Главные вкладки

    Развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии.
    статья

    Ишмикеева Юлия Викторовна

    Консультация для педагогов

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии.

    Сегодня в качестве основных приоритетов дошкольного воспитания выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, принятие и поддержка его индивидуальности, забота о его эмоциональном благополучии.

    В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования «охрана и укрепление эмоционального благополучия детей»- выступает в качестве основной приоритетной задачей дошкольного образовании.

    К сожалению, в современном дошкольном образовании наиболее остро стоит проблема ухудшения психологического здоровья, увеличения количества так называемых «трудных» детей, с трудностями эмоциональной регуляции поведения, детей с эмоциональными нарушениями.

    Современные дети более интеллектуально развиты и вместе с тем более инфантильны, эмоционально равнодушны, у многих детей повышен уровень тревожности, агрессивности, занижена самооценка.

    И для этого есть свои причины:

    -дефицит внимания, поддержки, любви, скрытое и явное эмоциональное отчуждение взрослыми ребёнка в семье;

    а)нарушение психологического здоровья самих родителей, и в первую очередь их повышенная тревожность и эмоциональная холодность;

    б)неадекватный стиль воспитания ребёнка, и в первую очередь гиперопека или попустительство;

    в) раннее приобщение дошкольников к теле-видео-компьютерному экрану.

    г) внедрение раннего обучения, приводящего к перераспределению темпов развития познавательных процессов, что является фактором риска нарушения здоровья детей.

    Значительная часть родителей попала под влияние педагогических теорий, пропагандирующих интеллектуализацию воспитания. Родители готовы, не жалея сил и времени, учить детей считать, читать, знакомить с основами наук…. При этом они полностью отказываются от интеллектуально не нагруженных, но имеющих психотерапевтический смысл видов общения: бытовой, совместной деятельности, игры.

    Застенчивость, тревожность, неуверенность в себе, длительное подавленное состояние, неспособность самостоятельно принимать решение и справляться с трудностями, ощущение собственной неполноценности и многое другое осложняют жизнь ребёнка как в семье, так и в коллективе сверстников. В связи с этим особо актуальной для практической психологии является задача поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления этих нарушений.

    Использование арт-терапии в практике педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения обосновано присущими ему функциями: воспитательной, развивающей, коррекционной, психотерапевтической, диагностической.

    Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

    Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Переживая образы, человек обретает свою цельность, неповторимость и индивидуальность.

    Арт-терапия- это наиболее мягкий метод работы. Занятия арт-терапией могут снимать психическое напряжение. В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь.

    Арт-терапия позволяет сделать этот процесс радостным, интересным, успешным, индивидуальным для каждого.

    Арт-терапия основана на спонтанном самовыражении и в известной мере игнорирует эстетические критерии в оценке его результатов и профессионализма автора. И для того и для другого более важен сам процесс творчества, а не результат.

    Таким образом арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми-дошкольниками. Позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка способность к сотрудничеству со сверстниками. Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.

    В своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют, изображают, воспроизводят то, что чувствуют. Именно «арт-терапия» позволяет добиться положительного развивающего эффекта в работе с детьми.Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс рисования, именно поэтому арт-терапия так эффективна.

    Преимущества использования с детьми методов арт-терапии:

    • Создает положительный эмоциональный настрой;

    • удовлетворяет потребности в позитивном внимании,даёт ощущение собственной успешности и значимости;

    • облегчает процесс коммуникации;

    • позволяет обратиться к тем реальным проблемам которые по каким– либо причинам затруднительно обсуждать вербально;

    • дает возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме;

    • позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять;

    • снимает психо- эмоционального напряжения;

    • может раскрыть способности ребёнка, помочь ему, опираясь на сильные стороны, преодолевать трудности;

    • эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития. Опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии.

    В статье в краткой форме представлен проект организованной деятельности с детьми подготовительной группы по формированию коммуникативной компетентности через использование средств арт-терапии. Занятия...

    Перспективный план занятий по развитию эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии.

    Выявление эмоциональных проявлений у детей при анализе различных ситуаций, используя метод - сказкотерапия....

    Опыт работы «Развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование изобразительных средств пластилинографии»

    В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования одним из направлений образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие детского творчества.Намечаются новые пут...

    Педагогический опыт "Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии"

    Педагогический опыт "Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии"...

    План по самообразованию по теме "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование средств занимательной математики"

    Должное внимание в настоящее время уделяется введению детей в мир элементарной математики, логики и освоению ими математических действий. Так как только гибкость ума, сообразительность и смекалка откр...

    План по самообразованию по теме "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование средств занимательной математики"

    Должное внимание в настоящее время уделяется введению детей в мир элементарной математики, логики и освоению ими математических действий. Так как только гибкость ума, сообразительность и смекалка откр...