«Детские эмоции» Организация игровой деятельности для развития эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по психологии (старшая группа)

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста играет большую роль в формировании личностных качеств. По мнению Л.С.Выгодского эмоциональная сфера является «центральным звеном» в жизни ребенка, который открыто проявляет свои эмоции, продиктованные окружающей обстановкой в человеческом сообществе. А всегда ли хорошо открыто проявлять свои эмоции? Правильно ли поступают взрослые, заставляя прятать свои слезы и «плохие» эмоции в себя?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskie_emotsii_1_-_kopiya.docx26.45 КБ

Предварительный просмотр:

 «Детские эмоции»

Организация игровой деятельности для развития

эмоционального благополучия

детей старшего дошкольного возраста

                                            Пояснительная записка

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста играет большую роль в формировании личностных качеств. По мнению Л.С.Выгодского эмоциональная сфера является «центральным звеном» в жизни ребенка, который открыто проявляет свои эмоции, продиктованные окружающей обстановкой в человеческом сообществе. А всегда ли хорошо открыто проявлять свои эмоции? Правильно ли поступают взрослые, заставляя прятать свои слезы и «плохие» эмоции в себя?

Как показывает практика, умение выражать свои эмоции критически важно для психологического здоровья ребенка. Регулярное обсуждение с родителями эмоционального состояния ребенка помогает ему осознать свои чувства и лучше справиться со своим стрессом, что в дальнейшем обеспечивает развитие эмоционального интеллекта.

Игра – универсальный прием обучения эмоциональной грамотности и умения различать эмоции и действия, вызванные этими эмоциями. Например, чувствовать злость – это нормальное чувство, а драться и бить из-за злости – это неприемлемо. Игра – это безопасный инструмент выражения и формирования эмоционального здоровья ребенка.

критерии

содержание

1

Номинация

Воспитательная практика, направленная на физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия

2

Тема

«Детские эмоции» Организация игровой деятельности для развития эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста

3

Актуальность и обоснование выбора темы

Эмоциональная сфера ребенка является центром личностного развития ребенка. помочь ребенку распознать свои эмоции, контролировать их, влиять на них – задача взрослых. Как педагогов, так и родителей

4

Роль и место воспитательной практики в системе работы образовательной организации

Дидактические игры данной направленности включаются как в организованную, так и в свободную детскую деятельность, а также по показаниям эмоционального состояния как всех детей, так и индивидуально.

5

Целевая аудитория

Дети дошкольного возраста 5-7 лет

6

Цель

Знакомство старших дошкольников с внешним проявлением своих эмоций и настроения других людей, владение своими эмоциями и развитие положительных эмоций от добрых поступков.

7

Задачи

- Познакомить дошкольников с разнообразием человеческих эмоций и визуальным их отражением;

- развивать представление о возможности влиять на настроение через добрые поступки;

- анализировать причины проявления тех или иных эмоций;

- закладывать фундамент в культуру поведения в обществе, независимо от своих эмоций;

- воспитывать уважение к другим людям, их переживаниям и настроению.

8

Планируемые результаты

Старшие дошкольники:

- знают и называют человеческие эмоции;

- владеют знаниями о причинах появления того или иного настроения;

- различают внешние признаки проявления эмоций;

- соотносят эмоции с цветовым выражением;

- проявляют свое положительное отношение к добрым и милосердным поступкам сверстников.

9

Воспитательные методы и приёмы, используемые для достижения

планируемых личностных результатов.

Чтение познавательной и художественной литературы, изучение иллюстраций, изучение материалов в интернете с родителями, наблюдение, беседа, ответы на вопросы.

11

Кадровые и методические ресурсы, необходимые

для воспитательной практики

Воспитатели, педагог-психолог, родители, дошкольники старшего возраста.

Художественная и познавательная литература, иллюстрации, фотографии, видео и фотоматериалы.

12

Материально-технические, информационные ресурсы

воспитательной практики.

Художественная и познавательная литература, дидактическая настольно-печатная игра «Эмоциональное лото», дидактическое пособие «Клумба», ромашки с сердцевинами в виде смайликов, с разноцветными сердцевинами, сюжетные картинки.

Сценарий дидактической игры

 «Эмоциональное лото»

Цель: определение эмоционального состояние, связанные с реальными ситуациями

Задачи:

-познакомиться с разнообразием человеческих эмоций;

- учиться составить карточки – пары «Эмоция – ситуация»;

- развивать эмоциональный интеллект, эмпатию и коммуникативные навыки;

- воспитывать проявление своих эмоций на различные ситуации.

Оборудование: карточки двух видов: сюжетные картинки с изображением ситуаций, вызывающих различные эмоции, карточки – смайлики (грусть, радость, злость, гнев, смех, улыбку, возмущение и другие).

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, перед вами различные истории из жизни детей. Как бы вы оценили ваше настроение, которое бы возникло в данной ситуации? Расскажите о ней и выберете соответствующий смайлик.

Когда дошкольники выразили свои чувства, можно предложить инсценировать некоторые из увиденных ситуаций, которые особенно заинтересовали их. Это позволит детям снять эмоциональное напряжение, возникшее в результате обсуждения ситуации из их жизни.

Сценарий игры на развитие эмоционального интеллекта

«Говорим без слов»

Цель: формирование у дошкольников навыки общения, умение понимать своего собеседника по выражению его лица, жестам, позе.

Задачи:

 - учить распознавать изображаемый предмет или явление по жестам, движениям и мимике;

- формировать умение выражать свои эмоции без слов, посредством невербальных средств;

- регулировать проявление своих эмоций в соответствии с культурой поведения в обществе;

- воспитывать проявление добрых чувств по отношению к другим людям.

Оборудование: карточки с изображением задуманных предметов или явлений.

Предварительная работа: обучение и упражнение в изображении предметов под руководством взрослого, игра «Море волнуется»

Ход игры:

Воспитатель: Представьте себе, что вы попали в страну Зазеркалье, вы находитесь за стеклом, которое не пропускает звук. За стеклом находится ваш друг и вам необходимо передать ему какую-то информацию. Для этого вы придумываете движение вашего тела, мимику лица, выражение глаз, но не губ.

Дети по очереди изображают без слов задуманное, которое должны отгадать остальные дети. Кто быстрее догадается, тот выигрывает и ему предоставляется возможность стать ведущим игроком. Пока все дети не по очереди не покажут пантомиму.

Сценарий дидактической игры

«Рзноцветные ромашки»

Цель: определение эмоционального состояние ребенка по выбранному им цвету, соотнесение его с выражением смайлика на цветке.

Задачи:

 -расширить представления детей возможности изучения человеческих эмоций по вы бранному цвету;

- выявить возможные варианты улучшения настроения посредством игр;

- изображать смайликом эмоцию, присущую данному цвету;

- воспитывать проявление добрых чувств по отношению к товарищу.

Оборудование: пособие в виде клумбы, на котором расставлены ромашки с разноцветными сердцевинами, выражающими различные эмоции.

Ход игры:

Воспитатель: Перед вами новые ромашки, которые выросли на нашей клумбе. Но что с ними случилось? Правильно, у них появились цветные сердцевинки, но куда-то делись смайлики выражающие настроение! Это не порядок, надо снова нарисовать личико нашим ромашкам. Я предлагаю взять по одной ромашке любого цвета и нарисовать смайлик настроения, но такой, который вы считаете, что подходит к этому цвету.

Как вы считаете, какое настроение было бы у черной ромашки? (злое, гневное), а у оранжевой? (веселое, смеющееся, радостное). Значит вы понимаете, какое настроение у остальных ромашек.

Сценарий дидактической игры

«Самый лучший друг на свете!»

Цель: Воспитание положительных эмоций от добрых и милосердных поступков.

Задачи:

 -формировать стремление к проявлению добра и милосердия по отношению к маленьким, слабым, беззащитным;

- испытывать чувство удовлетворения от проявления положительных поступков по отношению к своим друзьям. Даже если это игрушки;

- регулировать проявление своих эмоций в соответствии с культурой поведения в обществе;

- воспитывать проявление добрых чувств по отношению к товарищу.

Оборудование: любимые игрушки в уголке уединения, картинки и сюжетные иллюстрации к книге В.Драгунского «Друг детства».

Предварительная работа: чтение книги В.Драгунского «Друг детства».

Ход игры:

Воспитатель: вы помните рассказ. Иллюстрации к которому я вам хочу показать? (Дети узнают рассказ В.Драгунского «Друг детства») Давайте вспомним его содержание. Дети все вместе пересказывают рассказ.

Воспитатель: У вас есть такой друг детства, с которым вы давно не играли, и он скучает по вам, сидя на полке с игрушками? (Ответы детей).

Воспитатель: Давайте попросим у мамы разрешения принести его в детский сад и поместить в нашем уголке уединения. Ваш верный друг всегда выслушает вас, когда вам, вдруг, станет чуточку грустно, или когда вы соскучитесь по нему, и вам захочется обнять маленького друга.

Дети принесли свои игрушки, разместили их на полочках в уголке уединения. Педагог обращала внимание на тех детей, которые часто общались со своим «другом», побеседовала с ребенком, выясним причину своего плохого настроения. Совместно с педагогом – психологом подбирали игровую терапию для воспитанника.

Заключение

Помимо этих трех игр педагоги придумали такие игры как «Разноцветные ромашки», на соотнесение настроения и цвета, а также музыки; «Обидка и Печалька», «Не умеем мы сердиться!» и другие. Данные игры помогали дошкольникам приобрести свое эмоциональное равновесие и создать в группе атмосферу добра и взаимопомощи в наше непростое время.

Литература:

1. Веракса А. Н., Алмазова О. В., Бухаленкова Д. А., Гаврилова М. Н., Якупова В. А. Развитие саморегуляции у дошкольников. 5-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2021 г.- 68 с. URL: https://shkola7gnomov.ru/catalog/knigi-dlya-dou/razvitie-samoregulyatsii-u-doshkolnikov-5-7-let-fgos/ 

2. Карелина И.О. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольной образовательной организации. Научные статьи. Прага, 2017.- 122. URL: https://sociosphera.com/images/Books/Books_2017/razvitie_emocional_noj_sfery.pdf

3. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие – М.: ГЕНЕЗИС, 2002.- 208 с. Электронный ресурс: URL: https://www.surwiki.admsurgut.ru/wiki/images/b.pdf 

4. Михайлова-Свирская, Л. В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста: пособие для педагогов ДОО / Л. В. Михайлова-Свирская. – Москва: Просвещение, 2019. – 128 с. URL: https://www.labirint.ru/books/447424/ 

5. Осорина, М. В. Секретный мир детей в пространстве взрослых / М. В. Осорина. – 5-е изд. – Санкт-Петербург: Питер, 2016. – 304 с. URL: https://www.labirint.ru/books/473073/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ Совместной игровой деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста на ТЕМУ: «Виды наземного транспорта»

Совместная игровая деятельность педагога с детьми старшего дошкольного возраста ТЕМА:«Виды наземного транспорта»Тема: «Виды наземного транспорта»Цели:·       Закрепление ...

Консультация для воспитателей "Организация познавательной деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста весной"

дать практический материал для планирования работы с детьми весной по ознакомлению с природой....

Конспект совместной игровой деятельности родителей и детей старшего дошкольного возраста на тему: «Режим дня – залог здоровья семьи»

Конспект совместной  игровой деятельности  родителей и  детей старшего дошкольного возраста на тему:...

Педагогическая технология «Развитие игровой деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста в процессе слушания музыки»

Педагогическая технология«Развитие игровой деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста в процессе слушания музыки»...

Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста

Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста .          Развитие дошкольника осуществляется в различных видах деятель...