«Детская журналистика как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста»
проект (подготовительная группа)

 Пугач Наталья Анатольевна

Детская журналистика способствует формированию исследовательских умений и навыков, основ научного мышления, деятельности, направленной на самостоятельное творческое познание, социальной уверенности. В результате данной деятельности дошкольники учатся ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом, журналистское расследование сформирует инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_detskaya_zhurnalistika.docx62.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида Малышка»open-book-by-the-wind_18-399

Педагогический проект

«Детская журналистика как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста »

    Автор: Пугач Наталья Анатольевна,

воспитатель

с. Выдрино

2019

Описание проекта и его обоснование

Актуальность

Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее.

По итогам мониторинга было выявлено: не все дети способны взаимодействовать с социальным окружением, не проявляют инициативу, не всегда способны задать правильно вопросы, не могут найти нестандартные решения в проблемных ситуациях. Для решения возникших проблем, для того чтобы дети были успешными, умело ориентировались в постоянно меняющемся мире, легко и быстро воспринимали информацию, анализировали ее, осваивали новое, находили неординарные решения в различных ситуациях, был разработан и успешно реализован проект "Детская журналистика как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".

Детская журналистика способствует формированию исследовательских умений и навыков, основ научного мышления, деятельности, направленной на самостоятельное творческое познание, социальной уверенности. В результате данной деятельности дошкольники учатся ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом, журналистское расследование сформирует инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства.

Уникальность данного проекта ещё и в том, что его можно  использовать для реализации любой образовательной области и в полной мере основываться на интегрированном подходе.

 Цель проекта: формирование исследовательских умений и навыков старших дошкольников

Задачи:

- развивать умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий.

-научить раскрывать причинно-следственные связи между явлениями окружающей действительности.

-научить строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами.

-развивать способность к экспериментированию и проведению ++

-использовать разнообразные формы общения, развивать монологическую и диалогическую речь, обогащать словарный запас.

-учить проявлять доверие и толерантность во взаимодействии; формировать организаторские способности, умения, навыки и действия работать по определённым игровым правилам, доводить начатое дело до конца.

-воспитывать умение работать в подгруппе и самостоятельно, координируя свои действия с действиями партнёров.

-привлечь к активному взаимодействию родителей старших дошкольников.

Исходными теоретическими основами для организации проекта являются:

  1. Основы журналистики Юрия Лобанова: жанры, виды, приемы написания статей, очерков, заметок и т.д.
  2. Упражнения, советы и рекомендации для начинающих Королева и Павлушкина

Возраст детей: 5-7 лет

Срок реализации: один год

Механизм реализации проекта

Работа в рамках проекта:

 1.Организационно-подготовительная  работа (первые две недели сентября):

Работа предполагает проведение первичной диагностики детей и анкетирование родителей, сбор материалов, подготовку атрибутики.

 2. Этапы с детьми (октябрь - май) включают три ступени работы, отличающиеся содержанием и решаемыми задачами.

  1. "Покажи мне, и я научусь"

На первом этапе предполагается сотрудничество педагога с детьми. Вместе мы изучаем теоретические основы журналистики, ищем темы, ставим задачи и решаем их.  

Поставленные задачи решаются в форме образовательной деятельности с использованием различных методов, таких как: моделирование ситуаций, наблюдения, развивающие и сюжетно-ролевые игры, тренинговые упражнения, импровизации, рассматривание иллюстраций и фотографий, беседы, обсуждения.

В ходе образовательной деятельности используются наглядные, проблемные, практические и словесные методы обучения.  Работа с детьми построена на коммуникативно – познавательной основе, что представляет детям творческую самостоятельность. Развитие речи, словесно – логического мышления, памяти и фантазии позволяет воспитывать самостоятельно мыслящую, творческую личность. Исследовательские умения и навыки формируются и совершенствуются в игровом общении: «Посмотри на мир чужими глазами», «Составь рассказ, используя данную концовку», «Тема одна – сюжетов много», «Угадай, кто я»,  «Звукооператор», «Журналист – профессия творческая» и  другие.

Большое внимание я уделяю организации режиссерской игры «Мы – журналисты», которая завоевала детское признание своим своеобразием и многообразием атрибутики, максимальной приближенностью к действительности. Ведь журналисты, ведущие различные телепередачи и делающие репортажи, – это ежедневные гости в квартире каждого ребенка. Дети запоминают их лица, узнают по манере говорить, пытаются им подражать. Поэтому игра «Журналисты» оказалась ближе и понятнее детям.

Также на этом этапе предлагается организация экскурсий на школьное телевидение и издательство газеты, встречи с интересными людьми. Работа эта проходит в соответствии с тематикой репортажа.

В ходе хорошо продуманной деятельности   дети учатся узнавать и различать виды и жанры журналистики, видеть ее особенности, высказывать свое мнение о ней, понимать ее назначение в жизни людей. Юные корреспонденты знакомятся с профессиями журналиста,  специального корреспондента, фоторепортера, звукооператора, художника, дизайнера, обозревателя, комментатора, актера, диктора, с особенностями их творческого труда.

Дети учатся самостоятельно, активно и целенаправленно брать интервью, последовательно рассматривать газетные жанры, соотносить увиденное с личным опытом, чувствами и представлениями.

В зависимости от тематики недели мероприятия включают в себя различные познавательные темы: «Профессии», «Животные Сибири», «Наше село», «Зимушка – зима» и т.д.

Проводится и индивидуальная работа с детьми: беседы на различные темы с каждым ребенком отдельно или моделирование различных ситуаций общения с небольшой группой детей (2-3 ребенка).

В качестве наиболее эффективного приема развития исследовательских умений и навыков я использую моделирование. Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение. Мной  были разработаны опорные карты-схемы, которые используются ребенком для воспроизведения или создания диалога.

Например, в процессе обучения детей умению брать интервью, им предлагаются карточки с изображенными на них картинками - символами. Вместе со мной ребята оговаривают возможные варианты вопросов, которые можно задать, опираясь на них. Затем, уже в ходе самого интервью, ребенок - корреспондент строит диалог, имея зрительную опору в виде картинок-символов.

Система проведения образовательной деятельности построена с учетом принципов последовательности и системности в формировании знаний, навыков и умений, в ходе которой у дошкольников закрепляется представление о том, что журналист – профессия творческая. Через ознакомление с журналистикой дети подводятся к пониманию того, что журналистика – это целая наука!

На первом этапе также проходит знакомство родителей с теоретическими основами журналистики: круглый стол "Журналист – профессия творческая", мастер-класс "Учимся брать интервью" и другие формы. В ходе проведения этих мероприятий родители знакомятся с профессией, с жанрами журналистики, учатся брать интервью. Такая работа с родителями помогает педагогу в реализации второго этапа.

  1. "Давай сделаем вместе"

На этом этапе дети сотрудничают с родителями. Они вместе ставят задачи и решают их. Ребенок, опираясь на те знания, которые получил в ходе первого этапа, пробует писать заметки, новости, а родители помогают выбирать темы, подбирать слова, получают новые знания от своих детей. Юные журналисты с родителями вместе взаимодействуют с социальным окружением: берут интервью, посещают мероприятия, о которых потом составляют заметки. Воспитатель проводит тренинги, где родители и их дети являются одной командой, учатся взаимодействовать, устанавливая партнерские отношения.  Проектирование  ориентировано на уникальные отношения «ребёнок-взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности, предполагающее общение на равных. Ребёнок выдвигает различные идеи, рассуждает, экспериментирует. Этот этап не только благотворно влияет на детско-родительские отношения, но и дает родителям новые знания, а у детей формируется чувство уверенности в себе.

  1. "Я могу применять свои знания сам"

На этом этапе дети уже самостоятельно ставят перед собой задачи, ищут решения, собирают материал без помощи взрослого, составляют новости, заметки, статьи, а взрослый оформляет их мысли на бумаге.  

3.Анализ полученных результатов (вторая половина мая).

 На данном этапе проводится итоговая диагностика и анкетирование родителей. Все данные анализируются. Родители получают дополнительные рекомендации, в проект вносятся коррективы.

Приоритетные направления работы с детьми:

  • Социализация детей, формирование адекватных возрасту способов и средств общения с взрослыми и сверстниками;
  • Сохранение психического здоровья;
  • Развитие речи и речевого общения;
  • Развитие познавательной сферы и расширение кругозора;
  • Развитие основных видов деятельности (предметной, орудийной, игровой, продуктивной, конструирование).

Оборудование:

  • Микрофоны,
  • компьютер,
  • блокноты,
  • ручки,
  • бейджики
  • журналистская атрибутика

НОД на первом этапе проводится в рамках кружковой деятельности в помещении с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.

Принципы проведения НОД:

  • наглядность;
  • доступность;
  • развивающий и воспитательный характер образовательного материала;
  • системность подачи материала.

Форма проведения: групповая

Структура и форма НОД

 НОД проводятся один раз в неделю. Длительность НОД - 30 минут

 В основную часть НОД входят игры и упражнения, которые дают детям возможность узнать теорию, практически применить свои знания,   свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.

Общая структура занятия:

  • ритуал приветствия;
  • дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика;
  • игры на взаимодействие со взрослым  и детьми;
  • проблемные ситуации, требующие нахождения нестандартных решений;
  • теоретический блок;
  • игры, направленные на формирование практических навыков;
  • ритуал прощания.

Диагностика

Первоначальная диагностика проводится с третьей недели сентября. Итоговая диагностика организуется в мае. Диагностика основывается на методе фиксированного наблюдения в естественных или моделируемых ситуациях  Результаты заносятся в карту наблюдения (Приложение № 1)

В начале и конце года проводится анкетирование родителей (законных представителей) (Приложение № 2 и 3), в течение года родители (законные представители) могут получить индивидуальные консультации.

Направления в работе с родителями (законными представителями):

1. Изучение теоретического материала.

2. Освоение приёмов и методов журналистского опыта.

3. Формирование детско-родительского взаимодействия.

Ожидаемые результаты

Ожидаемый результат в рамках проекта предполагает оценку результативности работы с детьми и родителями (законными представителями).

Ожидаемый результат в работе с детьми 

Ребёнок способен:

  • наблюдать и сравнивать, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий.
  • раскрывать причинно-следственные связи между явлениями окружающей действительности.
  • строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами.
  • использует разнообразные формы общения, может строить монологическую и диалогическую речь, имеет большой словарный запас.
  • проявляет организаторские способности, умения, навыки, действуют по определённым игровым правилам, доводят начатое дело до конца.
  • знают жанры и понятия журналистики.
  • умеют работать в подгруппе и самостоятельно, координируя свои действия с действиями партнёров.

Ожидаемый результат работы с родителями (законными представителями)

Родители (законные представители):

  • знают виды и жанры журналистики;
  • знают и применяют эффективные формы взаимодействия со своим ребёнком, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности;
  • проявляют активную позицию по вопросам взаимодействия с педагогом (задают вопросы, выполняют рекомендации).  

Календарный график реализации проекта

Содержание работы

Сроки реализации

Подготовить методический пакет материалов для работы с детьми и родителями (создание анкет, разработка НОД, подборка материалов для консультации родителей).

Первые две недели сентября

Первичная диагностика детей

Третья и четвертая неделя сентября

  1. Проведение непосредственно образовательной деятельности по темам:
  • «Мы – журналисты»;
  • «Журналист – профессия творческая»;
  • «Телестудия «Круглый год» и другие темы
  1. Беседы познавательного характера на темы:
  • «Что я знаю о профессии журналиста?»;
  • «О чем можно узнать по заголовку?»;
  • «Журналистика – целая наука»;
  • «Кто издаёт журнал?»;
  • «Интервью»
  • «Кто такой юнкор?»
  • Этикет телефонного разговора» и другие.
  1. Проведение экскурсий
  2. Изготовление вспомогательных карточек по изучению данной темы.
  3. Работа с практическим материалом: DVD – дисками, фотографиями, иллюстрациями, газетами, журналами, открытками.
  4. Проведение коммуникативных игр: «Продолжи предложение», «Измени слово», «Исправь ошибку», «Какой? Какая? Какие?», «Дай описание», «Подбери сравнение»,  «Скажи грамотно» и другие в соответствии с темой проекта.
  5. Выпуск газет
  6. Дидактические, сюжетно-ролевые игры
  7. Организация мини – музея «Журналистика – целая наука»

В течение года

Октябрь, ноябрь, декабрь

Декабрь

Октябрь

В течение года

В течение года

В течение года

В конце года

1.Проведение мастер-классов для родителей

2.Тренинги для формирования партнерского взаимодействия родителей и детей

3. Оформление родительского уголка: консультации, статьи, фотовыставка, игротеки (информация в течение года изменяется).

4.Создание домашней игротеки «Игры по журналистике».

Ноябрь, декабрь

Январь, февраль

В течение года

Декабрь

Вторичное анкетирование родителей, итоговая диагностика детей

Май

Оценка достижений намеченных результатов и отчётность

Оценка результативности ожидаемых результатов осуществляется воспитателем. С этой целью проводится диагностическое обследование на основе мониторинга по программе "От рождения до школы". Полученные результаты представляются на методическом совете ДОУ и являются основанием для оценки результативности проекта.

Для определения результативности проекта за 2018-2019 учебный год проведено диагностическое обследование и анкетирование родителей (законных представителей).

По итогам диагностики детей в начале и конце учебного года были получены следующие результаты:

Параметры

Начало года

Конец года

Количество детей, способных строить простейшие гипотезы, подтверждать их, иллюстрировать примерами

0 %

 

85 %

Количество детей, умеющих взаимодействовать  в подгруппе и самостоятельно, координируя свои действия с действиями партнёров.

40 %

100 %

Количество детей, проявляющих организаторские способности, умения, навыки, доводящие начатое дело до конца

50 %

80%

Количество детей, умеющих наблюдать и сравнивать, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий

40 %

90 %

Количество детей, способных строить диалоги с любым социальным окружением

30 %

90 %

По итогам анкетирования родителей (законных представителей) было выявлено:

1.У 100 % родителей (законных представителей) повысился уровень знаний по теории журналистики.

2. У 80 % родителей (законных представителей) улучшились детско-родительские отношения.

Кроме того, и родители, и дети отметили, что создание газет – это интересно, познавательно и развивает творческое, познавательное саморазвитие.

Работа в рамках проекта является результативной и социально-обоснованной. Правильно организованная журналистская исследовательская деятельность дала возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствовала воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Что в свою очередь является очень важным и необходимым для  успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся    социуме.      

Таким образом, инновационный образовательный проект стал неотъемлемой частью моей педагогической деятельности, он не только повышает профессиональный уровень, но и меняет подходы к воспитанию и обучению детей, раскрывает творческий потенциал. А самое главное – детям очень нравится заниматься этим трудным, но интересным делом.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".

Правильно организованная исследовательская журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоят...

Сообщение из опыта работы "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".

Изучая структуру современных инновационных технологий, я пришла к выводу, что одной из таких технологий является детская журналистика. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и вос...

Информационно-познавательный проект "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Одной из самых актуальных проблем современности является развитие исследовательских умений и навыков дошкольников, их  интеллектуально-творческого потенциала. Уникальность  проекта в том, чт...

Самообразование на тему: «Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста».

Расширение и повышение модели методической работы по повышению профессиональной компетенции в использовании педагогической технологии детская журналистика. ...

«Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Одной из самых актуальных проблем современности является именно развитие исследовательских умений и навыков дошкольников, их интеллектуально-творческого потенциала....

Статья Детская журналистика как средство формирования коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста

Детская журналистика как средство формирования коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста...

«Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитаннико...