Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания предметно-игровой среды
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Ворончихина Юлия Александровна

Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания предметно-игровой среды

   Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность.

  В отечественной педагогике в настоящее время активно обсуждается вопрос определения образовательного результата деятельности дошкольного образовательного учреждения. Особую актуальность эта проблема приобретает в связи с введением федеральных государственных общеобразовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации. Согласно указанным нормативно -правовым документам, предлагается новая модель организации образовательного процесса, провозглашается идея деятельностного подхода к формированию личности ребенка. Традиционная система образования, призванная передать ребенку лишь определенную сумму знаний, умений и навыков, оказывается несостоятельной в сложившейся ситуации. Современный заказ общества ориентирован на выпускника образовательного учреждения, который не только приобретет некий объем энциклопедических знаний, но и научится ими пользоваться в ходе активной деятельности.

  Непосредственно образовательная деятельность в условиях реализации федеральных государственных общеобразовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в отличие от традиционного занятия, осуществляется в различных видах детской деятельности: игровой, продуктивной, трудовой, коммуникативной и т. д. Как известно, только в деятельности у детей формируются самостоятельность, активность мышления, творческое отношение к окружающей действительности.

  Интерес к проблеме формирования самостоятельности дошкольников обусловливается, в настоящее время, гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности, ее творческих потенций. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы.

  Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, творчества (А.В. Запорожец, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн).

Своевременное развитие самостоятельности расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения.

По мнению ряда авторов, самостоятельность ребенка проявляется:

  • в способности действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
  • в умении выполнять привычные дела без обращения за помощью и контролем взрослого;
  • в проявлении осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
  • в способности осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
  • в стремлении осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
  • в способности переносить известные способы действий в новые условия.

  Развитие старших дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка с взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности, в частности дидактическим играм. Игра – это, прежде всего общение, преподнесение нового в приемлемой для ребенка форме, способ установить новые связи с миром.      Игра оказывается своеобразным способом размышления ребенка о действительности. Воспитательное значение дидактических игр заключается в том, что они способствуют развитию произвольного внимания и целенаправленного мышления. Дидактическая игра положительно влияет на воспитание самостоятельности, которая выражается в том, что дети должны сами выполнять правила игры, найти нужный предмет, ответить на вопрос и т.д.

   По мнению ряда авторов, основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр. В старшем дошкольном возрасте на базе игровых интересов у детей формируется умение самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки, сравнивать, группировать, классифицировать предметы, делать правильные выводы и обобщения. Это открывает широкие возможности для развития познавательной активности, так как ребенок в играх не просто выполняет требования взрослого, а старается самостоятельно найти решение к поставленной задачи.