Главные вкладки

    Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности
    статья

    Перминова Наталья Викторовна

    Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                                                                          Перминова Н.В.

    воспитатель МБДОУ детский сад № 414

    Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности

    Модернизация дошкольного образования, отраженная в документах последних лет, определяет одним из ведущих приоритетов образования создание условий для эмоционально-нравственного воспитания детей.

    На современном этапе развития общества проблема воспитания межличностных отношений составляет одну из основных задач педагогики и психологии. Люди зачастую страдают недостатком коммуникативной культуры, проявляющейся как в характере собственных поступков, так и в неадекватном восприятии эмоциональных проявлений других людей. Чтобы воссоздать, выразить свои чувства и понять чувства другого, необходима развитая эмоциональная, чувственная сфера личности.

    Вместе с тем именно в этом возрасте, когда перестраиваются отношения ребенка со взрослыми и сверстниками, закладываются основы эмоционально-нравственной культуры личности, важно определить эффективные пути развития у детей сочувствия, отзывчивости, гуманности.

    А ведь именно правильно организованная театрализованная деятельность, как подчеркивают Л.П. Бочкарева, М.Д. Маханева, Т.А. Гайворонская и др., побуждает детей к активной работе: от сочувствия и сопереживания к содействию, вызывает подражательность любимым героям, их поведению. Это оставляет глубокий след в эмоциональном опыте ребенка и влияет на его поведение и характер взаимодействия с окружающим миром.

    Дети, участвуя в театрализованной деятельности, знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

    Педагогическая работа в соответствии с этапами эмпатийного процесса и поставленными задачами  состояла из 3-х этапов:

    1 этап: формирование у старших дошкольников понимания различных эмоциональных состояний и форм их внешнего выражения в жестах, мимике, позах; обучение видеть причины соответствующих проявлений эмоционального состояния людей и уметь отзываться на эти проявления.

    2 этап: обогащение эмпатийного опыта ребенка способами проявления внимания, сорадости, согрусти к окружающим.

            3 этап: обучение детей видеть различия в характеристике образов, давая возможность каждому передать образ по-своему в процессе театрализованной деятельности. На основе сочувствия персонажам превратить импульс к содействию в реальный поступок.

    Эмпатия   как   способность   откликаться   на   переживания других людей тесно связана со структурой личности и представляет собой  неотъемлемую  часть формирования личности, воспитания у индивида культуры межличностных отношений.

    Автор рекомендует следующие произведения для театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста: "Хорошее настроение" Г. Граубин; цикл стихотворений "Вовка - добрая душа", "Егор не любит простая загадка", "Святая ложь", "Два снежка", "Ссора", "Рукавички я забыла", "В дождь" А. Барто; "Где она?", "Радость", "Посидим в тишине", "Котенок" Е. Благининой;"Подружился-раздружился", "Ссора" С. Погореловского; "Заботливый брат", "Пропажа" Е. Серовой.

    Во время педагогической работы были использованы следующие произведения:

    Чтение и импровизация русской народной сказки «Репка», учила детей понимать эмоциональное состояние героев, сопереживать.

    Чтение и импровизация русской народной сказки «Колобок», воспитывает у дошкольников сочувствие к стареньким бабушке и дедушке.

    При прочтении, импровизации и бесед сказки «Крошечка – Хаврошечка»,  воспитатель предлагает найти разные решения проблемных ситуаций и определить последствия тех или иных поступков героев.

    Чтение и импровизация сказки «Лиса, заяц и петух», учит понимать эмоционального состояния персонажа. После спектакля была проведена беседа с детьми, где воспитатель задавал вопросы детям для лучшего понимания положительных и отрицательных поступков героев.

    Импровизация сказки «Теремок» учит  понимать эмоциональное состояние героев.

    Реализация разработанного содержания педагогической работы на практике подтвердила, что театрализованная деятельность является эффективным условием развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. Так, в результате проведенной работы количество детей с высоким уровнем развития эмпатии увеличилось почти в 3 раза (с 15 % до 50 %). Количество детей со средним уровнем развития эмпатии уменьшилось с      45 % до 35 % за счет увеличения количества детей с высоким уровнем. Наиболее значительным результатом можно считать сокращение количества  детей, которые были отнесены в начале опытно-экспериментальной работы к группе с низким уровнем развития эмпатии, их количество сократилось с    40 % до 15%. Также качественный анализ результатов исследования контрольного характера показал динамику роста всех показателей эмпатийного процесса. Таким образом, дети исследуемой группы продвинулись по «эмпатийной шкале», что является основой их дальнейшего социально-нравственного развития.

    Итак, развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста будет характеризоваться динамикой при целенаправленной организации театрализованной деятельности, если:

    • развитие эмпатии будет строиться как процесс, в котором проектируется поэтапное освоение ребенком способов эмпатии, выражающееся в понимании различных эмоциональных состояний и форм их внешнего выражения в жестах, мимике, позах, причин соответствующих проявлений эмоционального состояния людей и умений отзываться на эти проявления, умений сопереживать и сочувствовать, стремлении к оказанию поддержки и действенной помощи окружающим;
    • содержание педагогической работы составят разнообразные виды театрализованной деятельности старшего дошкольника: игры-этюды, игры-драматизации, игры-импровизации, режиссерские игры, а также подготовка и разыгрывание спектаклей;
    • воспитатель использует личностно-ориентированное общение, т.е. субъект-субъектные отношения между педагогом и детьми – педагог как равноправный партнер по игре.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тезисы «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности со взрослым»

    В данной работе представлены тезисы, раскрывающие необходимость и значимость эмоционального развития старших дошкольников. Выявлена актуальность данной темы, поставлены цели и задачи работы, указаны м...

    Презентация: Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятельности

    Использование на музыкальных занятиях театрализованной деятельности создает возможность приобретения дошкольниками многообразного опыта в связи с музыкой - опыта движения и речи; слушателя, исполнител...

    Из опыта работы: Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности

    Творчество и ребёнок — две неотъемлемых составляющих процесса развития. Любой ребёнок с удовольствием занимается рисованием, лепит, делает поделки. Творчество — это то, что приносит радост...

    «Развитие инициативы у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности»

    laquo;Развитие инициативыу детей старшего дошкольного возрастав процессе музыкальной деятельности»...

    РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Согласно статье 64.1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ дошкольное образование должно быть направлено «на формирование общей к...

    Перспективный план по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности

    Перспективный  план  по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности...

    Конспекты образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности

    Конспекты образовательной деятельности   по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности...