Формирование исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Тухватуллина Вера Петровна
  • расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Тухватуллина Вера Петровна

Организация: МБДОУ «Юлдузский детский сад»

Населенный пункт: Республика Татарстан, Чистопольский район, п. Юлдуз.

Цель: развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
  • знакомить с различными свойствами воды;
  • развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, развивать навыки проведения лабораторных опытов;
  • помогать накоплению у детей конкретных представлений о значении воды в нашей жизни;
  • активизировать словарь детей;
  • формировать у детей элементарные географические представления.

Предварительная работа

  • Создание уголка по экспериментированию;
  • Познавательные занятия, развитие речи;
  • Чтение художественной литературы: энциклопедии, «Зеленые сказки» - Шорыгина Т.А.
  • Экологические праздники: «День Земли», «Волшебная вода»;
  • Конструктивные беседы.

Материал к занятию.

  • Глобус;
  • прозрачные стаканы;
  • мелкие кубики;
  • кубики льда;
  • термос, зеркало, гвоздь;
  • соль, сахар, крахмал, мука;
  • перманганат калия, раствор бриллиантовой зелени;
  • песок;
  • масло.

 

Ход занятия

- Ребята посмотрите на полу у нас какие-то мокрые следы, кто-то к нам приходил. Давайте пойдем по этим следам и увидим (дети на столе находят конверт)

-Нам прислали письмо, кто это сделал – не понятно. Прежде чем распечатать письмо отгадайте загадку:

Я и туча и туман

И ручей и океан,

Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу?

Дети отвечают.

Верно, от волшебницы воды. Достаем из конверта записку:

 

«Здравствуйте ребята, совсем заскучала я в своем водном Царстве. Так хочется повеселиться, поговорить! Вот и решила пригласить вас со мной в путешествие. Посылаю вам в подарок волшебную капельку. Она вам поможет, и я вас услышу и увижу».

 

Волшебная капелька предлагает нам посмотреть какой нашу планету из космоса космонавты ( показываются картинки)

- А что изображает глобус? (планету)

- А как называется наша планета? (Земля)

- Давайте рассмотрим, в какие цвета раскрашена наша планете?

- Что означает коричневый, голубой цвет?

Да ребята, большая часть нашей планеты покрыта водой – это реки, озера, моря и океаны.

- Давайте поиграем в игру: Назовите правильно – где меньше всего воды, а где больше? (лужа, ручей, озеро, река, океан)

- Может кто-то вспомнит и назовет некоторые их них? (Тихий, Северно-Ледовитый, Атлантический, Индийский, Черное море, Красное море, Азовское и далее)

- Где и какую воду вы сегодня видели?

- Для чего нужна вода?

- Как мы ее используем?

Вода одно из самых удивительных веществ на нашей планете и сегодня мы более подробно ознакомимся с ее свойствами.

Капелька приглашает вас в лабораторию.

- Знаете что такое лаборатория? (это место, где ученые проводят опыты и эксперименты)

Занимайте свои рабочие места.

 

1. Опыт: «Прозрачность»

На столе по 2 стакана 1 – с водой 2- с молоком

В оба стакана положить камушки. В каком стакане виден камушек? А в каком не виден?

Вывод: Вода прозрачна!

 

2. Опыт: «Форма воды»

На столе стаканы разной формы, блюдце, маленькие кубики.

Положите кубики в разные стаканы, их форма изменилась? – остались такими же, а вот с водой совсем по другому.

Давайте перельем воду, которая есть в любой сосуд. Посмотрите вода у нас та же самая, а вот форма у нее стала другой.

Вывод: Вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда в который ее наливают, а если пролить на пол – растекается лужицей.

 

3. Опыт: «Вкус и запах»

Предложить детям попробовать воду через соломинку. Есть ли у нее вкус? Предложить попробовать сок.

Вывод: Вода не имеет ни цвета, ни запаха, у нее нет вкуса.

 

4. Опыт: «Растворимость»

У каждого ребенка стаканы с водой и разные вещества (соль, сахар, мука, масло и т.д). Положить с стакан и размешать, что получается?

Вывод: в воде некоторые вещества растворяются, а некоторые нет.

 

Делать некоторые открытия дело не из легких поэтому в лаборатории бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немного отдохнуть. Давайте выйдем из своей лаборатории и пойдем на ковер.

 

Физкультминутка.

Разминая поясницу, мы не будем торопиться

Вправо-влево повернись, на соседа оглянись

Чтобы стать еще умнее

Мы слегка покрутим шеи

Раз и два, раз и два закружилась голова

Раз, два, три, четыре, пять

Ноги надо нам размять

Напоследок всем известно

Как всегда – ходьба на месте

От разминки польза есть

Что ж пора на место сесть.

 

Отдохнули ребята, тогда займем свои места в лаборатории и продолжим изучение воды.

 

5. Опыт: «Тонет-плавает»

Что произойдет, если в воду опустить гвоздь? А деревянную палочку?

Вывод: металл тонет, а дерево плавает.

 

6. Опыт: «Отражение»

На стол таз с водой.

Давайте по очереди заглянем в него. Что увидим? А если подуть – увидим свое лицо?

Вывод: Спокойная вода отражает предметы как зеркало.

 

Свойства воды

 

7. Опыт: «Пар»

Термос открыть и подставить зеркало. Видны капельки воды на зеркале.

Вывод: Пар – это тоже вода. Где дома можно увидеть пар?

 

8. Опыт: «Лед»

Я вам сейчас что-то раздам. Это лед, какой он? (холодный, твердый, тяжелый).

Подержите в теплой ладошке, что с ним происходит? Следовательно, что можно сказать про лед?

Вывод: Лед – это замерзшая вода.

9. Опыт «Жидкость»

А теперь прошу из одного стакана, перелить в другой стакан. Почему она перелилась?

Вывод: она жидкая.

 

10. Фокус

 

А сейчас я предлагаю вам поиграть с разноцветными капельками воды. Я сейчас капну на лист бумаги цветную капельку - возьмите трубочки и подуйте на нее, можно дуть на капельку в разных направлениях. Нарисуйте любой узор. Пофантазируйте немножко. Что у вас получилось?

Давайте подарим свои рисунки капельке, чтобы она передала их Волшебнице воде.

Что вы сегодня узнали нового?

Чего вы никогда не видели, и не слышали, а сегодня узнали?

Молодцы! Успешно справились с работой в лаборатории, замечательно провели опыты. А сейчас лаборатория закрывается.

 

Список использованной литературы:

  1. Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей «Чудо – всюду»
  2. Рыжова Н.А. «Волшебница – воды»
  3. Рыжова Н.А. «Воздух – невидимка»
  4. Бондаренко А.К. «Д/игры в детском саду»
  5. Фрейдкин И.С. «Ознакомление с неживой природой»
  6. Аванесова В.Н., Урадовских Г.В. «Ознакомление детей с некоторыми явлениями окружающей действительности»
  7. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. «Детское эксперементирование».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством включения в проектную деятельность"

Одной из оптимальных технологий, поддерживающих компетентно-ориентированный подход в образовании, можно считать метод проектов.Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию,...

Проект "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".

Правильно организованная исследовательская журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоят...

Сообщение из опыта работы "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".

Изучая структуру современных инновационных технологий, я пришла к выводу, что одной из таких технологий является детская журналистика. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и вос...

Информационно-познавательный проект "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Одной из самых актуальных проблем современности является развитие исследовательских умений и навыков дошкольников, их  интеллектуально-творческого потенциала. Уникальность  проекта в том, чт...

Самообразование на тему: «Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста».

Расширение и повышение модели методической работы по повышению профессиональной компетенции в использовании педагогической технологии детская журналистика. ...

«Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Одной из самых актуальных проблем современности является именно развитие исследовательских умений и навыков дошкольников, их интеллектуально-творческого потенциала....

«Детская журналистика как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Детская журналистика способствует формированию исследовательских умений и навыков, основ научного мышления, деятельности, направленной на самостоятельное творческое познание, социальной уверенности. В...