Влияние игровой деятельности на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
статья (подготовительная группа) по теме

Мухаметкулова Светлана Фаритовна

Основное развитие дошкольника происходит в деятельности, которая интересна и доступна ребенку. Особой деятельностью в этом виде выступает игровая деятельность,  которая в  дошкольном возрасте является ведущей.             

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основное развитие дошкольника происходит в деятельности, которая интересна и доступна ребенку. Особой деятельностью в этом виде выступает игровая деятельность,  которая в  дошкольном возрасте является ведущей.             

Игра - своеобразная  форма деятельности, при посредстве которой дети готовятся к жизни, приобретают определенные навыки и привычки, усваивают социальный опыт, формируют в себе черты будущего характера. Детская игра – это не бесполезное препровождение времени, а «умный педагогический прием воспитания юной личности».

В ходе игры создаются наиболее благоприятные условия для развития всех сторон личности ребёнка, в том числе для воспитания эмоциональных качеств, эмоциональности.  Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.

Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей

 выступает в двух планах: становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развития эмоций, сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания.                                                                                                                                                                       Различный характер переживаний, возникающих по ходу игры, позволяет выделить два типа эмоционального поведения детей.

Эмоционально активный.

У эмоционально активных ярко выражен интерес к игре в целом и к действиям с одним или несколькими предметами. Они играют в течении длительного времени. Совершают с игрушками большое количество действий, многие из которых завершаются непосредственными, ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом и т.д.

Эмоционально пассивный.  

У эмоционально пассивных детей игра носит характер беглого, поверхностного ознакомления с игрушками. Общее время их деятельности непродолжительно. Эмоциональные проявления крайне бедны. Не наблюдается ярко выраженной радости или удивления.

В развитии ребёнка главное место занимает его эмоциональная сфера. От того, какой эмоциональный фон сопровождает человека, в первую очередь, зависят его отношения с окружающим миром.

В игре формируются новые качества поведения ребенка, развивается и обогащается его эмоциональный опыт. Через игру можно развивать познавательные возможности ребенка, подготовить его к жизни в современном обществе, заставить его поверить в свои силы и возможности. С помощью игры можно развивать у детей положительные эмоции, научить распознавать эмоциональное настроение окружающих и управлять собственным эмоциональным состоянием.

О роли игры в воспитании детей говорят многие специалисты. Но необходимо отметить, что сама по себе игра не даёт большого положительного эффекта, так как игрой, особенно когда речь идёт о воспитании ребёнка, необходимо управлять. Именно поэтому, когда говорят о применении игры в формировании каких-либо качеств личности ребёнка, в том числе и в эмоциональном развитии, подразумевают применение определённых методик, содержащих набор игр и игровых ситуаций, которые в совокупности воздействуют на воспитание ребёнка.

Применение наглядности в игровых методиках как метода эмоционального
развития имеет свои особенности по причине того, что эмоции беспредметны и их можно изобразить только символически.                                                                       На практике допустимо применять игры с зеркалом, в котором ребёнок может видеть,  как он изображает те или иные эмоции.

Интересным для эмоционального развития детей является использование моделей. В качестве моделей эмоционального состояния в играх можно использовать: пиктограммы, графические изображения лица,                                                                             силуэты людей, пантомимы, отражающие эмоции, подвижные аппликации,  задания-игры.

Детей уже в дошкольном возрасте важно научить распознавать эмоциональное настроение окружающих и управлять собственным эмоциональным состоянием. Для достижения этой цели мы используем игры: «Определи выражение лица», «В мире эмоций», «Грустно – весело», «Сделай так»,  «Четвертый лишний» и др.Детям очень нравится дидактическая игра «Петушок».                                                                                          Цель: определить умение понимать, называть и изображать заданное эмоциональное состояние.                                                                             Описание методики: педагог предлагает детям сценки и просит определить настроение петушка.                                                                                       

Эмоция страха: «Петушок боится. Он кричит громко «ку-ка-ре-ку», но жалобно, зовет на помощь. Бегает по двору, мечется, помахивая крыльями, ищет укрытия (жалкое выражение лица)».                                                     

  Эмоция гнева: «Петушок разозлился. Поняв, что помощи ждать неоткуда, петушок решил напугать. Громким злым голосом как закричит «ку-ка-ре-ку», налетит, сильно хлопая крыльями, как заклюет (гневное выражение лица)». С детьми обсуждается, что могло стать причиной страха и гнева петушка (попал в беду, лиса хочет украсть его, нападает на лису, защищается, пугает ее и т.п.) и обыгрывается каждый из вариантов.    Дети творчески подходят к заданию, передают характерные особенности персонажа, понимают инструкцию, могут распознать эмоциональные состояния петушка, объясняют причины такого состояния. Все ребята успешно выполняют задание. Положительное влияние на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста оказывают сюжетно-ролевые игры. Они способствуют  эмоциональной отзывчивости ребенка к сверстникам, решению проблемных ситуаций.                                                                                                         Подвижные игры -  доставляют детям радость, чувство удовольствия, вызывают интерес, захватывают воображение, побуждают к творческому выполнению игровых действий. Высокая эмоциональная насыщенность подвижных игр позволяет использовать их для воспитания детей бодрыми, жизнерадостными. В игре «Бездомный заяц» дети выполняли движения зайцев: скакали на лужок, веселились, плясали, лапочками махали, песни распевали. Некоторые дети были так заняты выполнением движений, что забывали про лису и очень были удивлены и растеряны, когда оставались без домика. При повторном проведении игры мы  напомнили про лису. Они были очень довольны, когда успевали занять домик. 
Эмоции удивления, страха, гнева, жалости мы развивали в игре «Гуси и волк». 
Произнося слова текста, дети переживали и боялись за гусенка, а после слов: 
«Гуси, мои гуси, 
Щиплите волка, 
Да гоните, 
По мхам, по болтам, 
По крутым горкам!». Дети с криком бежали за волком,  готовые его просто «разорвать». 
После беседы о том, что волк очень голоден и ему нужно покушать, или накормить своих волчат, часть детей смотрела на волка с сочувствием, некоторые даже не побежали его догонять. Им было жалко волка.  Они  стояли и говорила: «А мы не будем его трогать, он ведь несчастный». 
В игре «Игрушки» мы предложили детям войти в образы тех животных, которые были в тексте. Не все дети справились сразу. Обычно у стеснительных детей  возникали сложности в передаче таких эмоций как: удивление, стыд. 
Пришлось помогать, используя образец (показ эмоций). Стоит заметить, что одна и та же эмоция у разных детей выражалась по- своему. Например, резвый зайка - у одного был очень веселый, улыбался, лапками махал; у другого удивленный, словно он случайно выскочил на поляну, а там, что-то необычное; у третьих зайчик прыгал без всяких эмоций.

 Так же мы проводим игры – эстафеты, игры – забавы. 
В этих играх можно показать, какой ты ловкий, сильный, быстрый, сообразительный. Командные игры сплачивают детей, заставляют переживать за членов своей команды и за конечный результат. При таких играх всегда бывают неожиданности. Кто-то упадет, стукнется. Одни делают все быстро и правильно, другие хитрят, чтобы успеть, третьи не успевают или сил не хватает. 
Мы стараемся все учитывать, заострять внимание детей, на то, если ребенок упал и разбил себе коленку, мы все вместе жалеем его и оказываем ей первую помощь. При нарушении правил – стараемся тактично сделать замечание, чтобы не вызывать агрессии и злобы.  Мальчика, которому было сложно быстро бежать (т.к. он полноват),  ребята помогали криками, поддерживали его, а когда у него все получалось, радовались за него. 
Но больше всего было радости, когда все получилось, они были первыми. Мальчики говорили: «Даем пять» и всей командой хлопались рука об руку.                Важным элементом игр при эмоциональном развитии является музыка. Вслушиваясь в слова и музыку песен и хороводов, ребенок приобретает
первоначальные понятия настроения музыки, приобретает опыт передачи чувств музыкальными средствами. Особенно ярко проявляются  чувства радости у детей, когда проходят игры под музыку, так как музыка воздействует на эмоции детей, создает у них определенное настроение. С музыкальным сопровождением мы проводили такие игры, как: «Тропинка», «Если нравится тебе», «Тух – тиби – дух» и др.                                                   

 В игре «Тух – тиби – дух» заложен комический парадокс. Нужно смотреть прямо в глаза друг другу и сердито – пресердито говорить эти слова. Долго ребята не могли «сердится» и начинали улыбаться и смеяться. Чем дальше продолжалась игра, тем громче они начинали хохотать.
Игры под музыку мы используем  на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике.                                                                                                 

   Наблюдая за детьми в процессе игр, мы сделали следующие выводы:                      -  Дети становятся более спокойны, уравновешены; 
-  Дети становятся более внимательны друг к другу; 
-  Стало больше присутствовать эмоций радости, веселья; 
-  Дети сами могут организовывать игры, чувствуют себя более раскованными и свободными; 
- Стали проявлять больше творчества, выдумки, воображения при проведении подвижных игр.             
                                                                Таким образом, можно сделать вывод, что последние годы становится все больше детей с нарушением психо - эмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Более того, на фоне таких нарушений возникают так называемые вторичные отклонения, которые проявляются, например, в устойчиво негативном поведении. Соответствующим образом организованная работа (занятия, совместная деятельность, самостоятельная деятельность) по эмоциональному развитию детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы.

                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Игра - ведущая деятельность детей, но каждому ребенку хочется сыграть свою роль, и это возможно в театрализованной деятельности....

Тезисы «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности со взрослым»

В данной работе представлены тезисы, раскрывающие необходимость и значимость эмоционального развития старших дошкольников. Выявлена актуальность данной темы, поставлены цели и задачи работы, указаны м...

Музыкально - театрализованная деятельность - как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Описание опыта работы по развитию эмоциональной сферы детей на музыкальных занятиях и в театрализованной деятельности. Раскрытие актуальности данной темы....

Цикл игровых сеансов «Я и мой мир» (Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста).

Пояснительная записка.Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребенка. В период дошкольного детства ребенок активно познает окружающий мир, накапливает новый опыт и учится строить отнош...

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

В данной статье рассматриваются методы и приемы, позволяющие преодолеть ребенку страх и неуверенность, обогатить свой жизненный опыт, а так же научиться взаимодействию с сверстниками....

ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

       Активность социокультурного пространства заставляет современного человека вырабатывать определенные механизмы привыкания к окружающей действительности, становление и ...

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности

Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми старшей группы в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»...