«Развитие исследовательской активности и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
статья на тему

Зубченкова Галина Петровна

Доклад из опыта работы по организации с детьми дошкольно возраста исследовательской деятельноти

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_zubchenkovoy_g.p.docx29.19 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие исследовательской активности  и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования»

        

Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать,     наблюдать.

В. Сухомлинский

Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.

В соответствии  с требованиями ФГОС дошкольного образования и с требованиями  к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. 

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.  В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

У детей дошкольного возраста, а особенно старшего возраста, исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира,  хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

           Наблюдая за детьми, мне часто приходилось видеть, что дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п., но в процессе ОД, дети часто бывают пассивны, с трудом сопоставляют различные факты и выдвигают гипотезы, несмотря на то, что с детьми осуществлялся процесс направленный на усвоение умений, развитие познавательной активности.

Поэтому, я пришла к выводу, что   педагогу важно в процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для самостоятельного поиска информации. На основании этого,  процесс развития исследовательской активности старших дошкольников   и  экспериментирования я решила  выстраивать  поэтапно на основе поиска и приобретения детьми  знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. 

          Важно развивать у детей внимание, мышление, речь, пробуждать интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.
Чтобы выполнить все эти задачи, надо было создать в группе условия для исследовательской активности детей. Эту работу я начала с построения предметно-развивающей среды, подбора литературы,  создания «Центра экспериментирования, с  соответствующим оснащением, что позволяет оказывать огромное влияние на познавательную активность детей, роста интереса дошкольников к экспериментированию. 

Здесь  дети проводят самостоятельную и совместную со взрослым исследовательскую деятельность. Одна из главных задач «Центра экспериментирования» как развивающей среды – научить детей задавать вопросы,  самостоятельно искать и находить на них ответы.  При этом обеспечена свобода выбора объектов экспериментирования, партнеров, схем, вариативных решений. 

В центре экспериментальной деятельности имеются
различные коллекции  («
Морские раковины»,  Чудо камни и др.); природный и бросовый материал. Подбор материалов для использования в центре экспериментальной деятельности осуществляется  непрерывно, с привлечением детей и их родителей.  Оснастили необходимым оборудованием центр «Песок и вода»,  изготовили разнообразный  дидактический материал и  лабораторное оборудование. 

В группе   создали игровой  центр (развивающие игры и упражнения), литературный центр «Хочу все знать!» (книги с познавательным содержанием, энциклопедии),  разработана картотека опытов и наблюдений.  Данный материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребёнка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым.

Без развития устойчивого, познавательного интереса у детей не будет желания экспериментировать самостоятельно, поэтому  стараюсь подбирать материал интересный, необычный, даже удивительный, ведь именно процесс удивления ведет за собой понимание.

В ходе проведения опытов и экспериментов с природными материалами метод проб и ошибок дает установку на то, чтобы ребенок сам осуществил процесс экспериментирования  («Что будет, если сделать так?»  «Придумай свое решение проблемы!»),  тем самым  стимулирую  его познавательную активность. Самостоятельному экспериментированию детей способствует использование карточек-схем. Схема проведения опытов изображена на карточке,  каждый ребенок имеет возможность проводить собственные опыты и быть  активным участником обсуждения. 

Организация самостоятельной экспериментальной деятельности ребенка, обеспечивающей его развитие, возможна при выполнении педагогом двух важных условий: стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включиться в реальный, фактически осуществляемый ребенком эксперимент. Во время опытов  принимаю демократическую - партнерскую  позицию: активно привлекаю внимание к экспериментированию, организовываю  проблемные ситуацию, а поиск  способов их решения предоставляю детям.  Моя задача не подавлять грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на вопросы "почему" и "как", что способствует развитию познавательной компетенции детей.

Например, предлагая детям задания  для развития умений наблюдать: предлагаю  рассмотреть какие-либо интересные и вместе с тем хорошо знакомые детям предметы, например, снежинки.  Рассмотреть, запомнить форму, цвет, зарисовать по памяти. А затем  рассказать о них в «телевизионной передаче» «Мир природы», «Прогноз погоды» и др.  (фокусы, прогноз погоды)

Материал  для опытов объединяю в  макроциклы: «Кудесница вода», «Чудеса песка», «Сила притяжения магнита», «Волшебство света». В каждом тематическом цикле предлагаю детям проблемные и проблемно-игровые ситуации, стимулирующие их  интерес к исследованию и  обеспечивающие  развитие исследовательских умений. (Ситуации: «Помоги достать гвоздик», «Авария - свет погас!»).  Для поддержки большего  интереса к экспериментированию, активности и развитию самостоятельности, некоторые проблемные ситуации формулирую от имени сказочных героев. Например,  по просьбе  Золушки, дети  решали проблему  капельки духов, которая куда-то исчезла;   Ивану Царевичу  дети предлагали свои варианты, как достать ключ из закупоренной бутылки;   в сказке «Морозко»  помогли найти «волшебную» печку  и т.д.

(Показ сюжета с использованием сказки).

Созданный в группе мини-музей  «Модели для опытов», используется детьми самостоятельно, так как  все  модели изготавливаются дома  родителями совместно с  детьми и способствуют  приобретению знаний о явлениях и объектах  («Фантан», «Как работают легкие человека», «Дождемер» и другие).

Детская исследовательская активность в  экспериментировании в последствии переходит в более широкое творчество в виде декоративного, прикладного искусства. Дети самостоятельно используют объекты экспериментирования (песок, магниты, соль и пр.) для изготовления и декорирования поделок, учитывая их свойства и качество.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. 
Наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает»  к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью мы проводим родительские собрания, консультации, на которых пытаемся объяснить, родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что  не надо делать за ребёнка его работу. Консультируем родителей на тему: «Экспериментальная деятельность дома». Так же разработали буклеты и памятки  для родителей:  «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию?»  «Как помочь маленькому исследователю?» «Занимательные опыты на кухне». Постоянно действует рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем!», в которой предлагаю родителям различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов.

Результатом этой работы служат интересные рассказы детей  и родителей о том, как они вместе изготавливали дома мыло, бумагу,  окрашивали ткань, изготавливали цветные льдинки. Родители рассказывают  своих детей, как активных творцов, способных добиваться поставленной цели.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими,  мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, уметь ориентироваться в окружающей обстановке.

Чем дальше и глубже идет исследовательская поисковая деятельность, тем более не насыщаемым становится интерес, тем больше радость и «жажда» познания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»

Статья о развитии исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования....

Презентация по теме: "Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования»

Презентация по теме: "Исследовательская деятельность детей старшего  дошкольного возраста в  процессе экспериментирования» ...

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.

Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников....

Опыт работы по теме: "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования"

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естес...

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. П...

Методическая разработка «Развитие инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности»

Очень полезный материал для музыкальных руковоителей, по развитию у детей  старших и подготовительных к школе групп, самостоятельности и инициативности в разных видах музыкальной деятельности, но...