Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
статья по коррекционной педагогике на тему

Ерина Ольга Николаевна

В данной статье рассматриваются методы и приемы, позволяющие преодолеть ребенку страх и неуверенность, обогатить свой жизненный опыт, а так же научиться взаимодействию с сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tetr.deyatelnost.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного

возраста через театрализованную деятельность

(из опыта работы)

Дошкольное детство – золотая пора в жизни человека, полная различных чувств, переживаний, эмоций. В этот период ребёнок получает первые представления о мире, осваивает всё новые и новые роли, учится взаимодействию в социуме, испытывая при этом разнообразие чувств, которое господствует над всем, что его окружает. Эмоции играют важную роль в жизни дошкольника, помогая воспринимать действительность и реагировать на различные ситуации определённым образом. Но, к сожалению, современная действительность порой взрослого человека приводит в замешательство, не говоря  уже о ребёнке. Поэтому на данном возрастном этапе развития личности важно вносить эмоционально-положительные образы в окружающую среду дошкольника. Это поможет обогатить и развить эмоциональный опыт, научить применять эмоции в повседневной жизни, а так же смягчить или устранить такие негативные проявления как застенчивость, страхи, тревожность, гиперактивность. Мой опыт работы показал, что этот негатив можно устранить через игру, фантазию, сказку, используя в работе с старшими дошкольниками театрализованную деятельность.

Театрализованная игра для детей старшего дошкольного возраста – это возможность стать героем, побороть свой страх и поверить в себя, услышать первые аплодисменты. Это средство, позволяющее решить актуальные проблемы психологии, связанные с обучением и воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, инициативности. Благодаря театрализованной деятельности можно помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе и своих возможностях. Примеряя на себя определённые роли, он обогащает свой жизненный опыт. В своей практике я довольно часто применяю приём, который заключается в том, что неуверенный в себе воспитанник получает главную роль. За время репетиций ребёнок вживается в образ, играет, проживает новые ощущения и чувства, а в итоге – избавление от страха «быть неуслышанным», коррекция застенчивости. Дети агрессивные, активные получают роли слабых и беззащитных. Через некоторое время благодаря проигрыванию, беседам о пережитых чувствах в новых ролях, они владеют чувством сопереживания к тем, кого до недавнего времени обижали и старались подавить. Это  действенный приём, проверенный временем, работает всегда.

На занятиях по театрализованной деятельности я применяю игры-драматизации, которые помогают детям избавиться от неприятных эмоциональных переживаний, изжить страх перед сказочными или реальными образами посредством овладения, манипулирования им в игре. Особенно целесообразно применять данный метод в тяжёлые, переломные моменты в жизни ребёнка. Сначала детям предлагается по желанию изобразить поведение различных персонажей знакомых сказок, например: «Покажите, как зайчик поздоровается с лисой, которую боится, колобку, которого хочет съесть, маме-зайчихе». В данном случае воспитанники учатся менять интонацию голоса, движением и мимикой передавать повадки животных. А для того, чтобы помочь детям чувствовать себя увереннее, я предлагаю детям надеть маски либо костюмы персонажей. Позднее дошкольникам предлагаются роли в зависимости от существующей у них проблемы. На занятиях по театрализованной деятельности приветствуется, когда дети меняют отдельные моменты сюжетной линии либо изменяют конец сказки. Данные игры помогают детям справиться с излишним напряжением, заторможенностью. Отрицательные ощущения получают выход, воспитанники раскрепощаются.

Театрализованная деятельность немыслима без такого приёма как психогимнастика. Дети обучаются выражению различных эмоций: радости, удивления, испуга, злости, грусти, а так же выразительным движениям. При этом я обучаю детей ка вербальному, так и невербальному выражению эмоции (этюды «Солнечный день», «Росточек», «Ласка» и др.). Данный приём помогает детям преодолеть барьеры в общении со сверстниками и взрослыми, развивает способность глубже понимать себя и тех, кто их окружает, а так же снимает психическое напряжение и создаёт условия для самовыражения.

Ни для кого не секрет, что все дети любят играть в театр кукол. Благодаря методу куклотерапия, дошкольники могут выразить свои эмоциональные переживания от имени куклы, а ширма позволяет спрятаться от других, снять скованность, застенчивость, неуверенность. Ребёнок в такой игре переносит свои эмоции и качества детской личности на игровой образ. Мною было замечено, что данный метод самый действенный и удовлетворяет потребность дошкольника в желаемой для него модели поведения. Ребёнок на какое-то время может стать смелым и уверенным, ловким и остроумным, общительным и понимающим. Как один из вариантов данного метода – это использование масок в проигрывании этюдов на имитацию страха, гнева, удивления и других эмоций. На занятиях детям предлагаю свободный выбор кукол и масок в диагностических целях, так как их выбор позволяет увидеть степень тревожности, робости, застенчивости. Куклотерапия помогает детям повысить уверенность в собственных силах и возможностях, а так же принять себя таким, какой есть.

Основная цель занятий по театрализованной деятельности – это развитие эмоциональной отзывчивости, творческих способностей детей и формирование эмоционального восприятия действительности. В работе использую русские народные сказки, потешки, стихи, басни, знакомлю воспитанников с историей театра и различными видами театра: театр кукол, театр ложек, театр кружек, театр теней, пальчиковый театр.  

Важно отметить, что с помощью театрализованной деятельности расширяется кругозор детей, обогащается опыт сотрудничества воспитанников, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Дошкольники учатся ставить перед собой цель и планировать средства её достижения, свои действия. Проигрывая различные роли, дети приобретают опыт взаимоотношений, эмоционально переживают поступки персонажей,  что необходимо для их саморазвития и   развития сферы чувств.

Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством в развитии эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста, помогая повысить психологическую устойчивость, оптимизировать становление социально-адекватного поведения.