Главные вкладки

    Педагогический опыт по теме: «Развитие театрально-исполнительских навыков и эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
    опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

    Скоробогатова Светлана Викторовна

    Имея опыт работы по театрализованной деятельности, я  делилась знаниями с коллегами по работе, организовала консультации, показала открытые мероприятия, оформила театральный  уголок. Моя работа для всех, кто работает с детьми в детском саду и занимается их воспитанием. Предложенный практический материал может оказаться полезным при планировании и осуществлении деятельности в дошкольном учреждении. Главное – учитывать потребности ребёнка, а так же возможности педагога в конкретной ситуации. Предлагаемы игры и занятия не являются средством решения всех проблем, однако позволяют создать благоприятную атмосферу для развития ребёнка.

    Реализация  поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью для родителей проводятся консультации, беседы, открытые занятия, родительские собрания. Родители  помогают в пополнении оборудования и необходимых материалов, способствуют удовлетворению познавательных интересов к театрализованной деятельности в домашних условиях.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл opyt_raboty_skorobogatovoy_s.v.docx57.98 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Центр образования № 4»

    Педагогический опыт по теме:

     

    «Развитие театрально-исполнительских навыков и эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

    Составитель: Скоробогатова С.В.

    Воспитатель МБОУ ЦО № 4

    Тула, 2015

    ИПМ 1. Сведения об авторе

    ИПМ 2. Условия формирования опыта

    ИПМ 3. Теоретическая база опыта

    ИПМ 4. Новизна

    ИПМ 5. Адресность

    ИПМ 6. Трудоемкость

    ИПМ 7. Технология

    ИПМ 8. Результативность

    ИПМ 1. Сведения об авторе

    Я, Скоробогатова Светлана Викторовна, родилась 25 июня 1974 года  в городе Тула. В 1996 году окончила Московский экономико-технический колледж железнодорожного транспорта по специальности: «Дошкольное воспитание» и присвоена квалификация-воспитатель.

    С 1991 года работала младшим воспитателем и заочно училась. С 1995 года начала работать воспитателем.

    С 2001г. по 2014г. проработала в МБДОУ № 110.

    В 2005 году была присвоена высшая квалификационная категория сроком на 5 лет.

    В 2010 году подтвердила   высшую квалификационную категорию.

    В МБОУ ЦО № 4 г. Тулы я работаю с  11 ноября 2014 года.

    В 2014 прошла курсы повышения квалификации воспитателей в ГОУ ДПО ТО и «ИПК и ППРО ТО» по программе: «Обновление содержания ДО в условиях реализации ФГОС ДО» в объёме 72 часа.

    Общий стаж работы составляет - 21

      Педагогический стаж работы составляет - 18лет

    ИПМ 2. Условия формирования опыта

    Полное наименование  ОО в соответствии с  лицензией – муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 4».

    МБОУ ЦО № 4 является федеральной экспериментальной площадкой научно-исследовательской лаборатории «Школа Л.Н.Толстого». В рамках программы непрерывного профессионального образования педагогических работников МБОУ ЦО № 4  заложена концепция проекта  «Школа Л.Н. Толстого-модель непрерывного образования нового типа: толерантность в контексте культуры ненасилия и вариативности образовательных комплексов». В центре образования реализуется программа «Чаша жизни», призванная заложить основу эмоционально-образной памяти, духовной культуры, привить эстетический вкус дошкольникам. Путь постижения «Чаши жизни» - это поэтические образы, мифологические картины, таинственные символы, через богатство красок и звуков окружающего мира. Чтобы помочь моим детям в развитии эмоционального мира я решила заняться с ними театрализованной деятельностью.

    Наблюдая за детьми ОО,  я обратила внимание, что дошкольники часто берут для игры различные театры, но вся их деятельность сводится к манипулированию с картинками, куклами, проговариванию отрывков из знакомых сказок. При этом речь, действия, мимика, жесты детей бедны и неинтересны. Это, скорее всего, конечно, вина нас, взрослых. Ведь  воспитание у детей театрализованной деятельности должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности и осуществляться в повседневной жизни и на занятиях. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Особенно важна активная позиция воспитателя, его желание и умение сформировать потребность в развитии эмоциональной сферы ребенка, уметь сочувствовать персонажам, переживать разыгрываемые события, формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Поэтому я решила начать работу по развитию театрализованной деятельности дошкольников, тем более интерес к ней  у детей есть.

             

    ИПМ 3. Теоретическая база опыта

    Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. И. Волков и многие др. Самый распространенный и понятный ребенку вид детского творчества – театрализованная деятельность. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С театрализованной деятельностью связанно и совершенствование речи, т.к. в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный настрой.

    Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, переживать разыгрываемые события, формируют опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для дошкольников всегда имеют нравственную направленность. « В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик Б. М. Теплов, - создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые ». Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», - утверждал Б. М.Теплов. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности       в себе.

    ИПМ 4. Новизна

    Новизна и отличительная особенность данной работы в том, что средствами театрализованной деятельности развивать не только сценическое творчество, но и помочь осознать детям собственные эмоциональные состояния и эмоциональные проявления других людей, развивать исполнительские навыки. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста является приоритетным в системе дошкольного воспитания в силу своей особой значимости в социальном развитии ребёнка, приобщение его к активной целенаправленной деятельности, определяющей как психоэмоциональное самочувствие ребёнка, так и успех любой деятельности. Вместе с тем, работа по развитию эмоциональной сферы традиционно считается прерогативой психологической службы. Однако, не в каждом дошкольном учреждении есть психолог, и даже если он есть, работа по развитию эмоциональной сферы должна стать особой заботой педагога.

    Данный опыт является творческим преобразованием современных подходов к вопросу эмоционального развития дошкольников и возможности активного включения их в педагогический процесс воспитателем детского сада, предлагает включение педагогом различных средств эмоционального развития и использование их в течение дня. Совместная с педагогом деятельность, установка на игру, занимательные формы общения способствуют созданию благоприятного эмоционального фона для контактов с детьми, детей друг с другом и обогащают эмоциональную сферу ребёнка.

     

    ИПМ 5. Адресность

    Имея опыт работы по театрализованной деятельности, я  делилась знаниями с коллегами по работе, организовала консультации, показала открытые мероприятия, оформила театральный  уголок. Моя работа для всех, кто работает с детьми в детском саду и занимается их воспитанием. Предложенный практический материал может оказаться полезным при планировании и осуществлении деятельности в дошкольном учреждении. Главное – учитывать потребности ребёнка, а так же возможности педагога в конкретной ситуации. Предлагаемы игры и занятия не являются средством решения всех проблем, однако позволяют создать благоприятную атмосферу для развития ребёнка.

    Реализация  поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью для родителей проводятся консультации, беседы, открытые занятия, родительские собрания. Родители  помогают в пополнении оборудования и необходимых материалов, способствуют удовлетворению познавательных интересов к театрализованной деятельности в домашних условиях.

    ИПМ 6. Технология

    6.1. Работа с детьми.

    Для определения уровня развития эмоциональной сферы и театрально – исполнительских навыков у детей  были проведены диагностические обследования. Для определения уровня развития актерских способностей детей старшего дошкольного возраста предлагается методика Н.Ф.Сорокиной, Л.Г. Миланович (приложение 1). Данная методика дает возможность выявить положительные и отрицательные стороны в развитии актерских способностей детей старших дошкольников и направить свою работу на устранение недостатков в театрально-игровой деятельности. 

    В процессе наблюдения и анкетирования было выявлено: в играх – драматизациях дети занимают следующие позиции: все дети в группе  - «зрители» (25 человек), среди них «зритель – режиссер» - 2чел.,«зритель – актер» - 10чел., «зритель – актер – режиссер» - 5чел, явная позиция «зритель» - 8чел..

    «Зритель – режиссер» - 8%,

    «Зритель – актер» -40%,

    «Зритель – актер – режиссер» - 20%, 

    только «зритель» - 32%.

    В творческих заданиях  на выявление актерских умений дети легче справлялись с заданиями на пантомиму «Покажи», с ритмическим заданием «Прохлопай свое имя», музыкальным заданием. Тяжелее детям дались задания, связанные с интонацией, тембром речи, скороговорками.
    Полностью справились со всеми заданиями – 3 чел (12%), частично – 15чел.(60%),
     не справились совсем – 7чел.(28%).

    Дети были несколько пассивны, зажаты, не могли полностью раскрепоститься, «вжиться в роль», инициаторами игр выступали одни и те же дети, они же играли главные роли. Воображение развито не в достаточной степени, дети не могли объединить несколько сюжетов, выстроить сюжетную линию. Отсутствует опыт восприятия сценического искусства, не сформирована готовность к самостоятельной театрализованной деятельности. Радует, что восприятие происходящих событий, сопереживание героям развито у всех детей. Актерские умения у детей развиты  не в достаточной степени.    Большинство детей с радостью принимали роль, но не умеют активно пользоваться своей речью, движением, мимикой и пантомимой, мало импровизируют.

    Для изучения эмоциональной сферы детей были использованы диагностические задания В.Минаевой. (приложение 2)

    В ходе обследования было выявлено, что у детей слабые знания, умения, навыки по развитию эмоциональной сферы, способность импровизировать при создании образа, не используют средства выразительности (слово, жест, мимику, движения).

    Обследуя предметно-развивающую среду в группе, мы пришли к выводу, что в группе недостаточно разных видов театра (настольного, пальчикового, теневого, би-ба-бо и др.), элементов костюмов, ширм, костюмов, масок-шапочек, предметов заместителей, дидактических игра на развитие эмоциональных состояний, пособий, произведений по детской художественной литературе. Поэтому наша задача – создать такую развивающую среду в группе и ДОУ, которая бы способствовала развитию личности ребенка.

    После обработки результатов я наметила план  работы по театрализованной деятельности. Моя работа была составлена с учетом реализации интеграции.

    1. «Музыка», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.

    2. «Художественное творчество»,где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.

    3. «Коммуникация», где у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.

    4. «Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности.

    5. «Познание», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения.

    Развитие  театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста  проходило в 3 этапа:

    На первом этапе дети знакомились с разными эмоциональными состояниями (радость, грусть, страх, злость, удивление), способами их выражения, с графическим изображением эмоций, учились различать и понимать их. Знакомились со словами, обозначающими разные эмоциональные состояния. Решению этих задач способствовали игры и упражнения  «Разные настроения» (по карточкам-пиктограммам), «Сделай наоборот», «Зеркало» и др., чтение произведений, просмотр и обсуждение сказок, сценок, этюдов, прослушивание музыкальных произведений, упражнения «Я радуюсь, когда…», «Я грущу, когда…», дискуссии по рассказам из личного опыта.

    На данном этапе дети знакомились с театром картинок,  с  содержанием литературного произведения, рассматривали иллюстрации в книгах, для показа используются и картинки, нарисованные детьми. Беседа по содержанию произведения помогает использовать разные средства выразительности, например: "Какое настроение было у деда в начале сказки? Как вы догадались? А потом стало каким? Какое настроение стало в конце сказки?" и т.д.

    На втором этапе продолжилась работа по развитию эмоциональной  сферы ребенка. Детям предоставлялась возможность придумывать игры вместе с воспитателем, которые способствуют развитию воображения, творчества, наблюдательности, выразительности движений, снятию напряжения. Дети включали в содержание игр проблемы, которые их волнуют (разные варианты игр: "Где мы были не скажем, а что делали покажем…", "Доктор Айболит", "Садовник", "Хоровод", "Чьи детки?" и т.д.).

    Затем дети самостоятельно импровизировали по содержанию знакомого произведения, используя ролевые диалоги по иллюстрациям. Для развития творческого воображения и активизации речевой деятельности мы использовали короткие рассказы и сказки без начала и конца, с незавершенным сюжетом. Особое внимание я обращала на развитие у детей уверенности в себе, социальных навыков поведения, развитие дикции. Детям предлагалась роль по желанию, выбор по карточкам (где изображен схематично персонаж), назначались на главные роли наиболее робкие дети.

    На третьем этапе закреплялись представления детей об эмоциях,  были проведены игры и упражнения на развитие движений и речи, раскованности, воображения, произвольности, групповой сплоченности: "Наседка и цыплята", "Выбери девочку" (выбор на карточке подходящей по тексту девочки), "Сказочные зайцы", "Клубок" и т.д. Дети познакомились с пословицами и поговорками, в которых встречаются эмоциональные проявления человека: "Слезами горю не поможешь", "Сердце веселится – и лицо цветет" и т.д. Содержание сказок разыгрывается с помощью театра игрушек, би-ба-бо, дети показывают его друг другу, учатся выражать и переживать чувства героев, показывают образ, характер того или иного персонажа. Кукольный театр вносит разнообразие в игры детей, делает игрушку более интересной, этим самым радует, вызывает желание вступать в диалог с игрушкой, запоминать текст сказки. Затем идет непосредственная работа по подготовке драматизаций (репетиции, подбор костюмов, атрибутов и т.д.). Для инсценировок использовались знакомые сказки.

    Для реализации наших задач мы использовали следующие методы:

    - сюрпризный момент помогает вызвать интерес к занятию, повысить творческую активность детей;

    - чтение, рассказ воспитателя используется при ознакомлении детей с литературными произведениями или с какой-либо информацией познавательного характера;

    - использование художественного слова (стихи, загадки, пословицы) позволяет развивать интерес к театрализованной деятельности, помогает детям выявлять характерные особенности персонажей, закреплять знания о различных эмоциональных состояниях, правилах общения, поведения;

    - беседа, вопросы помогают детям освоить содержание литературного или познавательного материала, выявить отношение дошкольников к услышанному;

    - вопросы поискового характера, создание проблемных ситуаций помогают активизировать мышление ребенка, развивают самостоятельность при решении различных проблем;

    - показ воспитателем разных способов действий направлен на то, чтобы ребенок понял и освоил  материал на основе  образца взрослого;

    - упражнения и игры:  по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); по социально-эмоциональному развитию; по развитию моторики рук, дыхания, правильной артикуляции. Они используются для закрепления у детей различных навыков и умений в соответствии с поставленными на занятии задачами.

    - выбор детьми роли по желанию помогает выявить интересы, предпочтения дошкольников, активизирует их творческие способности;

    - назначение на главные роли наиболее робких застенчивых детей позволяет повысить их самооценку, повышает творческую активность и самостоятельность;

    - распределение ролей по карточкам со схематичным изображением помогает освоить способы бесконфликтного выбора, развивает у детей навыки работы со схемами, моделями;

    - проигрывание ролей в парах  используется при закреплении текстов инсценируемых произведений, развивает диалогическую речь детей, умение договариваться и действовать в мини-группе;

    - поощрение направлено на активизацию деятельности детей, выявление положительного опыта;

    - игры-драматизации помогают развивать актерские навыки детей, самостоятельность при выборе средств передачи образа, изменении сюжета в соответствии с собственным замыслом;

    - разыгрывание сказок, этюдов, инсценировок направлено на развитие актерских (выразительность мимики, движений, интонационная выразительность речи и т.д.)

    - слушание музыкальных произведений сопровождает творческую деятельность детей, развивает интерес к ней, повышает эмоциональный фон занятия.

            Я выбрала следующие формы работы:

    1.Организованная образовательная деятельность, в основном строятся по единой схеме:

    - введение в тему, социально-эмоциональная игра;

    - театрализованная деятельность (игры-драматизации, игры-имитации, разыгрывание сказок и инсценировок, упражнения по формированию выразительности исполнения (мимики, жестов, движений, дикции, интонационной выразительности и т.д.); продуктивная деятельность (рисование по темам занятий, создание костюмов, декораций, атрибутов); музыкальная деятельность (слушание, пение, инсценировка песен, музыкальные игры).

    - эмоциональное заключение, игры на развитие коммуникативных навыков.

    2. Игра. На данном виде образовательной деятельности используются различные игры, игровые упражнения для развития и закрепления  знаний, умений и навыков. Игры способствуют развитию активной творческой деятельности детей, самостоятельности.

    3.Совместная деятельность  детей и взрослых. На этих занятиях "царит" атмосфера сотрудничества и творчества. Особенно эффективна данная форма организации занятий при подготовке  к спектаклю. Изготовление костюмов, атрибутов – трудоемкая работа, детям сложно с этим справиться. Им на помощь приходят родители, происходит взаимное обучение.

    4.Игра – драматизация. В ее основе лежит отображение событий, действий, отношений, которые описываются в литературном произведении (или собственных инсценировках). Перевоплощаясь в героев, создавая воображаемую ситуацию, дети верят в правду вымысла. Игра-драматизация проводится с детьми, когда они уже освоили основные навыки театрализованной деятельности. Дошкольники сами выбирают выразительные средства для передачи образов и даже могут в процессе игры изменить сюжет первоисточника.

    5.Показ спектакля детьми проводится с целью определения уровня развития актерских навыков детей, для выявления их творческих способностей. Это подведение итогов по работе над инсценировкой литературного произведения.

         

    Условия для работы с детьми:

    В начале мы изготовили картотеку пальчиковых игр для развития, этюдов на релаксацию, эмоциональных игр для развития мимики и жестов. Была составлена фонотека, где были подобраны классические произведения детского репертуара, сопровождающие детскую активность (в соответствии с темами).

    В театральный уголок я поместила многофункциональную ширму для показа кукольного театра и других режиссерских игр. На удобных полочках, доступных детям, расположены разные виды театра. Это теневой театр «Теремок», театр игрушек из конуса, баночный пальчиковый театр, би-ба-бо, театр картинок, тактильных ощущений. Пополнили уголок дидактическими играми на развитие эмоциональной сферы: «Эмоциональный кубик», «Изобрази героя сказки», «Смешной портрет», «Придумаем загадки о сказочных героях» и т.д. Для игр-драматизаций, концертов, разыгрывания этюдов приобрели элементы костюмов, головные уборы, маски-шапочки, изготовили «волшебный сундучок» с предметами заместителями.

            

    6.2. Работа с  педагогами

            При одновременной реализации задач эмоционального развития и формирования театрально-исполнительских навыков у дошкольников я проводила работу с педагогами.

    Система работы с педагогами включала в себя уточнение, а для некоторых работников в приобретение новых знаний  о способах развития дошкольников через театрализованную деятельность. Формы работы с педагогами были разнообразными.

    Формы работы с педагогами.

    1

    Консультации

    1)Театрально-игровая деятельность детей в

    старшей группе,

    2)Театральная игра как форма работы по формированию исполнительских навыков и способностей к перевоплощению,

    3) Роль педагога в организации театрализованной деятельности

    2

    Просмотр открытого  мероприятия

    Репка на новый лад

    3

    Оформление  наглядной агитации

    1)Специфика создания спектакля,

    4

    Мастер-класс

    1. Развитие актерского мастерства и сценического умения у детей старшего дошкольного возраста

    5

    Семинар -практикум

    1. Театральный ринг

                                                                                                       

               

    6.3. Работа с родителями.

    Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей - создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных  и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

    Моя работа началась с формирования понятийного аппарата у взрослых и детей. Значимость данной проблемы определялась с помощью рекламно-информационного поля, вопросников, анкет.

    Циклограмма мероприятий работы с родителями.

    Наименование видов   деятельности

    Месяц

    С

    Ок

    Н

    Д

    Ян

    Ф

    М

    Ап

    Май

    1

    Родительские   собрания

    +

    2

    Консультации

    +

    +

    3

    Беседы

    +

    4

    Анкетирование

    +

    5

    Наглядная агитация

    +

    +

    +

    6

    Открытый показ театрализованного представления

    +

    7

    Совместный проект детей с родителями “Театральный словарик»

    +

                                                                                                                   

    План работы  с родителями

    Формы работы

    Содержание работы

    Сроки

    1

    Родительское собрание

    1. Значение театрализованной деятельности для развития эмоциональной сферы дошкольников

    сентябрь

    2

    Консультации

    1. Мы идем в театр
    2. Театрализованная деятельность как особый и прекрасный мир ребенка

    октябрь

    3

    Наглядная     агитация

    1. 27 марта - день театра.
    2. Театрализованная деятельность в детском саду
    3. Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы дошкольников

    март

    ноябрь

    4

    Анкетирование

    1. Театр и дети

    сентябрь

    5

    Беседы

    1. Развиваем актерские способности у дошкольников

    апрель

    6

    Совместный проект детей с родителями

    1. “Театральный словарик»

    май

           

    Совместная наша работа с родителями способствовала интеллектуальному, эмоциональному, эстетическому развитию детей.

    ИПМ 7. Результативность

    На этом этапе я использовала  те же диагностические методики, что и в предыдущих диагностиках, чтобы сопоставить результаты обследования развития дошкольников. На основе сопоставления данных первичной и итоговой диагностики можно судить об эффективности выполненной работы. Была проведена итоговая диагностика игровых позиций детей. (май) 

    В играх – драматизациях дети занимают следующие позиции: «зритель – актер» - 6чел., «зритель – актер – режиссер» - 9 чел, «зритель –режиссер» - 1чел, в общем - позицию «актер» -15 чел.

    «Зритель – режиссер» - 40 %,

    «Зритель – актер» -36 %,

    «Зритель – актер – режиссер» - 36%.

    В общем - позицию «актер» - 72%.

    В творческих заданиях  на выявление актерских умений дети полностью справились со всеми заданиями  - 7чел (28%), частично 14чел. (56%),не справились с заданием -4 чел(16%).

    Выводы

    В ходе мониторинга детского развития  я выявила следующее:

    1. Анализ результатов детей старшего дошкольного возраста наглядно свидетельствует об эффективности проведенной работы  по  развитию  актерских способностей  детей и эмоционального развития дошкольников.

    2. Специально  применяемые приемы  и  методы, определенные в систему  образовательной деятельности дают вполне ощутимый  положительный  результат.

    3.  Сравнительный  анализ  результатов  диагностики  на  начало  и  конец  года  позволяет  увидеть, что уровень позиции «актер» повысился  на  9%, уровень развития актерских способностей  детей  повысился на 15%.

    4.Эмоциональное развитие – процесс, пронизывающий все развитие личности ребенка. У всех детей произошли существенные личностные изменения. Дети стали более активными, инициативными в играх, способными к принятию самостоятельного решения. Появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях.

    В результате проделанной работы дети знают:

    -об устройстве театра (сцена, занавес, гримерная и т.д.); о различных театральных жанрах (драматический, кукольный, музыкальный театр);

    -о разных видах кукольного театра (настольный, би-ба-бо, пальчиковый);

    -о различных эмоциональных состояниях людей и способах их выражения (мимика, движения, жесты, интонация);

    -некоторые литературные и музыкальные произведения;

    -о правилах поведения в различных ситуациях.

    умеют:

    -исполнять различные роли в играх-драматизациях, спектаклях, свободно и раскрепощенно держаться при выступлении;

    -выразительно рассказывать литературные произведения;

    -оценивать поступки и действия героев произведения, сверстников, свое поведение;

    -составлять небольшие рассказы, сказки, инсценировать их;

    использовать различные виды кукольного театра (театр картинок, настольный, би-ба-бо) в театрально-игровой деятельности;

    -различать по мимике, жестам, движениям, интонации различные эмоциональные состояния детей и взрослых; использовать при создании художественного образа разные средства выразительности (мимика, жесты, движения и т.д.);

    -следовать в отношениях со сверстниками и взрослыми требованиям культуры поведения;

    -объединяться в подгруппы для игр-драматизаций, разворачивать общий сюжет, проявляя внимание к желаниям друг друга, стремиться к согласованности действий;

    -выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;

    -вести простой диалог со сверстниками и детьми, импровизировать во время диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках.

    Я в свою очередь пополнила свои знания с помощью изучения методической литературы, методов, способов, форм преподнесения детям новых знаний. Сформировала свой взгляд на важность данной темы. Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь помогли нам добиться хороших результатов. Эти результаты дали положительную динамику.

    Таким образом, в результате проделанной работы мы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию театрально-исполнительских навыков и эмоционального развития дошкольников  посредством  театрализованной деятельности способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на развитие гармоничной личности, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.

    Список используемой литературы:

    1.Анисимова Г.И .«100 музыкальных игр для развития дошкольников» - Москва,  Издательство «Детский сад день за днем», 2004г.

    2.Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду». – М.: ТЦ Сфера, 2009.

    3.Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 1991г.

    4.Вакуленко Ю.А., Власенко О.П. «Театрализованные инсценировки сказок в детском саду». Волгоград: «Учитель», 2008 год.

    5. Власенко О.П.«Театр кукол и игрушек в ДОУ» - Москва, Издательство «Учитель», 2008г.

    6.Доронова Т. Н. «Играем в театр». М.: «Просвещение», 2005 год.

    6.Зацепина М.Б./ Развитие ребёнка в театрализованной деятельности:  Обзор программ дошкольного образования. – М: ТЦ Сфера,  2010. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)

    7. Ильев В. А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. М.: АО Аспект-пресс,1993г.

    8. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. «Кукольный театр – дошкольникам». М.: «Просвещение», 1982 год.

    9.Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М.: ТЦ - Сфера, 2003г.

    10.Маханёва М.Д., Шишова Т.Л. «Улыбка судьбы. Роли и характеры». М.:«Линка-Пресс», 2002 год.

    11. Мигунова  Е.В. «Театральная педагогика в детском саду» - Москва, ТЦ Сфера, 2009г.

    12. Минаева В.М. «Развитие эмоций дошкольников». М.: Аркти, 2001.

    13. Михайлова М.А., Н.В.  Воронина «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» -  Ярославль, 2001г.

    14. А.Б. Никитина «Театр, где играют дети» - Москва, «Владос», 2001г.

    15. Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду» - Москва, Издательство «Школьная пресса», 2003г.

    16. М.И. Родина, А.И. Буренина «Кукляндия» - Санкт – Петербург, «Музыкальная палитра», 2002г.

    17. Л.И. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» – Москва, 1999г.

    18. 10.Сорокина Н.Д. «Сценарии театральных кукольных занятий». М.: «Аркти», 2004 г.

    19. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. : Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. – М.: АРКТИ, 2000.

    М.:Аркти,2002г.

    20.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969г.

    21.Тихеева Е. И. Развитие речи детей. М., 1981г.

    22. Б.М. Теплов «Психология музыкальных способностей» -  Москва, 1988г.

    23.Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду». М.: «Мозаика-Синтез», 2008.

    24.Щипицина Л.М. "Азбука общения". СП-б.: "Детство-пресс", 2003 г.

    14. //"Дошкольное воспитание" №12  2002 г.

    25. Фролов Ф. М., Соковин Е. Н. Нам весело: Пособие. М.: Просвещение, 1973г.

     

    Электронные образовательные ресурсы:

    http://detsad-kitty.ru 

    http://www.baby-news.net 

    http://www.1umka.ru 

    http://bukashka.org 

    http://www.detkiuch.ru 

    http://www.doshped.ru/

    http://www.resobr.ru/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы по теме "Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность

    Представлен опыт работы в организации и развитии детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности, роль педагога, методические приемы. Подробно описаны психологические ситуации для  реш...

    Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

    В данной статье рассматриваются методы и приемы, позволяющие преодолеть ребенку страх и неуверенность, обогатить свой жизненный опыт, а так же научиться взаимодействию с сверстниками....

    Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

    Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...

    Консультация для педагогов на тему «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

    В речевом развитии ребёнка раннего возраста главной задачей воспитателя выступает стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной раб...

    Мастер-класс по теме: «Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

    Познакомить коллег с некоторыми особенностями, методами и приемами по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность с использованием социо-игровой технол...

    Статья "Мое перспективное направление работы в дошкольном образовании.Театрализованная деятельность в ДОУ. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность."

    Театрализованная деятельность в детском саду - это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности....

    Статья «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

    В статье рассматриваются игры-ситуации в театрализованной деятельности как средство развития коммуникативных навыков дошкольников....