Проект по теме: «В гостях у сказки». Развитие эмпатии у детей младшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности.
проект (младшая группа)

Железнова Елена Артюшевна

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных    открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».

                                                                     В.А.Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx28.76 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛУШКА» г. Волгодонска

Проект по теме:

«В гостях у сказки». Развитие эмпатии у детей младшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности.

Разработчик:

Железнова Елена Артюшевна,

музыкальный руководитель

1 квалификационной категории

Слайд 1

Название проекта: «В гостях у сказки» развитие эмпатии у детей младшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности.

Название организации: МБДОУ ДС «Золушка» г. Волгодонска

Руководитель проекта и разработчик: Железнова Елена Артюшевна, музыкальный руководитель

1 квалификационной категории

Слайд 2

Аннотация проекта:

В современном обществе резко повысился социальный статус интеллекта. Педагогическая установка на развитие мышления в первую очередь, превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, сопереживают, их интересы ограничены, а игры однообразны.

Проект ориентирован на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуальности средствами театрального искусства. В проекте систематизированы средства и методы театрально - игровой деятельности, обосновано их применение с учётом возрастных особенностей дошкольников.  

Проект ориентирован на взаимодействие детей младшего дошкольного возраста, музыкального руководителя, воспитателей и родителей на создание условий для активизации у ребёнка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировоззрения и поведения. Он рассчитан на взаимодействие педагогов, которые не разучились играть и фантазировать.

Слайд 3

Срок реализации проекта: 1 учебный год

        - начало реализации – сентябрь 2020

        - окончание реализации – май 2021

Исполнители: дети младшего возраста (3-4 года) группы №9, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

Руководитель организации:                                  Ю.С. Лямина

Руководитель проекта:                                           Е.А. Железнова

Слайд 4

         «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных    открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки,

просто сообщаемые и усваиваемые».
                                                                     В.А.Сухомлинский

  1. Актуальность, постановка социальной проблемы.

На современном этапе развития общества проблема воспитания межличностных отношений составляет одну из основных задач педагогики и психологии. Люди зачастую страдают недостатком коммуникативной культуры, проявляющейся как в неадекватном восприятии эмоциональных проявлений других людей, не сочувствии и не сопереживании. Чтобы воссоздать, выразить свои чувства и понять чувства другого, необходима развитая эмоциональная, чувственная сфера личности. Современные научные данные убедительно показывают, что результатом положительно направленного эмоционального детского опыта является доверие к миру, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми, что обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности. Одним из важнейших компонентов нравственного развития детей является становление эмпатии как способности человека к сочувствию и сопереживанию другим людям, пониманию их состояний.

Слайд 5

Эмпатия - это отклик одной личности на переживания другой.

считается, что «эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, к чему стремится, как воспринимает и оценивает себя и окружающий мир».

Слайд 6

На сегодняшний день вопрос о выборе методов и средств развития эмпатии является особенно актуальным.

Современной педагогической наукой предлагаются различные средства развития эмпатии:

- специально организованные музыкальные занятия,

- слушание сказок и художественных рассказов,

- знакомство с природой и т. Д.

Я считаю, что театрализованная деятельность, как средство развития эмпатии дошкольников недооценивается. Необходимо изменить отношение к потенциалу театрализованной деятельности, вернуть детям деятельность, которая приносит радость и естественным образом за счет богатых внутренних резервов благоприятно влияет на их развитие. Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии эмпатии у дошкольников весьма высоки, так как:

• театрализованная деятельность – это игровая деятельность, в которой ребенок должен тонко чувствовать эмоциональные состояния персонажей;

• клеточкой театрализованной деятельности, любого ее вида (игр-драматизаций, игр-этюдов, игр-импровизаций) в дошкольном возрасте является игровой образ эмоционального переживания, глубокого чувственного вхождения в содержание исполняемой роли;

• репродуктивность при подготовке детьми спектакля побуждает детей к активной работе: от сочувствия к сопереживанию и к содействию, вызывает подражательность любимым героям;

• театрализованная деятельность — ребенка- это системный процесс, который начинается с ознакомления с литературной основой будущего спектакля и подготовки детского восприятия, сопровождается подробным анализом сюжета и поступков героев, продолжается в пробах себя в избранной роли, в осмыслении и разучивании роли, самостоятельном воплощении образа героя и замысла спектакля. Длительность и четкая этапность протекания театрализованной деятельности у дошкольников позволяет развивать у них эмпатию.

Слайд 7

  1. Цель проекта:

        Развитие эмпатии (эмоционально - отзывчивой и развивающейся личности), вербальной и невербальной стороны речи детей младших дошкольников в условиях театрализованной деятельности.

Слайд 8

  1. Задачи проекта:

- обеспечивать психологического благополучия и здоровья детей;

развивать чувствования, воображения, ассоциативного мышления и на основе этого творческой деятельности

- развивать эмоционально - ценностного отношения к произведениям искусств и художественным образам
- развивать творческий потенциал, заложенный в каждом ребёнке.  

Слайд 9

  1. Этапы работы:
  1. этап- подготовительный

- Составление плана проведение проекта;

- Подбор литературы по проблеме исследования;

- Внесение литературного материала эмпатийного содержания для инсценировок детей младшего дошкольного возраста

- Подбор дидактических игр, составление картотеки дидактических игр и изготовление лепбука по теме «Театр»;

- Изготовление и подбор атрибутов: декораций, масок, пальчиковых кукол и костюмов для театрализованной деятельности;

- Составление бесед и консультация для родителей и педагогов.

Слайд 10

2 этап -  основной
Реализация проекта.

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО

Слайд 11

Формы и методы реализации проекта включают в себя:

- планирование различных видов детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой).

- организация игр и упражнений, направленных на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций у других людей;

Слайд 12

- организация игр и упражнений, направленных на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, формирования доброжелательного отношения к людям;

Слайд 13

- беседы с детьми по прочитанным художественным произведениям с анализом ситуаций;

Слайд 14

- знакомство с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки:

иллюстрации к русской народной сказке "Колобок", к русской народной сказке "Теремок", к русской народной сказке "Маша и медведь",

- коммуникация восприятие художественной литературы и фольклора:

Прослушивание звукозаписей детских сказок: «Колобок»«Репка»«Теремок»«Курочка Ряба»«Три медведя».

Слайд 15

- чтение художественной литературы и использование изобразительной деятельности (рисование), во взаимодействии с родителями;

Слайд 16

- изготовление костюмов и атрибутов во взаимодействии с родителями.

Слайд 17

Направления взаимодействий с родителями

Анализируя формы работы с родителями можно условно сформулировать 4 основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО:

-познавательное, (консультации)

-информационно-аналитическое, (размещение информации на стенды для родителей и на сайт детского сада)

-наглядно-информационное, (памятки и буклеты)

-досуговое (привлечение родителей к изготовление атрибутов, костюмов для развлечении)

Слайд 18,19

Анкетирование родителей проводилось в начале учебного года и в конце учебного года.

Слайд 20

Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, музыкальному руководителю так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.

Слайд 21

Методическое сопровождение:

Слайд 22

- организация предметно-развивающей среды. Она представляет собой уголок театрализованной деятельности в группе, в котором обязательно наличие ширмы, занавеса, различных видов театра.

Слайд 23

- настольные дидактические игры.

Слайд 24

- картотека дидактических игр по теме: «Театр».

- Лэпбук «Театр»

- подборка художественной литературы для театрализованных представлений и литературы познавательного характера.

- технические средства: колонка, компьютер, пианино

- сценарии досугов и развлечений театрализованного характера.

- проведение интегрированных занятий совместно с воспитателями группы №9

- консультационный материал для воспитателей.

- консультационный материал для родителей.

Слайд 25

3 этап - заключительный

5.  Аналитический этап
Подведение итогов, отчет в виде презентации.

Итоги проекта: 
Участие в театрализованной деятельности, побуждает детей к активной работе: от сочувствия к сопереживанию и к содействию, вызывает подражательность любимым героям, их поведению. Это оставляет глубокий след в эмоциональном опыте детей, влияет на развитие их эмпатичного поведения и характер взаимодействия с окружающим миром, способствует   воспитанию у детей положительного отношения к театральным играм, желания играть с театральными куклами, эмоционально-положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе. Дети стали более общительными, раскрепощенными, уверенными в себе и в своих силах, поднялась их самооценка, стали более совершенными и детские исполнительские умения.  

В ходе реализации проекта «В гостях у сказки». Развитие эмпатии у детей младшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности:

- укрепились взаимоотношения между детьми, педагогами, музыкальным руководителем и родителями. Родители приняли активное участие в проекте.

 - разработан цикл консультаций и рекомендаций для родителей.

 - изготовлены и подобраны атрибуты для театрализованных игр и спектаклей.

- изготовлены книжки малышек по сказкам «Колобок», «Теремок», «Колобок в стране эльфов» во взаимодействии с родителями.

Слайд 26,27,28

Продуктами проекта так же стали:  

1. Постановка сказки «Колобок»,

Цель:

- развивать творческие способности детей через участие в театрализованной деятельности и участии в совместном с родителями подготовки костюмов для сказки.

Образовательные задачи:

• учить в театрализованной деятельности разыгрывать ситуации по несложным сюжетам, развивать эмоциональную отзывчивость, побуждать детей включаться в совместную со взрослыми и сверстниками деятельность.

• формировать устойчивый интерес к процессу чтения и запоминанию прочитанного.

• продолжать развивать любознательность, активность, интерес к разным видам музыкальной деятельности.

• Развивать умение выразительно читать стихи, используя средства интонационной речевой выразительности, передавая свое отношение к героям и событиям.

• продолжать содействовать проявлению созидательной и творческой активности детей.

Слайд 29

2. Изготовление книжек малышек по сказке «Колобок»,

3. Представление опыта театрализованной деятельности детей для воспитателей, в виде изготовленного буклета.

И в заключении в целях достижения лучших результатов развития музыкальной культуры и творческих способностей воспитанников в своей деятельности я хоте ла бы внедрить: парциальную программу «Театр – творчество – дети» Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович для развития творческих способностей детей средствами театрального искусства. В ней научно обосновано поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения; системно представлены средства и методы театрально-игровой деятельности с учетом возраста детей; предусмотрено параллельное решение задач художественно-речевого, сценического и музыкального искусства. Ведущий принцип программы - вовлечение детей в продуктивную театрально-игровую творческую деятельность, создание сценических образов, которые вызывают эмоциональные переживания. Программа является парциальной и может служить дополнением к комплексным и базисным программам.

Широко применяются нестандартные медитативные сказки, комплексы игр и упражнений для социально-эмоционального развития детей "Радость детства", разработанный педагогом-психологом Н. В. Ридель, включающий в себя авторские мультимедийные пособия, игры, позволяющие наиболее полно раскрыть способность детей тонко чувствовать, воспринимать и понимать искусство эмоционально на него откликаться и творчески проявлять себя в нём. Что поможет мне продолжить работу над проектом  по теме «В гостях у сказки». Развитие эмпатии у детей среднего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности.

Слайд 30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация: Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности

В презентации представлен опыт работы старшего воспитателя по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста...

Опыт работы "Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности"

Опыт работы "Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста по средствам  театрализованной деятельности"...

Конспекты образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности

Конспекты образовательной деятельности   по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности...

Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности

Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности...

Буклет на тему: «В гостях у сказки». Развитие эмпатии у детей младшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности.

laquo;Необходимо научить ребенка с детства волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, пробудить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопер...

"Развитие речи детей младшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности"

laquo;Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственн...