Авторская программа по самообразованию "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности".
рабочая программа (старшая группа)

Программа создана для самообразования педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurakalova_l.s._programma_po_samoobrazovaniyu_1.docx57.12 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       

Авторская программа по самообразованию

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

в процессе театрализованной деятельности»

Разработала:

воспитатель

Куракалова Любовь Сабировна

Пояснительная записка

Данная программа направлена на овладение профессиональными компетенциями по вопросам речевого развития детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.

Самообразование планирую осуществлять в индивидуальных и групповых формах посредством посещения вебинаров, семинаров, обучения на курсах повышения квалификации, знакомства с опытом коллег, а также в процессе самостоятельной работы по изучению различных учебных и методических пособий.

Срок освоения программы: 2022-2023 уч. год.

Нормативные документы для разработки программы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020);
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;  
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20).
  4. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
  5. Образовательная программа дошкольного образования ДОУ «Детский сад № …».
  6. Рабочая программа воспитателя Куракаловой Л.С.

Актуальность темы по самообразованию

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, одной из задач образовательной области «Речевое развитие» является задача «овладения речью как средством общения и культуры» (Раздел II, п. 2.6.).

Для того, чтобы решить данную задачу необходимо развивать у детей все стороны устной речи и способствовать тому, чтобы ребенок использовал все вербальные и невербальные средства общения.

Проблема

Однако в процессе наблюдений за детьми я заметила, что мои воспитанники испытывают проблемы в общении. Они короткими фразами рассказывают о событиях своей жизни, не могут сформулировать распространенное предложение. Им сложно поддержать разговор, подобрать слова в соответствии с речевой ситуацией. Имеются выраженные недостатки грамматического строя речи: словоизменения и синтаксической системы языка. У некоторых детей проблемы с четким произношением звуков, интонационной выразительностью.

Недостатки активной речи и несформированность функционального базиса письменной речи обусловливают особые проблемы старших дошкольников при овладении грамотой.

Для того, чтобы исправить ситуацию мне необходимо было найти такое средство для общения, которое бы активизировало взаимодействие воспитанников на уровне устной речи. Нужно было создать условия, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания, а также оптимально использовать языковые возможности при взаимодействии с окружающими людьми.

Я считаю, что наиболее эффективно реализовать задачи по развитию речи у старших дошкольников возможно в процессе театрализованной деятельности.

Ребенок как личность развивается именно в деятельности. Только через собственную деятельность он усваивает научные достижения и культуру, способы познания мира, формирует и совершенствует личностные качества.

Благодаря театру овладение активной речью у дошкольника происходит по мере возникновения потребности выразить свою мысль, передать её другим, рассказать о чем-то.

Участвуя в театрализации, дети знакомятся с окружающим миром через образы, звуки, движения, музыку. В это время совершенствуется произношение звуков, развивается выразительность голоса, а также мимика, пластика движения.

Поэтому ребенок легче осваивает все стороны устной речи: звуковую культуру речи, грамматический строй, словарь и связную речь,

Кроме того, театральное искусство стимулирует интерес к художественно-творческой деятельности. У ребенка развиваются эстетические чувства и личностные качества (инициатива, самостоятельность), а также психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение).  

В процессе работы над ролью у дошкольника активизируется познавательная сфера, развиваются эмоции, формируется эстетическое отношение к окружающему миру.

Все это, в конечном итоге, влияет на речевой развитие дошкольника, его речевую самостоятельность и творчество.

Учитывая актуальность данной темы, я определила цель и задачи своей профессиональной деятельности.

Цель и задачи

Цель:

Совершенствование профессиональной компетентности в вопросах развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.

Задачи:

  1. Ознакомится и проанализировать методическую литературу по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста.
  2. Разработать и внедрить в практику учебно-методический комплект, способствующий речевому развитию воспитанников на основе театрализованной деятельности.
  3. Создать комфортное образовательное пространство посредством обеспечения психологической безопасности и поддержки эмоционального благополучия детей.
  4. Организовать и провести вводную и итоговую диагностику речевого развития дошкольников.
  5. Вовлечь родителей в образовательный процесс с целью развития речи у своих детей в процессе театрализации.
  6. Обобщить и представить накопленный опыт педагогическому сообществу и родителям на разных уровнях: муниципальном, региональном, всероссийском.

Предполагаемые результаты

Для детей:

  1. Ребенок освоил основные лексико-грамматические средства языка, употребляет все части речи, усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира, применяет в речи обобщающие понятия в соответствии со своими возможностями.
  2. Проявляет словотворчество, речевую самостоятельность и инициативу.
  3. Умеет использовать фигурки-персонажи в процессе театрализованного действия.
  4. Знает разнообразные игры-драматизации на основе различных видов театра.
  5. Владеет необходимыми элементарными знаниями, умениями и навыками актерского мастерства, к которым относится пантомимика, художественное слово, пение и музыкальные движения.
  6. Проявляет интерес к драматизации стихов, песенок, потешек, сказок.
  1. Способен участвовать в общении в процессе любой деятельности.

Для воспитателя:

  1. Усовершенствованы профессиональные компетенции, необходимые для развития речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
  2. Разработано методическое обеспечение для реализации задач речевого развития воспитанников.
  3. Разработаны проекты, мастер-классы и другие образовательные и досуговые мероприятия для детей и родителей на основе театрального искусства.
  4. Обеспечена максимальная реализация образовательного потенциала предметно-пространственной среды группы детского сада.
  5. Внедрены в образовательный процесс современные технологии деятельностного и индивидуально-личностного характера, способствующие речевому развитию дошкольников на основе театрализации.
  6. Организовано эффективное взаимодействие с родителями по данному направлению.

Для родителей:

  1. Приобретён опыт активного участия в воспитании и обучении своего ребенка.
  2. Сформированы педагогические знания и практические умения по развитию активной речи у детей с помощью театрального искусства.
  3. Развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе ДОУ.
  4. Установлено единство с воспитателем в вопросах речевого развития дошкольников.

Направления деятельности по самообразованию и формы отчета

Направления

Формы отчета

1. Изучение научной и методической литературы по теме.

2. Разработка методического комплекта для образовательной деятельности.

3. Разработка творческих проектов на основе театрализованной деятельности.

4. Проведение вводной и итоговой диагностики.

5.  Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования.

6. Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе.

7. Взаимодействие с коллегами и социальными партнерами.

8. Описание и обобщение деятельности по теме самообразования.

  1. Открытые показы образовательной деятельности, мастер-классы для родителей.
  2. Публикации.
  3. Презентации.
  4. Выступления на педсоветах, МО, семинарах, конференциях.

План деятельности по теме самообразования

  1. Изучение методической литературы

Направления деятельности

по теме

Содержание деятельности

Сроки

выполнения

Педагогический продукт

1.

Изучить и проанализировать современные подходы к речевому развитию детей дошкольного возраста:

  1. Ушакова О.С., Струнина Л.Г., Шадрина Е.М. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2020.

  2. Нищева Н.В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до7 лет. Методические рекомендации. – СПб.: Детство-Пресс, 2018.
  3. Дорошенко О.Ю., Комиссарова С.А. Развитие связной речи дошкольников на материале текстов цепной структуры. Выпуск 2. – СПб.: Детство-Пресс,  2016.
  4. Затулина Г.Я. Развитие речи дошкольников. Старшая группа. Методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2018.
  1. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-6 лет. – М.: Сфера, 2021.

Сентябрь-октябрь

2022

Выбраны методические пособия для работы по теме самообразования

2.

Выбрать педагогические технологии по развитию речи с учетом  возрастных и психофизиологических особенностей детей группы

  1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии: Учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.
  2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.
  3. Бизикова О.А. «Развитие диалогической речи дошкольников в игре».  – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
  4. «Технология продуктивного чтения» О.В. Чиндиловой / Чиндилова О.В., Бунеева Е.В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа //Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ.  № 8, 2012.
  5. ТРИЗ-технология И.Н. Мурашковской «Сказка, отворись!» / Мурашковска И.Н. «Сказка, отворись». http://www.trizminsk.org
  6. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996.
  7. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Развиваем речь. Тренируем память. Использование приемов мнемотехники в работе логопеда. – М.: Из-во «Редкая птица», 2017.

Сентябрь-октябрь

2022

Выбраны технологии, в рамках которых планируется речевое развитие дошкольников

3.

Разработать театральные этюды, речевые игры и сценарии на основании методических пособий:

  1. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
  2. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. -  М.: ТЦ Сфера, 2001.
  3. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.
  4. Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. -  М.: ВЛАДОС, 2001.
  5. Скурат Г.Г. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками. – СПб.: Речь, 2007.
  6. Федорова Г.П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. – СПб.: “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2006.
  7. Сорокина Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. Календарное планирование: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. – М.: АРКТИ, 2004.

Ноябрь

2022 -

март

2023

Составлены картотеки речевых игр, этюдов.

Разработаны сценарии спектаклей и развлечений, конспекты образовательных мероприятий.

 

4.

Разработать консультации, мастер-классы, папки-передвижки для родителей из книг:

  1. Рахно М.О. Домашний кукольный театр. -  Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
  2. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.

Ноябрь

2022 -

март

2023

Разработаны консультации, мастер-классы, папки-передвижки для родителей.

  1. Методическая работа по самообразованию

1.

Организация обучения по теме самообразования

- прохождение курсов повышения квалификации;

- обучение на вебинарах, семинарах, мастер-классах, методических объединениях по данной теме;

-  обучение на онлайн-вебинарах,

- изучение опыта других педагогов по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста на основе театрализованной деятельности.

В течение

года

Свидетельство о прохождении курсов.

Дипломы и сертификаты об обучении на семинарах и вебинарах.

2.

Разработка учебно-методического комплекта

Учебно-методический комплект:

1. Картотека на развитие ЗКР: «Насос», «Маляр», «Качели», «Гармошка» и др.

2. Картотека игр на развитие речевого дыхания: «Пузыри», «Шарик», Дед Мороз», «Ветер и листья» и др.

  1. Картотека диалогов по темам: «Солнце, солнце …», «Абрикос», «Мы с тобою шли ...», «Шапка» и др.
  2. Картотека этюдов на выражение основных эмоций: «Ехала деревня мимо мужика», «Свинка Ненила», «Как повадился коток».
  3. Картотека инсценировок русских народных потешек: «Из-за леса, из-за гор», «Поехали, поехали», «Конь бежит», «Стучит, бренчит по улице» и др.
  4. Картотека пальчиковых игр: «Мама, мама!», «Щелчки», «Упражнение с прищепками».
  5.   Картотека игр на развитие пантомимики: «Проснулась Ульяна», «Сугроб», «Медвежата» и др.
  6. Картотека игр-драматизаций и театрализованных игр: «Паровозики», «Великаны и гномы», «Телефон», «Пантомима», «Моя вообразилия» и др.
  7. Тематические лэпбуки по сказкам: «Волк и семеро козлят», «Тир поросенка», «Зайкина избушка» и др.
  8.   Сценарии театрализованных представлений: «Сказка, я тебя знаю», «Путешествие в мир театра», «Как Мишка медведем быть не хотел» и др.
  9. Цифровые материалы: виртуальные экскурсии по театру, отрывки из детских спектаклей, мультфильмы, презентации, цифровые иллюстрации и тематические альбомы.

В течение

2022-2023 учебного года

Учебно-методический комплект

3.

Проектирование деятельности

Разработка творческих проектов по активизации речи детей на основе театрального искусства:

- «Домашний театр»;

- «Артисты нашей группы».

Декабрь 2021;

Апрель 2022

Творческие проекты,

продукты

проектов.

4.

Создание развивающей предметно-пространственной среды

 

  1. Оформить в группе центры речевой и театральной направленности: «Речевой дворик» и «Театральную гостиную».
  2. В «Театральную гостиную» включить различные виды театра: кукольный, пальчиковый, настольный, театр картинок, плоскостной, теневой, варежковый.
  3. Оснастить пространство группы оборудованием, пособиями, атрибутами, специальными книгами, альбомами и демонстрационным материалом по теме.
  4. Предусмотреть полифункциональные предметы, природные материалы, пригодные для использования в театрализованной деятельности.
  5. Пополнить аудиотеку и видеотеки по театрализации.
  6. Внести элементы костюмов к различным играм-драматизациям.

Сентябрь – декабрь

 2022

В течение

года

Оформлены центры речевой направленности, в которых разнообразные костюмы, предметы,

оборудование и пособия по теме.

Присутствуют различные виды театра.

Составлена аудиотека и видеотека.

  1. Работа с детьми

1.

Создание психологической безопасности и эмоционального благополучия для воспитанников

  1. Учитывать важнейшие для полноценного психического развития ребенка моменты: становление привязанностей, положительные самоощущения, доверие к другим людям; развитие инициативности и любознательности.
  2. Для создания позитивного эмоционального климата в группе поддерживать доброжелательные отношения детей друг к другу.
  3.  Применять такие педагогические приемы как поощрение, похвала, которые позволяют ребенку испытать положительные эмоции в образовательной деятельности.
  4. Продумывать интересные виды деятельности для каждого воспитанника, при необходимости заменять или адаптировать материалы и задания, создавать условия для развития позитивных эмоций.
  5. Предлагать различные виды театрализованной деятельности, которые последовательно сменяют друг друга, и организованы так, чтобы избежать переутомления у детей.

Постоянно

Создана психологически безопасная и комфортная для каждого ребенка образовательная среда.

2.

Мониторинг деятельности

  1. Провести диагностические наблюдения по развитию всех сторон устной речи детей.
  2. Проанализировать полученные данные.
  3.  Соотнести полученные результаты с планируемыми результатами.

Октябрь 2022,

Май 2023

Результаты диагностики.

Аналитическая справка по результатам диагностики.

3.

Этапы развития речи детей посредством театрализации

Задачи первого этапа:

  1. Создать благоприятные психолого-педагогические условия для реализации данного направления.
  2. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе для активизации речи дошкольников.
  3. Провести диагностическое обследование детей с целью выявления уровня речевого развития.

Задачи второго этапа:

  1. Формировать речевые умения и навыки детей посредством ознакомления с упражнениями для пальцев рук, различными потешками, стихами, сказками, которые можно «озвучить» при помощи театрализации.
  2. Развивать все стороны устной речи детей.
  3. Внедрить в практику учебно-методический комплект, способствующий речевому развитию воспитанников.
  4. Организовать взаимодействие с родителями по данному направлению.

Задачи третьего этапа:

  1. Формировать умение детей применять усвоенные речевые навыки в практической театрализованной деятельности.
  2. Развивать речевую активность и инициативу в процессе театрализованных игр, эмоциональную отзывчивость на литературные образы.
  3. Способствовать организации самостоятельной театрализованной деятельности.
  4. Провести итоговую диагностику.

Постоянно

Задействованы разнообразные формы взаимодействия с детьми (подтверждены конспектами и сценариями мероприятий)

4.

Методы взаимодействия с детьми

Наглядный метод. Рассматривание готовых изображений, рисунков, схем, таблиц, карт, картин, иллюстраций.

Словесный метод. Краткое описание и объяснение, словесное сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов действий ребенка.

Практический. Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы, в том числе при помощи компьютера. 

Проблемный. Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование речи в процессе театрализации.

Метод стимулирования.  Соревнование, поощрение.

Постоянно

Организовано методически грамотное взаимодействие

 с детьми.

(подтверждено результатами диагностики)

  1. Работа с родителями

1.

Разработка консультаций и рекомендаций для родителей

 - «Что такое театральные этюды для детей»;

- «Развиваем речевое творчество дошкольников посредством театрализации»;

- «Имитационные игры для детей дошкольного возраста»

Ноябрь

2022

Январь

2023

Апрель

2023

Консультации

2.

Разработка буклетов, папок-передвижек:

- «Играем в театр дома»;

- «Театрализованные упражнения и этюды для дошкольников»

Декабрь

 2022,

Февраль

 2023

Буклеты и папки-передвижки

3.

Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования

1. Проведение совместно с родителями и для родителей:

- открытого занятия «Театральные посиделки»;

-  мастер-класса: «Театрализованные игры дома»;

- совместного спектакля: «Необычайные приключения в кукольном театре»;

- анкетирование родителей «Развитие активной речи у Вашего ребенка посредством театрализованной деятельности».

  1. Организация дистанционной формы сотрудничества с родителями через социальные сети и мессенджеры (в ВКонтакте, Фэйсбук, Ватсап, Вайбер) с целью консультирования и информирования.

  1. Создание электронной библиотеки для родителей по всем направлениям речевого развития детей.

В течение года,

по плану работы с родителями

Сценарии и конспекты образовательных

 и досуговых мероприятий с участием родителей

  1. Взаимодействие с педагогами и социальными партнерами

1.

Взаимодействие с педагогами

  1. Мастер-класс для педагогов: «Игры и упражнения по театрализованной деятельности в детском саду».
  2. Участие в конкурсе чтецов (на уровне детского сада и муниципалитета).
  3. Консультация для педагогов: «Мультимедийные ресурсы по речевым играм для детей 5-6 лет».

В течение года,

по плану работы с коллегами

Сценарий

мастер-класса.

Программа конкурса чтецов.

Текст консультации.

2.

Взаимодействие с социальными партнерами по теме самообразования

  1. Подготовка и проведение совместных проектов, тематических мероприятий и праздников:

с библиотекой:

- «Обзор педагогической литературы по развитию активной речи детей дошкольного возраста»;

- тематического мероприятия «Театральные игры с дошкольниками».

со школой:

- развлечение «Волшебный мир театра».

  1. Совместная организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей.

В течение

года,

по плану взаимодействия с партнерами

Сценарии и программы мероприятий.

  1. Обобщение результатов по теме самообразования

1.

Описание и обобщение деятельности по теме самообразования

  1. Анализ и оценка деятельности.
  2.  Подготовка отчетов.
  3. Деятельность по мониторингу:

- проведение диагностических наблюдений, контрольных срезов, тестов;

- обработка полученных данных;

- соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами.

4. Представление опыта в форме:

- презентации «Формы и методы развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»;

- фотовыставки по итогам различных театрализованных мероприятий;

- выступления: «Осуществление речевого развития дошкольников средствами театрализованной деятельности в условиях организации дошкольного образования»;

- публикации: «Театральная деятельность как одна из форм работы с родителями».

Апрель –

май

2023

Отчет по теме самообразования.

Аналитическая справка по мониторингу.

Презентация.

Текст выступления.

Публикация.

Литература

  1. «Технология продуктивного чтения» О.В. Чиндиловой / Чиндилова О.В., Бунеева Е.В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа //Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ.  № 8, 2012.
  2. Акименко В.М. Новые логопедические технологии: Учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.
  3. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.
  4. Бизикова О.А. «Развитие диалогической речи дошкольников в игре».  – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
  5.  Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
  6. Дорошенко О.Ю., Комиссарова С.А. Развитие связной речи дошкольников на материале текстов цепной структуры. Выпуск 2. – СПб.: Детство-Пресс,  2016.

  7. Затулина Г.Я. Развитие речи дошкольников. Старшая группа. Методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2018.

  8.  Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
  9.  Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. -  М.: ТЦ Сфера, 2001.
  10. Нищева Н.В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до7 лет. Методические рекомендации. – СПб.: Детство-Пресс, 2018.

  11.  Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.
  12. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996.
  13.   Рахно М.О. Домашний кукольный театр. -  Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
  14. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Развиваем речь. Тренируем память. Использование приемов мнемотехники в работе логопеда. – М.: Из-во «Редкая птица», 2017.
  15.  Скурат Г.Г. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками. – СПб.: Речь, 2007.
  16.  Сорокина Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. Календарное планирование: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. – М.: АРКТИ, 2004.
  17.  Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. -  М.:ВЛАДОС, 2001.
  18. ТРИЗ-технология И.Н. Мурашковской «Сказка, отворись!» / Мурашковска И.Н. «Сказка, отворись». http://www.trizminsk.org
  19. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-6 лет. – М.: Сфера, 2021.

  20. Ушакова О.С., Струнина Л.Г., Шадрина Е.М. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2020.

  21.  Федорова Г.П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. – СПб.: “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности"

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности...

Методическая разработка. Коррекционно-развивающая деятельность по теме: «Формирование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста в процессе индивидуальной деятельности»

Методическая разработка коррекционно - развивающей работы в процессе индивидуальной деятельности рассчитана на детей старшего возраста. Для достижения целей и реализации задач используются современные...

Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности

Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности...

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности

На протяжении многих лет становления и развития системы дошкольного образования психологи, педагоги стремятся найти такие подходы к проблеме воспитания и обучения детей, которые способствовали бы разв...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности.

Опыт работы. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности....

Методическая разработка. Коррекционно-развивающая деятельность по теме: «Формирование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности»

Методическая разработка коррекционно - развивающей работы в процессе совместной деятельности рассчитана на детей старшего возраста. Для достижения целей и реализации задач используются современные...

Самообразование "Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности" 2022г.-2023 г.

Индивидуальный план по самообразованиюПоляковой Марии АлександровныВоспитателя логопедической группы № 17 «Ветерок» Тема: «Формирование элементарных математических представ...