Главные вкладки

    Тезисы «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности со взрослым»
    материал (старшая группа) по теме

    В данной работе представлены тезисы, раскрывающие необходимость и значимость эмоционального развития старших дошкольников. Выявлена актуальность данной темы, поставлены цели и задачи работы, указаны методы и приёмы работы по эмоциональному развитию детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tezisy._razvitie_emocionalnoy_sfery_doshkolnikov.doc31.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тезисы «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности со взрослым»

                В последние годы в системе дошкольного воспитания на первое место вышло интеллектуальное развитие ребёнка. В детском саду дошкольникам даётся прочная система ЗУН, необходимых для обучения в школе. Эмоциональной же сфере уделяется недостаточное внимание. Однако, как справедливо указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности ребёнка.

               По данным исследований современных исследователей В.П. Зинченко, А.Б. Орлова, С.Д. Смирнова, В.И. Слободчикова выделяются следующие проблемы, связанные с развитием эмоций дошкольников.

    1.Дети не знают и не понимают эмоции человека.

    2.Не умеют их контролировать.

    3.Не сопереживают друг другу.

                Взрослые предъявляют много запретов в выражении эмоций детей. Это и запрет на слёзы (для мальчиков), запрет на выражение страха, агрессии и т.п. Контроль со стороны взрослых, конечно, нужен, но он не должен преследовать исключительно интересы воспитателей, родителей. В условиях детского сада мы часто забываем, что эти запреты влекут за собой ограничение жизненности, обаяния, т.е. потерю той природной естественности, которой обладает ребёнок.

                  Однако в последнем документе ФГТ, утверждённом приказом Министерства образования и науки в ноябре 2009 года, наметилась тенденция к уделению должного внимания развитию личности ребёнка, его эмоционального благополучия. Безусловно, никто не забывает о системе ЗУН, которую необходимо сформировать у детей дошкольного возраста, но теперь эти же знания выступают не как результат всей работы в ДОУ, а как необходимое средство, без которого не решить самую главную цель воспитательно-образовательной работы.

    Если обратиться к последней примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы (2011 года), то в разделе планируемые промежуточные результаты освоения программы, мы увидим качества, которыми должен овладеть дошкольник на каждом возрастном этапе. Авторами выделяется такое качество личности ребёнка как эмоционально отзывчивый. Рассмотрю данное качество на примере старшей группы, поскольку именно в этом возрасте дети уже готовы понять эмоции человека, установить причинно-следственные связи и зависимости, могут осмыслить те события, которых не было в их личном опыте.

              К концу года ребёнок шестого года жизни должен: эмоционально тонко чувствовать переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей. Дошкольник может проявлять эмоциональное отношение к литературным произведением, выражать свое отношение к конкретному поступку литературного персонажа. Должен проявлять эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству и некоторые другие.

    Стоит также отметить, что наибольшее развитие эмоциональной сферы ребёнок получает в процессе общения со сверстниками. В среднем в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния – от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Столь сильная эмоциональная насыщенность общения детей, по-видимому, связана с тем, что начиная с 4-х лет, сверстник становится более предпочтительным и привлекательным партнёром по общению. В связи с этим и возникла идея развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в условиях детского коллектива.

    Все мы знаем, что ведущая деятельность дошкольников – игровая. Поэтому всю свою работу я строю на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь, на обеспечение психологически комфортного пребывания детей в группе.

              Основной целью своей работы ставлю развитие эмоциональной сферы дошкольников.

    Данную цель решаю через следующие задачи.

    1.Познакомить детей с эмоциями людей, формировать умение понимать их.

    2.Развивать способность к эмпатии, сопереживанию.

    3.Сформировать чувство принадлежности к группе.

    4.Научить контролировать свои эмоции в определённых ситуациях.

              Всю свою работу осуществляю в процессе НОД, в игровой деятельности (настольные, словесные, познавательные ролевые, психологические и другие игры), в совместной деятельности с детьми. С успехом использую произведения народного фольклора: сказки, игры, потешки, загадки.

    Из вышесказанного следует, что вся система воспитательно-образовательной работы не должна сводиться к передаче ЗУН. В работе с дошкольниками нужно ориентироваться на развитие личности детей и обеспечение их эмоционального благополучия. В детском саду необходимо создавать специальные условия для развития эмоциональной сферы детей. В ходе совместной деятельности следует организовывать такие игры и этюды, которые помогли бы познакомить дошкольников с эмоциями, научили бы их контролировать. Целесообразно в комплексе применять различные методы и приёмы работы по развитию эмоциональной сферы детей (использование музыкальных игр, элементов сказкотерапии и др).

    Литература:

    1.Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических  работников дошкольных учреждений.  — М.: АРКТИ,   1999. — 48 с.

    2.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика - Синтез, 2010. - 304 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Игра - ведущая деятельность детей, но каждому ребенку хочется сыграть свою роль, и это возможно в театрализованной деятельности....

    Музыкально - театрализованная деятельность - как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

    Описание опыта работы по развитию эмоциональной сферы детей на музыкальных занятиях и в театрализованной деятельности. Раскрытие актуальности данной темы....

    Влияние игровой деятельности на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

    Основное развитие дошкольника происходит в деятельности, которая интересна и доступна ребенку. Особой деятельностью в этом виде выступает игровая деятельность,  которая в  дошкольном возраст...

    Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

    В данной статье рассматриваются методы и приемы, позволяющие преодолеть ребенку страх и неуверенность, обогатить свой жизненный опыт, а так же научиться взаимодействию с сверстниками....

    Проект " Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий"

    Проект направлен на внедрение комплекса занятий, направленного на успешное развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста....

    Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий

    Проект направлен на внедрение комплекса занятий, направленного на успешное развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. ...