Консультация для воспитателей "Организация познавательной деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста весной"
консультация (средняя, старшая группа) на тему

Лузик Людмила Филипповна

дать практический материал для планирования работы с детьми весной по ознакомлению с природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizats.pozavat_deyat-ti.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Организация познавательной деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста весной

Март

1. Прочитать стихотворенье С.Маршака «Березень».

Объяснить, что название месяца пошло от такого явления, как движение сока с березы. Объяснить пользу березового сока, правила сбора. Это первый месяц весны. В марте зима с весной встречаются.

2. Поставить веточки в группе и вести наблюдение за ними. Поставить 2-3 вида веточек. Учить определять веточки какого дерева? Пахнут ли? Почему во дворе не распускаются, а в группе распускаются листочки?

3. Наблюдение за небом, тучками. Какого цвета? Были ли такие тучи зимой? Загадки про небо, тучи. Например: «Синяя шуба покрыла весь свет.»

Понаблюдать за посадками овощей в группе.

4. Рассмотреть с детьми иней. С чего он образовался? Объяснить, что иней – это кристаллики водяного пара, который образовался в морозном воздухе. Он может выпадать как в пасмурную, так и в ясную погоду.

Какой формы бывают кристаллики? (пластинчатые, как иголочки с тупыми концами, как призмы)

Похож ли иней на снежинки?

5. Если идет снег, рассмотреть.

6. Рассмотреть тучи. Какого цвета? Быстро ли двигаются? С чем их можно сравнить? На что они похожи? Что несут они в себе? Если на небе тучи, всегда ли будет дождь?

7. Обратить внимание детей, что они уже приходят в детский сад, и уже светит солнышко, было ли это зимой? Что стало теплее.

8. Определить, есть ли ветер? Как вы определили? Можно ли самому сделать ветер? Есть ли польза от ветра? Как называю сильный ветер.

9. Наблюдение за цветами. Все ли они одинаковые? Чем отличаются, как за ними ухаживать?

10. Рассмотреть в уголке природы растения. Какие условия им нужны для роста? Какие изменения будут в состоянии растений, если их поставить в темное место? Если их не поливать?

11. Рассмотреть с детьми веточки вербы. Рассмотреть их цветочки – котики. Она рано расцветает и теплый пушок вокруг не дает ей замерзнуть.

Прочитать стихотворение «Котики-воркотики» А.Мястковского.

12. Обратить внимание на землю. На что похоже? Одинакова ли вся?

13. Наблюдение за птицами. Какие птицы прилетели? Что ищут на земле?

14. В уголке природы рассмотреть колеус. Как размножается? Много света нужно, но не нужно много солнечных лучей.

15. Понаблюдать в группе за солнцем. Стихотворение А.Барто «Солнышко» прочитать. Сделать психогимнастику  «Мы – солнечные зайчики». Почему все люди и природа радуются солнышку.

16. Наблюдение за бегонией Рекс в группе. Объяснить, что ее нельзя брызгать ( при ожогах листья гибнут).

17. Побеседовать с детьми, где зимовали комары и другие насекомые, чем они питаются. Когда просыпаются раки, жабы? Какие птицы прилетают? Чем полезны птицы. Как встречают весну животные?

18. Рассмотреть участок детского сада. Что нового появилось весной? Какие растения растут? Почему зимой не растут растения?

19. Обратить внимание, что вечером тоже светло. День стал длиннее. Игра «Когда это бывает», загадки «Течет вода, зеленеют поля, день прибывает, когда это бывает?», «Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает?», «Солнце печет, липа цветет, вишня поспевает, когда это бывает?».

20. Побеседовать с детьми «Почему в народе березень называют «крапельником». Опыт: утром поставить под крышу ведерко и в течение дня наблюдать – сколько воды наберется в ведерко. Откуда капает вода?

21. Понаблюдать за работой дворника, работой транспорта. Какой транспорт как называется.

22. Понаблюдать за луком в уголке природы (в воде, земле и просто лежит). Какие изменения?

23. Рассмотреть живые и искусственные цветы, чем похожи, различаются? Какие условия нужны для роста растений?

24.Обратить внимание на траву. Что нового?

25. Наблюдение за хвойными деревьями. Изменения. Почему иголки под ними? Какие плоды у них?

26. Показать детям лекарственное растение мать-и-мачеха. Что оно лечит?

Апрель

1. Прочитать стихотворение С.Маршака «Апрель». Почему второй месяц весны так называется? Какие первоцветы Вы знаете? Почему их называют первоцветами? Как еще можно назвать второй месяц весны? Почему?

Найти на участке деревья и кусты. Что общего имеют, чем отличаются? Как они называются?

Д/И «Добеги до дерева, которое я назову».

Сравни траву. Почему сухую траву нужно убирать?

Как нужно заботиться о растениях?

2. Прислушаться к пению птиц. Почему они поют? Какую погоду приносят птицы? Какие птицы еще не вернулись? Какие зимовали в наших краях?

3. Рассмотреть цветы.

4.Сравнить веточки на улице и в группе. Почему разные? Какие условия нужны для роста растений?

5. Рассмотреть иллюстрации ранних цветов. Где растут? Имеют ли запах? Какие занесены в Красную книгу? Что цвет этой книги?

6. Наблюдение за небом. Почему тучи сгущенные? Какой цвет неба? Можно спеть песню «Облака белокрылые лошадки…..» Почему облака называют белокрылыми? Что они несут?

7. Рассмотреть комнатное растение. Что растение берет корнем из земли? Хорошо ли растению, если мало земли?

8. Рассмотреть всходы лилии и ириса. Чем они похожи, чем отличаются? Подрыхлить землю возле них.

9. Понаблюдать за работой дворника. Побелка, подкопка деревьев. Для чего это нужно?

10. Показать всходы тюльпанов, нарциссов. Какие корни у тюльпанов? Какого размера? Рассмотреть картинки.

11. Рассмотреть веточку каштана.

12. Каких насекомых дети видели? Рассмотреть картинки. Почему их нельзя ловить? Бабочки – краса нашей природы.

13. Провести наблюдение за погодой. Тепло или холодно, греет ли солнце. Может ли одновременно погода быть пасмурной и солнечной? Есть ли ветер? Какой бывает ветер? Как называют очень сильный ветер?

14. Рассмотреть скворечник. Почему леток-дырочка – маленькая? Почему повернут к солнцу летом? Для чего они нужны? Выучить пословицу «Где много птичек, там нет букашек.»

15. Порадоваться солнышку вместе с природой. Прочитать стихотворение М.Познанской «Проминець». Подставить щечки солнышку. Какая одежда нагревается быстрее – черная или светлая? Почему?

16. Наблюдение за насекомыми. Как летают или ползают? Рассказать дразнилку «Солнышко, солнышко, ты взлети на небо».

Приметы : «увидишь скворца – знай, весна на пороге», «квитень с водою, травень с травою».

17. Наблюдение за транспортом. Где двигается транспорт, а где пешеходы? Для чего нужен пассажирский транспорт, где его ожидают люди? Как называют людей, которые едут в транспорте?

18. Понаблюдать за грачами. Что делают они на полях? Какая польза от грачей?

19. Рассмотреть дождевого червяка. Где он живет, какого цвета? На что похож? Есть ли у него глаза? Кто еще живет в земле? Как нужно относиться к земле?

20. Предложить детям подойти к елочке, сосенке. Показать молодые иголочки. Чем они похожи на старые? Имеют ли запах молодые иголочки?

Закрепить знания о частях дерева? Где находится корень?

21. Понаблюдать за насекомыми, которые прилетают на цветочки, что они ищут, какую пользу приносят, как нужно к ним относиться?

22. Показать детям мох. Какого он цвета, где растет? Рассказать, что его едят северные олени.

23. Рассмотреть муравьев. Какого размера, сколько лапок, имеют ли глаза? Поднести маленькую травинку, посмотреть что будет. Сказать, что они поднимают груз больше себя.

24. Рассмотреть кору деревьев. Зачем нужна кора, могут ли деревья существовать без коры.

25.Рассмотреть траву, кусты, цветы, деревья. Сказать название одним словом. Назвать их части. Что общего у всех растений. Почему мы не видим корней растений.

Д/и «Подбеги к растению, которое я назову».

26. Рассмотреть сережки тополя. Какого цвета? На чем держатся? У каких деревьев схожи цветы? Все ли сережки одинакового размера, цвета?

27. Провести опыт. Подойти к месту муравейника и посыпать сахар. Что случиться? С помощью чего они услышат? (с помощью усов услышат запах). Почему муравьев нужно охранять?

28. Рассмотреть плодовые деревья. Сравнить веточки. Чем похожи, чем отличаются? Объяснить, что плодовых деревьев очень много, их вывели селекционеры (объяснить значение слова).

29. Сравнить первоцветы.

30. Сравнить грунт – сухой и мокрый, стиснув в кулаке. Что получится с мокрым, сухим. В какой грунт нужно сажать растения, почему?

Воспитатель-методист                                                 Лузик Л.Ф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Творческая деятельность по английскому языку в рамках НОД детей среднего и старшего дошкольного возраста"

Все дети любят творить. Кто-то любит рисовать, кто-то лепить, а кто-то конструировать. Творчество - сама суть детства, оно помогает развивать ребенка. Любовь детей к видам искусства можно использовать...

Тематическое планирование поисково-познавательной деятельности для среднего и старшего дошкольного возраста

Материал подготовлен для реализации вопросов и ответов при ознакомлении дошкольников с экспериментально-исследовательской деятельностью...

Тематическое планирование поисково-познавательной деятельности для среднего и старшего дошкольного возраста

Материал подготовлен для реализации вопросов и ответов при ознакомлении дошкольников с экспериментально-исследовательской деятельностью...

«Взаимодействие педагогов и специалистов в организации совместной познавательной деятельности детей младшего и старшего дошкольного возраста с целью социализации»

Совместная познавательная деятельность ребенка с детьми разного возраста, безусловно, увеличивает его возможности в познании окружающего мира и является важным условием его интеллектуального и социал...

Педагогическая технология «Развитие игровой деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста в процессе слушания музыки»

Педагогическая технология«Развитие игровой деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста в процессе слушания музыки»...