Игровая технология «Обучение детей старшего дошкольного возраста пространственному моделированию в процессе игр и игровых упражнений».
методическая разработка по математике (старшая группа)

Елена Николаевна Дубовицкая

Инновационная игровая технология, ссылка     https://disk.yandex.ru/i/ymRve5g69Pj4kQ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a_odpm.docx17.35 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность

Формирование у детей представлений о пространственных отношениях, умения ориентироваться в пространстве, ознакомление с пространственным моделированием - одна из задач математического развития детей дошкольного возраста.

В современных психолого-педагогических исследованиях отмечается особая роль пространственных восприятий, представлений и умений ориентироваться в пространстве в развитии познавательной деятельности ребенка, в совершенствовании его сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей. Формирование у ребенка пространственных представлений повышает результативность и качество его деятельности (продуктивно - творческой, познавательной, трудовой).

Особенно следует подчеркнуть необходимость формирования пространственных представлений для подготовки дошкольников к обучению в школе: при изучении письменной нумерации и пространственного расположение предметов на ограниченной площади. Без умения ориентироваться в окружающем пространстве, без понимания пространственных направлений, отношений и расстояний невозможно усвоение детьми программы 1 класса. Недостаточный уровень их развития обнаруживается на уроках письма, чтения, математики, труда, физкультуры и рисования.

Важна роль пространственных восприятий, и представлений в освоении дошкольниками изобразительных и конструктивных умений. Овладение в период дошкольного детства такими способами пространственной ориентации, как ориентировка «по схеме тела», «по схеме предметов», определение направления пространства «от себя» и с изменением точки отсчета (т.е. от любых предметов), служит первоосновой для успешного усвоения в школе элементов геометрии, элементарных знаний о геометрическом пространстве.

Освоение словесной системы отсчета, обозначающей пространственные отношения - важный этап в освоении детьми пространства. Пространственные предлоги и наречия рано появляются в речи дошкольника, но подлинно пространственное их содержание нередко скрыто от ребенка. Часто дошкольники не понимают смыслового значения употребляемых ими терминов. Освоение пространственного словаря в дошкольном возрасте надо рассматривать в единстве с развитием пространственных восприятий, представлений и ориентировок.

В разных видах деятельности дошкольника есть одна общая сторона, которая представляется исключительно важной с точки зрения развития детского мышления. Её суть: все основные виды деятельности, которыми владеет ребёнок в дошкольном возрасте, носит моделирующий характер.

Особую роль играет моделирование в логико-математическом развитии детей. Математические понятия являются моделями разной степени условности (натуральный ряд числа, цифры, планы). Сложность их освоения обусловлена противоречиями между образным мышлением дошкольника и абстрактностью самих понятий.

В современных исследованиях имеют место разные подходы к определению сущности моделирования.

  • как метод познания;
  • как вид знаково-символической деятельности;
  • как общая интеллектуальная способность.

В последние годы широко используется метод моделирования в освоении пространственных отношений. Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании детей, в развитии математических представлений и понятий у дошкольников.

Практическая значимость пространственного моделирования состоит в том, что моделирующая деятельность используется в разных видах детской деятельности.

Наиболее эффективным средством формирования у детей представлений о пространственных отношениях являются игры и игровые упражнения.

Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов. Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязчиво извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной системы, с минимальными волевыми усилиями.

Педагоги нашего ДОУ используют метод моделирование в обучение детей, но эта работа носит эпизодический характер. Недостаточно игр для развития у детей способности к наглядному пространственному моделированию. Не в полной мере используются потенциальные возможности детей. Педагоги плохо владеют технологией обучения детей пространственного моделирования.

Работа по формированию пространственного моделирования проводится в основном на занятиях по математике, изодеятельности. На наш взгляд освоение и осознание пространственного моделирования требует использования разнообразных форм организации обучения: режимные моменты (прогулка, сборы на прогулку, умывание); самостоятельная деятельность детей (игра, игровые упражнения); совместная деятельность детей и педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания предметно-игровой среды

Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, выраб...

Методическая разработка по познавательному развитию с использованием игровых технологий для детей старшего дошкольного возраста Тема: « Экономим деньги семьи»

Методическая разработка по познавательному развитию с использованием игровых технологий  для детей старшего дошкольного возраста Тема: « Экономим деньги семьи»...

ООД "Путешествие в сказочный лес" с применением игровых технологий для детей старшего дошкольного возраста

Игровое занятие, в ходе которого дети помогают обитателям сказочного леса. злая Бастинда осушила в лесу все водоемы и прогнала облака и тучи. дети отправляются в сказку, чтобы избавить лес от злых чар...

«Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности, посредствам применения игровых технологий»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. САЯНОГОРСК ДЕТСКИЙ САД № 29 «У ЛУКОМОРЬЯ»        «Я - м...

Адвент – календарь как инновационная игровая форма обучения детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

 В данном материале представлен опыт работы с Адвент календарем в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушения речи старшего дошкольного возраста. Описан вариант изг...