитания детей. Представлены формы работы по развитию познавательных навыков детей, повышению их заинтересованнос...

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Целью экологического образования дошкольников является формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее разнообразии, к людям, охраняющим ее,...

Перспективное планирование по формированию основных представлении о правильном питании и здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста компенсирующей группы «Колокольчик»

Питание в дошкольном детстве имеет особое значение для здоровья ребенка, так как оно должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития все...

Перспективное планирование по формированию основных представлении о правильном питании и здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста компенсирующей группы «Колокольчик»

Питание в дошкольном детстве имеет особое значение для здоровья ребенка, так как оно должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития все...