ПРОЕКТ «Совместная деятельность ДОУ с родителями по формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста»
проект (старшая группа)

Актуальность.

«Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости, не найдёшь до самой старости»; - так гласит народная мудрость.

Известно также, что состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. Однако анализ состояния здоровья воспитанников дошкольных образовательных учреждений выявляет увеличение  уровня заболеваемости дошкольников из года в год. Ученые связывают этот факт не только с социальными  условиями, но и различными экологическими проблемами, отрицательными бытовыми условиями и др. Например, недостатки здоровья детей  часто связаны с неправильным питанием (химическими добавками в продуктах, некачественными напитками, водой), которое поддерживается семьей. Другая проблема – гиподинамия детей, которую можно объяснить условиями жизни детей (недостаточные площади для проживания, невозможность оборудования элементарных спортивных уголков в квартирах). Кроме того, из-за климатических и погодных условий, а также занятости родителей у детей и нет достаточно времени для пребывания на свежем воздухе. В обществе распространены алкоголизм, курение, наркомания.

По этим и другим причинам проблема сохранения и укрепления здоровья детей становится актуальной в сфере общественного и семейного дошкольного воспитания и образования. Эта ситуация касается как общества в целом, так и детей нашей группы.

Известно, что главными образцами для ребенка являются его родители. Все они мечтают, чтобы их дети были здоровыми, умными, добрыми, но не всегда прилагают для этого соответствующие усилия. Снижение показателей здоровья, на наш взгляд, можно объяснить недостаточным уровнем культуры здоровья в самой семье.

 Под культурой здоровья понимается общая способность и готовность человека к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанная на знаниях и опыте, которые приобретаются в течение жизни. Если применить термин относительно ребенка дошкольного возраста, – закладываются и формируются в образовательном процессе ДОУ и семье.

Анализируя качество работы всего нашего ДОУ по проблеме сохранения и укрепления здоровья и физического развития детей, можно выделить много позитивного: соблюдение режима дня, организация правильного питания,  включение в педагогический процесс разных форм, методов, технологий физического воспитания, проведение объективной диагностики трижды в год и др.

Как негативные факты в работе ДОУ  можно выделить переполненность групп, что не позволяет в полной мере реализовать двигательный режим, проводить культурно-гигиенические и закаливающие процедуры.

Анализируя уровень культуры здоровья детей нашей группы нам удалось выяснить, что у детей снижен уровень знаний о культуре здоровья и здоровом образе жизни. Основными критериями сформированности знаний явились:

Знания детей о здоровье и здоровом образе жизни, осознанность этих знаний.

Владение приемами здорового образа жизни, сформированность культурно-гигиенических навыков.

Стремление расширить свой кругозор знаний в сфере здоровья и здорового образа жизни.

Родителям мы предложили заполнить анкету «Отношение родителей к здоровью и здоровому образу жизни своего ребенка».

К сожалению, опрос семей воспитанников показал, что в домашних условиях отработанная в детском саду система не всегда поддерживается, рекомендации педагогов и медиков игнорируются. В выходные и праздничные  дни, во время каникул и отпусков многие родители предпочитают отдых за просмотром компьютера или телевизора. А ведь именно в семье, в кругу близких людей закладываются основы здоровья, воспитывается интерес к двигательной активности, склонности к конкретным видам спорта.

Учитывая отрицательные факты, видим основную задачу взрослых в раннем  формировании  у детей потребности в сохранении и укреплении здоровья, соблюдении правил здорового образа жизни, воспитании культуры здоровья. В связи с этим нами был разработан проект «Совместная деятельность ДОУ с родителями по формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста», девизом которого является «Здоровый дошкольник – здоровое будущее».

Степень разработанности проблемы

й формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины, психологии, экологии, педагогики. На важность проблемы формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни указывают исследования: А.М. Амосова, А.И Антонова,  М.В. Антроповой,  Е. А. Аркина,  Н.Г. Быковой,  Ю.Ф. Змановского,  Л.Г. Татарниковой, М.В. Меличевой, Д.В. Хухлаевой и др.  Но, несмотря на то, что проблему исследовали известные педагоги,  нам показалось, что в практику не всегда и не везде внедряются предложенные ими методы и приемы. Причиной является их широкий взгляд на проблему, направленность либо на младших школьников, либо на подростков. Современные условия жизни предъявляют высокие требования к состоянию здоровья детей. Эффективность творческих, спортивных, познавательных способностей детей целиком зависит от состояния их здоровья. Анализ литературы показал, что модель формирования представлений здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи проработана недостаточно. Причиной  недостаточной сформированности представлений детей о здоровом образе жизни, культуры здоровья человека также является родительская безграмотность. Несмотря на относительную разработанность программ физического развития, рекомендации авторов носят широкий характер. В условиях нашей группы не все их советы могут быть использованы: каждый ребенок имеет конкретные проблемы в состоянии здоровья.

Этим объясняется выбор темы проекта: «Совместная работа ДОУ с родителями по формированию культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста».

Объект проектной деятельности.

 Система педагогической работы по повышению культуры здоровья  детей старшего дошкольного возраста.

Предмет проектной деятельности.

Организационно-педагогические условия совместной деятельности ДОУ и родителей по формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.

 Цель проекта  -  разработка системы приобщения участников педагогического процесса к здоровому образу жизни и осуществление ее в условиях ДОУ.

 Задачи проекта:

Изучить, проанализировать и оценить состояние работы в подготовительной к школе группе МБДОУ Д/С «Теремок». по формированию здорового образа жизни  и здоровья в целом детей и  их родителей;

Отобрать методические рекомендации, современные технологии, методы и приемы по ЗОЖ; разработать на их основе и реализовать систему педагогической работы по приобщению детей и родителей группы к здоровому образу жизни;

Способствовать развитию коммуникативных навыков при воспитании ЗОЖ у детей группы и родителей;

Привлечь семьи к активному участию в воспитательном процессе при формировании здорового образа жизни.

Обобщить полученные результаты, сделать выводы по возможности организации работы по формированию ЗОЖ в условиях ДОУ.

Сроки реализации проекта: 1 год.

Автор проекта:Первакова Н.В.  

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы и их родители.

Гипотеза

Гипотезой исследования явились предположения о том, что у детей старшего дошкольного возраста  возможно качественно   повысить  представления  о культуре здоровья и здоровом образе жизни при соблюдении ряда организационно-педагогических условий:

реализации выстроенной системы  педагогической работы по приобщению детей  и их родителей к здоровому образу жизни с опорой на разнообразные методы и приемы;

включения материала по здоровому образу жизни в разные организационные формы: занятия познавательного цикла; организацию дней здоровья; детско-родительские и спортивные праздники, развлечения, эстафеты, прогулки, походы в лес, экскурсии по достопримечательностям города Томска.

активного включения родителей в работу по сохранению и укреплению здоровья детей: выполнение рекомендаций воспитателя по посещению детьми спортивных секции и танцевальных коллективов; участие в ежегодных акциях экологических и здоровьесберегающих акциях; просвещение средствами папок-передвижек «Здоровый образ жизни», «Спорт в нашей жизни»; включение родителей и детей в трудовые десанты (посадка деревьев, уборка мусора на участках осенью, зимой, весной и летом); участие в конкурсах «Дошколенок – чемпион», «Здоровое питание в кругу семьи»; оснащения и пополнения оборудованием физкультурных центров; оказание родительской помощи в создании стенгазет

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx28.09 КБ

Предварительный просмотр:

Ресурсы 

Материально-технические:  магнитофон, маски и костюмы для проведения праздников и сюжетно-ролевых игр, спортивный инвентарь, материал для проведения экспериментальной деятельности.

Кадровые:  взаимосвязь с медицинским блоком, физкультурным и музыкальным руководителями ДОУ.

Информационные: методическая литература, различные энциклопедии для дошкольников.

Нормативно-правовые: соблюдение СанПиН в плане режима, организации детской деятельности в ДОУ.

Финансовые: приобретение сувениров, подарков, благодарственных писем, грамот для поощрения победителей в конкурсах, праздниках и р.

Последовательный перечень этапов с их кратким содержанием и указанием времени,  необходимого на их реализацию.

Работа рассчитана на один учебный год, направлена на  детей подготовительной к школе группы.

В проекте выделены три этапа.

 Первый -  организационно-подготовительный этап. Его цели: активизировать интерес детей к здоровью человека и своему собственному; привлечь родителей к совместной работе с ДОУ по воспитанию культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста.

        Второй этап – основной. Его цели: активное участие детей и родителей во всех спортивно-оздоровительных мероприятиях ДОУ; снижение заболеваемости в группе; повышение качества образования в вопросах культуры здоровья.

        Третий этап – итоговый. Его цель: контроль и диагностика результатов реализации системы педагогической работы по повышению культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста.

Первый этап (сентябрь, октябрь2011)

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Ответственные

Систематизировать знания детей о составляющих понятия «здоровье».

Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье.

Способствовать формированию представлений о значении соблюдения  правил гигиены; закреплять навыки гигиены.

Активизировать проблему раннего приобщения дошкольников к спорту: плюсы и минусы.

Привлечь внимание родителей к формированию здорового образа жизни в условиях ДОУ и семьи.

ДЛЯ ДЕТЕЙ

Занятие познавательного цикла: «Что такое здоровье?»

Беседа: «Гигиена – залог здоровья».

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Консультация для  родителей «Значение спорта в жизни детей».

Сентябрьский выпуск информационной газеты «Здоровый росток».

Сентябрь

Повышение интереса детей  к здоровью человека и своему собственному; избегать ситуаций приносящих вред здоровью.

Умение применять полученные знания на практике.

Активизация к совместной родителей работе по воспитанию культуры здоровья. Вовлеченность родителей в реализацию плана первого этапа проекта.

воспитатель

 мед.сестра

 

руководитель физической культуры

Воспитатели ДОУ

Создавать представление у детей об Олимпийских играх; формировать интерес к занятиям физическими упражнениями.

Познакомить с понятием температуры тела, дать представление о перегреве и переохлаждении.

Систематизировать полученные ранее знания. Воспитывать познавательный интерес.

Привлечь к совместной родителей  формированию здорового образа жизни в условиях ДОУ и семьи.

ДЛЯ ДЕТЕЙ

Занятие познавательного цикла: «Олимпийские игры».

Беседа: «Одежда и здоровье».

Совместная деятельность детей коллаж «Здоровое будущее».

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Октябрьский выпуск информационной газеты «Здоровый росток».

Октябрь

Повышение интереса детей к

Различным видам спорта.

Умение детей правильно одеваться, учитывая температуру на улице и в помещении.

Активизация к совместной родителей работе по воспитанию культуры здоровья. Вовлеченность родителей в реализацию плана первого этапа проекта.

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатели ДОУ

Второй этап (ноябрь, декабрь, январь, февраль, март)

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Ответственные

Дать детям знания о полезных и не очень полезных продуктах. Формировать у детей представление  о том, что для роста и здоровья нужно правильно питаться. Воспитывать осознанное отношение к правилам здорового питания.

Познакомить детей с культурой сбалансированного питания. Воспитывать уважение к труду поваров.

Закреплять знания детей об овощах; способствовать развитию  творческих способностей детей.

Показать родителям значение правильного питания для полноценного психофизического развития детей.

Систематизировать знания детей о полезных продуктах. Воспитывать умение применять знания на практике. Вызвать чувство гордости за участие родителей в жизни группы ДОУ.

Привлечь к совместной деятельности родителей по формированию здорового образа жизни.

ДЛЯ ДЕТЕЙ

Занятие познавательного цикла: «Значение питания в жизни человека».

Экскурсия на пищеблок ДОУ

«Вкусно и полезно».

Оформление выставки «Дары природы».

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Консультация «Здоровое питание  - вкусное питание».

Досуг  с участием мам и бабушек «Здоровое питание в кругу семьи» (приуроченный ко дню матери).

Выпуск информационной газеты «Здоровый росток».

Ноябрь

Дети осознают, что здоровье зависит от правильного питания.

Дети понимают, что еда должна быть не только вкусной, но и полезной.

Повышение уровня знаний родителей  вопросах здорового образа жизни.

Родители активно участвуют во всех совместных мероприятиях. Пропагандируют здоровый образ жизни.

Воспитатель

Повар.

Воспитатели группы

Воспитатель.

Музыкальный руководитель

Воспитатели ДОУ

Рассказать детям о значимости и важности воды для организма; довести до сознания детей необходимость и важность соблюдения гигиенических процедур.

Расширить знания детей о различных состояниях воды. Учить детей соблюдать элементарные правила обращения с водой.

Вовлечь родителей в образовательный процесс.

 

Приобщить родителей к совместной деятельности.

Привлечь к совместной деятельности родителей  по формированию здорового образа жизни.

ДЛЯ ДЕТЕЙ

Занятие познавательного цикла «Капельки воды».

Экспериментальная деятельность «Волшебница вода».

 

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Совместная деятельность детей с родителями: сочинение сказок и рассказов о воде.

Трудовая деятельность совместно с родителями: заливание катка на территории ДОУ.

Выпуск номера информационной газеты «Здоровый росток».

декабрь

Дети владеют навыками гигиенических процедур.

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатели ДОУ.

Познакомить детей с происхождением слова «витамин». Дать понятие о витамине «С». Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.

Познакомить детей с витамином «А». Дать представление о том, в каких продуктах он содержится и как влияет на организм.

Создать условия для сотрудничества с родителями.

Воспитание культуры здорового семейного отдыха.

Воспитывать гуманные чувства к родной природе, бережное и заботливое отношение к ней.

 

Привлечь внимание родителей к формированию здорового образа жизни.

ДЛЯ ДЕТЕЙ

Занятие познавательного цикла «Витаминная азбука».

Беседа «Что нам необходимо для роста и зрения?».

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

КВН совместно с родителями «Витамины в нашей жизни».

Ежегодная зимняя акция «Покормите птиц зимой».

Выпуск номера информационной газеты «Здоровый росток».

январь

Дети знают о пользе витаминов, их значении.

У детей сформированы знания о витамине «А», дети имеют представление о том. В каких продуктах он содержится.

Родители активные участники мероприятий проводимых в ДОУ.

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель Музыкальный руководитель

Воспитатели ДОУ

Познакомить детей с правилами безопасного поведения на улице. Формировать ответственное отношение к вопросам личной безопасности.

 

Закреплять правила безопасного поведения в различных ситуациях в быту.

Вовлечь родителей в образовательный процесс.

Создать условия для сотрудничества с родителями.

Воспитание культуры здорового семейного отдыха.

Привлечь внимание родителей к формированию здорового образа жизни.

ДЛЯ ДЕТЕЙ

Занятие познавательного цикла «Безопасное поведение на  улице».

Беседа «Когда ты дома один».

 

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Изготовление семейных папок – ширм «Мой папа».

Спортивный праздник «Самый быстрый папа». Посвященный празднику «Дню защитника отечества».

Выпуск номера информационной газеты «Здоровый росток».

февраль

Дети владеют знаниями безопасного поведения на улице.

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатели группы.

Воспитатель Музыкальный руководитель.

Воспитатели ДОУ

Познакомить детей с некоторыми растениями, которые можно использовать для лечения заболеваний (лимон, мята, петрушка, календула, укроп)

Расширить знания детей о медицинских профессиях. Закрепить правила поведения в общественных местах.

Расширять знания детей о том, какие травы полезны для здоровья человека.

Создать условия для сотрудничества с родителями.

Воспитание культуры здорового семейного отдыха

Привлечь родителей к совместной деятельности по формированию здорового образа жизни.

ДЛЯ ДЕТЕЙ

Занятие познавательного цикла «Такая полезная зелень».

Сюжетно-ролевая игра «Аптека».

Экспериментальная деятельность «Огород на окне»

(посадка лука, укропа, петрушки).

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Спортивное развлечение совместно с родителями «Самая ловкая мама».

Выпуск номера информационной газеты «Здоровый росток».

март

Дети и родители активно участвуют во всех спортивно-оздоровительных мероприятиях ДОУ.

Воспитатель

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Воспитатель Физкультурный руководитель

Воспитатели ДОУ

Третий этап (апрель, май)

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Ответственные

Подведение итогов проекта «Марафон здоровья».  Воспитание чувства ответственности за свое здоровье и необходимости заботиться о нем. Создание условий для сотрудничества с родителями по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.

Познакомить родителей с творческими работами детей в рамках проекта «Марафон здоровья»

Привлечь внимание родителей к формированию здорового образа жизни.

Праздник «Марафон здоровья».

Выставка детских работ на тему здорового образа жизни.

Выпуск номера информационной газеты «Здоровый росток».

апрель

Дети уверенно отвечают на вопросы, касающиеся здорового образа жизни, культурно-гигиенических навыков. Родители активные участники праздника.

Воспитатели группы.

Физкультурный руководитель.

Музыкальный руководитель.

Воспитатель

Выявление уровня знаний, умений и навыков детей полученных в рамках проекта «Марафон здоровья».

Диагностика детей.

Анкетирование родителей.

май

Диагностика детей покажет значительное увеличение показателей по всем критериям оценки.

Воспитатели группы

                 

Ожидаемый результат

Итогом всей нашей работы станет праздник «Марафон здоровья»,  на который мы пригласим подготовительную к школе группу из соседнего детского сада.

Мы уверены, что дети покажут соответствующие своему возрасту необходимые знания, навыки и умения по укреплению собственного здоровья. Свободно будут ориентироваться в вопросах гигиены и  закаливания, с удовольствием применят их на практике. Занятия спортом станут неотъемлемой  частью жизни многих из них.    

Работа в данном направлении очень интересна не только для педагога, но и для родителей. Главный результат проекта будет заключаться в том, что родители будут не только вовлечены воспитательно-образовательный процесс, но и научатся делать правильный выбор в развитии и сохранении здоровья  своего ребенка.

В качестве негативных последствий можно прогнозировать:
1.потерю интереса и мотивации к осуществлению работы над проектом;
2.снижение качества работы вследствие новизны  проекта;

3.потерю интереса и желаний детей;
4.отсутствие интереса и желания родителей участвовать в совместной деятельности с ДОУ;
5.снижение общего уровня восприятия учебного материала за счет углубления и расширения содержания образовательного процесса.

Список использованной литературы:

Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – Кемерово, 1981.

Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез,2005.

Змановский Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми. – М.:Медицина,1989.

Кожухова Н. Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников.// Дошкольное воспитание. - №3. – 2000.

Кудрявцев В.А. Физическая культура и развитие здоровья ребенка// Дошкольное воспитание. - №1. -  2004.

Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 1999

Программа «Истоки»: Базис развития ребенка-дошкольника/ под ред. Л.А. Парамоновой. - М.: ТЦ Сфера,2011.

Юматова А.В. Формирование здорового образа жизни дошкольников // дошкольое                          воспитание. - №3. – 1996.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста через  спортивные семейные праздники, досуги, развлечения (из опыта работы)...

Консультация: "Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии взрослого с детьми. "

Проблема здоровья детей дошкольного возраста вегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру,...

«Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии взрослого с детьми»

   Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем детского организма. Поэтому наше дошкольное учреждение стал...

Совместная деятельность ДОУ с родителями по формированию здорового образа жизни детей

Основой педагогической модели взаимодействия ДОУ и семьи по формированию основ здорового образа жизни является воспитание не только физически крепкого ребёнка, но и цельной личности с устойчивой нервн...

План профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

План профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья  и формирование здорового образа  жизни детей старшего дошкольного возраста...