Педагогический опыт "Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии"
опыты и эксперименты по коррекционной педагогике на тему

Хлопова Анна Сергеевна

Педагогический опыт "Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped._opyt_hlopova_a.s.docx67.02 КБ
Файл prilozheniya.docx52.24 КБ

Предварительный просмотр:

Хлопова Анна Сергеевна

I. Информация об опыте

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии

1.1.Условия возникновения, становления опыта

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 7» расположен в поселке Пролетарский по улице Ватутина 2б. В детском саду оборудованы сенсорная комнат, кабинеты музыкального руководителя, учителя – логопеда, английского языка, медицинский и методический, изостудия. В дошкольном учреждении функционируют 8 групп для детей от 2 до 7 лет все группы общеразвивающие. Месторасположение детского сада позволяет активно сотрудничать с МОУ «Пролетарская общеобразовательная школа № 1», детской библиотекой,  Пролетарским модельным центром культуры и досуга и физкультурно-оздоровительным комплексом «Спартак».          

По данным социального паспорта всего  в  детском саду 220 детей (118 девочек и 102 мальчика). Девятнадцать многодетных семей, двенадцать неполных,  три ребенка – инвалида.

Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  дошкольного  образования  (приказ  Министерства  образования  и  науки  РФ  от  «17»  октября  2013  г.  №  1155)  включает  задачи  «охраны  и  укрепления  физического  и  психического  здоровья  детей,  в  том  числе  их  эмоциональное  благополучие».

За последнее десятилетие увеличилось количество детей с нарушениями, имеющими комбинированную  форму, когда у ребенка одновременно нарушаются развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, эмоциональная сфера. Эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок - подросток - взрослый», мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Ежегодное диагностирование психического уровня развития детей в МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 7»  анализ ситуации развития детей в большинстве случаев обращений констатирует наличие у дошкольников таких нарушений  эмоциональной сфере, как:

•страхи, не являющиеся возрастными, тревожность, мнительность;

•болезненная чувствительность, впечатлительность;

•застревание на отрицательных эмоциях;

•устойчивое негативное отношение к общению, конфликтность;

•эмоциональная холодность, отчуждение, недоверие к окружающим, жестокость;

•повышенная агрессивность;

•снижение активности, самостоятельности, инициативности детей;

Результаты диагностического анализа свидетельствуют о наличии тревожности у 32% дошкольников. У  16  %  выявлена  агрессивность.  31,2 %  старших  дошкольников  не  понимают  эмоциональные  состояния  людей.  Выявлено,  что  только  56  %  детей  проявляют  интерес  к  состоянию  другого  человека,  ярко  эмоционально  на  него  реагируют,  активно  включаются  в  ситуацию,  пытаются  помочь,  успокоить.  Выявлен  тот  факт,  что  12  %  (2  человека)  группы  эмоционально  неблагополучны.

Итак,  целью  первичной  диагностики  явилось  изучение  уровня  развития  эмоциональной  сферы  старших  дошкольников.  Результаты  психолого-педагогической  диагностики  показали,  что  уровень  развития  эмоциональной  сферы  крайне  не  однороден,  и,  помогли  спланировать  ход  дальнейшей  работы

Анализ результатов анкетирования педагогов и родителей показал необходимость проведения работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию эмоционально-волевой сферы.

Правильно  организованная  педагогическая  работа  в  этом  направлении  может  не  только  обогатить  эмоциональный  опыт  дошкольников,  но  и  значительно  смягчить  или  даже  полностью  устранить  недостатки  в  их  личностном  развитии.

Важным  основанием  для  эмоционального  развития  старших  дошкольников  является  овладение  социальными  формами  выражения  эмоций,  формирование  чувства  долга,  развитие  эстетических,  моральных  чувств.  Эффективными  в  работе  со  старшими  дошкольниками  являются  методы  и  средства  арттерапии.

Все вышеперечисленные аргументы и привели нас к изучению данной проблемы.

1.2. Актуальность опыта

Среди глобальных проблем человечества, наиболее остро заявляющих о себе в XXI веке, особое место занимает психическое и физическое здоровье детей. Многочисленные подходы к решению этой проблемы чаще всего основываются на изучении внешних факторах.

Наряду с этим, значительно менее изучены внутренние факторы, влияющие на психическое здоровье детей, становление исходно благополучной психики и важнейшие условия, определяющие это благополучие. В качестве одного из таких внутренних факторов, являющихся мощным регулятором психики ребёнка, а соответственно и его здоровья, можно рассматривать эмоциональную сферу как сложно организованную систему регуляции поведения и деятельности детей.

Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях, а отрицательные тормозят процесс развития.

Ещё Гиппократ признавал, что решающую роль в понимании внутренних процессов, происходящих в организме, играют эмоции.

Психологи считают, что все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в эмоциональной сфере личности ребёнка.

Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных  проблем психологии и педагогики.

Следует отметить, что данная проблема не теряет своей актуальности. Наоборот, становится тревожней. Поэтому необходим поиск новых методов и технологий.

Нас заинтересовал научный подход, подтвержденный современными психологами –  это влияние искусства на человека. Арт-терапия относится к

психологическому воздействию искусством и используется в социальной, педагогической, психологической работе как средство гармонизации и развития психики человека через его занятия творчеством. Арт-терапия наиболее подходит для работы с детьми и основывается на том, что состояние внутреннего «Я» ребенка отражается в продуктах его творчества, избавляя от чрезмерного напряжения, внутреннего конфликта.

Проблема исследования состоит в расхождении между высоким потенциалом арт-терапии в психокоррекции нарушений эмоциональной сферы детей и уровнем методической разработанности данного подхода. Анализ литературных источников, осмысление выше сформулированной проблемы в контексте эмоционального здоровья ребенка позволил выявить противоречие между богатым, накопленным теоретическим и эмпирическим материалом в сфере эмоционального развития дошкольников через использование  средств арт-терапии и недостаточной проработкой этого процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения.

 Это и определило выбор темы нашей работы: «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии».

1.3. Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в возможности использования инновационных методов и приёмов арт-терапии как средства  коррекции и развития эмоциональной сферы  у старших дошкольников.

1.4. Длительность работы над опытом

Работа по теме опыта проводилась с август 2012 года по май 2015 год.

а) информационно-диагностический  – обнаружение проблемы, изучение теоретического и методологического материала, подбор диагностического материала, проведение первичной диагностики:  июль-сентябрь 2012 год;

б) формирующий – апробация методов арт-технологии, проведение систематической и планомерной работы по организации коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию эмоциональной сферы:  октябрь 2012 - апрель 2015 год.  

в)  аналитико-обобщающий  – успешность решения проблем, проведение анализа полученных материалов, которые свидетельствовали бы об эффективности и результативности предложенной системы работы:  май 2014 год.

1.5. Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен комплексной системой средств арт-терапии, направленной на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Коррекционно-развивающая работа предполагает систематическую разноплановую деятельность, использование творческих форм и методов.

Диапазон опыта охватывает: организованную деятельность детей, совместную деятельность взрослых и детей, свободную самостоятельную деятельность детей.

1.6 Теоретическая база опыта

Исследования, посвященные изучению эмоционального развития личности ребенка дошкольного возраста, проводились многими отечественными и зарубежными учеными и исследователями (А.В.Запорожец, К.Э.Изард, П.В.Симонов, Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, Л.И. Божович, Н.М.Амосов, П.К.Анохин, А.И.Захаров, Н.А.Степанова и др.). И все же это направление развития ребёнка всё ещё относятся к наиболее неразработанной области дошкольного образования.

             Изучением эмоций занимались такие выдающиеся отечественные и зарубежные психологи и нейрофизиологи как Петр Кузьмич Анохин, Лев Семенович Выготский, Чарльз Дарвин, Уильям Джеймс, Кэролл Изард, Карл Георг Ланге, Алексей Николаевич Леонтьев, Конрад Лоренц, Александр Романович Лурия, Ариадна Ефимовна Ольшанникова, Герберт Спенсер, Константин Викторович Судаков, Поль Фресс и другие.

В данной работе под термином «эмоции» мы понимаем переживания, в которых отражается отношение субъекта к миру (Рубинштейн).

К.Е. Изарду принадлежит одно из ведущих исследований в области эмоций человека. Он выделил «фундаментальные эмоции» такие как: интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

Важным  основанием  для  эмоционального  развития  старших  дошкольников  является  овладение  социальными  формами  выражения  эмоций,  формирование  чувства  долга,  развитие  эстетических,  моральных  чувств.  Эффективными  в  работе  со  старшими  дошкольниками  являются  методы  и  средства  арттерапии.

В переводе с английского языка «арт-терапия» – лечение изобразительным искусством. Искусство можно рассматривать как одно из средств самовыражения личности.

Существует большое количество литературы, посвященной использованию арт-терапии в образовательных учреждениях разных стран мира, прежде всего, тех, где арт-терапия достигла высокого уровня профессионализации. Это, в частности, относится к таким странам, как США и Великобритания, изучение которых внесли значительный вклад в наше исследование.

В данной работе мы опираемся на учения известных отечественных  психологов в области арт-терапии, таких  как А.И.Копытин, Б.Д.Карвасарский, Е.Е.Свистуновская, Л.Д.Лебедева. Отечественный опыт применения арт-терапии в педагогической деятельности отражен в работах М.Ю. Алексеевой, Е.Р. Кузьминой, Л.Д. Лебедевой, А.В. Гришиной, Л.А. Аметовой, Е.А. Медведевой, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссаровой, Т.А. Добровольской, С.Г.Рыбаковой. Однако именно теоретические вопросы применения методов арт-терапии в педагогическом процессе освещены недостаточно, мало разработаны и недостаточно апробированы в практической деятельности. Поэтому изучение данной проблемы представляется нам крайне актуальным и значимым.

        Изучение и анализ средств арт-терапии позволил  систематизировать  методы  работы  со  старшими  дошкольниками.  Так,  нами  были  определены  направления:  сказкотерапия,  пескотерапия, музыкотерапия,  изотерапия,  игротерапия.

        Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Е. Лисина, Е. Петрова, Т. Зинкевич-Евстигнеева.

Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении личности, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходят отреагирование внутреннего напряжения и поиск путей развития. Игра с песком как методика консультирования была впервые описана в 1929 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд.

Свою технику Ловенфельд назвала «Построение мира». В настоящее время игра с песком и композиции в песке используются многими направлениями психотерапии, в индивидуальной и групповой работе, при работе с детьми и взрослыми.

        Музыкальная терапия – это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитаний детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний. Еще Бехтерев доказал, что музыка не только вызывает эстетические эмоции, но и способна влиять на человеческий организм в целом.

        Теоретические основы терапии с помощью изобразительного искусства исходят из психоаналитического воззрения Фрейда, аналитической психологии Юнга, который использовал собственное рисование для подтверждения идеи о первоначальных и универсальных символах, из динамической теории терапевтической помощи графическим самовыражением Наумбургх. Цель изотерапии - повышать эмоционально- положительный фон, создавать благоприятные условия для ребёнка. То есть, изотерапия создаёт предпосылки для развития у ребёнка способности принимать решения и делать осознанный выбор.

        Игровая терапия, или игротерапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.

Впервые начали использовать игротерапию в психоанализе. М. Кляйн начала использовать в психоанализе детей игрушки. Это был первый подобный опыт в истории психологии. Кляйн считала игру ребенка аналогом свободных ассоциаций, открывающим доступ к бессознательному. Позже игротерапию стали широко использовать и в других психологических подходах. Сейчас игротерапия один из самых эффективных методов атр-терапии в коррекции и развитии детей.  

   

1.7 Новизна опыта

Новизна опыта заключается в оптимальном комбинировании элементов известных методов арт-терапии: сказкотерапия,  пескотерапия, музыкотерапия, изотерапия,  игротерапии, в работе с  детьми старшего дошкольного возраста   с целью развития эмоциональной сферы.

1.8. Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

Опыт работы может быть использован воспитателями, педагогами-психологами, учителями – логопедами дошкольных образовательных учреждений, а также педагогами дополнительного образования, заинтересованными родителями. Все представленные методы и приемы могут быть использованы, как приложение к любой основной общеобразовательной программе дошкольного образования.

II. Технология опыта

Тема опыта: «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии»

Цель: обеспечение условий для коррекции и  развития эмоциональной сферы  у старших дошкольников в условиях детского сада через использование методов арт-терапии.

В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:

1. Проанализировать по литературным источникам состояние проблемы, касающейся основных эмоциональных состояний, характерных для детей дошкольного возраста.

2. Раскрыть сущностную характеристику эмоциональных состояний и их нарушений у детей - дошкольников.

 3. Определить закономерности и выявить возможности практического использования арт-терапии как средства психокоррекции нарушений эмоциональных состояний у детей - дошкольников.

4. Создать благоприятную коррекционно-развивающую среду кабинета педагога-психолога для насыщенного эмоционального развития ребёнка;

 5. Разработать модель психокоррекции эмоциональных состояний детей дошкольного возраста средствами арт-терапии.

6. Разработать и апробировать программу по преодолению нарушений эмоциональных состояний у детей - дошкольников средствами арт-терапии и изучить ее эффективность.

 7. Практически доказать эффективность разработанной модели и программы коррекции.

8. Повысить профессиональную компетентность воспитателей в вопросах организации работы по внедрению  методов и приёмов арт- терапии.

9. Обобщить полученные результаты в процессе диагностики развития эмоциональной сферы дошкольников через использование методов арт-терапии.

Работа по эмоциональному развитию детей с использованием средств арт-терапии организована в трех направлениях (с детьми, педагогами и родителями) и представлена следующей моделью психолого-педагогического сопровождения. 

Опираясь на теоретическое основание нашей работы, определили структуру деятельности, которая состояла из поэтапного планирования целей и содержания деятельности:

1 этап – информационно-диагностический - изучение передового опыта, научно-методической литературы, повышение уровня профессиональной компетентности, определение объема материала, который будет адресован детям.

На данном этапе решалась задача сбора и анализа  информации по проблеме. Изучались исследования А.В.Запорожеца, К.Э.Изарда, П.В.Симонова, Л. С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной  (развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного   возраста), А.И.Копытина, Б.Д.Карвасарского, Е.Е. Свистуновской, Л.Д.Лебедевой (словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.)

Для фиксации и определения уровня развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста был использован комплекс психолого-педагогических методик, в который вошли:

  1. Рисуночная методика «Кактус» - исследование эмоционально-личностной сферы ребенка (М.А. Панфилова) (Приложение 1).
  2. Методика «Решение проективных ситуация» (модифицированный вариант методики «Метаморфозы» Н. Я. Семаго).

В исследования нами были продиагностировано – 90 детей (100%), имеющих различный уровень развития эмоциональной сферы личности.

Для оценки особенностей сформированной эмоциональной сферы детей использовались рисуночная методика: «Кактус» (автор М.А. Панфилова). По результатам диагностики были определены наличие, степень и направленность агрессии, демонстративности, импульсивности, тревожности, скрытности, неуверенности, эгоизма. Анализ протоколов обследования показал, что из 12 обследуемых старших дошкольников агрессивность была диагностирована у троих детей (25%); неуверенность в себе тоже у троих детей (25%); эгоцентризм – у пяти (41,7%) воспитанников; импульсивность – у четверых (33,3%) обследуемых; тревожность – тоже у четверых (33,3%); оптимизм – у шестерых (50%) детей.

Общее эмоциональное самочувствие детей старшего дошкольного возраста изучались по результатам методики «Решение проективных ситуаций» (модифицированный вариант методики «Метаморфоза» Н.Я. Семаго). Индивидуальный опрос детей показал, что только у одного ребенка было определено общее негативное эмоциональное самочувствие. В 66,7% описанных ситуаций дети определили грустное настроение, при этом ситуации относились и к домашней обстановке, и к его пребыванию в детском саду. У двух детей 2,3 % случаях также ситуации вызывали негативное отношении. В том числе и в ситуациях пребывания детей на праздниках и во время игр с другими детьми.

Результаты первичной диагностики показали, что с детьми необходима систематическая коррекционно-развивающая работа по формированию положительных эмоциональных переживаний старших дошкольников, их положительного эмоционального самочувствия, развития эмоциональной сферы в целом.

2 этап – формирующий - составление единой системы работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников с использованием средств арт-терапии.  Практическое применение разработанной модели и программы коррекции и развития.

 На этом этапе решалась задача подбора наиболее эффективных игр и игровых упражнений, ситуаций которые успешно развивали бы эмоциональную сферу дошкольников с учетом результатов проведенной диагностики.

Отбирая содержание работы с детьми, реализуя те или иные формы и методы обучения и воспитания, необходимо учитывать место каждой обучающей ситуации и каждого метода   в общей системе воспитания, направленной на эмоциональное развитие  личности дошкольника.

Коррекционно-развивающая среда играет очень большую роль в эмоциональном развитии детей, каждый педагог-психолог, работающий в детском саду, это знает.  Для коррекции и развития эмоционально-волевой сферы в кабинете  оборудована песочница, оформлен уголок релаксации, приобретён «живой песок», изготовлены дидактические игры:  «Кубик настроений», «Подушка настроения», «Стакан крика»; сформирована картотека игр и  упражнений на коррекцию и развитие эмоциональной сферы,  подобраны образные игрушки, мягкий модуль; оборудование для проведения занятий по изотерапии  и многое другое.

С целью снижения эмоционального напряжения у детей, уменьшения тревожности, агрессивности, снятия страхов, развития навыков позитивного восприятия себя и окружающих, воспитания уверенности в себе была разработана коррекционно-развивающая программа с использованием  арт–технологии. Выбор данной технологии был определён тем, что она основана на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Арт-терапевтические методики предоставляют ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую- либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Создают атмосферу эмоциональной теплоты, доброжелательности, признания ценности личности другого ребенка. Изучая арт-технологию в разных источниках, произвели  анализ методов и приёмов, которые в наибольшей степени могли воздействовать на развитие эмоциональной сферы у дошкольников. К ним отнесли следующие методики: сказкотерапия, игротерапия, музыкотерапия, изотерапия, пескотерапия.

Эти методики включили в программу в качестве разделов. Добавили к ним раздел диагностирование. Выше перечисленные разделы легли в основу разработки тематического планирования по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста (Приложение 2).

Возраст детей, участвующих в реализации данной коррекционно-развивающей  программы 5-7 лет. Срок реализации программы  - 1 год. Режим занятий: одно занятие в неделю, 34 занятия в год. Продолжительность одного занятия: 25-30 минут. Время проведения занятий: вторая половина дня, в соответствии с СаНпиНом.

По количеству детей, участвующих в занятии — 8-10 детей (иногда выделялась особо фронтальная работа педагога – психолога  сразу со всей группой в едином темпе и с общими задачами).

 В коррекционно-развивающей работе были использованы разные формы работы: специально организованные занятия, индивидуальные занятия, совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей.

В ходе коррекционно-развивающей работы смогли выделить методы, которые эффективно влияют на коррекцию и развитие эмоциональной сферы детей: упражнения, релаксация, чтение, беседа,  игры - путешествия, тренинги, этюды, импровизация, рисование, моделирование.

Каждое занятие строится по единой структуре:

  • приветствие (позволяет настроить ребят на работу в группе);
  • ритуалы вхождения (раскрепощают ребенка, погружают в тематику занятия);
  • реализация арт-техники и обсуждение продукта (реализация собственно темы занятия);
  • рефлексия занятия (обсуждение мыслей, чувств, которые возникли относительно занятия, подведение итогов);
  • ритуал прощания, ритуалы выхода.

Все занятия проходили  в комфортной, доброжелательной обстановке в сопровождении релаксационной музыкой. Использование музыки помогало детям успокоиться, раскрепоститься и расслабиться, снять психологические зажимы, а так же настроиться на процесс творчества и углубиться в себя. Во время коррекционно-развивающих занятий проводилось чередование самостоятельной работы ребенка (или группы детей) и активного диалога с обсуждением, обменом ассоциациями и истолкованием получаемого материала.

Сама атмосфера напоминало увлекательное путешествие-игру. При этом ребёнок испытывал себя, знакомился с малоизвестными сторонами собственного внутреннего мира и учился решать проблемы по-другому, более эффективно, чем решал их раньше. Необходимо отметить, что  в  самом  начале занятий  первого  раздела дети вели себя очень осторожно, оглядывались по сторонам. Они испытывали страх и тревогу перед  неизвестным. На данном этапе  дали детям почувствовать, что все они эмоционально приняты, что получено  одобрение и поддержка каждому ребенку. Этому способствовали игры на знакомство, на установление позитивно - эмоционального контакта «Качели», «Ку-ку», «Хлопаем в ладоши», «Солнечный зайчик» и др.

На занятиях второго раздела «Игротерапия» дети вели себя значительно раскованней. На этом этапе дети, чувствуя себя в безопасности, стремились проявить индивидуальность, самоутвердиться, ведь игровая деятельность это ведущий вид деятельности дошкольников. Здесь использовался комплекс игровых упражнений «Пиктограммы», «Зеркало», «Я радуюсь когда…», «Волшебный мешочек» и др.

 На наш взгляд третий цикл занятий для детей был наиболее легким, так как они преодолели стеснение и зажатость. Этому способствовало то, что изотерапия опирается на психологию творчества, на эмоциональную сферу ребёнка. Предпочтение отдавалось кисти, потому что кисть более пластична и свободна.  Рисунки, которые дети создавали, они сами анализировали, тем самым осознавали  свою проблему. Практически значимыми в данном разделе явились игры-упражнения «Монотопия», «Штриховка», «Фроттаж», «Марания».

С целью замещения неэффективного стиля поведения  ребёнка на  продуктивный стиль, а также объяснения  смысла происходящего, на занятиях по сказкотерапии подбирался  такой герой, чтобы он  был  ребёнку близок по полу, возрасту, характеру. Делалось описание жизни героя в сказочной стране так, чтобы ребёнок находил сходство со своей жизнью. Герой помещался в сказочную  ситуацию, похожую на реальную проблемную ситуацию ребёнка: «Сказка о двух братьях и сильной воле» О. В. Хухлаевой, «Умная дочь крестьянская» — Братья Гримм, «Умная внучка» — Л.Н. Толстой и др. 

По нашему мнению среди разделов коррекционно-развивающей программы самыми любимыми  для детей  были занятия с песком.  Кроме самого песка для песочной терапии использовались миниатюрные фигурки человечков и животных, кукольные дома, поезда, деревья, башни. Также разнообразный материал: ткань, нитки, тесьма, цветная бумага, сухие цветы, кусочки дерева, бусинки, камешки. В общем, все, что может потребоваться малышу для создания своего мира в пределах одной небольшой песочницы. Песочное поле и вспомогательные материалы помогали  детям осуществлять практически любые свои идеи и совершать увлекательные путешествия.  В данном разделе наиболее интересными были занятия «Чудеса на песке», «Берег Больших черепах», «Вслед за радугой», «Затерянный город» (Приложение 3).

Успешная коррекция  эмоциональной сферы невозможна без привлечения социума: родителей, педагогов, специалистов ДОУ.

Корреционно-развивающие занятия раздела  музыкотерапия организовывались и  проводились совместно с музыкальным руководителем.  В ходе таких занятий детям предлагалось прослушать «интересные истории, которые расскажет музыка». Внимание детей акцентировалось на том, что музыка «рассказывает» свои истории всем детям, но никому не рассказывает одинаково.  

Одним из условий успешности коррекционной работы явилось  соблюдение преемственности с учителем–логопедом и другими специалистами, в результате которой обеспечивался комплексный подход к реализации коррекционных задач, обсуждение которых проходило на психолого-медико-педагогическом консилиуме.

В работе по повышению педагогической компетенции воспитателей  большим подспорьем явились материалы, собранные для консультаций, семинаров, семинаров - практикумов и круглых столов, библиотека популярной литературы по психологии. Для более эффективной работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников организовали проведение индивидуального  и подгруппового консультирования с педагогами на такие темы: «Нравственные чувства, как часть эмоциональных отношений человека к миру», «Использование методов  арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста» (Приложение 4).   

Воспитателям предлагались игры, упражнения, потешки и стихотворения, которые  можно    использовать  в своей работе. В результате воспитатели стали активнее использовать в работе игры и упражнения на развитие эмоционального мира детей.

Работа с родителями носила  систематический характер, было организовано психологическое просвещение родителей в форме бесед на тему «Эмоциональный мир ребёнка», «Волшебное превращение» совместного с ребёнком рисования, игр в песочнице, упражнений с элементами телесно-ориентированной терапии, памятки для родителей «Играем дома», «Чудеса арт-терапии» и другие  (Приложение 5).

Работа с родителями носила  систематический характер, считаем, что тесная взаимосвязь педагога-психолога, воспитателя и родителей явилась  одной из важнейших составляющих успеха в  развитии эмоциональной сферы  детей старшего дошкольного возраста.

3 этап – аналитико-обобщающий выяснить, насколько эффективной является систематическая  и планомерная работа  по данной проблеме с использованием средств арт-терапии.  

Полученные результаты психолого-педагогической диагностики в конце 2014-2015 учебного года свидетельствуют о положительной динамике развития эмоциональной сферы детей  дошкольного возраста, вследствие чего можно сделать обобщающий вывод о следующем: система совместной работы с родителями, педагогами дополнительного образования, организация планомерной коррекционно-развивающей работы с использованием средств арт-терапии оказала эффективное положительное влияние на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.  

III. Результативность опыта

Анализ теоретических разработок, трудов известных академических психологов и педагогов-практиков, собственного исследования и каждодневной практической работы с детьми позволили сделать выводы:

1. Рассматривая теоретические аспекты развития эмоциональной сферы, мы пришли к выводу, что проблема эмоционального развития личности существует очень давно и в этой области сделано немало открытий. И все же это направление развития ребёнка всё ещё относятся к наиболее неразработанной области дошкольного образования.

2. Процесс эмоционального развития имеет свою специфику и трудности в организации, однако, освоив необходимые психологические и педагогические знания, взрослый способен влиять на ребёнка и целенаправленно формировать эмоциональную сферу ребенка-дошкольника.

3. Проведенная нами работа доказала и подтвердила необходимость, важность и эффективность применения на практике эффективности разработанной модели и коррекционно-развивающей программы «Гармония душа» с целью развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

На основе наблюдений и беседы с родителями можно отметить, что дети показали  изменения в поведении дома и в детском саду, а также и в межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми. Дети научились налаживать отношения со сверстниками, вследствие чего у них появилось больше доверия к окружающим. Они стали более самостоятельными, активными, решительными, и менее капризными и беспокойными, научились менее эмоционально воспринимать неудачи и не бояться новых видов деятельности. Полученные результаты позволяют говорить об эффективности арт-терапии  для коррекции  низкого уровня  эмоциональной сферы, препятствующей нормальному личностному развитию дошкольников.


Диаграмма 1

Динамика развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста (в %)

Как видно из приведенной диаграммы в конце учебного года после проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми снизились уровень агрессии, тревожность, неуверенность в себе, эгоцентризм, импульсивность, возрос уровень оптимизма.

Таким образом, наше предположение о том, что если в качестве метода коррекции эмоциональной сферы  детей дошкольного возраста использовать методики  арт-технологии, то уровень эмоционального развития изменится, подтвердилось. Применение в работе педагога-психолога разных видов арт-терапии и специально разработанных программ психокоррекции является весьма ценным.

Библиографический список 

  1. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе/М.Р. Битянова.- М.: - Совершенство.- 1997.
  2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование)/Л.И. Божович. -  М.: - Просвещение.- 1968.
  3.  Бреслав, Г.М. Эмоциональная особенность формирования личности в детстве: Норма и отношение/Г.М. Бреслава. – М.: - Педагогика. - 1990.
  4. Былкин Н.Д. Поговорим о детских эмоциях: // Дошкольное воспитание.- 2005. №6 - С. 38-48.
  5. Гамезо, М.В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии/М.В. Гамезо. - М.: - Просвещение. - 1982. – 176 с.
  6. Грабенко, Т.М. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. Грабенко Т.М.,  Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. -  СПб.:  ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
  7. Епанченцева, О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Конспекты занятий. Картотека игр/ О.Ю. Епанчинцева. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 80 с.
  8. Зинкевич-Евстегнеева, Т.Д. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии / Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева, Т.Н. Грабенко. - СПб. : Речь, 2010. – 340 с. 
  9. Изюмова, С.А. Эмоциональное развитие дошкольника / Вопросы психологии. - 2008.- №5. - С. 128-135
  10.  Киселева, М. В. Арт-терапия в психологическом консультировании/ Киселева, М. В., Кулганов В. А.  — СПб.: Речь, 2012.
  11. Лебединский, В.В. Эмоциональные нарушения и их коррекция Лебединский В.В., Никольская О.С. - М.: 1990.
  12. МПамфилова, М.А. Графическая методика «Кактус» Текст. // Обруч. -2000. - №5. - С. 45-47
  13. Родионов, А.В. Психология детства: Учебник/ А.В. Родионова М.: Академия, 2006.- 477 с.
  14. http://nsportal.ru, Кипаренко, О.В. Игротерапия, как средство снижения уровня тревожности у детей среднего дошкольного возраста [Электронный ресурс] – режим доступа:  свободный. – загл. с экрана.
  15. http://olga2901l.narod.ru, Логинова О.И. Метод «Песочная терапия» в психологическом консультировании [Электронный ресурс]  – режим доступа:свободный. – загл. с экрана.
  16. http://www.vseodetishkax.ru, Плотницкая Л.А. Песочная терапия: механизмы воздействия на эмоциональное и речевое развитие дошкольников, методы работы [Электронный ресурс]  – режим доступа: свободный. – Загл. с экрана.

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Приложение № 1 – Психолого-педагогическая диагностика изучения эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
  2. Приложение № 2 – Коррекционно-развивающая программа «Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами арт-терапии».
  3. Приложение № 3 - Занятие по развитию эмоциональной сферы «Затерянный город». 
  4. Приложение № 4 – Консультации для воспитателей «Использование методов  арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»
  5. Приложение № 5- Консультация для родителей «Чудеса арт-терапии!»



Предварительный просмотр:

Приложение №1

Анкетирование родителей

«Что мешает вашему ребенку?»

Анкета предложена О.Ю. Епанченцевой (методическое пособие «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»).

В анкете предложены варианты тех личностных качеств ребенка, которые по мнению опрошенных могут мешать их ребенку. А именно: отсутствие навыков общения; завышенное мнение о себе; драчливость; застенчивость; неуверенность в себе; обидчивость; плаксивость; замкнутость; возбудимость; медлительность; упрямство; пассивность.

Варианты ответов предложено указать в баллах от 0 до 3.

 Шкала оценки: 0- не проявляется вообще; 1 – проявляется иногда; 2 – проявляется часто; 3 – проявляется всегда/почти всегда.

Графическая методика «Кактус» (автор - М.А. Панфилова)

Графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус» предназначена для работы с детьми старше 3 лет. Тест используется для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка.

Процедура проведения теста. При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми «люшеровских» цветов, при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

В ходе работы вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

ОБРАБОТКА. При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно: пространственное положение;  размер рисунка;  характеристики линий;  сила нажима на карандаш. Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:  характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.); характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.); характеристика иголок (размер, расположение, количество).

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
1. По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка.

  • Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
  •  Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.
  • Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.
  • Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.
  • Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
  •  Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
  • Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.
  •  Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.
  •  Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.
  •  Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или  цветов.
  •  Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус. 
  •  Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.
  • Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

2. Интерпретация цветовой гаммы рисунка:

  • темно-синий: покой, слияние, объединение, гармония, любовь (матери и младенца). Темно-синий — это небо и океан, где зародилась жизнь. Это состояние блаженства.
  •  темно-зеленый: символ — росток, пробивающийся сквозь асфальт. Воля, целеустремленность, жизнелюбие, решительность, упорство, честолюбие, упрямство.
  • оранжево-красный: символ — огонь, кровь, взрыв. Экспансия, подчинение окружающей среды, сила, энергия, активность во всех направлениях.
  • лимонно-желтый: изменение, творчество, гибкость, отзывчивость на внешние стимулы, радость.
  • бордовый: искусство, необычность, гармония духовности, рождение нового, удвоение сущности, хрупкое динамическое равновесие.
  • светло-коричневый: тревога, беспокойство, болезнь, неприкаянность, неуверенность, переживание неуютности, физический и психологический дискомфорт.
  • черный: пустота, эксцентричность, ночь, смерть, уничтожение.

ИНСТРУКЦИЯ: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь».

Методика «Решение проективных ситуаций»

Детям предлагаются варианты ситуаций на картинках. А именно:

  • женщина с ребенком идут по улице в детский сад;
  • дети играют в группе детского сада;
  • дети играют на улице;
  • ребенок сидит за столом и ест;
  • ребенок на празднике в детском саду;
  • ребенок спит.

В ходе беседы ребенку необходимо определить характер изображенных ситуаций. Во время демонстрации, например, первой картинки взрослый говорит ребенку: «Мама с … (называет имя ребенка, с которым беседует) идут в детский сад. Как ты думаешь, это грустная история или веселая история?» Ребенок рассматривает картинку и отвечает на вопросы взрослого. Взрослый по результатам бесед с детьми подсчитывает количество определений «грустных» и «веселых» историй. Если количество «грустных» историй составит 50% и более от общего числа историй, рассказанных ребенком, это принимается как свидетельство негативного эмоционального самочувствия ребенка в группе детского сада.


Список литературы

  1. Епанченцева, О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Конспекты занятий. Картотека игр/О.Ю. Епанченцева. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 80 с.
  2. Памфилова, М.А. Графическая методика «Кактус» Текст/М.А. Памфилова - Обруч. - 2000. №5.


Приложение № 2

Коррекционно-развивающая программа

«Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами арт-терапии»

Пояснительная записка

Проблема адаптации первоклассника к обучению в школе является одной из важных для психологии образования, т.к. от того, как ребенок адаптируется к школе, насколько успешно пройдут его первые месяцы пребывания в образовательном учреждении зависит успешность его обучения, отношение к учению, учителям и сверстникам.

Современная школа предъявляет высокие требования к уровню психологической готовности детей к систематическому обучению, поэтому переход от дошкольного к школьному детству в возрастной психологии характеризуется, как кризисный период.

Начало обучения связанно с коренной ломкой жизненных стереотипов ребенка. Меняется социальная ситуация развития, тип общения его с окружающими, ребенок осваивает новые социальные роли, правила поведения в школе.

Адаптация к обучению связана с внутренним напряжением, мобилизацией всех резервных возможностей ребенка, и не всегда этот процесс проходит успешно. В норме процесс адаптации к обучению первоклассников в школе по данным разных авторов длится от двух недель до полугода. У детей по разным причинам этот процесс протекает довольно сложно и болезненно, что отрицательно сказывается на психическом и физическом развитии. В последнее время становится все больше детей, которые испытывают трудности к адаптации в школе, они приводят к дезадаптации. Эти дети требуют к себе особого внимания. Поэтому разработка коррекционно-развивающих программ является важной психолого-педагогической проблемой.

Основное содержание комплексной программы.

Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоциональной сферы средствами арт-терапии строилась с учетом опыта, накопленного в общеметодических (В.С. Мухиной, Ч.А. Измайлова, Р.М. Рахматулиной, О.В. Хухлаевой, М.И.Чистяковой и др.) и психологических (А.И. Копытина, Г.А. Бреслава, Г.Л. Лендера, Н.М. Погосовой и др.)

Цель программы – развитие эмоционально-волевой сферы детей 6-7 лет.

Основные задачи.

1. Дать понятие о разделение эмоций на положительные и отрицательные.

2. Помочь ребенку отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и т.д.), препятствующие его полноценному личностному развитию.

3. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.

4. Способствовать творческой самореализации.

5. Обогащать репертуар социальных навыков.

6. Помочь осознать, что переживаемые проблемы являются распространенными.

7. Учить доверять себе и другим людям.

Организация занятий.

Занятия проводятся с группой, состоящей из 4-6 человек, 1 раз в неделю. Длительность занятия от 20 до 30 минут в зависимости от желания и работоспособности детей.

Пространство кабинета организовывается таким образом, чтобы получилось три условных круга: свободное от мебели пространство, в котором можно легко перемещаться, танцевать; круг из стульев (количество стульев равно числу присутствующих); столы для работы, расположенные также по кругу.

В течение всего цикла занятий нарисованные картины развешиваются так, чтобы комната впитывала атмосферу группы и отражала текущий процесс.

Таким образом, каждый рисунок постоянно находится в поле зрения. Он излучает свою атмосферу, и любой ученик практически всегда может обратиться к нему. Если есть фотоаппарат, рисунки можно фотографировать и протоколировать процесс.

Правила проведения занятий.

Самое главное условие эффективности таких занятий – добровольное участие в них детей.

Существенным фактором, влияющим на принятие или отвержение предложений инструктора, является легкость, уверенность, с которой он их преподносит. Ребенок легко заражается чужими эмоциями, поэтому, чтобы заинтересовать его занятиями, надо самому увлечься.

Занятия не должны утомлять, поэтому, если дети устали, необходимо закончить занятия. Каждое занятие должно завершаться чем-то радостным, веселым, положительным (особенно если речь на занятии шла о страхе или жадности).

Симпатия и понимание создают атмосферу, в которой на первом плане будет не соревновательный момент, не критика и стремление быть лучше, а ребенок с его чувствами.

Нужно заранее обговорить, что любой ребенок всегда может отказаться от дальнейшей работы, при этом он не должен мешать остальным. Часто ребенку важно осознать, что источник упрямства, нежелания, вялости кроется в нем самом. Педагог-психолог может сказать примерно следующее: Разреши себе попробовать. Ты делаешь это для себя, а не для меня. Разреши себе попробовать только один раз, и если тебе не понравится, оставь это. Тогда ты по крайней мере будешь знать, что действительно хочешь отказаться от работы.

Месяц

Неделя

Направление работы

Содержание

Сентябрь

1неделя

Сказкотерапия

Игра «Четыре стихии»,

Игра «Снег» с музыкальным сопровождением.

2 неделя

Пескотерапия

Знакомство с песком для игр и его свойствами

«Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр. Отпечатки наших рук

3 неделя

Музыкотерапия

Игра «Бип», этюд «Писк гуся», этюд «Царевна лягушка», аутотренинг-расслабление «На зеленной траве» под музыку.

4 неделя

Игротерапия

Игры, на сплочение группы

«Ласковое имя», «Приятные слова», «Встань, на кого смотрю», «Посмотрим в глаза и улыбнемся»

Октябрь

1 неделя

Изотерапия

Упражнение

«Повтори позу». Зачитывается отрывок «Фокус» или «Пятерка». Рисуем пальчиками рук эмоцию «удивления».

2неделя

Сказкотерапия

Сказка  «7 волшебных слов»,

Упражнение-игра «Сказочный круг», «Шиворот-навыворот»

3 неделя

Пескотерапия

Снижение плаксивости, обидчивости, завышенного мнения о себе, упрямства

Песочная река;  Страна понимания, Мы – мастера, Волшебные ремесла

4 неделя

Музыкотерапия

Упражнение «Забавные человечки», упражнение «Будь внимателен!», этюд «Ой-ой! Живот болит», «Маленькая обезьянка». Игра  «Кто быстрее рассмешит Царевну Несмеяну».

Ноябрь

1 неделя

Игротерапия

Игры на развитие интереса и внимания к партнеру по общению.

«Кто говорит?»,  «Угадай,кто это?», «Узнай, о ком говорю», «Подарки», «Радио»

2неделя

Изотерапия

Игра «Монотипия», «Рисование клубком». Упражнение «Нарисованная сказка»

3 неделя

Сказкотерапия

Сказка «Серый волк и золотая рыбка»

Игра «Разговор с лесом», «Подари движение»

4 неделя

Пескотерапия

Упражнения «Песочный дождик», «Необыкновенные следы», «Узоры на песке», «Волшебные секреты»

Декабрь

1 неделя

Музыкотерапия

Игра «Льдинка», «Фотография». Аутотренинг-расслабление под музыку «Отдых на берегу моря».

2 неделя

Игротерапия

Разыгрывание психологических этюдов

«Радость и гнев», «Путешествие на остров радости», «Будь внимательным», «Заботимся о близких»

3 неделя

Изотерапия

Упражнение «Цветочный волшебный мир»

Коллаж «Сказочная птица»

4неделя

Сказкотерапия

Игра «Узнай по голосу». Этюд «Провинился», «Стыдно». Упражнение «Танец клоуна».

Январь

3 неделя

Пескотерапия

Игра «Мир из песка», «Sandex

Рисуем пальчиками рук эмоцию «Радость»

4 неделя

Музыкотерапия

Упражнения с элементами танце

– двигательной

терапии

«Танец с платками», «Танец отдельных частей тела»

Февраль

1 неделя

Игротерапия

Игры на совершенствование невербальных навыков общения.

«Немой рассказ», «Зоопарк», «Пантомима», «Заколдованный ребенок», «Отгадай загадку», «Кто так работает?»

2 неделя

Изотерапия

Упражнение «Опаздывающее зеркало». Игра «Поза и норма». Упражнения «Тень», «Мусорное ведро».

3 неделя

Сказкотерапия

Сказка «Храброе сердце» (А. Гарф, по мотивам лезгинских сказок)

Упражнение «Сказочный круг»

4 неделя

Пескотерапия

Упражнение «Импульс», работа с пиктограммами (радость, огорчение, гнев, удивление, стыд).

Упражнения «Гномы», «Зеркало».

Март

1 неделя

Музыкотерапия

Игра «Отгадай, кто мы?», «Кто пришел?». Этюд «Гневная гиена», «Хмурый орел».

 Аутотренинг под тихую музыку.

2 неделя

Игротерапия

Игры, направленные на сотрудничество.

«Зеркало», «Эхо», «Групповой рисунок», «Тропинка», «Сторож»

3 неделя

Изотерапия

Упражнения-игры «Тряпичная куклу», «Водоросли», «Магнит», «Волшебный сад»

4 неделя

Сказкотерапия

Сказка «Умная дочь крестьянская»

Игра «Мягкая игрушка»

Апрель

1 неделя

Пескотерапия

Упражнения-игры «Домики для животных», «Озеро-река», «Наш секрет»

2 неделя

Музыкотерапия

Упражнение «Забавные человечки», упражнение «Будь внимателен!», этюд «Ой-ой! Живот болит», «Маленькая обезьянка». Игра  «Кто быстрее рассмешит Царевну Несмеяну».

3 неделя

Игротерапия

Игры на проявление лидерских качеств

«Разведчики», «Командир», «Самый смелый», «Помоги другому»

4 неделя

Изотерапия

Упражнение «Повтори позу». Зачитывается отрывок «Фокус» или «Пятерка». Рисуем пальчиками рук эмоцию «удивления».

Май

1 неделя

Сказкотерапия

Сказка «Сказка о двух братьях и сильной воле»

Упражнение «Творческая работа по мотивам сказки»

2 неделя

Пескотерапия

Игра «Строительство дома из песка», «Рисование дома»

3 неделя

Музыкотерапия

Игра «Путаница». Этюд «Лисенок», «Один дома». Игра «Ручеек».

4 неделя

Игротерапия

Игры для развития способности эффективно взаимодействовать в общении

«Созвучные слова», «Сочиняем песню», «Колокол», «Статуи», «Смотри на руки», «День наступает - все оживает, ночь наступает- все замирает»

Приложение № 3

Занятие по развитию эмоциональной сферы

«Затерянный город»

Задачи:

  • Создание положительного эмоционального микроклимата,  способствующего самовыражению детей;
  • Развитие мышления путем создания проблемных поисковых ситуаций и экспериментальной деятельности;
  • Воспитание гуманных чувств, способности к сопереживанию.

Материал: «старинная» карта;  модель «Сухое дерево»; листья на клейкой основе с написанными на них словами; песочница; миниатюрные игрушки: деревья, цветы, животные, рыбы, птицы; схема- мозаика «Разбитый кувшин»; запись шума ветра; сундучок с раздаточным материалом: веер, кисти, емкости с водой.

Форма занятия: подгрупповая (8-10 человек)

Ход занятия

(Дети сидят на ковре полукругом)

Педагог. Здравствуйте, милые ребята, как же я рада вас видеть! Сегодня я наткнулась на удивительную и не понятную мне вещь. Посмотрите. Что это?  (Педагог показывает детям «старинную» карту). Это карта. Если ее внимательно разглядеть и прочитать написанное, можно узнать, что она указывает на место, где когда- то стоял прекрасный город с умными и добрыми людьми. Однажды в город пришел злой ветер, который развеял дружбу и засыпал город песком, и только эта карта чудом уцелела. Посмотрите, на ней остатки песка. Как вы думаете, может быть, это подсказка, где нам искать?

(Ответы детей)

Педагог. Вы правы, нам предстоит отправиться в пустыню. Ребята, а что нам необходимо взять с собой в путешествие?

(Ответы и предложения  детей)

Педагог. Тогда в путь! Посмотрим на карту. Нам нужно найти сухое дерево.

(Дети вместе с педагогом проходят к модели « Сухое дерево»)

Педагог. А я предлагаю оживить дерево добрыми листьями с приятными словами.

Игра « Добрые слова»

( Дети помещают на ветки дерева листья на клейкой основе с добрыми словами, «оживляя его»)

Педагог.  Дерево снова с листьями. Но нужно помнить, что добрые слова нужны не только деревьям, животным и растениям, но и людям. Давайте передадим в своих ладонях друг другу добрые пожелания, приятные слова и отправимся дальше.

( Дети в свои ладони говорят друг другу приятные слова и передают «симпатии друг другу»)

Крик. Помогите, помогите!

Педагог. Ребята, нас зовут на помощь, поспешим! ( Педагог и дети подходят к песочнице) Что случилось, как вы думаете?

( Ответы и предложения детей)

Педагог. Я вижу здесь очень много животных, которые растерянно смотрят по сторонам. Помогите им найти свой дом и свою среду обитания!

Игра – классификация « Дом для животных»

Педагог.  Живу я под землей,

Ходы и норки рою,

Без рук, без ног,

Земле помог.

Как вы думаете, кто это?  Где его дом?

Дети.  Это червячок !

(Дети  строят домик для дождевого червяка, помещают туда его фигурку)

Педагог. Что за кочки возле дома?

Кем раскопан огород?

Эти кочки знакомы,

Роет норки черный…

Дети. Крот!

( Дети делают дом для крота)

Педагог. Кого называют кораблем пустыни? Где его дом?

Дети. Это верблюд, он живет в пустыне.

(Дети отводят в песочнице место для пустыни и размещают там фигурки верблюдов )

Педагог. Кто зимой белый, а летом серый? Где его дом?

Дети. Это заяц, его дом-лес.

(Дети делают лес для зайца, помещают его туда)

Педагог.  Ее называют рыжая краса, хитрая, плутовка. Кто это? Где она живет?

Дети. Это лисичка, она тоже живет в лесу.

(К зайцу дети подселят лису)

Педагог. Он очень любит мед, а зимой лапу сосет. Кто это? Где его дом?

Дети. Это медведь! Его дом- тоже лес.

( Медведя дети помещают рядом с другими лесными животными)

Педагог. Молодцы, правильно отгадали все мои загадки, а какие замечательные дома получились для животных! Есть ли кто-нибудь без дома? Если остался, почему?

(Ответы  и предложения детей)

Педагог. Давайте и им поможем!

(Дети строят дома для оставшихся животных- рыб, птиц)

Педагог. Посмотрим на нашу карту. Куда же нам идти дальше? Ребята, смотрите, на песке лежит разбитый кувшин. В нем когда-то была вода. Соберите его.

Мозаика «Разбитый кувшин»

(Дети подбирают кусочки разбитого кувшина, выкладывая их на схему мозаики)

(Звучит запись шума ветра)

Ветер.  Как посмели вы прийти в мои владения?! Замету, засыплю горячим песком!

Педагог. Ребята, скорее превращайтесь в легкие песчинки и, чтобы не разлететься, по моему сигналу собирайтесь вместе.

Подвижная игра «Песчинки»

( По сигналу дети собираются командами по два, три или четыре человека .  Игра повторяется несколько раз)

Педагог. Смотрите, Ветер сдул песок с сундучка. Давайте посмотрим, что в нем.

(Дети и педагог открывают сундучок)

Педагог. С помощью этих инструментов мы превратимся в археологов и обязательно найдем старинный город.

(Дети достают из сундучка кисти, веера, трубочки)

Педагог.Возьмите себе орудие для раскопок. Саша, почему ты выбрал кисть? Лена, почему ты выбрала веер?

(Индивидуальное обращение педагога к детям, совместная работа в песочнице)

Педагог. Жаль, что от старого города остались лишь развалины… Я предлагаю построить новый, современный город  с дорогами и машинами, с красивыми парками и садами. Но как сделать так, чтобы ветер больше не разрушал город?

(Дети предлагают свои варианты)

Педагог. Возьмите пульверизаторы и намочите песок. Тогда наш город будет крепким.

( Дети «строят город» )

Педагог. Какой красивый город получился! Расскажите, что в нем есть, кто в нем живет, чем они занимаются, с кем дружат? Есть ли враги?

(Рассказы детей, индивидуальная работа педагога с детьми)

Педагог. Для того чтобы никто и никогда не разрушал наш город, я предлагаю вам придумать и нарисовать его песочный герб.

( Дети придумывают и рисуют герб)

Педагог. Я рада, что у вас новый город, где нет злых людей, где все помогают друг другу и берегут дружбу!

Приложение № 4

Консультации для воспитателей

«Использование методов  арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»

Не секрет, что именно  дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима.
У детей с речевыми патологиями обнаруживается сложное сочетание нарушения речи и эмоциональной сферы. Выражается это в бедности эмоциональных проявлений, такие дети испытывают трудности с определением и соотнесением эмоциональных состояний. В связи с этим у детей часто наблюдаются трудности в общении со сверстниками, многие из них гиперактивны или наоборот зажаты. Дети, которые плохо разговаривают нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке со стороны взрослых, которая необходима им  для преодоления эмоциональных барьеров общения.
         Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в школе, в общении и наедине с самими собой. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь арт-терапия.

Арт-терапия (лат. ars -искусство, греч. therapeia - лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.

Помимо всего прочего, арт-терапия - прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.

Детская арт-терапия - это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это - лечение творчеством.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия ненавязчиво исцеляет психику, знакомит с окружающим миром, позволяет увидеть мир вокруг себя прекрасным и гостеприимным.
Арттерапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки,рисования, конструирования из природных материалов. Переживая образы, человек обретает свою цельность, неповторимость и индивидуальность. 

Арттерапия - это наиболее мягкий метод работы, контакта с трудными проблемами. Ребенок может не говорить, или не может признать свои и изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку. 
   
Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.

     Обе составляющие в равной мере ценны для ребенка, и это отвечает природе детского рисования, является его особенностью. Изобразительная техника не противоречит потребностям и возможностям детского возраста, если обладает указанной чертой. Создавать изображения в данной технике будет для ребенка также естественно, как рисовать.

   Условие 3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными. 
     Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Во-вторых, имеет значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации. Маленькие дети с удовольствием включаются в создание изображений необычным способом, например, с помощью сухих листьев или ниток.

    Арсенал способов создания изображений широк: акватушь, рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, рисование пальцами и ладонями, пульверизатором и т.д. Немного фантазии, и на песке, приклеенном к бумаге, расцветут цветы, в воздух взлетит фейерверк из мелких бумажек, кляксы превратятся в бабочек, пятна краски — в невиданных животных. Ребята почувствуют свой успех, ведь они смогут победить злых чудовищ, сжечь свои страхи, помирить игрушки.

В работе с дошкольниками  возможно использовать следующие  арт-терапевтические техники:

Марания.

В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить». Наиболее насыщенными по воплощению и эмоционально яркими являются гуашевые или акварельные изображения. Краски инициируют спонтанность, помогают более открыто проявлять разнообразные эмоции, исследовать собственные переживания. Их можно облечь в привлекательную для детей форму: они могут замазывать краской вход в пещеру; брызгами, пятнами, разнообразными линиями создавать города, явления природы, сказочных существ; закрашивать цветными мелками собственный силуэт, нарисованный на полу.

Дети не рисуют в том понимании, к которому они привыкли за годы обучения. У мараний нет категорий «правильно-неправильно», «хорошо-плохо», нет эталонов. Отсутствие критериев оценки мараний исключает и саму оценку. Хотя есть дети, которые не могут обойтись без оценок, внешних или внутренних, а потому выдвигают для себя и других собственные критерии. Например, привлекательность цветовой гаммы или аккуратность. В этих случаях навязывание оценки устраняется взрослым, в результате уходят напряжение, неопределенность, страх, сомнения.
Нестандартность процесса приводит детей к собственным маленьким открытиям. Как мы уже отмечали, часто в ходе мараний дети отказываются от кисточек, губок и начинают рисовать пальцами и ладонями. Новизна мараний, необычность, и в то же время, естественность, родство детской природе способствуют тому, что ребенок «забывает» о социальных запретах и табу.

Штриховка, каракули

Штриховка - это графика. Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под штриховкой и каракулями в нашем случае понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги, пола, стены, мольберта и пр. Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми, либо, наоборот, выверенными и точными. Из отдельных каракулей может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере. Чиркать можно, используя технику «фроттаж», когда заштриховывается поверхность листа, под которую подложен плоский предмет или заготовленный силуэт. Наверняка каждый пробовал так «проявить» монетку! Штриховки и каракули помогают расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение перед рисованием. Штриховки просты в исполнении, занимают непродолжительное время, потому уместны в качестве зачина арт-занятия. Штриховки и марания происходят в определенном ритме, который оказывает благотворное влияние на эмоциональную сферу ребенка. У каждого ребенка он свой, диктуемый психофизиологическими ритмами организма. Ритм присутствует во всех жизненных циклах, в том числе в режиме дня, чередовании напряжения и расслабления, труда и отдыха и т.д. Ритм создает настрой на активность, тонизирует ребенка.

Монотипия.

На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении. Он может быть менее четким по сравнению с оригиналом, более расплывчатым, могут стереться границы между разными красками.  Название «монотипия» произошло от греческого слова «monos» – «один», так как отпечаток в этой технике получается только один. Если хочется что-то изменить или улучшить, нужно изготовить новый «оригинал», то есть нарисовать все заново.

      На одном и том же листе можно делать несколько оттисков. Если после получения отпечатка ребенок продолжит рисовать на той же основе и повторно приложит лист с оттиском, рисунок изменится, вдохновляя автора на новое творчество. Действия можно повторять до тех пор, пока процедура будет приносить удовольствие, или же до получения наиболее привлекательного результата. При желании возможно «прописать» готовый отпечаток – дорисовать или приклеить сверху нужные элементы для завершения образа.

Рисунок на стекле

Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Так и поступают реактивные и тревожные дети. За счет того, что краска не впитывается, сколько бы разноцветных слоев ни наносилось, под ними всегда будет просвечивать прозрачная основа. Благодаря этим свойствам изображение на стекле воспринимается как сиюминутное, временное, лишенное монументальности и постоянства. Ребенок словно не рисует, а тренируется рисовать, и соответственно, имеет право на ошибки и исправления, без болезненных переживаний о свершившимся, которое уже не изменить. Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности («боюсь ошибиться») подходит зажатым детям, так как провоцирует активность. Совместное рисование на одном стекле как проблемная ситуация провоцирует детей устанавливать и поддерживать контакты, формировать умение действовать в конфликте, уступать или отстаивать позиции, договариваться.

Рисование пластилином.

Пластилином можно создавать различные изображения. Это трудоемкая техника, требует от ребенка усидчивости и длительного сосредоточения внимания. Хорошо данную технику использовать с гиперактивными детьми.

Кляксы. 

Если на одной части листа оставить кляксы разного цвета, а затем сложить лист вдвое и снова его раскрыть, то получится оригинальный рисунок.

Рисование на мокрой бумаге.

Необычная работа может получиться, если ее выполнить на заранее смоченной пульверизатором бумаге. Интересно наблюдать, как растекаются и смешиваются на мокрой бумаге краски, это доставит ребенку особое наслаждение подарит много положительных эмоций.

 Цель занятий: не научить ребенка рисовать или лепить, а помочь средствами искусства справиться с проблемами, вызывающими у него негативные эмоции, которые зачастую он не может вербализовать, и дать выход творческой энергии. 

Одна из задач арт-терапии – помочь ребенку узнать и научиться выражать собственные чувства, а продукты творчества, возникающие в ходе этого процесса, имеют лишь прикладное значение: служат материалом для анализа породивших их переживаний.

Приложение № 5

Консультация для родителей

«Чудеса арт-терапии!»

Целительная сила искусства известна с незапамятных времён. Во всех древних обрядах, ритуалах проявляется магия искусства. И в определенном смысле, сакральное искусство, нередко используемое с лечебной целью, и является прототипом арт-терапии.

Арт-терапия основана на механизме сублимации. Сублимация – это подсознательный психический процесс, который открыл еще З. Фрейд в 1900г. Он заключается в перенаправлении психической энергии от травмирующего переживания к социально приемлемому выходу, чаще всего – творчеству.

Выделяют основные направления арт-терапии:

Изотерапия

           Лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности. Терапия рисованием позволяет понять и ощутить самого себя, научиться свободно, выражать свои мысли и чувства. Методика мягко помогает избавиться от груза прошлого, развивает чувственно-двигательную координацию

Музыкотерапия

Вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Музыкотерапия – метод психокоррекционного воздействия на человека, основанный на возможностях воздействовать музыкой на эмоциональное, волевое интеллектуальное и личностное развитие.

Игровая терапия

Метод коррекции посредством игры. Посредством игры между участниками возникают близкие отношения, снижается напряженность и повышается самооценка. Ребенок становится более уверенным в различных ситуациях общения. Игровую терапию можно охарактеризовать как чувства, мысли и желания человека, проецируемые на игрушки и прочие предметы. Это своеобразный способ исследования прошлого опыта с возможностью держать безопасную дистанцию с реальностью.

Сказкотерапия

Воздействие чтением, вызывающим положительные эмоции (чтение сказок). Сказки способны вызвать эмоциональный резонанс не только у детей, но и у взрослых. Они помогают воспринимать мир как целостное явление, дают возможность мечтать и тем самым расширять сознание, улучшая взаимодействие с окружающей действительностью. Данная методика активизирует творческий потенциал и позволяет «достучаться» до каждого участника.

Песочная терапия

Сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе). Основная цель – помощь в достижении эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого самовыражения. Этот метод помогает упорядочить внутренний душевный хаос, проработать психотравмирующие ситуации на символическом уровне, изменить отношение ребенка к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему.

Как это работает?

Например, ребенок боится темноты. Ему кажется, что под его кроватью прячутся монстры и хотят схватить его за ноги (мой личный детский страх). Вы объясняете, что никаких монстров не бывает и даже если бывают, то дома их точно нет. Вы включаете свет и вместе лезете под кровать. Но ничего не помогает – всё равно страшно!

И вот это чудище перед вами на бумаге наверняка оно действительно очень-очень страшное! Теперь арт-терапия работает в обратную сторону: вы предлагаете изменить этого монстра так, чтобы он стал добрым и смешным. Творческая энергия преобразует внутренний страх в какое-то новое отношение к темноте. Например, малыш решает сделать его добрым и пушистым – пусть теперь он охраняет его ночью, а не пугает.

Основные средства арт-терапии

• Простой карандаш (или ручка) и бумага

• Стёрка (ластик, резинка)

• Цветные карандаши и фломастеры

• Акварель и гуашь

• Пластилин

• Пастель или восковые мелки

Дополнительные средства арт-терапии

• Доска с маркерами или мелками

• Акварельные карандаши

• Пальчиковые краски

• Флуоресцентные краски (светящиеся в темноте)

• Тесто для лепки (вода + мука + соль)

• Тянучка (клей ПВА + жидкий крахмал + пищевой краситель)

• Ткань

• Цветная бумага

• Любые подручные материалы, из которых можно что-нибудь соорудить

Мое настроение

Инструкция для упражнения "Моё настроение": нарисуйте свое настроение - такое, какое оно есть прямо сейчас. Может быть, оно будет похоже на погоду, или на пейзаж, или это будет абстрактный рисунок. Дорисуйте образ до конца - чтобы он полностью отражал Ваше состояние.

   Опишите своё настроение словами - какое оно? Грустное или веселое? От чего такое? Это ожидание чего-то или про прошедшие события? А какое настроение бы хотелось?

           Теперь измените, этот рисунок так, чтобы он изображал то настроение, которое вы хотите для себя. Изменить нужно именно этот рисунок, не надо рисовать новый. Можно дорисовать новые детали или зарисовать его полностью, покрутить лист и увидеть с нового ракурса другую картину. Можно порезать и переклеить части в другом порядке, меняйте свое настроение любым способом! Главное - чтобы в итоге получилось именно такое настроение, которое бы вы хотели сохранить на долгое время (например, спокойное или радостное, нежное, или влюбленное.)

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии.

В статье в краткой форме представлен проект организованной деятельности с детьми подготовительной группы по формированию коммуникативной компетентности через использование средств арт-терапии. Занятия...

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

В данной статье рассматриваются методы и приемы, позволяющие преодолеть ребенку страх и неуверенность, обогатить свой жизненный опыт, а так же научиться взаимодействию с сверстниками....

План по самообразованию по теме "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование средств занимательной математики"

Должное внимание в настоящее время уделяется введению детей в мир элементарной математики, логики и освоению ими математических действий. Так как только гибкость ума, сообразительность и смекалка откр...

План по самообразованию по теме "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование средств занимательной математики"

Должное внимание в настоящее время уделяется введению детей в мир элементарной математики, логики и освоению ими математических действий. Так как только гибкость ума, сообразительность и смекалка откр...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование средств мнемотехники

Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему                                          ...

Развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование прозрачного мольберта

Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было в основном ориентировано на обеспечении познавательного развития детей. Однако в дошкольном возрасте ребенок овладевает не только знаниями, умения...