Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx16.17 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ №158 «Детский сад комбинированного вида»

Организация экспериментальной деятельности

при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста

 с окружающим миром

 (мастер - класс)

Исполнитель:

Балахнина Ирина Ивановна,

воспитатель МБДОУ № 158 «Детский сад комбинированого вида»,

г. Кемерово

Кемерово 2014г.

Мастер-класс

Название экспериментов: «Горообразование», «Образование рек», «Моя кора изогнулась»

Тема: «Ландшафт земли».

Цель: формирование представлений об экспериментах в ознакомлении с окружающим  миром для педагогов ДОУ.

Задачи: 

  • Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области опытно-экспериментальной деятельности.
  • Обобщение и обмен педагогическим опытом по данной теме.
  • Повысить уровень мастерства педагогов.
  • Создание положительного эмоционального климата у педагогов.

Методы и приемы:

  Репродуктивный, практический.

Ход занятия

-  Сегодня, я хочу показать вам, как можно через эксперименты знакомить дошкольников с окружающим миром. Тема сегодняшнего занятия «Ландшафт земли». Что обозначает слово «ландшафт»? (ответы воспитателей). Это общий вид местности. А так как мы рассматриваем Землю, значит это общий вид Земли. Предлагаю выполнить эксперимент самостоятельно, предварительно посмотрев материал, который для вас приготовлен.

Материал: грунт, песок, камни, 3 стаканчика с водой, 3 глубоких тарелочки или один большой поднос.

 Прошу обратить внимание на название эксперимента «Горообразование». Задача эксперимента узнать, как вода влияет на ландшафт Земли.

Вывод: вода оказывает разное действие на различные материалы на Земле. Это одна из причин  появления различных ландшафтов Земли.

Мы рассмотрели  эксперимент, когда вода оказывает на окружающий мир разные действия. А как же тогда появляются реки?

Итак, тема следующего эксперимента «Образование рек»

Материал: бумага, картон, скотч, ножницы, распылители с окрашенной водой, большие тарелочки (на каждого участника).

Предлагаю взять лист бумаги, смять и приклеить к картону так, что бы было похоже на горную местность. Картон укладываем в тарелку. Затем берём распылитель и брызгаем на «горную местность» в виде дождя. Такие реки как Амазонка, Нил, Янцзы формировались на протяжении тысячелетий.

А теперь хочу предложить вашему вниманию следующий эксперимент. Называется он «Моя кора изогнулась» (имеется ввиду: кора земли).

Каждый из вас пусть возьмёт  для эксперимента по два бруска, кусок пластилина, стек, доску для работы.  Раскатываем пластилин так, чтобы он закрыл наши бруски. Нарисуем стеком дорогу на пластилине. Прижмём пластилин к брускам. Осторожно подвигайте бруски в разном направлении, т. е. в противоположные стороны. Что происходит?

Вывод: землятрясение  происходит тогда, когда две плиты земной коры скользят, двигаясь в противоположных направлениях.

Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.                                                                                                                                       Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Литература

  1. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.- М. :ТЦ Сфера, 2005.
  2. Хаярова, А. В. Экспериментальная деятельность дошкольников, как средство познания окружающего мира [Текст] / А. В. Хаярова // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 10. - С. 12-16.
  3. Рыжова Н.А. Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 9. - с. 40.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

планирование и организация деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с творчеством Л. Н. Толстого

вниманию педагогов предлагается перспективное планирование по  ознакомлению дошкольников с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого...

Методическая разработка "Организация работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством"

В методической разработке говорится о ценности народного искусства в воспитании детей дошкольного возраста, описаны направления работы, цели, задачи и примерный тематический план....

Семинар-практикум для воспитателей "Организация экспериментальной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС»

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности....

Интерактивные методы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с миром профессий

Интерактивные методы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с миром профессий. Консультация для педагогов....

Организация экспериментально-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Экспериментирование -- эффективный метод аознания закономерностей и явлений окружающего мира.Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том...

Перспективный план работы с родителями Тема: «Информационно-коммуникационных технологий как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с миром природы»

Перспективный план работы с родителями Тема: «Информационно-коммуникационных технологий как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с миром природы»...

план по самообразованию "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с миром животных и растений»

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами.Одно из них – ознакомление с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогаще...