Главные вкладки

    Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
    статья по коррекционной педагогике на тему

    Ерина Ольга Николаевна

    В данной статье рассматриваются методы и приемы, позволяющие преодолеть ребенку страх и неуверенность, обогатить свой жизненный опыт, а так же научиться взаимодействию с сверстниками.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tetr.deyatelnost.docx20.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного

    возраста через театрализованную деятельность

    (из опыта работы)

    Дошкольное детство – золотая пора в жизни человека, полная различных чувств, переживаний, эмоций. В этот период ребёнок получает первые представления о мире, осваивает всё новые и новые роли, учится взаимодействию в социуме, испытывая при этом разнообразие чувств, которое господствует над всем, что его окружает. Эмоции играют важную роль в жизни дошкольника, помогая воспринимать действительность и реагировать на различные ситуации определённым образом. Но, к сожалению, современная действительность порой взрослого человека приводит в замешательство, не говоря  уже о ребёнке. Поэтому на данном возрастном этапе развития личности важно вносить эмоционально-положительные образы в окружающую среду дошкольника. Это поможет обогатить и развить эмоциональный опыт, научить применять эмоции в повседневной жизни, а так же смягчить или устранить такие негативные проявления как застенчивость, страхи, тревожность, гиперактивность. Мой опыт работы показал, что этот негатив можно устранить через игру, фантазию, сказку, используя в работе с старшими дошкольниками театрализованную деятельность.

    Театрализованная игра для детей старшего дошкольного возраста – это возможность стать героем, побороть свой страх и поверить в себя, услышать первые аплодисменты. Это средство, позволяющее решить актуальные проблемы психологии, связанные с обучением и воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, инициативности. Благодаря театрализованной деятельности можно помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе и своих возможностях. Примеряя на себя определённые роли, он обогащает свой жизненный опыт. В своей практике я довольно часто применяю приём, который заключается в том, что неуверенный в себе воспитанник получает главную роль. За время репетиций ребёнок вживается в образ, играет, проживает новые ощущения и чувства, а в итоге – избавление от страха «быть неуслышанным», коррекция застенчивости. Дети агрессивные, активные получают роли слабых и беззащитных. Через некоторое время благодаря проигрыванию, беседам о пережитых чувствах в новых ролях, они владеют чувством сопереживания к тем, кого до недавнего времени обижали и старались подавить. Это  действенный приём, проверенный временем, работает всегда.

    На занятиях по театрализованной деятельности я применяю игры-драматизации, которые помогают детям избавиться от неприятных эмоциональных переживаний, изжить страх перед сказочными или реальными образами посредством овладения, манипулирования им в игре. Особенно целесообразно применять данный метод в тяжёлые, переломные моменты в жизни ребёнка. Сначала детям предлагается по желанию изобразить поведение различных персонажей знакомых сказок, например: «Покажите, как зайчик поздоровается с лисой, которую боится, колобку, которого хочет съесть, маме-зайчихе». В данном случае воспитанники учатся менять интонацию голоса, движением и мимикой передавать повадки животных. А для того, чтобы помочь детям чувствовать себя увереннее, я предлагаю детям надеть маски либо костюмы персонажей. Позднее дошкольникам предлагаются роли в зависимости от существующей у них проблемы. На занятиях по театрализованной деятельности приветствуется, когда дети меняют отдельные моменты сюжетной линии либо изменяют конец сказки. Данные игры помогают детям справиться с излишним напряжением, заторможенностью. Отрицательные ощущения получают выход, воспитанники раскрепощаются.

    Театрализованная деятельность немыслима без такого приёма как психогимнастика. Дети обучаются выражению различных эмоций: радости, удивления, испуга, злости, грусти, а так же выразительным движениям. При этом я обучаю детей ка вербальному, так и невербальному выражению эмоции (этюды «Солнечный день», «Росточек», «Ласка» и др.). Данный приём помогает детям преодолеть барьеры в общении со сверстниками и взрослыми, развивает способность глубже понимать себя и тех, кто их окружает, а так же снимает психическое напряжение и создаёт условия для самовыражения.

    Ни для кого не секрет, что все дети любят играть в театр кукол. Благодаря методу куклотерапия, дошкольники могут выразить свои эмоциональные переживания от имени куклы, а ширма позволяет спрятаться от других, снять скованность, застенчивость, неуверенность. Ребёнок в такой игре переносит свои эмоции и качества детской личности на игровой образ. Мною было замечено, что данный метод самый действенный и удовлетворяет потребность дошкольника в желаемой для него модели поведения. Ребёнок на какое-то время может стать смелым и уверенным, ловким и остроумным, общительным и понимающим. Как один из вариантов данного метода – это использование масок в проигрывании этюдов на имитацию страха, гнева, удивления и других эмоций. На занятиях детям предлагаю свободный выбор кукол и масок в диагностических целях, так как их выбор позволяет увидеть степень тревожности, робости, застенчивости. Куклотерапия помогает детям повысить уверенность в собственных силах и возможностях, а так же принять себя таким, какой есть.

    Основная цель занятий по театрализованной деятельности – это развитие эмоциональной отзывчивости, творческих способностей детей и формирование эмоционального восприятия действительности. В работе использую русские народные сказки, потешки, стихи, басни, знакомлю воспитанников с историей театра и различными видами театра: театр кукол, театр ложек, театр кружек, театр теней, пальчиковый театр.  

    Важно отметить, что с помощью театрализованной деятельности расширяется кругозор детей, обогащается опыт сотрудничества воспитанников, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Дошкольники учатся ставить перед собой цель и планировать средства её достижения, свои действия. Проигрывая различные роли, дети приобретают опыт взаимоотношений, эмоционально переживают поступки персонажей,  что необходимо для их саморазвития и   развития сферы чувств.

    Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством в развитии эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста, помогая повысить психологическую устойчивость, оптимизировать становление социально-адекватного поведения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Игра - ведущая деятельность детей, но каждому ребенку хочется сыграть свою роль, и это возможно в театрализованной деятельности....

    Презентация "РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

    Театрализованная деятельность - одно из эффективных средств социализации дошкольника, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодейств...

    Опыт работы по теме "Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность

    Представлен опыт работы в организации и развитии детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности, роль педагога, методические приемы. Подробно описаны психологические ситуации для  реш...

    Педагогический опыт по теме: «Развитие театрально-исполнительских навыков и эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

    Имея опыт работы по театрализованной деятельности, я  делилась знаниями с коллегами по работе, организовала консультации, показала открытые мероприятия, оформила театральный  уголок. Моя раб...

    Педагогический опыт "Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии"

    Педагогический опыт "Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии"...

    Консультация для педагогов на тему «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

    В речевом развитии ребёнка раннего возраста главной задачей воспитателя выступает стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной раб...

    « Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

    Исследования: выявить пути развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в специально организованной предметно-развивающей среде....